«Ты уже не можешь продать просто хорошую квартиру, ты должен продать комфортную городскую среду. У покупателя появился запрос на новую идентичность, он не хочет жить в обезличенном районе», — говорит о роли архитекторов и застройщиков в жилищном вопросе урбанист и социолог Петр Кудрявцев, участник семинара по развитию городской среды «Диалоги», который накануне прошел в Казани. В свете обсуждения зачистки отрасли от строительных нормативов, инициированной вице-премьером РФ Маратом Хуснуллиным, эксперт рассказал, для чего районам столицы РТ нужны свои субцентры и зачем создавать концепцию 15-минутного города, а также поделился мыслями о будущем застройки квартала М8 и о том, почему московские девелоперы пока опережают Казань по продуманности инфраструктуры.
Петр Кудрявцев, урбанист: «Давление на инфраструктуру возрастает — это и транспорт, инженерия, культура, спорт, образование…»
«Ты уже не можешь продать просто хорошую квартиру, ты должен продать комфортную городскую среду»
— Петр, в Казани принят генплан-2040, и один из его посылов — полицентричное развитие города. Видимо, это сейчас тренд, и он развивается в крупных городах, в том числе российских. Зачем нужна полицентричность и кто в городах начинает эти процессы — архитектурные власти или это все как-то само? Как данным процессом управлять? Отражает ли Казань этот тренд или только в начале пути?
— Есть четкие и понятные процессы, которые происходят со всеми крупными городами мира, и Казань не исключение. Малые города и деревни приходят в упадок. Население все больше концентрируется в крупных городах, ведь они имеют инфраструктуру, которая сложилась исторически и привлекает современного человека, стремящегося к комфорту. Давление на инфраструктуру возрастает — это и транспорт, инженерия, культура, спорт, образование…
Когда мы говорим об американских городах, такой истории не возникает: как правило, Америка одноэтажна. С проблемой перегрузки инфраструктуры сталкиваются исторические города. И они стараются максимально вытолкнуть пиковые внутренние нагрузки из центра города на срединную зону или периферию, оставляя центр города культурно-образовательным территориям, которые используются для отдыха, прогулок, туристической инфраструктуры. Это такое «чистое» место для проведения времени.
— Получается, что в каждом районе города должен развиваться свой мини-город со всеми функциями того же центра?
— Мы видим, что происходит в Париже, Нью-Йорке или Берлине. Там у каждого района появляется свой один или несколько субцентров, и люди себя очень здорово с ними идентифицируют. Такие субцентры становятся мини-городами: город в городе созревает даже там. В Москве сейчас тоже наблюдается такая тенденция. Столица сосредоточила в себе огромное количество ресурсов и людей и уже лет 20 испытывает сильное воздействие на инфраструктуру центра.
В результате те методы, которые использовались для разгрузки, скажем, 15 лет назад, например максимальное использование транспортной инфраструктуры вроде метро, развязок, становятся недостаточными. Она просто не справляется с миграцией людских потоков от мест проживания до мест работы или проведения досуга. В Москве за последние 2–3 года появилось два субцентра — об этой тенденции и ее развитии в декабре 2020 года говорил главный архитектор города Сергей Кузнецов. Это район «Большой Сити» на западе столицы, где основа — существующий деловой центр «Москва-Сити». Там есть рабочие места, активно развиваются жилые комплексы недалеко от Москвы-реки. В скором времени это место станет новым городским центром, где люди смогут получить все услуги, которые они получают в традиционном историческом центре. И второй — бывшие промзоны ЗИЛа и Южного порта, где концентрируется жилая и офисная застройка.
— Что, на ваш взгляд, важно создавать в таких субцентрах?
— Масштаб субцентров в Москве таков, что там могут быть и аттракторы городского значения, то есть формируются крупные центры притяжения. Например, на территории «Зил-Севера» есть филиал «Эрмитажа», и я убежден, что и в «Москва-Сити» будет что-то подобное. Я уже не говорю о кинотеатрах, парках, образовательных центрах. Появление таких больших мощных функций — не жилья и не работы — это, на мой взгляд, важнейшая характеристика субцентров. Ты можешь оттуда не выезжать, а жить там, ведь особой надобности выезжать в центр уже нет.
Мы с интересом смотрим и участвуем в формировании еще двух центров притяжения. Один из них на востоке Москвы — «Электрозавод». Это крупнейший исторический комплекс в столице после Кремля, там более 250 тысяч квадратных метров, которые будут наполнены самыми разнообразными «третьими» функциями — образовательными, культурными, научными. Там может сформироваться мощный культурный, образовательный и научный центр с офисами, работающий на весь восток Москвы, который был немного обделен вниманием. Еще один проект на юго-западе города — это технологическая долина МГУ, она превратится в новый центр притяжения — рядом с ней проектируется новая школа «Летово», конкурс на которую мы совсем недавно успешно провели.
