Четыре муфтия, дворник, обучивший Таджуддина, и убитый богослов: 30 лет ДУМ РТ в лицах
Живые и мертвые легенды уммы: вспоминаем и голосуем
Сегодня исполняется ровно 30 лет с официального создания духовного управления мусульман Татарстана. Именно 15 сентября 1992 года была зарегистрирована религиозная организация, которую возглавил муфтий Габдулла Галиуллин. С тех пор прошло немало времени, хотя большинство из действующих лиц той эпохи по-прежнему в строю. «БИЗНЕС Online» решил проиллюстрировать три десятилетия в лицах, которые определяли и определяют лицо ислама в современном Татарстане: от учителей нынешних муфтиев до молодых коран-хафизов, от «советских» имамов до талантливых каллиграфов. А наши читатели могут проголосовать за тех, чей вклад в жизнь уммы они считают самым значительным.
В 80-х Талгату Таджуддину пророчили быть последним муфтием страны, ислам, как и остальные религии, должен был исчезнуть. Сейчас Талгат хазрат полушутя любит повторять: «Их прогноз не сбылся, хвала Аллаху, теперь в России более 80 муфтиев»Фото: Олег Косов
Детище 90-х
Те, кто внимательно следит за выступлениями верховного муфтия России Талгата Таджуддина, наверное, обращали внимание на то, что хазрат, часто повторяя историю своего назначения на пост председателя духовного управления мусульман европейской части СССР и Сибири, которое произошло в 1980 году, вспоминает свой разговор с чиновником из совета по делам религии при совете министров Советского Союза. Представитель госоргана тогда, то ли сочувствуя, то ли иронизируя над Таджуддином, сообщил, дескать, вы, наверное, будете последним муфтием страны, ведь вскоре ислам, впрочем, как и остальные религии, в стране развитого социализма должен исчезнуть. Так вот, сейчас Талгат хазрат полушутя любит повторять: «Их прогноз не сбылся, хвала Аллаху, теперь в России более 80 муфтиев». Между тем вплоть до заката советской власти председатель ЦДУМ был единственным и непререкаемым авторитетом российских мусульман от Калининграда до Владивостока. О создании каких-то отдельных ДУМ, тем более объявления кого-нибудь муфтием, речи и не могло быть, но свои коррективы внес развал СССР и парад суверенитетов.
Первой ласточкой, примером для остальных, как раз и стало ДУМ РТ, созданное в 1992 году. 22 августа в Набережных Челнах состоялся, как его позже назовет первый муфтий Татарстана Габдулла Галиуллин, «инвестиционный» съезд, на котором было решено создать независимое от центра духовное управление мусульман Татарстана. Справедливости ради нужно сказать, что из 200 делегатов только одна десятая часть были представителями духовенства. Большинство составляли представители национального движения, в частности, партии «Иттифак» Фаузии Байрамовой и других организаций, которые выступали за суверенитет республики, в том числе религиозный. По логике, раз Татарстан — это государство, пусть и в составе России, значит, у него должен быть самостоятельный муфтият.
Партия «Иттифак» Фаузии Байрамовой и другие организации выступали за суверенитет республики, в том числе религиозный. Раз Татарстан — это государство, пусть и в составе России, значит, у него должен быть самостоятельный муфтиятФото: Владимир Зотов
Позже в Казани в помещении теперь уже не существующего кинотеатра «Тукай» состоялся учредительный съезд духовного управления мусульман Татарстана, на котором и был избран муфтий, им стал имам-хатыб мечети «Нурулла» (тогда и ныне «Печән базары» или мечеть Сенного базара) 38-летнийГалиуллин. Конкуренцию ему составлял имам мечети башкирского города Октябрьский Гусман Исхаков, младший брат супруги Галиуллина Рамзии. 15 сентября 1992 года в минюсте состоялась официальная регистрация созданной религиозной организации. Через 6 лет Исхакову все же удастся взять реванш и сесть в кресло высшего мусульманского лица республики, а пока он получает должность заммуфтия. Первым заместителем Габдуллы хазрата становится имам Голубой мечети Мансур Джалялетдин, создается пресс-служба, которую возглавила известная общественная деятельница и журналистка Альмира Адиатуллина, казыем стал имам казанской мечети «Султан» Камиль Бикчантаев.
Между тем Таджуддин не желает мириться с тем, что ключевой регион ушел из-под его влияния, и создает подконтрольное ему ДУМ РТ, штаб-квартира которого расположилась в самой древней мечети Казани Аль-Марджани, муфтием он назначил имама Зеленодольской мечети Габдельхамита Зиннатуллина. К слову, в свое время имамы требовали у Таджуддина переформатирования ДУМЕС из унитарной в федеративную организацию с духовными управлениями в регионах, которые бы подчинялись Уфе, но в то же время имели некую самостоятельность. Талгат хазрат же пришел к данному решению только после того, как от него начали отделяться региональные религиозные организации. Но, к сожалению для Таджуддина, его татарстанский муфтият оказался неэффективным, несмотря на кадровые перестановки, Таджуддин поменял Габделхамита хазрата на молодого богослова Фарида Салмана, который становится к этому времени имамом казанской мечети «Булгар», которая вместе с «Марджани» и Азимовской оставалась в подчинении ЦДУМ. Но постепенно эти оплоты детища Екатерины II также уходят из-под влияния шейхуль-ислама. Ситуация осложнялась тем, что в 90-е российское законодательство позволяло создавать религиозные организации всем, кому заблагорассудится. Например, депутат Госсовета РТ Фанавиль Шаймарданов зарегистрировал себя как председатель центрального духовного управления мусульман-ханафитов Татарстана, говорят, что были еще несколько таких «председателей».
