«Ретейлеры оптимизируют ассортимент, более дорогие позиции заменяют более дешевыми — чувствуют снижение интереса покупателей даже в премиальных сетях», — делятся эксперты «БИЗНЕС Online» прогнозами на предновогоднюю торговлю, которая традиционно будет отличаться ростом цен. Пока же бал правит сезонная дефляция: благодаря высокому урожаю капуста упала в цене в 5 раз, картофель — в 4. Но на пике цен по-прежнему остаются курица и крупы — неурожайный год сохраняет налет «позолоты» на рисе. Подробности — в сентябрьском выпуске нашего индекса «Магнита» и «Бахетле».
«БИЗНЕС Online» продолжает проект «Индекс «Магнита» и «Бахетле», в котором мы анализируем цены на продукты в двух торговых сетях Казани
Прилавки в сентябре: последствия дефляции, соцценники и альтернативная Coca-Cola
«БИЗНЕС Online» продолжает проект «Индекс „Магнита“ и „Бахетле“», в котором мы анализируем цены на продукты в двух торговых сетях Казани. Раз в квартал наши журналисты вооружаются списком покупок и идут в магазины торговых сетей, чтобы зафиксировать ценники. Очередной поход по магазинам мы предприняли в середине сентября.
Что поменялось в торговле? Самым ярким событием с июня стала трехмесячная дефляция. В августе соответствующий показатель ускорился на минус 0,52% к июлю. «Основной вклад в дефляцию в августе, как и в июне – июле, внесло снижение цен на продовольственные товары (минус 1,36% месяц к месяцу). Значительно подешевела плодоовощная продукция, одновременно снизились цены и на другие продовольственные товары», — сообщает минэкономразвития РФ.
Параллельно с этим Росстат доложился о «похудевших» ценах на продовольственные и непродовольственные товары. В августе по сравнению с июлем подешевели крупы, макароны, молочка, курица, куриное яйцо. Больше всего, почти на 12% за месяц, потеряли в стоимости фрукты и овощи. Согласно данным Росстата, куриные яйца, а также овощи и фрукты подешевели даже по сравнению с началом года: яйца аж на 18%, овощи — на 12%.
С таким бэкграундом журналисты «БИЗНЕС Online» отправились по магазинам, ожидая увидеть если не «новогодние» ценники декабря 2021-го, то хотя бы заметное снижение стоимости по сравнению с заоблачными ценниками июня. Забегая вперед, заметим: сентябрьская корзинка «Магнита» приятно удивила: из 25 наименований продуктов, цены на которые мы анализируем уже много лет, 13 подешевели по сравнению с июнем этого года, еще 6 — по сравнению с концом 2021 года. Порезали ценники и в «Бахетле». «Похудела» и итоговая стоимость корзин — повлияли не только изрядно подешевевшие овощи, но и проводимые сетью акции, которые уронили цены, к примеру, кофе до уровня прошлогодних. Но обо всем по порядку.
Наблюдение за продовольственными ценниками «БИЗНЕС Online» начал вести в декабре 2014 года, после резкого обвала рубля. С тех пор мы регулярно отслеживаем стоимость двух наборов продуктов и фиксируем цены (если изменились вес и объем упаковок, пересчитываем стоимость, приводя цену к общему знаменателю). Более доступный набор продуктов покупаем в казанских магазинах федеральной сети «Магнит», второй — подороже — в татарстанской сети «Бахетле». Кроме того, последние несколько лет мы стали рассчитывать индекс «„Магнит“ базовый», в который вошли только продукты первой необходимости, без каких-либо излишеств. Этот набор позволяет более четко отслеживать продуктовую инфляцию, поскольку в простых, базовых, продуктах снижается возможность манипулировать ингредиентами, замещая их более дешевыми.
Отметим также, что, согласно методике, мы не используем карты лояльности торговых сетей, но покупаем товары по акциям.
