«Какой выход будет в остатке, пока трудно судить, но отдача есть. Не все, что они предлагают, годится нам, как не все, что мы предлагаем, подходит им. Отбор идет, не так все просто сейчас, когда происходит смена ориентиров и партнеров», — комментирует эксперт «БИЗНЕС Online» визит делегации из Татарстана в Иран, который продолжается сегодня. О том, почему для РТ важно включиться в коридор Север – Юг и где сотрудничество с Исламской Республикой особенно интересно, — в материале «БИЗНЕС Online», который наши корреспонденты собирали по крупицам. Несмотря на то что и Иран, и Россия под жесточайшими западными санкциями, стороны по привычке стараются не афишировать детали своих бизнес-отношений…
Внушительная делегация из Татарстана прилетела в Иран в минувшее воскресенье
Большая игра, или Как Татарстан прокладывает дорогу в самую загадочную страну Востока
Смущающаяся Ирада Аюпова в платке-хиджабе, серьезные мужчины без галстуков (для иранцев не носить этот предмет одежды — принципиальный момент! Галстуки — это «символ раба», считают в стране, где победила исламская революция) на встрече с делегацией из Татарстана — такие необычные фото, которые попали сегодня в официальное медиаполе, сигналят о том, что поездка нашей внушительной делегации — это нечто из ряда вон выходящее. Когда-то эта страна называлась Персией. Позже ее элита поменяла название на Иран, «страну ариев». В XX веке, в 80-м году, там победили сторонники аятоллы Хомейни, изгнали шаха, свернули прозападный курс на модернизацию по лекалам Гарварда и Лондона и выбрали свой путь.
С тех пор страна живет под жесточайшими санкциями. Еще недавно любой бизнес-контакт с Ираном карался американцами персональными санкциями. Лет 15 назад в Казань прилетал глава парламента Ирана, предлагал купить десятки «тушек» производства КАПО (так назывался тогда Казанский авиазавод). Естественно, российские власти, жившие в то время с оглядкой на Вашингтон, не согласились на такую выгодную сделку. Таких историй — множество. Даже сама поездка в Иран с визой на загранпаспорте — это черная метка на Западе и для Израиля (эсхатологического врага иранцев). Но так было…
Все поменялось после 24 февраля нынешнего года. Так, (не впервые в этом году) делегация из Татарстана прилетела в Иран в минувшее воскресенье, 18 сентября. Борт с президентом республики Рустамом Миннихановым утром приземлился в аэропорту города Тебриз на севере Ирана.
Ирада Аюпова в платке-хиджабе (справа)
Кстати, контекст для нынешнего визита самый что ни на есть благоприятный. Незадолго до поездки президент России Владимир Путин и иранский лидер Сейед Эбрахим Раиси встретились на полях саммита Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) в Узбекистане. Взаимный товарооборот между странами в прошлом году увеличился на 81% (!), а за 5 месяцев 2022 года — еще на 30%, отметил Путин и рассказал коллеге о восхищении российского бизнеса от достижений Ирана. Раиси, в свою очередь, заметил, что отношения между Россией и Ираном не обычные, а «стратегические», и заверил, что Исламская Республика никогда не признает санкции против России. «С учетом того хорошего партнерства, которое складывается или сложилось <…>, мы можем сделать хорошие шаги вперед, для того чтобы полностью обеспечить интересы наших стран», — сказал Раиси.
Буквально за сутки до визита стало известно, что авиакомпания Nordwind 2 ноября запускает прямой рейс Казань – Тегеран. Прежде прямого авиасообщения между городами не было. По словам источника «БИЗНЕС Online», открытие прямого рейса и расширение перелетов — одна из ключевых тем нынешних переговоров Татарстана и Ирана. Из других важных направлений — сотрудничество в сферах машиностроения, сельского хозяйства и продовольствия. Товарооборот между Россией и Ираном по итогам 2021 года вырос до $5 миллиардов. Для сравнения: товарооборот со всеми странами Организации исламского сотрудничества (ОИС) в прошлом году — около $2 миллиардов. Отношения развивались и до последних геополитических потрясений, но при этом в Иране, например, до сих пор нет торгово-экономического представительства Татарстана.
Цель поездки — расширить экономическое сотрудничество и наладить новые контакты, обозначил Минниханов
Заявленная цель поездки — расширить экономическое сотрудничество и наладить новые контакты, обозначил Минниханов на встрече с деловыми кругами провинции Восточный Азербайджан. Как сообщили в пресс-службе президента РТ, на мероприятии иранскому бизнесу презентовали экономический и промышленный потенциал республики. «Иранский бизнес должен быть представлен в Татарстане, мы создадим все условия», — заверил Минниханов. Позже президент РТ обсудил с губернатором провинции Восточный Азербайджан Зейном Аль Абедином Разави Хоррамом расширение транспортного коридора Север – Юг (The International North-South Transport Corridor, INSTC). Татарстан рассчитывает включить в эту дорогу свои логоцентры на Каме и Волге, чтобы выйти на Каспийское море и двигаться в направлении портов Ирана.
