«Сегодня мы первый камень заложили, но завтра к вам с деньгами придут», — дал накануне шутливый прогноз президент Татарстана Рустам Минниханов на старте реновации территории у речного порта столицы РТ. А мэр Казани Ильсур Метшин сравнил событие с тем, как Петр I прорубил окно в Европу. Реализацию концепции начало СМУ-88, которое застроит 6 га 20 домами премиум-класса: до этого пример показал «КамаСтройИнвест» Делюса Сиразетдинова, хотя и со «стандартом». Рядом власти уже расширили улицу Меховщиков, но над общественным транспортом еще предстоит «подумать тактически и стратегически». О том, как на берегу Волги забили первые сваи, — в материале «БИЗНЕС Online».
В церемонии начала строительства первого жилого комплекса у берега Волги участвовали президент РТ Рустам Минниханов, мэр Казани Ильсур Метшин и глава минстроя РТ Марат Айзатуллин
«Итак, алга!»: в Казани начали реновацию 287 га у речпорта
Накануне в Казани стартовал процесс выхода города на Волгу. Где-то неподалеку тихо плескалась волна, вокруг пустынными барханами раскинулись поросшие редкими кустиками песчаные холмы с мусорными сюрпризами тут и там; где-то вдалеке ржаво-серой краской отсвечивали речные суда у причалов. Деловито качали головами портовые краны, а элеватор и речной простор не оставляли у наблюдателя никаких сомнений: дело происходит в речном порту. Площадку устлали бетонными плитами — видимо, чтобы собравшиеся не увязли в песке, который здесь буквально повсюду: на месте пескобазы еще накануне громоздились песчаные горы. А теперь забиты первые сваи.
В церемонии начала строительства первого жилого комплекса у берега Волги участвовали президент РТ Рустам Минниханов, мэр Казани Ильсур Метшин и глава минстроя РТ Марат Айзатуллин. Застройку первых 6 га (участок рядом с улицей Меховщиков) начинает компания «СМУ-88». «Итак, алга!» — дает команду ведущий. На стартовые кнопки, форма которых перекликалась с силуэтами башен будущего жилого комплекса, также нажали основатель компании, а ныне депутат Госдумы Илья Вольфсон, директор компании Наиль Галеев и руководитель Волго-Вятского банка Сбербанка России Петр Колтыпин. Сдать ЖК планируют в 2031 году, а первые четыре дома заселят уже в 2025-м. Впрочем, название пока держат в секрете.
«Исторический момент, — оценил начало строительства Метшин. — Тысячелетие живем на Волге, но видим ее только с самолета или когда выезжаем к реке. Как Петр I прорубил окно в Европу, сегодня мы прорубаем окно к Волге, даем старт большому проекту».
«Исторический момент. Тысячелетие живем на Волге, но видим ее только с самолета или когда выезжаем к реке. Как Петр I прорубил окно в Европу, сегодня мы прорубаем окно к Волге, даем старт большому проекту»
О неудачных попытках подойти к этой территории площадью в 287 га напомнил Минниханов. И согласился с мэром об оторванности города от Волги. «Понравилась системность, уникальный подход к решению данной задачи, конусные объекты, — сказал президент РТ. — Это другой уровень комфорта, новая глава для архитектуры в столице Татарстана, высокий стандарт и вектор направления, по которому должна следовать Казань. Проект станет, безусловно, успешным и востребованным».
Напутствовал застройщика и представитель Сбербанка, который профинансирует не только этот проект СМУ-88, но и комплексное развитие остальных земель других собственников. Соглашение о намерениях в области комплексного развития территории подписали на Восточном экономическом форуме. По предварительным подсчетам, инвестиции составят 500 млрд рублей. Первые 18 млрд рублей банк выделит СМУ-88.
«Важное мероприятие не только для Татарстана, но и для страны. Уже завтра услышим здесь детские голоса, новую творческую молодежь, увидим пространства для бизнеса», — сказал Колтыпин.
«Сегодня мы первый камень заложили, но завтра к вам с деньгами придут — и квартиры будут продавать через мэра! — под смех участников дал свой шутливый прогноз президент. — Вы смеетесь, а на самом деле жить в этом районе будет престижно и комфортно. В добрый путь!» — завершил Минниханов.
Положительно оценил старт проекта и глава минстроя РТ. «Надо развивать новые площадки, не выходя за пределы города, быть внутри него, — сказал в разговоре с „БИЗНЕС Online“ Айзатуллин. — Есть сети, инфраструктура. Если посмотреть, то это лучшее место в городе, на берегу Волги».
Экскурсию по территории будущего жилого комплекса для журналистов провела главный архитектор Казани Ильсияр Тухватуллина. «Территория проницаема, комплекс будет смотреться с воды»
Дома премиум-класса, проницаемая территория, а над общественным транспортом еще подумают
Экскурсию по территории будущего жилого комплекса для журналистов провела главный архитектор Казани Ильсияр Тухватуллина. «Территория проницаема, комплекс будет смотреться с воды», — сказала главный архитектор.