Что же происходит у сетевых ретейлеров спустя полгода после начала спецоперации на Украине? Пустовавшие весной полки летом заполнились: круп, молочки и овощей достаточно. Поредевший ассортимент газированных напитков заместили никому не известные отечественные производители, на что потребовалось примерно полгода: в марте мы заметили первые «дыры» в полках с газировкой Coca-Cola, Sprite и Fanta, еще более пустыми они выглядели в июне. Последние бутылки от западных производителей стремительно дорожали: с декабря 2021-го по июнь 2022-го Coca-Cola прибавила в цене 24%, а за год подорожала на 96%! Ростом стоимости отметились не только «Магнит» и «Бахетле». 26 июня «Ашан» предлагал бутылку этого напитка объемом 0,5 л более чем за 90 рублей!
Независимый эксперт по ретейлу, консультант поставщиков торговых сетей, учредитель отраслевого портала «Продукт. Медиа» Михаил Лачугин еще в июне объяснил «БИЗНЕС Online», что сладкий напиток в том виде, к которому привыкли казанцы, покинет полки, но появятся отечественные альтернативы.
Так и случилось: в сентябрьскую корзину «Магнита» отправилась уже не Coca-Cola, а ее альтернатива, Cool Cola, в узнаваемом оформлении. Sprite и Fanta заменили на Street и Fancy, импортозамещением занялся Московский пиво-безалкогольный комбинат «Очаково».
Но вернемся в торговые залы. На месте осенью остаются и социальные ценники, их, напомним, ввели в начале марта крупнейшие игроки, взяв на себя обязательства по ограничению наценок на молочные продукты, сахар, хлеб и овощи борщового набора до 5%. Но есть нюанс: если летом желтые ценники с пометкой «соццена» выглядели скорее издевательством, поскольку предлагали купить пачку гречки за 94 рубля или риса за сотню, то теперь под ними действительно размещены неплохие предложения. Причем некоторые позиции вернулись к ценам 2021 года.
Лидеры дефляции: цены на картошку «порезали» в 4 раза, на капусту — в 5
Учитывая череду событий, которые произошли в этом году, журналисты «БИЗНЕС Online» отказались от традиционной методики сравнения цен по принципу «год к году». В этот раз мы анализировали сентябрьские ценники в сравнении с июньскими, когда был заметен максимальный рост цен, и с данными за декабрь 2021 года, до того как грянула спецоперация. В декабрьском «Индексе» 2022-го мы вернемся к сравнению корзин год к году.
Картофель, который с начала года обрастал «позолотой», стоит теперь в «Магните» всего 21 рубль за кило, это на 70% дешевле, чем в июне этого года
Итак, какие товары спасают нынче кошельки казанцев? В первую очередь это овощи. Ежегодно к осени дешевеют продукты борщового набора и фрукты. Но таких падений давно не было. Картофель, который с начала года обрастал «позолотой», стоит теперь в «Магните» всего 21 рубль за кило, это на 70% дешевле, чем в июне этого года, когда 1 кг земляного яблока продавали под 80 рублей. Это даже почти вдвое дешевле, чем в декабре 2021-го, — картошку на новогодний стол казанцы покупали, напомним, по 40 рублей.
Перестало лихорадить картофель и в «Бахетле»: килограмм овоща снизился в цене в премиальной сети на 67,2% с июня и на 54,1% с прошлого декабря, сейчас на корнеплоде красуется ценник в 22,9 рубля.
Абсолютный рекордсмен дефляции — капуста. На протяжении 9 месяцев этот овощ рвал «хит-парад» самых дорожающих продуктов в магнитовской корзинке, а теперь возглавил антирейтинг, подешевев сразу в 5 раз с 61 рубля за кило до 13 всего за три месяца. С начала года падение в цене составило больше 70% с новогодних 45 рублей за кило.
Перестало лихорадить картофель и в «Бахетле»: 1 кг овоща снизился в цене в премиальной сети на 67,2% с июня и на 54,1% с прошлого декабря, сейчас на корнеплоде красуется ценник в 22,9 рубля
В топ-3 наиболее подешевевших продуктов попали бананы, килограмм заморского фрукта в «Магните» обойдется теперь по 58 рублей, что на 42% дешевле, чем в июне, и на 13% дешевле, чем в декабре прошлого года. В «Бахетле» этот продукт подешевел за три месяца почти на 10% (99 рублей за 1 кг). Опрошенные «БИЗНЕС Online» эксперты считают, что дело исключительно в сезонности.