В 2013-м мусульмане выбрали новым муфтием имама мечети «Тынычлык» казанского поселка Мирный 28-летнего Камиля Самигуллина, который по сей день является председателем духовного управления мусульман РТФото: «БИЗНЕС Online»
В итоге власти республики попросту не знали, с кем можно работать, поэтому возникла мысль объединить все эти муфтияты и создать один единственный. Так что «отцом-основателем» единого духовного управления считается первый президент Татарстана Минтимер Шаймиев, по чьей инициативе в 1998 году прошел «объединительный» съезд, на котором из 6 кандидатов (Бикчантаева, Галиуллина, Джалялетдина, Зиннатуллина, Исхакова и Салмана) депутаты «выбрали» Исхакова, ставшего на целых 13 лет лидером татарстанской уммы. В 2011 году его сменил бывший завотделом Тинчуринского театра Илдус Файзов, а в 2013-м мусульмане выбрали новым муфтием имама мечети «Тынычлык» казанского поселка Мирный 28-летнего Камиля Самигуллина, который по сей день является председателем духовного управления мусульман РТ.
И сегодня республику уже трудно представить без ДУМ РТ. Муфтият превратился в важное религиозное, просветительское и социальное явление. Здесь издают книги, обучают татарскому языку, занимаются благотворительностью. Пройдя через непростые времена, можно сказать, что республиканский муфтият во главе с муфтием Самигуллиным встречает свое 30-летие с определенной уверенностью в завтрашнем дне.
Первый муфтий Татарстана Галиуллин в 1992 году был единственным в республике религиозным деятелем, имеющим высшее богословское образование, и это было одним из главных его конкурентных преимуществ при выборе муфтия. Галиуллин окончил медресе «Мир-Араб» города Бухары, получил диплом о высшем образовании Ташкентского исламского института им. имама Бухари. В 1987–1992 годах трудился имамом мечети Аль-Марджани, но после того, как вошел в противоречие со своим шефом Таджуддином, был вынужден покинуть едва ли не самую статусную мечеть европейской части России. Габдулла хазрат берется за восстановление мечети 1849 года постройки «Печән базары» («Сеннобазарная»), которую при нем переименовывают в «Нурулла». В 2014 году мечеть по предложению президента РТ Рустама Минниханова вернула себе историческое название. 68-летний Галиуллин и по сей день является имам-хатыбом «Печән базары». (Фото: Владимир Зотов)
1993
Исхак Лутфуллин — мусульманский и общественный деятель
В 1993 году по инициативе Исхака Лутфуллина на шпиле символа Казани — башни Сююмбике — был установлен полумесяц. Подполковник Советской армии Лутфуллин после своей отставки воплотил мечту всей жизни — стать муллой и посвятить себя служению Богу. После окончания медресе в Уфе Исхак хазрат приступает к восстановлению Закабанной мечети Казани. Именно он на ее базе создает Казанское высшее мусульманское медресе им. 1000-летия принятия ислама, из стен которой вышли, например, Альбир Крганов и Илдус Файзов. Лутфуллин был активистом татарского национального движения, главным организатором возврата исторических мечетей города верующим. А в 1995 году он с группой учеников занял здание казанского медресе «Мухаммадия» и категорически отказался выходить до тех пор, пока это здание официально не вернут мусульманам. Власти Татарстана после некоторых колебаний уступили и передали здание верующим. Свой земной путь Исхак хазрат завершил в 2007 году в возрасте 65 лет. (Фото: info-islam.ru)
В 1994 году умер многолетний имам мечети Аль-Марджани Габдельхабир Яруллин. Хабир хазрат, как его называли прихожане, родился в 1905 году в деревне Ямашурма ныне Высокогорского района Татарстана, получил образование в медресе «Мухаммадия», а после ее закрытия — в другом учебном заведении, «Касымия». С 1926 по 1930 год успел послужить имамом в родной деревне, но был вынужден поменять профессию на светскую — столяра. В историю вошел как спаситель казанской мечети Аль-Марджани. Дело в том, что единственный на тот момент мусульманский храм остался в середине 60-х без своего настоятеля, поэтому власти поднимают вопрос о закрытии мечети. Многие аксакалы, прошедшие войну, тюрьмы и лагеря, опасаются вновь попасть под маховик репрессий. И тогда 62-летний Габдельхабир соглашается стать имамом, занимая этот пост вплоть до своей смерти. (Фото: Альфред Мухаметрахимов)
1995
Ахмадзаки Сафиуллин — мусульманский и общественный деятель, педагог
В 1995 году скончался наставник множества российских муфтиев Ахмадзаки Сафиуллин. Сафиуллин, родившийся в 1896 году в селе Кульбай-Мараса ныне Нурлатского района РТ, оканчивает медресе «Кизляу», считавшееся одним из лучших в Российской империи исламских учебных заведений. Уже там Заки хазрат показал свои незаурядные способности в освоении шариатской науки. Окончив медресе, он вернулся в родную деревню, чтобы служить имамом. Однако после революции ему пришлось бежать в Среднюю Азию, вернуться оттуда в Казань он смог только через 10 лет. Вплоть до выхода на пенсию трудился дворником и бондарем в Казанском зоопарке. На заслуженном отдыхе ходил в мечеть, где в 1966 году с ним знакомится временно отчисленный из единственного в СССР медресе в Бухаре 19-летний Талгат Тазеев, ставший в будущем верховным муфтием России Таджуддином. Он сумел уговорить 71-летнего Заки-бабая давать ему уроки. Как любил повторять на закате жизни сам Заки хазрат, Талгат был его первым за 40 лет и самым способным учеником. За один год интенсивного обучения он смог освоить столько материала, сколько остальные шакирды наставника будут с трудом брать за 5–6 лет. «Если положить на одну чашу весов ученых Университета аль-Азхар, а на другую — Заки-абыя, то мой устаз перевесит», — так Таджуддин, в свою очередь, оценивал уровень знаний своего наставника. Кроме Таджуддина Сафиуллин преподавал мусульманскую науку председателю ДУМ РФ Равилю Гайнутдину, муфтию РТ Исхакову и многим другим. Его память была увековечена в 2022 году в виде открывшейся мечети «Ахмадзаки», где есть и музей, посвященный богослову. Организатором строительства Дома Аллаха стал внук имама Марат Сафиуллин — главный налоговик Татарстана. (Фото: Олег Косов)
