В Госдуму внесен законопроект, позволяющий провести эксперимент по внедрению исламского банкинга в Дагестане, Чечне, Башкортостане и Татарстане. С 1 февраля 2023 года в этих регионах разрешено создавать организации партнерского финансирования для выдачи беспроцентных ссуд. Историческое событие породило в рядах финансистов ряд опасений — как не задушить зарождающуюся отрасль регулированием и помешать орудовать на этом поле аферистам? Есть и другие сложности: слабая осведомленность населения об услуге и нехватка квалифицированных кадров в среде финансистов. Подробности — в материале «БИЗНЕС Online».
Включение Татарстана в пилотный проект лично пролоббировал в Центробанке и Госдуме Рустам Минниханов (справа). Анатолий Аксаков (слева) отметил, что в Татарстане много наработок
Партнерские финансы дошли до Госдумы
После настойчивых просьб республиканских властей Татарстан включили в эксперимент по внедрению исламского банкинга. Накануне об этом с помпой объявили на пленарном заседании форума Kazan Digital Week.
Как выяснилось на сессии, включение Татарстана в пилотный проект лично пролоббировал в Центробанке и Госдуме президент республики Рустам Минниханов. «Была инициатива председателя правительства [России] внедрить такой режим в Дагестане и Чечне, но Рустам Нургалиевич с этим не согласился. Более того, на мой взгляд, в Татарстане наработок побольше», — отметил председатель комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков.
Исходя из законопроекта, экспериментальный режим будет работать на территории четырех регионов — Татарстана, Башкортостана, Чечни и Дагестана, уточнил накануне «БИЗНЕС Online» депутат Госдумы от РТ, один из авторов инициативы Айрат Фаррахов. Он пояснил, что особый статус в рамках пилотного проекта смогут приобрести кредитные и некредитные финансовые организации, фонды, автономные некоммерческие организации, хозяйственные общества и товарищества. Реестр таких организаций будет вести ЦБ. Правительство РФ в рамках эксперимента будет собирать предложения и создавать «регуляторный механизм», чтобы вносить изменения в действующее законодательство.
Детали эксперимента описаны в тексте законопроекта, который накануне был внесен в Госдуму. Документ предусматривает, что пилотный проект стартует 1 февраля 2023 года и продлится два года. При этом кабмин РФ может продлить сроки по согласованию с ЦБ. Участники эксперимента по его условиям смогут заниматься следующими операциями:
- привлекать средства юридических и физических лиц через договоры партнерского инвестирования;
- привлекать средства или иное имущество юридических и физлиц в виде участия в капитале финансовой организации;
- оформлять денежные займы лицам без взимания вознаграждения в виде процентов;
- оформлять договоры купли-продажи (в том числе недвижимого имущества) с условием о рассрочке (отсрочке) платежа или лизинга;
- участвовать в уставных капиталах юридических лиц и на условиях партнерства;
- предоставлять поручительства.
Разрешаются и иные сделки, не запрещенные законодательством.
Авторы законопроекта подчеркивают, что участники эксперимента не смогут взимать вознаграждение в виде ссудного процента, а также финансировать производство и (или) торговлю табачной, алкогольной продукцией, оружием и боеприпасами, игорный бизнес.
Разберем на примере, чем исламские финансы отличаются от обычного банковского продукта. При обычном банкинге деньги — это товар, за их использование необходимо платить проценты. Они привлекаются у юридических или физлиц и размещаются в виде кредитов.
В исламе же установлен запрет на выплату процентов (риба), и деньги роль товара играть не могут. Поэтому банкам приходится создавать отдельное юридическое лицо, которое покупает товар, который нужен клиенту, и продает его ему с наценкой. При стандартной ипотеке банк выдает деньги на оплату объекта недвижимости, а на клиента ложится обязанность выплачивать полученный кредит — тело выданного долга и проценты по нему. В случае с исламскими финансами дочерняя фирма банка покупает товар, оформляет его на себя и продает клиенту с наценкой и с обременением в пользу продавца, которая позволяет банку заработать на сделке. Так, вместо 10 млн рублей клиенты покупает квартиру в рассрочку, например, за 12 миллионов. Нюансы сделки прописываются в договоре.