В «Бахетле» бананы подешевели за три месяца почти на 10% (99 рублей за килограмм). Опрошенные «БИЗНЕС Online» эксперты считают, что дело исключительно в сезонности
«Практически все хозяйства приступили к сбору урожая, а некоторые уже завершили сбор продукции. В период уборки цена снижается, потому что объем на рынке предлагается большой. В магазины за счет дешевого картофеля привлекают покупателей, — рассказывает глава КФХ Минталип Минеханов. — Цена на картофель минимум 20–25 рублей должна быть. Это нормальная ситуация и для покупателей, и для сельхозпроизводителей».
Также стоит отметить подешевевшее подсолнечное масло: самая доступная позиция этого продукта в «магнитовской» корзине стоит в сентябре 77 рублей за бутылку 0,9 литра. Для сравнения: в декабре за нее пришлось бы отдать без малого 90 рублей, а в июне — почти 99. Возможно, «Магнит» просто нашел иного производителя: в декабре самым дешевым маслом было «Аннинское», в июне — «Подворье», теперь же это бутылка от товарного хозяйства «Саратовское», город Маркс.
Если самая доступная «масляная» позиция в цене снижается, то «Золотая семечка», которую мы «покупаем» из раза в раз в «Магните», дешеветь не планирует: бутылка стоит прежние 129,99 рубля, это плюс 20 рублей (или плюс 23%) к предновогоднему ценнику 2021 года
Если самая доступная «масляная» позиция в цене снижается, то «Золотая семечка», которую мы «покупаем» из раза в раз в «Магните», дешеветь не планирует: бутылка стоит прежние 129,99 рубля, это плюс 20 рублей (или плюс 23%) к предновогоднему ценнику 2021 года.
Та же история с куриным яйцом: самый доступный десяток (на этот раз от «Гринко») обойдется в сентябре всего в 56 рублей
Та же история с куриным яйцом: самый доступный десяток (на этот раз от «Гринко») обойдется в сентябре всего в 56 рублей (на 7% дешевле, чем в июне, и на 31% дешевле, чем в декабре). Но уже второй по доступности бренд — Yaratelle — стоит почти 90 рублей за десяток, и это на 12% дороже, чем в декабре 2021-го, когда десяток яиц можно было приобрести за 80 рублей (тогда это был десяток от СТМ «Магнита», «Моя цена»).
Но уже второй по доступности бренд — Yaratelle — стоит почти 90 рублей за десяток, и это на 12% дороже, чем в декабре 2021-го, когда десяток яиц можно было приобрести за 80 рублей
Идут вниз цены на яйца и в «Бахетле», правда, с оговоркой. Мы всегда ориентировались на десяток яиц, но в этот раз самый доступный вариант представлен набором из Вараксино в 30 штук, он стоит 287 рублей, т. е. 95,6 рубля в перерасчете на десяток. Это почти на четверть ниже, чем в июне, и на 20% дешевле, чем в декабре прошлого года. Упаковка в 10 штук от того же бренда обойдется немногим дороже — 99 рублей.
Идут вниз цены на яйца и в «Бахетле», правда, с оговоркой. Мы всегда ориентировались на десяток яиц, но в этот раз самый доступный вариант представлен набором от Вараксино в 30 штук, он стоит 287 рублей, т. е. 95,6 рубля в перерасчете на десяток
Руководитель агентства Bright Consulting, эксперт в области пищевого рынка Мария Яшенкова считает, что цены на куриное яйцо сдерживаются искусственно. «Яйца стабильно дешевеют, потому что это продукт первой необходимости, который государство контролирует, как и самые дешевые виды хлеба, — объясняет Яшенкова. — Где происходит „ущемление“ цен, сказать не могу, но думаю, и для производителя выставлены ожидания, так как они получают субсидии, и есть возможность предъявлять требования по ценам. Для людей цена яйца входит в корзину, по которой покупатель судит о средней цене магазина, поэтому цены на яйца, курицу и хлеб ретейлеры стараются держать низкими».