Межправительственное соглашение о создании мультимодального транспортного коридора Север – Юг Россия, Индия и Иран подписали в 2000 году. Позже состав участников расширился до 14. Цель проекта — привлечь транзит грузопотоков из Индии, Ирана и стран Персидского залива через российскую территорию в Европу (в сравнении с морским маршрутом через Суэцкий канал расстояние сокращается более чем в 2 раза, что снижает сроки и стоимость перевозок). Сейчас проект объединяет несколько различных транспортных систем отдельных государств. Индия вложила в него около $2,1 млрд, часть этой суммы — в строительство транспортной инфраструктуры в Иране.
В июле из России в Индию (через Иран) прибыла первая партия грузов по строящемуся транспортному коридору, писала индийская газета The Economic Times со ссылкой на источники. Несмотря на санкции, объем товарооборота между РФ и Индией благодаря этому коридору увеличивается, отмечало издание. В долгосрочной перспективе Север – Юг станет альтернативой маршрутам по Суэцкому каналу, Средиземному морю и Босфорскому проливу, а также китайской инициативе «Один пояс — один путь» в регионе, подчеркивала газета. Общая протяженность коридора от индийского порта Мумбай до Санкт-Петербурга составляет 7,2 тыс. километров.
«Стороны сошлись на необходимости продолжить обмен торгово-экономическими делегациями, увеличить номенклатуру по поставкам промышленной продукции, расширить сотрудничество в области агропромышленного комплекса», — довольно лаконично описали итоги переговоров в казанском Кремле. Руководитель пресс-службы президента РТ Лилия Галимова не ответила на вопросы «БИЗНЕС Online» о том, планируется ли в рамках визита подписание соглашений и есть ли уже какие-то договоренности. Известно, что сегодня утром Минниханов посетил в Тебризе кондитерскую фабрику Shirin Asal. Обсуждались возможные поставки кондитерских изделий в РТ. На официальном сайте Shirin Asal называет себя лидером иранского рынка, в ассортименте более 1 тыс. наименований — печенье, шоколад, торты и др. В числе товаров компании можно найти множество местных аналогов западных брендов и продуктов.
В условиях санкций КАМАЗ и иранская компания могут друг другу помочь, отметил на встрече руководитель холдинга Rakhsh Khodro Diesel Daric Group Мохаммад Реза Зонузи Мотла
КАМАЗ перезапустил партнерство с иранцами: изменилась геополитическая обстановка
Какие именно компании приехали в Иран, казанский Кремль не уточняет. Не исключено, что сделано это намеренно — чтобы не подвести татарстанские (а может, иранские) предприятия под ограничения. Вероятно, по той же причине не раскрывается конкретная информация о подписанных соглашениях и даже планах. Из предприятий в сообщениях упомянут лишь КАМАЗ, которого санкциями теперь не удивишь. Минниханов и гендиректор челнинского автогиганта Сергей Когогин посетили завод по производству грузовиков Rakhsh Khodro Diesel (RKD) и встретились с руководством компании DARIC. Частная иранская компания RKD начала собирать грузовики по лицензии КАМАЗа в 2007 году, общий объем инвестиций в организацию производства составил $6,5 миллиона. Помимо «КАМАЗов» иранцы выпускают микроавтобусы собственного производства и легкие грузовики JAC.
В условиях санкций КАМАЗ и иранская компания могут друг другу помочь, отметил на встрече руководитель холдинга Rakhsh Khodro Diesel Daric Group Мохаммад Реза Зонузи Мотлаг. Губернатор Восточного Азербайджана заверил Когогина и Минниханова: грузовики стране нужны. Когогин лично рассказал иранским партнерам о технических особенностях автомобилей и преимуществах.
КАМАЗ давно сотрудничает с иранской компанией, отметил в разговоре с «БИЗНЕС Online» руководитель пресс-службы челнинского автозавода Олег Афанасьев. «Да, сотрудничество было приостановлено на определенный период ввиду того, что наблюдалась другая геополитическая обстановка. В настоящий момент сотрудничество возобновлено. Мы действительно начали собирать там наши грузовики», — отметил собеседник. Он уточнил, что производственные мощности площадки в Иране позволяют собирать до 2 тыс. грузовиков в год.