Плюс таких отношений между кредитором и заемщиком в том, что сумма сделки заранее зафиксирована, известна клиенту и не может быть увеличена, т. к. клиенту не начисляются пени за просрочку, а также отсутствует страхование. Также у покупателя есть возможность получить скидку на наценку в случае досрочного погашения.
«У людей должен быть выбор в соответствии с его религиозными убеждениями, чтобы было как в магазине — халяльную еду брать или кошерную», — заметил в беседе с нашим корреспондентом эксперт по исламским финансам, который пожелал остаться неназванным.
Важный тезис, которые вкладывают в суть исламских финансов их сторонники, — справедливость. «При традиционном кредите на развитии бизнеса заемщик отвечает за полученные деньги своим бизнесом, а банк получает проценты, но в исламском банкинге инвестор становится полноценным партнером предпринимателя и вместе с ним делит как риски, так и прибыль. В этом суть слова „партнерство“», — объяснил источник нашего издания.
Сейчас в Татарстане, по оценкам нашего собеседника, доля исламских финансов составляет от 0,01 до 0,1%. «Сам законопроект не панацея, но при этом он позволит увеличить долю клиентов в исламском банкинге, так как позволит банкам работать с клиентами напрямую без создания дополнительных структур, которые приводят к удорожанию продукта, — заметил он. — Необходимо и субсидирование государства для соблюдения принципов конкуренции. Сейчас, например, банки тратят значительные средства на налоги, которые идут на содержание непрофильного для них бизнеса в виде дочерних компаний по выкупу активов, на зарплаты непрофильных для кредитной организации специалистов. Иначе никакие законы не помогут. Для увеличения объемов исламских финансов нужен платежеспособный спрос на эти продукты со стороны клиентов. Для этого нужно вести просветительскую работу среди населения и больше рассказывать о них».
Для потенциальных участников эксперимента, которые не являются банком или некредитной финансовой организацией, устанавливается входной «барьер». С 1 января 2023 года минимальный размер собственного капитала должен составлять 10 млн рублей, с 1 января 2024-го — 25 миллионов. Юридические лица смогут «приобрести» права и обязанности организации партнерского финансирования, говорится в тексте. Но из него непонятно, на каких условиях и за какую цену покупается такое право.
Определять, участвует организация в эксперименте или нет, в конечном счете будет ЦБ. Также регулятор сможет исключать организации из эксперимента, если те неоднократно в течение года нарушат условия эксперимента и законодательство.
Зачем нужен отдельный закон? Как поясняют авторы инициативы, регионы уже накопили опыт реализации отдельных проектов, основанных на моделях партнерского финансирования, но для развития этого сегмента нужно качественное регулирование и устранение правовых барьеров. Экспериментальный режим поможет привлечь инвестиции из стран – членов Организации исламского сотрудничества (ОИС), что особенно актуально в условиях санкций, пишут депутаты в пояснительной записке.
Первые детали готовящегося эксперимента стали известны еще в июле. Как заметил «Коммерсантъ», изначально предполагалось, что партнерским финансированием смогут заниматься специальные организации партнерского финансирования (ОПФ). В новом тексте об ОПФ ни слова, но зато сказано, что такую возможность получат кредитные организации. «По сути, банки пролоббировали себе такое право. И не исключено, что это было сделано из соображений, что крупный арабский или азиатский банк скорее согласится стать партнером большой российской кредитной организации, чем не имеющей истории ОПФ», — пишет газета. Издание со ссылкой на экспертов отмечает, что в случае с российским банком существует множество репутационных рисков и на то, чтобы их решить, может потребоваться больше двух лет.
Мидхат Шагиахметов: «Сегодня исламское финансирование функционирует без специального регулирования. Нужно регулирование, которое устранит возможные риски. Под эгидой исламского финансирования могут появиться различные мошенники. Сегодня это очень серьезная проблема»
«Специфика в отсутствии процентных инструментов — все конструкции Гражданского кодекса не работают»
На международном банковском форуме в Казани партнерским финансам была посвящена отдельная панельная дискуссия с участием представителей экспертного сообщества из Центробанка, минфина и самих участников рынка. «Это не хорошая новость, это историческое событие, и символично, что сегодня с родины исламского партнерского финансирования в России закон практически материализовался и переместился в Государственную Думу», — охарактеризовал происходящее начальник управления по связям с органами государственной власти Альфа-Банка Олег Иванов.