В 1996 году Мансур Джалялетдин становится имам-мухтасибом Казани, после чего занимает этот пост до его упразднения в 2015-м. 62-летний имам-хатыб мечети Аль-Марджани Мансур хазрат — один из авторитетнейших имамов не только республики, но и всей России. Главное его достижение — это создание первого и, возможно, единственного в своем роде в России исламского культурного центра им. Шигабутдина Марджани при возглавляемой им мечети. В него входит центр изучения Корана, музей татарского быта, магазин религиозных товаров, отель «Бал», хостел и кофейня «Кунак», кафе «Шамси» и многое другое. Благодаря доходам от заведений, расположенных близ мечети, удается содержать старейший мусульманский храм страны, который с момента своего создания не закрывался ни на один день. Джалялетдин и сегодня несет большую общественную нагрузку, он руководит казанским отделением совета аксакалов ДУМ РТ. (Фото: «БИЗНЕС Online»)
1997
Габдулхак Саматов — богослов, мусульманский деятель
В 1997-м медресе 1000-летия принятия ислама, одним из основателей и руководителей которого был Габдулхак Саматов, переехало в Розовую мечеть, где располагается и сегодня. Саматов вошел в историю татарстанской уммы как первый казый республики, избранный на объединительном съезде ДУМ РТ в 1998 году. Родившийся в 1930 году в селе Старое Ибрайкино ныне Аксубаевского района, он принципиально не вступал в октябрята, пионеры, комсомол. Зато всегда стремился к знаниям, одним из его учителей был знаток шариата Габдулхак Садыков. Несколько раз пытался окончить медресе «Мири Араб», в которое поступил совместно с Таджуддином, но все попытки вследствие противодействия властей окончились неудачно. Последний раз был исключен оттуда в 1968 году после того, как отказался сотрудничать с КГБ. Работал слесарем при мечети Аль-Марджани, познакомился с ее имамами Яруллиным и Сафиуллиным. В 1981 году сам стал имамом, возглавлял мечети в Альметьевске, Оренбурге, а также Чистополе. В 1990 году совместно с Лутфуллиным стоял у истоков Казанского высшего мусульманского медресе им. 1000-летия ислама, преподавал в нем. Умер в 2009 году, похоронную молитву (джаназа-намаз) над усопшим совершил лично Талгат хазрат. (Фото: dumrt.ru)
1998
Гусман Исхаков — муфтий Татарстана (1998–2011)
Исхаков стал известен широкой общественности как раз в 1998 году, после объединительного съезда ДУМ РТ, где его избрали муфтием Татарстана. Родился он в 1957 году в семье известной казанской проповедницы Рашиды Исхаковой. В 1982-м после окончания медресе «Мир Араб» в Бухаре работает ответственным секретарем ДУМЕС, с 1985 по 1994 год — имам-хатыб центральной мечети города Октябрьский Башкортостана. В 1994-м возвращается в Казань, где сначала становится первым заместителем муфтия РТ. Именно Исхаков создал структуру современного татарстанского муфтията, состоящую из различных комитетов, был первым ректором Российского исламского университета. Он дольше всех из бывших и действующих лидеров централизованной религиозной организации стоял у ее руля, но в 2011 году был вынужден уйти со своего поста, согласно официальной формулировке, по состоянию здоровья. Уникальность Гусмана хазрата в том, что на протяжении всех 13 лет он умудрялся находить финансы для содержания ДУМ РТ, не прибегая к помощи государства. После своей отставки занимался благотворительностью, писал книги, а в 2019 году вновь поступил на духовное служение, став имам-хатыбом казанской мечети «Бишбалта». (Фото: Альфред Мухаметрахимов)
1999
Ильдус Файзов — муфтий Татарстана (2011–2013)
В 1999 году будущий муфтий РТ Ильдус Файзов был назначен заведующим отделом призыва и пропаганды духовного управления мусульман Татарстана. Родившийся 29 января 1963 году будущий третий по счету муфтий ДУМ РТ изначально не планировал становиться служителем культа. Выпускник Казанского театрального училища в течение 9 лет служил заведующим отделом в театре им. Тинчурина. Но в конце XX века он покинул Храм Мельпомены, поступил в медресе им. 1000-летия принятия ислама, а затем занял и ту самую первую должность в республиканском муфтияте. За год до отставки Исхакова становится его заместителем в муфтияте. А в 2011-м на внеочередном съезде ДУМ РТ Файзова избирают муфтием Татарстана. Новый председатель меняет кадровый состав возглавляемого им духовного управления, объявляет курс на борьбу с представителями нетрадиционного ислама, наживает себе немало недоброжелателей… 19 июля 2012 года был взорван автомобиль, за рулем которого находился муфтий РТ, Файзов выжил, но получил ранения. В марте следующего года он подал заявление об отставке, как и его предшественник, с формулировкой «по состоянию здоровья». В настоящее время служит имам-хатыбом казанской мечети «Булгар», приход которой возглавляет с 2004 года. (Фото: kremlin.ru)