Проект жилого комплекса из 20 домов на 1 тыс. квартир разработало архитектурное бюро «Цимайло, Ляшенко и партнеры». Авторы постарались передать образы Казани, вдохновляясь формами башни и шапки Сююмбике. Отсюда дома пирамидальной формы с террасами и расширением книзу, которые делают силуэт застройки узнаваемым, но меняющимся в зависимости от ракурса. Цветовые решения почерпнули из национальной вышивки XIX века, адаптированной под архитектурные требования.
На территории расположили общественную площадь. Сквозь участок пройдет бульвар с игровыми площадками и зонами отдыха. Высота жилых зданий колеблется от 8 до 10 этажей, есть и три архитектурные 23-этажные доминанты. Площадь жилья — свыше 100 тыс. кв. м, из которых 20 тыс. кв. м отдадут под инфраструктурные объекты на первых этажах. Дома будут премиум-класса, с подземной парковкой, сообщил по ходу экскурсии пресс-секретарь СМУ-88 Айрат Габдулбаров. Сносить тут ничего не понадобилось, разве что увезли гору песка. Стоимость квадратного метра пока не сообщается.
На территории расположили общественную площадь. Сквозь участок пройдет бульвар с игровыми площадками и зонами отдыха. Высота жилых зданий колеблется от 8 до 10 этажей, есть и три архитектурные 23-этажные доминанты
Корреспондент «БИЗНЕС Online» обратил внимание на отсутствие в проекте реновации 287 га остановок общественного транспорта. «Чтобы территория работала хорошо и комплексно, не только этот участок, предусмотрены транспортно-пересадочные узлы в верхней и нижней частях с железнодорожной станцией. А внутри территорию обслуживает электротранспорт», — пояснила главный архитектор Казани Тухватуллина. Маршрут электробусов планируется кольцевым, причем две косы речного порта соединят мостом, доступным пешеходам, велосипедам и электробусам, но не машинам, говорили ранее в ходе презентации проекта.
Рядом и расширенная в этом году до четырех полос ул. Меховщиков — проведенную работу власти преподносят как расширение БКК. «Жалко будет, если Большое казанское кольцо не будет загружено такими объектами. Ради чего старались? — сказал глава миндортранса РТ Фарит Ханифов в разговоре с нашим изданием и следом тоже ответил на вопрос об общественном транспорте на данной территории. — Это надо посмотреть, подумать тактически и стратегически».
Напротив площадки во время церемонии продолжали работать портальные краны грузового порта, не останавливается и элеватор АО «Эдельвейс Корпорейшн», рядом гаражный комплекс «Якорь». Так что территория еще продолжает жить промышленно-складской жизнью. Впрочем, накануне на осенних архитектурных «Диалогах», где речь шла о ревитализации промзон, говорилось, что Казань не ставит жесткую цель выноса с территории города абсолютно всей промышленности. Производства могут и должны оставаться, если они создают рабочие места, живы и экологичны. Хотя элеватору и прочат смену функционала, вопрос этот не решен. Время есть — в целом мастер-план территории речпорта реализуется на 10-летнем горизонте.
Напротив площадки во время церемонии продолжали работать портальные краны грузового порта, не останавливается и элеватор АО «Эдельвейс Корпорейшн», рядом гаражный комплекс «Якорь»
С реки на материк. Как Казань мечтает стать городом на Волге и кто все-таки первым начал реновацию у речпорта?
Развитие Казани в сторону Волги — давняя мечта. Переосмыслить территорию в районе улицы Портовой президент РТ поручил в 2012 году. Первым проект развития Ново-Татарской слободы под названием «Казань Сити» представил казанский архитектурно-строительный университет, с 2016-го «исламский Манхэттен» для этой территории разрабатывали две малайзийские компании APUDG и Straits Engineering. На мастер-план казанского финансово-делового центра правительство Малайзии выделило грант, но дальше красивых картинок проект не сдвинулся, рабочий — не появился.
С мертвой точки дело сдвинули два года назад, когда мэр Казани собрал в исполкоме города владельцев околопортовых земель, чтобы обсудить перспективы депрессивного района. К тому моменту на территории появился первый застройщик — «КамаСтройИнвест» Делюса Сиразетдинова, который возвел на ул. Портовой жилой комплекс «Живи» на месте складов речпорта. Кто же все-таки первым начал реновацию территории и можно ли считать заход «КамаСтройИнвеста» неудачным?
«Комплекс построили до того, как разработали концепцию, — объяснила Тухватуллина в ответ на вопрос „БИЗНЕС Online“. — Не могу давать оценку проекту. Но попробуйте зайти на супердепрессивную территорию первым, когда в нее еще никто не верит! Это тоже большая смелость. Теперь мастер-план готов, и все видят общую картину — то, как будет развиваться территория».
Территории улицы Портовой, которая является частью Ново-Татарской слободы, — это 1,5 млн кв. м жилья и 1,3 млн кв. м коммерческих площадей, социальная инфраструктура, дипломатический квартал, отражение национального своеобразия Казани в архитектуре, непрерывная набережная Волги, оздоровительно-восстановительный курорт, медицинский центр, две марины. Город намерен развивать и другую прибрежную инфраструктуру — летом этого года сообщили о подготовке программы размещения объектов для маломерного флота на Волге и Казанке. Пока Казань тоже только мечтает об этом, но, согласитесь, без мечты не бывает движения вперед.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 37
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.