Модератором дискуссии выступил советник председателя Банка России Алексей Симановский. Он отметил, что вопрос партнерских финансов в России поднимается не впервые и обсуждается как минимум десяток лет. «Постепенно партнерское финансирование развивается, но развивается не очень быстрыми темпами, — признал он. — Есть определенные сдерживающие обстоятельства, которые препятствуют более бурному развитию». Зато в мировой практике партнерское финансирование развивается активно и бурно, хоть в настоящее время и занимает лишь 1% от общего объема финансовых услуг, добавил спикер. Но в отдельно взятых странах удельный вес исламского банкинга в общем объеме финансовых услуг колеблется от 10 до нескольких десятков процентов.
Но почему в России партнерское финансирование или исламский банкинг все еще не получили широкого распространения? Со слов Иванова, этому препятствует недостаточная законодательная база. С точки зрения административного регулирования отличий от классических процентных инструментов финансирования не так много. «Но в договорных историях многие юристы и госорганы откажутся видеть финансы в вопросах инвестирования, купли-продажи в рассрочку, доверительном управлении денежными средствами. Специфика партнерского финансирования состоит в полном отсутствии процентных инструментов, а это значит, что все наши договорные конструкции Гражданского кодекса не работают. И мы должны теперь объяснить разного рода регуляторам — от налоговиков и заканчивая финмониторингом, — что мы имеем дело с финансовыми инструментами в очень необычной оболочке», — обрисовал ситуацию Иванов и добавил, что это разъяснение должно лечь на законодателя. Стоит отметить, что в новом законопроекте по эксперименту с исламским банкингом не предполагается внесение изменений в Налоговый кодекс — с этим еще предстоит работать, но гораздо позже.
Не согласился с такой позицией статс-секретарь, зампред Банка России Алексей Гузнов. Он подчеркнул, что исламский банкинг может развиваться и на основе имеющейся законодательной базы. «Есть конструкции в современном российском законодательстве, которые соответствуют принципам партнерских финансов. Вопрос в том, чтобы сделать шаг вперед, чтобы обеспечить большее проникновение принципов партнерских финансов в финансовую жизнь России», — сказал он.
Что касается развития исламского банкинга в Татарстане, то уже сейчас в республике реализуются продукты в рамках этого вида финансирования. Вице-премьер РТ – министр экономики республики Мидхат Шагиахметов заметил, что специалистам Татарстана удалось найти рабочую форму в рамках действующего правового поля. Однако для полноценного внедрения исламского банкинга как в РТ, так и во всей стране необходимо устранить ряд барьеров. «Сегодня исламское финансирование функционирует без специального регулирования. Нужно регулирование, которое не будет перегружать, а, наоборот, устранит возможные риски. Например, под эгидой исламского финансирования могут появиться различные мошенники. Сегодня это очень серьезная проблема. Тем более что большинство не знает об исламском финансировании», — предупредил Шагиахметов. Позже об этом сказал и его коллега из Чечни, вице-премьер республики – министр финансов Султан Тагаев: «Однозначно пойдет мошенничество».
Необходимо привлечь к партнерскому финансированию крупных игроков, а не микрофинансовые организации, как сейчас. По словам вице-премьера РТ, это станет позитивным сигналом для всех участников сектора — для клиентов и инвесторов, в том числе из дружественных нам стран. Кроме того, важно зафиксировать в законодательстве формат работы с такой формой финансирования, чтобы избежать вопросов от различного рода регуляторов, в том числе налоговой службы. Еще один вопрос — доступ получателей партнерских финансов к мерам господдержки. В противном случае продукты партнерских финансов окажутся дороже, предупредил Шагиахметов.