2000
Джалиль Фазлыев — главный казый ДУМ РТ
В 2000-м Джалиль Фазлыев избран главным имам-мухтасибом Татарстана. Главный мулла республики или имам-мухтасиб Татарстана Джалиль хазрат также долгие годы был главным казыем, т. е. шариатским судьей ДУМ РТ. 65-летний священнослужитель — автор десятка книг о нравственном воспитании, имеет большой жизненный опыт и звание заслуженного экономиста ТАССР, работая главным экономистом родного совхоза «Бурбаш» и заместителем директора по коммерции. Параллельно начинал заниматься возведением мечети, в которой сам же и стал имамом. Знания получал у известных на тот момент богословов, в том числе у главного казыя Татарстана Габдулхака Саматова, который в 2006 году ушел в отставку и порекомендовал на свое место Фазлыева. Джалиль хазрат ведет активную деятельность, является инициатором создания мусульманского пансионата в селе Бурбаш, разъезжает с проповедями по стране. (Фото: «БИЗНЕС Online»)
2001
Фарид Салман — богослов, теолог
До 2001 года Фарид Салман занимал все еще существовавшую должность муфтия Татарстана в составе ЦДУМ Таджуддина. Ныне 53-летний Салман (Фарид Адибович Хайдаров) был одним из кандидатов на пост муфтия на объединительном съезде ДУМ РТ в 1998-м. Он известный ученый-теолог, автор многочисленных трудов по теологии и богословию. Выпускник исторического факультета КГУ, после окончания которого работал в вузе в археографической лаборатории, а также в татарском отделе Госархива РТ. В совершенстве владеет арабским языком и несколькими его диалектами, переводит с английского, персидского, турецкого и османского. Обучался в Ливане и Сирии, преподавал в медресе при мечетях «Нур Ислам», Аль-Марджани. В 1992 году назначен на должность заместителя муфтия ДУМ Татарстана – руководителя международного отдела. Был муфтием Ямало-Ненецкого автономного округа (ЦДУМ России) и заместителем верховного муфтия ЦДУМ по информационной работе. В настоящее время муфтий Салман — директор центра исследований Священного Корана и Пречистой Сунны. (Фото: «БИЗНЕС Online»)
2002
Илдар Баязитов — председатель совета благотворительного фонда «Ярдам-Помощь»
В 2002 году Илдар Баязитов стал имам-хатыбом мечети «Сулейман», что в казанском поселке Левченко. Там Баязитов и начинает работу по реабилитации людей с ограниченными физическими возможностями. В «Сулеймане» открываются курсы для глухонемых, незрячих, функционирует центр социальной помощи «Икрам»… В 2007 году Илдар хазрат становится председателем совета общенационального благотворительного фонда «Ярдам-Помощь». В 2013-м была сдана в эксплуатацию мечеть «Ярдэм», при которой функционирует знаменитый на всю страну учебно-реабилитационный центр. Сотрудники ДУМ РТ также ведут просветительскую деятельность в исправительных учреждениях республики, в результате чего сегодня во всех колониях Татарстана есть мечети и работают специально подготовленные имамы от муфтията. А Баязитов также имам-мухтасиб Московского и Кировского районов Казани. (Фото: «БИЗНЕС Online»)
2003
Альмира Адиатуллина — журналист, общественный деятель
Первый пресс-секретарь ДУМ РТ Альмира Адиатуллина в 2003 году добилась права мусульманок сниматься в платках на паспорт, это решение было закреплено Верховным судом РФ. Уроженку Башкортостана, скончавшуюся в 2021-м на 84-м году жизни, называют человеком, заложившим основы татарской исламской журналистики. Именно она начала первой делать публикации на религиозные темы, а в 1992 году после создания ДУМ РТ возглавила его пресс-службу. Она была редактором газеты «Муслима», мечтала построить мечеть «Сююмбике», активно участвовала в национальном движении, даже была номинирована на Нобелевскую премию. Вплоть до конца жизни не прекращала трудовую деятельность на поприще ислама, была сотрудницей фонда «Ярдам-Помощь». (Фото: «БИЗНЕС Online»)
2004
Дамир Шагавиев — исламовед
В 2004 году Дамир Шагавиев начал свою профессиональную научную карьеру, став младшим научным сотрудником института им. Марджани. Родился в Казани в 1973 году, учился в Казанском государственном университете, а в 1993-м поступил во вновь открытое казанское медресе «Мухаммадия». С 1995 года учился на факультете исламских и гуманитарных наук Международного исламского университета Малайзии в Куала-Лумпуре. Ученик Валиуллы хазрата Якупова, один из лучших исламских преподавателей в Татарстане. Один из лучших исламоведов РТ — член совета улемов ДУМ РТ, преподает в БИА и РИИ. К слову, даже за границей Шагавиев преподавал основы ислама студентам из бывшего СССР. В 2010 году защитил кандидатскую работу по теме «Роль Шигабутдина Марджани в развитии татарской богословской мысли XIX века». Наш герой пишет научные труды, статьи, учебные пособия и является одним из составителей, редакторов, переводчиков, комментаторов «Антологии татарской богословской мысли» — многотомной серии, включающей произведения крупнейших татарских мыслителей. (Фото: dumrt.ru)
2005
Ильяс Зиганшин — директор медресе им. 1000-летия принятия ислама