Среди участников делегации оказалась и министр культуры РТ Аюпова. Для республики представляет большой интерес иранский опыт по сохранению культурного наследия, в том числе рукописей и письменных памятников, сообщили «БИЗНЕС Online» в пресс-службе минкульта РТ. Там отметили, что Иран является «стратегическим направлением межкультурной коммуникации». В рамках встреч «достигнуты договоренности об осуществлении дальнейших культурных проектов». О каких конкретно проектах идет речь, ведомство не уточняет. В переговорах также участвует министр сельского хозяйства и продовольствия РТ Марат Зяббаров.
По нашим данным, в настоящее время делегация из Татарстана встречается с бизнес-сообществом и руководством провинции Голестан в городе Горган. По итогам встречи планируется подписание соглашения между республикой и провинцией.
Судя по снимкам на сайте президента РТ, помимо деловой части визита была и неформальная. Накануне Минниханов встретился с Курбаном Бердыевым — главным тренером иранского футбольного клуба «Трактор» — и получил в подарок игровую майку
«Это не самые современные машины, но должно же быть какое-то разнообразие на нашем рынке, где остались LADA и китайские автомобили»
Помимо КАМАЗа в состав татарстанской делегации вошли представители предприятий энергетической отрасли и торговли, рассказал в беседе с «БИЗНЕС Online» председатель Торгово-промышленной палаты (ТПП) Татарстана Шамиль Агеев. По его словам, у президента РТ в Иране «очень напряженная» программа: «Полным ходом идет посещение объектов». Также запланированы встречи по линии стратегической группы «Россия – Исламский мир», которую Минниханов возглавляет по поручению президента РФ Путина.
Агеев отметил, что Иран представляет интерес для Татарстана как поставщик продовольствия, продукции легкой промышленности. Важные направления — техническое обеспечение, нефтепереработка и др. К слову, на прошлой неделе иранская National Iranian Oil Company (NIOC) заявила, что готова привлечь «Татнефть» к разработке месторождений в Иране. Агеев считает, что скорый запуск прямого авиарейса поможет развивать туристическое направление. Взаимодействие полезно и с точки зрения работы под санкциями — у Ирана здесь накоплен большой опыт, причем стране удалось достичь в этом неплохого результата. По мнению Агеева, конкретные планы по сотрудничеству не озвучиваются, потому что и Россия, и Иран под ограничениями и анонсы могут «только усилить давление». «Какой выход будет в остатке, пока трудно судить, но отдача [от отношений] есть. Надо признать: не все, что они предлагают, годится нам, как не все, что мы предлагаем, годится им. Отбор идет, не так все просто сейчас, когда происходит смена ориентиров и партнеров», — сказал Агеев.
Татарстан и Иран знают друг друга и рассчитывают выйти на более высокий уровень сотрудничества, сказал председатель правления машиностроительного кластера РТ Сергей Майоров. Он напомнил, что в августе делегация из 75 человек во главе с министром промышленности и торговли РТ Олегом Коробченко посетила четыре иранских города и осмотрела «огромное количество предприятий». По итогам той поездки есть «большой перечень поручений министра», указал Майоров в беседе с «БИЗНЕС Online». Один из ярких проектов — это транспортный коридор Север – Юг, необходимый, чтобы задействовать русло рек Волга и Кама для круглогодичной навигации через Каспийское море к территории Ирана, стран Персидского залива и Индии. На сегодняшний день маршрут работает в части Каспийского моря, но Волга и Кама не задействованы из-за того, что суда грузоподъемностью 5 тыс. т не могут пройти по фарватеру. «Мы будем частично делать углубления, зимой потребуется пускать ледокол, которых нет и которые нужно построить, и пузырчатую систему от обледенения шлюзов на зимний период необходимо запустить. Это такой большой проект, по которому идет межведомственное согласование, и он может минимум в 2 раза снизить логистические затраты наших компаний», — отметил собеседник газеты. По словам Майорова, Татарстан в качестве транзитной зоны может «очень серьезно выиграть».
Также с Ираном планируется наращивать поставки в области химии, катализаторов и автокомпонентов (ряд российских предприятий уже тестирует их). Но самое главное, по мнению Майорова, — это сотрудничество по топливу, которое в Иране стоит дешево. По данным GlobalPetrolPrices.com, 1 л бензина стоит 15 тыс. иранских риалов, что равно 21,26 рубля. «Есть вопросы по строительству 150-километрового участка железной дороги, и тогда кроме автотранспорта можем задействовать ж/д дорогу. Нам нужно искать новые логистические маршруты, хотим мы этого или нет», — сказал председатель машиностроительного кластера. Майоров уточнил, что Тегеран изучает возможность экспорта своих автомобилей на российский рынок. «Это не самые современные машины, но должно же быть какое-то разнообразие на нашем рынке, где остались LADA и китайские автомобили», — добавил спикер.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 31
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.