Стабильность по мясу и птице прослеживается и в «Бахетле». В премиальной сетке, например, без изменений осталась цена на говядину — 890 рублей за 1 кг, а также эчпочмак с мясом — 49 рублей
Курица и сахар «на взлете», крупы немного «обуздали»
Слова Яшенковой подтверждают цены на курицу: самые доступные куриные бедра в магнитовской корзине чуть подешевели (менее 1%). Конечно, с декабря эта позиция поднялась в цене на 13%, но, по сравнению с мятежным мартом этого года, курица все же стала доступнее (минус 12%). Кстати, о птичках: не растет в цене и килограммовый лоток бедер от «Агросилы», на протяжении 9 месяцев цена держится на стабильных 199,99 рубля за кило. Позиция редко попадает в нашу магнитовскую корзину, поскольку практически всегда мы находим более доступный вариант.
Позитивные перемены и в колбасе. На полках в этот раз мы не нашли брауншвейгскую колбасу от «Йолы» даже в нарезке, зато по акции можно купить такую же от производителя «Мясной выбор» за 1 290 рублей за килограмм
Стабильность по мясу и птице прослеживается и в «Бахетле». В премиальной сетке, например, без изменений осталась цена на говядину — 890 рублей за килограмм — и эчпочмак с мясом — 49 рублей. Пельмени «По-мусульмански» с бараниной даже скинули 3%. Позитивные перемены и в колбасе. На полках в этот раз мы не нашли брауншвейгскую колбасу от «Йолы» даже в нарезке, зато по акции можно купить такую же от производителя «Мясной выбор» за 1 290 рублей за килограмм.
Стабильны по сравнению с июнем в «Бахетле» и цены на куриное филе, 382 рубля за 1 кг, только это на 12,6% больше, чем в декабре прошлого года.
Ретейл стабилизировал цены на гречневую крупу: 0,8 кг от «Крупной выгоды» обойдутся в сентябре в 69,99 рубля, и это снова социальный ценник
И все же в более доступной магнитовской корзине не так много продуктов, которые подешевели с начала года: львиная доля позиций если и «схуднула» за квартал, то по сравнению с концом 2021-го все же дорожает. Например, гречка: ретейл стабилизировал цены на эту крупу, 0,8 кг от «Крупной выгоды» обойдется в сентябре в 69,99 рубля, и это снова социальный ценник. По сравнению с июнем, пачка крупы (причем того же бренда) подешевела на 25%, а к декабрю 2021-го подросла в цене всего на 3%.
Если говорить об общероссийской картине по гречке, то на данный момент есть все предпосылки избежать дальнейшего подорожания: по данным портала Zerno.ru, на 8 сентября в России собрано 230 тыс. т гречихи, что на 140 тыс. т выше показателя на аналогичную дату 2021-го. Кроме того, в текущем году посевные площади под культурой были увеличены на 15,1% до 1,1 млн гектаров.
С рисом ситуация сложнее. Если говорить о результатах за 9 месяцев, то в «Бахетле» сразу на 66,2% снизились цены на рис для ризотто, на 40,6% подешевел обычный рис. Есть снижение и в «Магните»: пачка самого доступного круглого риса в сентябре стоит в «Магните» 67,29 рубля, что на треть (33%) дешевле, чем в июне. Но, по сравнению с декабрем 2021-го, данная крупа все еще бьет рекорды подорожания — плюс 61% к стоимости за 9 месяцев! Длиннозерный рис от «Увелки» обойдется почти в 115 рублей за пачку в 800 граммов. И это еще со скидкой, полный ценник — на уровне 140 рублей, что соответствует июню этого года.
Предпосылок к снижению цены не видно: еще в конце мая глава российского зернового союза (РЗС) Аркадий Злочевский заявлял, что производство по сравнению с прошлым годом может снизиться на 35–36%. Причина — нехватка воды в рисовых чеках в период сева из-за аварийной ситуации на Федоровском гидроузле в Краснодарском крае.
Пока же сбор риса не оправдывает летние прогнозы: согласно информации на портале Zerno.ru, на 15 сентября намолотили только 35 тыс. т риса (в прошлом году на это время было намолочено 67,1 тыс. т). Опрошенные эксперты считают, что снижение цен на крупы — внутренняя история для ретейла и ждать дальнейшего удешевления не стоит.