В 2005 году ректор (ныне директор) Казанского высшего мусульманского медресе им. 1000-летия принятия ислама Ильяс Зиганшин официально на всероссийском уровне запускает проект «Остазларның кадерен бел, остазларның каберен бел» («Цени наставника, когда он жив, не забывай его могилу после кончины»). В день памяти наставников шакирды медресе и религиозные деятели на кладбище Ново-Татарской слободы поминают похороненных здесь известных богословов как прошлого, так и ушедших от нас относительно недавно. Эта акция проводилась еще в 90-х годах прошлого века, но в 2005-м приобрела всероссийский характер, гостями были как республиканские, так и федеральные муфтии. С тех пор традиция сохраняется. Сам Ильяс хазрат в 1992 году окончил вечернее медресе в Ульяновске и поехал учиться в Казань в Казанское высшее мусульманское медресе им. 1000-летия принятия ислама. Учась там, стал работать комендантом общежития, а в 1998 году Зиганшин становится его ректором. Основное направление работы медресе — подготовка кадров для сельских мечетей, преподавание и воспитание ведется на татарском языке. Долгие годы при муфтии Исхакове Ильяс хазрат был руководителем аппарата ДУМ РТ. На сегодняшний день он директор медресе и имам-хатыб Розовой мечети, где располагается учебное заведение. (Фото: «БИЗНЕС Online»)
2006
Рафик Мухаметшин — ректор Российского исламского института
В 2006 Рафик Мухаметшин стал ректором Российского исламского университета (ныне Российского исламского института), который возглавляет и по сей день. В нулевые карьера уже известного на тот момент казанского историка сделала крутой зигзаг. Он не только издал свои фундаментальные труды «Татары и ислам в XX веке» и «Ислам в общественной и политической жизни татар и Татарстана», но и стал одним из самых уважаемых людей в умме республики. В 2017 году стал первым ректором Болгарской исламской академии, а сейчас продолжает курировать данную сферу в качестве руководителя влиятельного совета по исламскому образованию РФ. Еще одна из многочисленных должностей 67-летнего доктора политических наук — зампредседателя ДУМ РТ по образованию. (Фото: «БИЗНЕС Online»)
2007
Рустам Батров — мусульманский и общественный деятель
В 2007 году экс-имам-хатыб Ярославской Соборной мечети и бывший редактор журнала «Минарет» Рустам Батров переезжает в Казань и становится проректором РИИ, а также председателем совета улемов ДУМ РТ. В 2013-м избирается первым заместителем председателя татарстанского муфтията. Вскоре становится постоянным колумнистом «БИЗНЕС Online». Именно в нашей газете вышли десятки статей Батрова, которые широко обсуждались в умме далеко за пределами Татарстана. По мнению нашего героя, религия как институт должна быть адекватна времени, соответственно, некоторые из постулатов ислама, адекватные временам Средневековья, в наши дни не могут быть применимы. Сегодня 44-летний «анфан террибль» ДУМ РТ продолжает проявлять себя как публицист и эксперт в вопросах ислама. (Фото: «БИЗНЕС Online»)
2008
Камиль Самигуллин — муфтий Татарстана (с 2013 года)
В 2008 году экс-шакирд медресе «Мухаммадия», бывший студент Северо-Кавказского исламского университета в Махачкале и ученик стамбульского медресе при мечети «Исмаил ага» Камиль Самигуллин был избран имамом мечети «Тынычлык» в казанском поселке Мирный. В 2011-м молодой имам возглавил издательский отдел ДУМ РТ. А 17 апреля 2013 года, в 28 лет, он становится председателем духовного управления мусульман Татарстана. Сегодня идет уже третий срок Камиля хазрата в качестве муфтия республики. Самигуллин пришел в муфтият в непростое для религиозной организации время, но ДУМ РТ довольно быстро смогло преодолеть смутное время, и сегодня здесь реализуется целый ряд прорывных проектов для всей российской уммы. Например, ИД «Хузур» — детище Камиля хазрата, превратившееся в один из крупнейших мусульманских медиахолдингов в стране. Единственный коран-хафиз среди действующих муфтиев в России, он, конечно, видит приоритет работы ДУМ РТ в изучении Корана. В России впервые в истории был составлен и издан Коран по современным международным стандартам. В копилку достижений Камиля хазрата можно внести и инфраструктурное развитие медресе «Мухаммадия», которое к своему 140-летию обрело два новых учебных корпуса и общежитие. Эксперты называют Камиля хазрата также и одним из главных защитников татарского языка, по сути, сегодня мечети стали последним форпостом в его сохранении. Что же до критики, то обычно говорят о том, что нынешний муфтий РТ максимально тесно сотрудничает с государством, по сравнению с предшественниками, но в сегодняшних условиях это и позволяет муфтияту чувствовать себя уверенно и строить планы на будущее. (Фото: dumrt.ru)
2009
Марат Марданшин — руководитель медресе «Фанис»
В 2009 году Марат Марданшин защитил диссертацию «Сунгатулла Бикбулатов как педагог и историк» в АН РТ, став кандидатом исторических наук, что не так часто бывает у татарских имамов. Марданшин родился 14 сентября 1969 года в Ютазинском районе. Окончил Башкирский государственный педагогический университет. Марат хазрат участвовал в событиях создания ДУМ РТ. В 1992 году инициировал создание Ютазинского мухтасибата и возглавляет его уже 30 лет. Стоит у истоков создания в 2007 году и является бессменным руководителем медресе «Фанис» в Уруссу — одного из лучших в Татарстане. Его стараниями в 1999 году построена Центральная мечеть там же, в райцентре Ютазинского района. Более 10 лет он казый юго-востока республики. Марданшин инициировал внедрение в деятельность казыев ДУМ РТ системы медиации как способа регулирования споров. Ежегодный всероссийский конкурс чтецов Корана — также его детище. (Фото: dumrt.ru)