Безусловно, важна и подготовка кадров — нужны хорошие экономисты и юристы, которые могут разобраться во всех перипетиях исламского финансирования в действующем правовом поле, добавил глава татарстанского минэкономики. Также он передал посыл от самих участников рынка — есть потребность в создании саморегулируемых организаций из числа тех, что работают на этом рынке, чтобы более эффективно доводить предложения по работе до регулятора.
«Финансы, которые определены в Коране, — не берите процент, не давайте под процент — это указание всему человечеству, не только мусульманам», — выступил чеченский вице-премьер. Он призвал рассматривать партнерские финансы исключительно как альтернативу традиционным, не делая акцента на религиозной составляющей. И потому правовые условия должны быть также адаптированы для всех регионов, чтобы игроки рынка не работали по схемам, как это сейчас происходит на юге страны в направлении исламского банкинга, отметил Тагаев. «Партнерские финансы — это значит: банк становится партнером. Он участвует и в прибыли, и в убытках. Это намного более сложная модель финансирования», — отметил министр. Более того, правовая база нужна и для того, чтобы привлекать партнерские финансы из-за рубежа.
Однако банки с этой позицией не согласились. По словам управляющего директора – начальника центра партнерского финансирования и спецпроектов Сбербанка Бехнама Гурбан-Заде, в партнерских финансах нет ничего сложного — пугает лишь то, что в России недостаточно практики. Но банк уже профинансировал порядка 6 сделок на 18,5 млрд рублей, в пайплайне стоят сделки еще на 20 миллиардов. Более того, Сбербанк разрабатывает новые продукты. Как организовывает компания такую работу? Здесь попросту создали специальное отделение, которое занимается только исламским финансированием. Хотя изменений в законодательстве все-таки ждут.
Напомним, на прошлой неделе — еще до официального включения РТ в эксперимент — Сбербанк объявил о планах открыть в Казани первый в России офис партнерского финансирования. Как пояснили в банке, офис будет обслуживать розничных и корпоративных клиентов, среди услуг — мудараба (аналог доверительного управления активами), халяльные инвестиционные инструменты, торговое финансирование, банковская гарантия, расчетно-кассовое обслуживание. По итогам работы пилотного офиса Сбер решит, надо ли открывать новые точки и тиражировать проект. По нашим данным, место под офис выбрано прямо возле кабмина РТ, в здании с надписью «Миру мир» на площади Свободы. В этом помещении уже работает офис Сбера, но под исламские финансы его расширяют в сторону, где ранее работала кофейня австрийской сети Coffeeshop. Работы планируют завершить в декабре и на открытии ждут Германа Грефа.
В конце августа местный Ак Барс Банк представил дебетовую карту для мусульман, разработанную вместе с ДУМ РТ. Деньги на ней хранятся без начисления процентов, средства находятся на отдельных счетах и не могут быть использованы для финансирования деятельности, запрещенной шариатом. Расплатиться в казино и барах такой картой не получится.
«Говорить о том, что сегодня закон примут, а завтра все заработает, не получится. Исламский банкинг или исламские финансы — это целая экосистема, которую нужно выстраивать. Потому не зря эксперимент будет проводиться до 2025 года, хотя есть разговоры и за один-два года сделать»
«Мы сейчас делаем первые шаги, пять лет с советского банкинга переходили на западный»
По просьбе «БИЗНЕС Online» эксперты высказались о том, к чему приведет законодательный эксперимент.
Линар Якупов — советник премьер-министра РТ по вопросам взаимодействия с исламскими финансовыми институтами:
— Наконец-то! Мы бились с 2010 года, и вот пришло правильное время, когда должным образом оценили. Но нужно понимать, что это пока базовый документ и, если он даже будет принят, должен обрасти целым перечнем дополнительных документов, инструкций и так далее. Поэтому говорить о том, что сегодня закон примут, а завтра все заработает, не получится. Сейчас важно выстроить всю регуляторную базу и инструкции, определить полный перечень инструментов. Исламский банкинг или исламские финансы — это целая экосистема, которую нужно выстраивать. Потому не зря эксперимент будет проводиться до 2025 года, хотя есть разговоры и за один-два года сделать. Как бы ни говорили, у нас недостаточно специалистов. Да, у нас есть специалисты, которые работают в определенных исламских финансовых организациях, которые пока действуют в рамках существующего законодательства и относительно рынка не являются конкурентными. Но сейчас нужно, чтобы и в Центробанке, его филиалах в этих регионах и во всех ведущих банках были специалисты (не говорим о шариатских экспертах), которые бы все это понимали и могли работать с таким инструментарием. Это огромный путь по подготовке человеческих ресурсов.