«Я не вижу предпосылок, чтобы цены на крупы серьезно менялись. Не надо ждать резкого удорожания, потому что потребительская способность населения падает. Люди перестанут покупать определенные продукты или товары», — рассказал учредитель портала «Продукт. Медиа» Лачугин.
Почти на 57% подорожал хлеб. Речь идет о «Новом», но на цену повлияла разность упаковок
Радуют на первый взгляд цены на сахар — «всего» 66,99 рубля за кило, это на 3 рубля, или 4%, дешевле, чем в июне этого года. Но, по сравнению с декабрем, сахар подорожал на 34%, и он остается одним из лидеров роста цен.
Почти на 57% подорожал хлеб. Речь идет о «Новом», но на цену повлияла разность упаковок: на этот раз мы не нашли в «Магните» нарезку «Нового» в фасовке 600 г, пришлось пересчитать на требуемый нам объем более дорогую фасовку — по 29,99 рубля за 0,3 килограмма. Если же посмотреть на буханку «Сельского», то он подорожал всего на рубль (плюс 2% к июню), а с декабря его цена будто бы не изменилась. На деле в декабре мы отправили в нашу корзинку буханку от Казанского хлебозавода №3 в упаковке, а в июне и сентябре — тот же хлеб того же производителя, но без упаковки. Если же сравнивать цены на буханку «Сельского» в упаковке в сентябре 2022-го (49,99 рубля) с декабрем 2021-го, то подорожание составит сносные 9%.
Большая упаковка провансаля от «Рябы» стоит в «Магните» 199,99 рубля, это плюс 25% за квартал и аж плюс 81% с декабря прошлого года
Майонез, молочка и макароны продолжают дорожать
Несмотря на то, что «магнитовская» корзина и премиальный набор покупок из «Бахетле» подешевели за квартал на 22% и 0,5% соответственно, в обеих сетях немало позиций, которые продолжают уверенно дорожать вопреки сезонности, снижению курса доллара и политике ретейлеров.
К таким продуктам относится, например, майонез: большая упаковка провансаля от «Рябы» стоит в «Магните» 199,99 рубля, это плюс 25% за квартал и плюс аж 81% с декабря прошлого года. Причем полки с майонезом продолжают пополняться соусом меньшей жирности: так, например, в «Магните» на проспекте Победы, куда мы заглянули 15 сентября, вовсе не нашли майонеза 67% жирности, ретейл предлагал большие пакеты по 770 г и 800-граммовые ведра с соусом 50,5% жирности. Вероятно, таким образом производители стараются удержать ценники: так, например, ведро провансаля «Махеев» обойдется по скидке в 169,99 рубля (полный ценник — 199,99 рубля), а ведерко того же соуса от СТМ «Магнит» — всего в 129,99 рубля.
С соусами все непросто и в «Бахетле». Стабильно дорожает кетчуп Mr. Ricco — на 10 рублей с июня и на 20 рублей с декабря прошлого года. Сейчас он стоит 89,9 рубля. Другая тенденция с майонезом этого же бренда в корзинке «Бахетле», который набрал 7,1% за три месяца и сразу 71,5% с декабря. Возможно, все дело в новогодних скидках, в декабре соус продавался по акции за 69,9 рубля.
Ведро провансаля «Махеев» обойдется по скидке в 169,99 рубля (полный ценник — 199,99 рубля), а ведерко того же соуса от СТМ «Магнит» — всего в 129,99 рубля
Медленно, но верно ползут вверх ценники на макароны. В магнитовскую корзину к нам попадают самые доступные макарошки, в данном случае это перья от СТМ «Магнита», «Моей цены». Пачка в 0,4 кг обойдется в сентябре в 20,79 рубля (19,79 рубля в июне), а 0,9 кг продукта — в 46,8 рубля (плюс 5% за квартал и сразу плюс 22% к началу года).
Медленно, но верно ползут вверх ценники на макароны. В магнитовскую корзину к нам попадают самые доступные макарошки, в данном случае это перья от СТМ «Магнита», «Моей цены»
В корзинке «Бахетле» макароны также оказались в лидерах по росту цен. Самый доступный вариант среди отечественных брендов — «Щебекинские», их спагетти стоят 81,8 рубля за 400 г (плюс 21,2% к июню и плюс 53,8% к декабрю 2021-го). Любители итальянской пасты могут купить пачку спагетти марки Piacelli, которая обойдется в 129 рублей за пачку в 500 граммов. Это на 18,3% больше, чем три месяца назад, за год цена не изменилась.