2010
Рамиль Насыбуллов — директор центра арабской каллиграфии при Российском исламском институте
В 2010 году Рамиль Насыбуллов основал центр арабской каллиграфии при Российском исламском институте. 47-летний Насыбуллов — редкий, очень ценный и искусный хаттат (каллиграф). У него за плечами высшее религиозное образование, иджазы по всем классическим стилям, специальность по дизайну, множество авторских статей и научных трудов по арабской классической каллиграфии. Интерьеры самых красивых мечетей нашей республики созданы его руками: Белая мечеть в Болгаре, «Ирек» в Казани и многие другие. Он также известен не только как каллиграф, но и как орнаменталист, а также исследователь в области технологий производства книг, обработки металлов и дерева, принципов шитья восточной одежды, изготовления восточных музыкальных инструментов, ювелирного дела, исторической реконструкции, исламских и татарских искусств. А еще он обладатель иджазы по изготовлению азиатских лук (искусство Кеманкари). Несколько лет назад Насыбуллов даже преподавал индонезийское боевое искусство пенчак-силат «Харимау» — мусульманский аналог карате. Кроме того, Рамиль хазрат делает тугры, его работы есть у очень многих глав государств, включая Владимира Путина. (Фото: dumrt.ru)
2011
Камиль Бикчантаев — имам-хатыб мечети «Султан»
В 2011 году один из самых активных имамов республики Камиль Бикчантаев в очередной раз выдвинул свою кандидатуру на пост муфтия Татарстана. Имам-хатыб казанской мечети «Султан» Бикчантаев в свои 66 лет имеет богатый бэкграунд религиозного деятеля. Имеет блестящее исламское образование, обладает философским мышлением и своеобразной манерой проповеди. В 1992 году стал первым казыем созданного духовного управления мусульман Татарстана. Широко известен в татарстанской умме как человек, много раз выдвигавший себя на высшие духовные посты в ДУМ РТ, начиная с выборов муфтия в 1998-м. Кроме того, в разные годы выставлял свою кандидатуру на должность главного казыя, первого заместителя муфтия. Сегодня продолжает руководить приходом Султановской мечети. (Фото: «БИЗНЕС Online»)
2012
Валиулла Якупов — заместитель председателя ДУМ РТ (до 2012 года)
В 2012-м Валиулла Якупов погиб в результате теракта, ему было 48 лет, богослов был на пике своей активности. Татарстанская умма знала Якупова как крупного религиозного и общественного деятеля, имама Апанаевской мечети, историка и исламоведа. Он долгие годы занимал пост зампреда ДУМ РТ по работе с государственными структурами. В 1991 году Якупов создал и возглавил старейшее в России мусульманское издательство «Иман», которое выпустило свыше 1 тыс. наименований книг исламской направленности — богословские труды, популяризаторскую и историческую литературу. Являлся шеф-редактором нескольких религиозных публицистических изданий: газеты «Иман» (на татарском языке), «Вера», журнала «Мусульманский мир», «Иманнуры» (на татарском языке). Ежегодно в день его смерти мусульмане на кладбище, где похоронен Валиулла хазрат, совершают обряд поминания, а в день его рождения, 4 сентября, в Казани проходят «Якуповские чтения». (Фото: «БИЗНЕС Online»)
2013
Айрат Аюпов — глава совета аксакалов ДУМ РТ
В 2013 году Айрат Аюпов возглавил совет аксакалов ДУМ РТ, которым руководит и по сей день. Аюпов родился 7 апреля 1949 года. Религиозное образование получил после выхода на пенсию, а светское — в 1972 году, окончив нефтяной факультет КХТИ. До того как возглавить совет аксакалов ДУМ РТ, был имам-мухтасибом Нурлатского района Татарстана. Именно по его инициативе в 2017 году останки казанских ханов Махмуда и Мухаммед-Амина перенесли из подвалов Академии наук РТ в специальную усыпальницу возле башни Сююмбике. В этом году совет аксакалов ДУМ РТ активно дискутировал с Госалкогольинспекцией РТ, глава которой призвал расширить сеть продаж спиртных напитков в сельской местности для борьбы с контрафактом. (Фото: «БИЗНЕС Online»)
2014
Гильмулла Халиуллин — мусульманский и общественный деятель
В 2014 году умер Гильмулла Халиуллин — инициатор строительства 6 мечетей и 2 медресе в Татарстане. Халиуллин родился в 1932 году в деревне Ташкичу Буинского района ТАССР. После выхода на пенсию в 1992 году поступил в медресе им. 1000-летия принятия ислама в Казани, а затем стал муэдзином казанской мечети «Нурулла». В 1995 году Халиуллин возглавил инициативную группу по строительству мечети «Медина». Вскоре мечеть была построена, а через несколько лет на ее территории было возведено медресе. Кроме того, он стал инициатором строительства мечетей в Васильево, Куюках, а также на своей малой родине — в Буинском районе РТ. Всего благодаря Халиуллину появилось 6 новых мусульманских храмов. В ДУМ РТ он был негласным консультантом по строительству культовых сооружений. Перед тем как начать возводить мечеть, ходоки со всего Татарстана спрашивали совета у Гильмуллы хазрата. Он также автор книги «Иманлы юл», которая стала путеводной звездой для многих молодых имамов. (Фото: dumrt.ru)
2015
Рамазан Курамшин — коран-хафиз