Еще один важный элемент — выстраивание и встраивание нашей исламской финансовой системы в международную систему и взаимодействие с UBR, IFSB, IFM и целым рядом структур, которые регулируют и поддерживают данный рынок. Это означает, что нужно много специалистов, которые по международной линии могли бы отрабатывать этот вопрос. То есть мы реально пока делаем только первые шаги. Вспомните 90-е годы, когда с советского банкинга переходили на западный. Это было практически 5 лет работы, когда каждый банк отправлял своих специалистов обучаться в Европу и Америку. Более-менее такая работа и предстоит, если закон будет принят в полноценной версии и обрастет необходимыми инструментами.
Сегодня те организации, которые действуют в Татарстане, Дагестане и в ряде других регионов, по сути, недоорганизации. Они работают в регуляторной зоне, которая не дает полноценно конкурировать на рынке, поскольку для традиционных финансов и исламских не созданы одинаковые условия. Практически никаких условий для исламских финансов в стране сейчас нет. Поэтому сравнивать цифры сейчас и когда будет полная регуляторная основа — это небо и земля. Организации, которые работают, несмотря на то, что показывают хорошую прибыль, не могут быть конкурентоспособны из-за того, что всегда есть вопрос двойного налогообложения. Это как будто недоношенные дети. Это пока структуры а-ля калеки — у кого-то руки нет, у кого-то ноги. Потому что нет регуляторной базы.
Рашид Низамеев — предприниматель:
— У услуги исламского банкинга есть потенциал, особенно если она будет доступна по цене. Все-таки номинально в России живут 20 миллионов мусульман.
Сама услуга светская, а не религиозная. Ничего нового исламский банкинг не изобрел. Он просто соединил разные инструменты в оригинальной форме — в этом его изобретение. Он взял доверительное управление, продажу с отсрочкой платежа, лизинг, прямое инвестирование. Исламский банкинг оригинально соединяет эти инструменты в рамках одной организации. Есть несколько этических моментов: нельзя инвестировать в алкоголь, игорный бизнес, эротику и другое. Есть элемент повышенного риска, как его разделили. Но по большому счету какая разница клиенту, как он получает деньги, если это законно и выгодно? Светские клиенты только так приходят за этой услугой.
Допустим, учреждение предоставляет товарную рассрочку. Если у исламского банка, занимающегося торговыми операциями, будут большие обороты, он станет получать прибыль с товарной наценки. Подчеркну, что это только один из источников прибыли. Товарная наценка облагается НДС, а банковский процент — нет. Так услуги исламского банкинга дорожают на пустом месте. Принятие специального закона приведет к тому, что услуги исламских банков станут доступнее.
Важно, что в этом инструменте финансирования идет разделение рисков. Если взять кредит в обычном банке, при просрочке начисляются пени. В исламских банках пени не выставляются — получается, что финансовое учреждение несет больше рисков. Но это не означает, что клиент совсем не несет рисков, есть еще залог.
Принятие законопроекта откроет возможности для финансирования из традиционно исламских государств — Турция, Малайзия, Индонезия, арабские страны. И чем больше на рынке таких инструментов, тем лучше.
Что сейчас ограничивает развитие исламского банкинга? Это отсутствие доступа к фондированию. Нет специального законодательства, нет инфраструктуры. Любой банк в России работает в системе Центрального банка. Для банковской системы создано очень много: межбанковский рынок капитала, страхование вкладов и так далее. И сам регулятор следит, чтобы система была устойчивой. Ничто из этого не распространяется на исламский банкинг, на сегодняшний день он работает на добрых началах. Это приводит к проблемам с фондами, отсутствию доступа к большому капиталу.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 9
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.