Не отстает и молочка: да, недорогую пачку молока 2,5% от «Моей цены» удалось снизить на 12% по сравнению с июнем этого года, но к декабрю литр подорожал на 3%.
Несколько стабилизировались цены на сливочное масло. По акции в сети Муслимы Латыповой можно купить пачку от «Молочной речки» за 115 рублей вместо 157, получается 657 рублей за кило
В «Бахетле» самый выгодный вариант молока жирностью 3,2% представлен брендом «Село зеленое», это бутылка объемом 1,9 л, которая продается за 159 рублей. Это на 2,3% ниже, чем в июне этого года. Несколько стабилизировались цены на сливочное масло. По акции в сети Муслимы Латыповой можно купить пачку от «Молочной речки» за 115 рублей вместо 157, получается 657 рублей за 1 кг (минус 16% к июню и плюс 39,3% к декабрю 2021-го). Уменьшение веса на 20 г не помогло йогурту «Активиа» удержать цену: за три месяца молочный продукт подорожал на 9,5%.
Показательны и ценники «Домика в деревне» в корзинке «Магнита»: коробка 3,2-процентного молока в сентябре стоит 89,99 рубля, что на 12,5% дороже, чем в июне, и на треть (плюс 34%) — чем в декабре 2021-го
Показательны и ценники «Домика в деревне» в корзинке «Магнита»: коробка 3,2-процентного молока в сентябре стоит 89,99 рубля, что на 12,5% дороже, чем в июне, и на треть (плюс 34%) — чем в декабре 2021-го. Впрочем, и здесь удивительного мало: как сообщили в национальном союзе производителей молока, операционная себестоимость производства молока в июне 2022 года превышала уровень того же периода 2021-го, хотя традиционный «сезон большого молока» и дефляция сдерживали ценники.
Отдельно стоит остановиться на маленьких радостях: теперь чашку кофе или чая с шоколадкой можно с полным правом считать десертом, ибо ценники на соответствующие позиции внушительно растут
«Предварительно, увеличение составило 10,7%. При этом за июнь себестоимость снизилась на 5,0%. Это обусловлено главным образом снижением цен на корма, сезонным повышением молочной продуктивности коров и укреплением национальной валюты. Сдерживанию роста себестоимости способствовало также существенное замедление инфляции в мае и дефляция в июне», — пояснили в ведомстве.
Сладкая плитка от «России» в «Магните» предлагается по акции за 66,99 рубля
Отдельно стоит остановиться на маленьких радостях: теперь чашку кофе или чая с шоколадкой можно считать с полным правом десертом, ибо ценники на соответствующие позиции внушительно растут. Сладкая плитка от «России» в «Магните» предлагается по акции за 66,99 рубля (74,9 в пересчете на необходимые нам 0,95 кг), и это сразу на 22% дороже, чем в июне (тогда лакомство обходилось в 53 рубля за плитку по акции), и на почти 62% больше, чем в декабре 2021-го, когда мы отправили в корзинку плитку за 40 рублей (полная цена за сладость не доходила и до 80 рублей). Чай «Принцесса Канди» с начала года подорожал на 33%, а Greenfield — сразу на 47% до 130 рублей за 100 граммов.
Любители кофе могут уповать только на акции. После июльских полных ценников в 600–700 рублей за упаковку в 150 г бодрящего напитка акционные ценники «Магнита» в 313 и 363 рубля словно бальзам на душу!
Любители кофе могут уповать только на акции. После июльских полных ценников в 600–700 рублей за упаковку в 150 г бодрящего напитка акционные ценники «Магнита» в 313 и 363 рубля словно бальзам на душу! И все же в декабре, например, акционная пачка Nescafe Gold обходилась казанцу в 231 рубль, что на 57% дешевле, чем в сентябре.