В 2015 году по инициативе муфтия РТ был запущен любопытный проект — непрерывное чтение Корана в мечети Кул-Шариф, которое реализует Рамазан Курамшин. Уроженец Ташкента, 44-летний имам-хатыб мечети «Жемчужина веры Фатима», коран-хафиз Курамшин — один из первых выпускников РИИ, окончил также египетский университет «Аль-Азхар». Непрерывное чтение Корана в казанской мечети Кул-Шариф и в Белой мечети в Болгаре — уникальный проект для России. 2 января 2015 года в главном мусульманском храме Татарстана начался хатм Корана, с этого момента и до сегодняшнего дня чтение не прерывалось ни на минуту, кроме времени совершения пятикратного намаза, и продолжается по состоянию на 15 сентября 2022 года уже 2 тыс. 810 дней. Чуть позже, 14 июня 2015 года, в городе Болгаре также начался хатм Корана. 15 сентября 2022 года чтению Корана татарскими хафизами в Болгаре исполнится 2 650 дней. Всего же за всю историю совершения хатма Корана в нем успели принять участие 40 хафизов. Организацией этой работы продолжает заниматься Курамшин. (Фото: dumrt.ru)
2016
Нияз Сабиров — имам-хатыб Апанаевской мечети
В 2016-м вышел документальный фильм о татарских ишанах (руководителях суфийских тарикатов), одним из авторов которого стал Нияз хазрат Сабиров — один из самых уважаемых и известных татарских религиозных деятелей — имам-хатыб Апанаевской мечети, член совета улемов ДУМ РТ, доцент кафедры исламской теологии РИИ. Ему 38 лет, Сабиров является продолжателем суфийских традиций, написал монографию «Роль суфийских традиций в развитии татарской общественной мысли XVII–XVIII веков», сборники проповедей, многочисленные научные статьи о татарском богословском наследии. Очень ценны и снятые документальные телевизионные фильмы Нияза хазрата о Марджани, Баруди и других. Сабиров продолжает работу покойного Валиуллы хазрата Якупова в культурно-просветительском центре «Иман» при Апанаевской мечети, где прихожан обучают основам ислама, знакомят с историей и культурой татарского народа, а также переводят и издают исламскую литературу, в том числе труды татарских богословов. (Фото: «БИЗНЕС Online»)
2017
Харис Салихжан — имам мечети «Хэтер» музейно-общественного центра МВД по РТ
В 2017 году Харис Салихжан стал первым лауреатом Тукаевской премии из нынешних имамов. Ветеран Великой Отечественной войны Салихжан родился 30 июля 1927 года в деревне Чутай Балтасинского района Татарстана. Полковник милиции в отставке после выхода на заслуженный отдых окончил медресе им. 1000-летия принятия ислама, служил имамом в различных приходах Казани, в 2007 году, когда министром МВД по РТ был Асгат Сафаров, возглавил мечеть «Хэтер» музейно-общественного центра МВД по РТ. Его прихожане — действующие сотрудники правоохранительных органов. За книги «Религия и наука» (2012), а также «Светские и духовные мотивы в творчестве Пушкина, Тукая и проблемы нравственного воспитания сегодня» (2008) он и получил премию им. Тукая — высшую культурную награду республики. В настоящее время самый пожилой действующий имам РТ. (Фото: dumrt.ru)
2018
Рушан Юсупов — коран-хафиз
В 2018 году Рушан Юсупов в Триполи защитил магистерскую диссертацию по 10 кираатам (видам чтения Корана). Сегодня Юсупов — преподаватель центра хафизов Корана, первый в России, кто овладел 10 кыраатами. Родился 7 февраля 1987 года в Казани. После окончания школы с 2003 по 2005 год учился в Буинском медресе, затем в РИИ в центре подготовки хафизов Корана (тахфиз), потом уехал за границу. По возвращении стал преподавателем специальной программы по подготовке хафизов Корана по 10 кыраатам. Программа стартовала в 2020 году по инициативе муфтия РТ. Сейчас Юсупов уехал продолжать обучение в Египет, но занятия по программе продолжаются. (Фото: dumrt.ru)
2019
Рустам Нургалеев — ученый секретарь совета улемов ДУМ РТ
В 2019 году Рустам Нургалеев стал одним из первых докторов исламских наук первого выпуска Болгарской исламской академии. 41-летний Нургалеев является ученым секретарем совета улемов ДУМ РТ, он окончил университет «Аль-Азхар» по специальности «исламское право». Заслуги Нургалеева связаны с развитием исламской финансовой инфраструктуры в России, при его непосредственном участии успешно реализовано несколько исламских банковских продуктов. Кроме того, Рустам хазрат принял непосредственное участие в создании основополагающего документа ДУМ РТ — «Положения об исполнении богослужений и религиозных обрядов имам-хатыбами ДУМ РТ». Документ, по своей сути, важный механизм сохранения традиций ханафитского мазхаба в Татарстане. (Фото: dumrt.ru)
2020
Ришат Хамидуллин — руководитель издательского дома «Хузур»
В 2020 году издательский дом ДУМ РТ «Хузур» запускает первое онлайн-медресе на татарском языке. Проект оказался настолько востребованным, что его «шакирдами» стали 50 тыс. татарских пользователей из разных уголков мира. 46-летний Ришат Хамидуллин — заместитель муфтия Татарстана по информационной политике — возглавляет «Хузур» с первых дней его создания в 2014-м. «Хузур» ежегодно издает до 100 наименований книг. Бестселлерами ДУМ РТ по-прежнему остаются смысловые переводы Корана «Кәлам Шәриф. Мәгънәви тәрҗемә» на татарском языке и «Калям шариф. Перевод смыслов» на русском. Однако сегодня книжное издательство «Хузур» уже переросло в один из крупнейших мусульманских медиахолдингов России. Здесь, помимо книгопечатного дела, реализуются крупнейшие просветительские проекты ДУМ РТ: исламский телеканал «Хузур ТВ», электронная библиотека Darul-Kutub, радио «Азан», информационно-аналитический портал «Ислам тудей», журнал «Шура» и многие другие медиапроекты. Хамидуллин — один из авторов идеи создания документально-художественного фильма «Ибн Фадлан», ставшего заметным событием на недавнем казанском международном фестивале мусульманского кино. (Фото: «БИЗНЕС Online»)