Чай «Принцесса Канди» с начала года подорожал на 33%, а Greenfield — сразу на 47% до 130 рублей за 100 граммов
Прогнозы на декабрь: цены вырастут, но едва ли перегонят июнь
Итак, об итогах. Совсем незначительно (всего на полпроцента) с июня «похудела» корзина «Бахетле», в этот раз она обойдется в 9 978 рублей. При этом с начала года рост цен очень значительный — плюс 22,5%.
Парадоксально, но в списке из 26 позиций за три летние месяца подорожало только 6 продуктов. Почему тогда общее снижение не такое внушительное? Все дело в красной рыбе, цены на которую в последний год растут как на дрожжах. С начала года деликатес в сети Муслимы Латыповой прибавил в цене 74,6%. Это общероссийская тенденция. Как писал «Коммерсантъ», из-за санкций импорт в Россию атлантического лосося сократился почти в 6 раз. На зарубежные поставки приходилось 80% от общего потребления в стране, поэтому цены на рыбу выросли более чем в 2 раза. Полностью заменить продукт российским лососем невозможно, поскольку значительная его часть отправляется на экспорт. Правда, недавно глава Росрыболовства Илья Шестаков заявлял, что возможны ограничения по экспорту красной икры и рыбы. Увидим, поможет ли это хотя бы замедлить рост цен.
Более доступная корзина «Магнита» ожидаемо оказалась более чувствительной к сезонному снижению цен — минус 22% за квартал. Однако в более длительной перспективе цены все же растут — почти 7% прибавки стоимости к декабрю 2021-го.
«„Магнит“ базовый» традиционно более сдержан в ценах и динамике: минус 16% за квартал, но плюс 9,2% к декабрю прошлого года. Набор продуктов в этой части нашего индекса во многом совпадает с той корзиной, по которой Росстат рассчитывает потребительскую инфляцию. Неудивительно, что изменение стоимости базового набора «Магнита» очень близко к официальному уровню инфляции, который в сентябре накопленным итогом с начала года составил примерно 10%. При сохранении темпов наш базовый набор «Магнита» за 2022 год прибавит в цене 12–13%. Именно такой прогнозирует инфляцию в этом году правительство России.
Чего еще ждать к декабрю 2022-го в плане цен? Эксперты «БИЗНЕС Online» предрекают их традиционное новогоднее повышение после сезонного снижения. Правда, есть надежда на местных аграриев: татарстанские хозяйства получили отличный урожай, что, возможно, немного сдержит цены хотя бы на овощи.
«По сравнению с прошлым годом, в 2022-м урожая картофеля мы получили больше чем на треть. Но у обычных людей, кто у себя в огороде выращивает овощи, повышения урожая нет, потому что в августе не было дождей. Не было налива клубня, из-за этого он мелковат. Там, где картофель под орошением, нет никаких проблем. У нас на 80 процентов картофель урожайный, — рассказывает совладелец ГК „Сервис-Агро“ Марат Каримов. — К зиме цены диктует рынок, но, мне кажется, что цена будет нормальной, продукт есть, его много».
Независимый эксперт по ретейлу Лачугин считает, что снижение цен, например на куриное яйцо и молочку, обусловлено отпускным сезоном: люди уезжают, покупают меньше, и, чтобы компенсировать объемы производства предприятий, ежегодно происходит снижение цен, которые сетевики отыгрывают в новогодние праздники. «Не надо искать каких-то глобальных поводов, это ретейл регулирует оборачиваемость тех или иных товарных категорий. Плюс еще сейчас многие позиции самых актуальных категорий оптимизируются: дорогие позиции выводятся, для поставщиков ставятся ценовые потолки», — поделился Лачугин. Он не прогнозирует серьезного подорожания ни в одной из категорий, но ожидает предпраздничного роста цен.
«Будет традиционное новогоднее повышение цен на овощи и фрукты, потому что продавцы всегда зарабатывают именно в это время. Немного подорожают сыры, колбасы, майонез, консервированная продукция, но рост будет на 5–7 процентов. Ретейлеры сейчас оптимизируют ассортимент, более дорогие позиции заменяют более дешевыми, потому что чувствуют снижение интереса покупателей даже в премиальных сетях и сегменте эконом плюс. Этот процесс тоже будет сдерживать рост цен», — подытожил Лачугин.
Инфографика: «БИЗНЕС Online»
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 16
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.