2021
Габдельхамит Зиннатуллин — имам-мухтасиб Зеленодольского района
В 2021 году Габдельхамит Зиннатуллин в качестве имам-мухтасиба Зеленодольского района провел мероприятия, посвященные 40-летию со дня основания зеленодольской мечети «Тарихи», которую он возглавлял с момента основания. Муфтий Татарстана от ЦДУМ и кандидат на кресло председателя ДУМ РТ во время объединительного съезда в 1998-м, коренной казанец Зиннатуллин родился 2 сентября 1954 года в Казани. Его отец — имам Азимовской мечети Габдерауф Зиннатуллин. Окончив в 1974 году школу, наш герой устраивается на завод радиоприборов слесарем-сборщиком. Параллельно с работой он продолжает самостоятельно получать религиозные знания. В 1974 году по настоянию Таджуддина, который тогда еще работал имам-хатыбом мечети Аль-Марджани, отправляется в Бухару в знаменитое медресе «Мир-Араб». В 1980 году возвращается в Казань. Там ему поступает предложение возглавить службу в строящейся мечети в Зеленодольске. Примечателен тот факт, что именно Соборная мечеть Зеленодольска была первой возведенной в Татарстане в годы советской власти. В 1981 году завершается строительство мечети, и Габдельхамит хазрат становится имам-хатыбом. Долгие годы считался лучшим чтецом Корана среди «советских» имамов, поэтому на всех мероприятиях именно Габдельхамиту хазрату негласно поручалась рецитация Священной Книги. (Фото: dumrt.ru)
2022
Булат Мубараков — имам мечети «Ахмадзаки»
В 2022 году Булат Мубараков стал имамом новой открывшейся мечети «Ахмадзаки», посвященной памяти Ахмадзаки Сафиуллина. 40-летний Мубараков — один из самых перспективных, образованных хазратов в Татарстане, представитель новой формации священнослужителей. Коран-хафиз, обладатель иджазы по хатту «Насх», переводчик текстов, блестящий специалист-шариатчик, владеющий татарским, арабским и турецким языками, возглавляет ключевое направление деятельности в ДУМ РТ — научно-богословское. Одновременно он является казыем Казани, членом совета улемов ДУМ РТ. Именно его голос слышат позвонившие в кол-центр «Даруль-ифта» ДУМ РТ, получая религиозную консультацию на высшем уровне. Мубараков является одним из авторов перевода Корана «Кәлам Шәриф. Мәгънәви тәрҗемә» и «Калям Шариф. Перевод смыслов», а также разработчиком основополагающего документа ДУМ РТ — «Положения об исполнении богослужений и религиозных обрядов имам-хатыбами ДУМ РТ», которое больше известно как «Нигезләмә». Мубараков — один из первых российских сертифицированных шариатских экспертов AAOIFI в области исламских финансов. В прошлом году дебютировал как актер, снявшись в популярном турецком сериале Payitaht Abdülhamid, где сыграл роль муфтия Мухамедьяра Султанова, возглавлявшего оренбургское магометанское духовное собрание с 1886 по 1915 год. (Фото: dumrt.ru)
«что республиканский муфтият во главе с муфтием Самигуллиным встречает свое 30-летие с определенной уверенностью в завтрашнем дне». Благодаря Рустаму Нургалиевичу у Самигуллина есть уверенность…
Есть ощущение, что свои же гадят. Могу ошибаться, но вы случайно не та самая обиженная выпускница Мухаммадии, которая раздает интервью о том, как там всё плохо с общежитиями, и недовольная новыми назначениями в медресе? Вроде мусульманка, а фитной страдаете. Отпустите ситуацию и ступайте с миром. Всевышний сам всё расставит на свои места.
Да,да, предлагаю новый рейтинг :автобиографический.....Список мулл, бывших секретарей райкомов и парткомов, бывших лекторов обществ "Знание"...которые так рьяно боролись в свое время против религии, а теперь муллы.....Не десятки их, сотни, может даже тысячи.....в республике!На них прежде всего держится религиозная идеология в республике!И как мне теперь быть? Встать за ними и в намазе совершать поклонение .....??? Зная что передо мною стоит явный жулик, двуличный, лицемерный.....Повторяю не все муллы такие..........
Я проголосовала за Альмиру ханым. Вот уж кто искренне выполнял всю работу, не зарабатывал на этом пути. Дөрес ниятле, ихлас иде. Книга о ней вышла недавно.https://www.business-gazeta.ru/news/559533
небывалый случай : народ в деревне собрался и выгнал с позором муллу-бывшего секретаря парткома колхоза.Он совершил Хадж и с новой силой начал бороться , даже воевать за восстановление в должности.Столько агрессии в нем.............
Думаете ,искренняя Вера его так вдохновляет на подвиги?
Цитата: имеет богатый бэкграунд религиозного деятеля.....
Что за бэкграунд, уважаемые?
До сих пор считаю мутной историю с подрывом авто на Мусина.
Хочу выразить слова признательности и уважения всем, кто вхож в любом статусе в мечеть Ярдем. Побывав там, у меня теперь нет вопроса, куда отнести садака в праздники и не только.
Почему муфтий Самигуллин Камиль, не служил в Вооруженных сил РФ. Пресс служба дум рт всегда делает акцент на спортивный образ жизни муфтия( участвует в марафонах на 40 км, ежедневные утренние пробежки, тренировки по Джиу-джитсу, съёмки фильмах). Выходит, что здоровье идеальное и готов к военным сборам.
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут.
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 19
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.