«В Москве за последние 2–3 года появилось два субцентра. Это район «Большой Сити» на западе столицы, где основа — существующий деловой центр «Москва-Сити». Там есть рабочие места, активно развиваются жилые комплексы недалеко от Москвы-реки»
— Новые центры формируются вокруг уже существующих магнитов?
— Скажем так: это некие места, у которых имеются предпосылки. То есть на них есть потенциальный спрос, его нужно поймать и развивать.
— Что в Казани происходит с точки зрения полицентричности? Запрос на это есть как у людей, так и у властей. Что происходит на практике?
— Мы знаем о проекте альтернативных точек роста в Казани, и это масштабный проект. Основной фокус нацелен на те территории, которые граничат с городом. Но в целом данный проект должен учитывать внутреннее наполнение города и может включать в себя такие вещи, как пересмотр уже сложившейся концепции его центра и вновь застраиваемых районов. Очень важно учитывать всю программу, чтобы имелось не только жилье и монофункции, но и деловая активность, были заложены культурные программы, чтобы люди могли там находиться полноценно 7 дней в неделю без особой нужды выезжать. Тогда это может стать альтернативными точками роста.
— Застройщики это понимают?
— Вообще, вся история, связанная с развитием рынка недвижимости, в последний год привела к тому, что некоторые частные объекты девелоперов могут становится центрами таких новых субцентров городского масштаба. В Москве есть подобные примеры. И мы продумываем их именно как мини-города со своим брендом, идентичностью, парком. Они строятся с нуля, садясь на городскую инфраструктуру. Здесь важна роль частных застройщиков, которые должны понимать, что прежняя модель спального района уже не работает.
— Кто должен об этом думать? Ведь люди уверены, что девелоперы чаще мыслят так: «Сейчас построю, продам и уйду!»… в офшор. Или — «я уеду жить в Лондон!»
— Года два назад я бы с вами согласился. И вообще, это нормально, ведь у девелопера задача своя, у урбаниста — своя. Но сейчас вопрос прибыли сильно изменился. Вырос сам запрос у покупателей. Ты уже не можешь продать просто хорошую квартиру, ты должен продать комфортную городскую среду. У покупателя появился запрос на новую идентичность, он не хочет жить в обезличенном районе.
«Ты уже не можешь продать просто хорошую квартиру, ты должен продать комфортную городскую среду. У покупателя появился запрос на новую идентичность, он не хочет жить в обезличенном районе»
Есть тенденция к тому, что девелоперы хотят и управлять теми площадями, которые они строят. В Москве это набирает обороты. Застройщикам интересно контролировать ту программу, которую они придумали, как она заживет, как будет работать экономика и жить район в целом. Поэтому они задумываются над созданием управляющей компании и поддержании все этой инфраструктуры на долгосрочную перспективу. Такая схема могла бы подойти и для Казани. Когда наиболее привлекательные помещения на первых этажах продаются, а 15–20 процентов остается в управлении. Там формируются, например, небольшие детские центры, галереи, то есть такие магниты, которые не принесут какой-то прибыли, но привлекут большое количество людей туда. И это элемент идентификации.
Застройщик теперь сам должен об этом думать. Подобные жилые комплексы, которые становятся центрами, строятся очень быстро. Цикл — всего 2–3 года. Это уже конкуренция не рендеров и картинок, а конкретных участков.
Люди сравнивают, как живется в Москве и Казани, других городах. Девелоперы с именем четко понимают, что они не могут себе позволить где-то сэкономить на качестве. Развитая инфраструктура и благоустройство теперь так же важны, как и сама квартира.
— Есть ли какие-то характеристики территории, по которым можно сказать: да, вот это — новый центр? Назовите топ-5 таких признаков.
— Первое — это наличие инфраструктуры и «третьих мест», помимо жилья и офисов (культура, спорт, образование, общественные пространства). Второе — территория должна иметь потенциал для самоидентификации людей именно с этим новым местом. Третье — транспортная доступность. Это место, куда должно быть удобно добраться сейчас и в будущем, и вместе с тем есть возможность спокойно и быстро коммуницировать пешком: важна микромобильность с близлежащими районами. Также это должно быть место, в котором есть интерес у разных застройщиков, чтобы имелся некий кумулятивный эффект. Как минимум должна быть коммерческая привлекательность, а дальше уже задача города, урбанистов и местных жителей, чтобы это все превращалось не в разрозненный жилищный комплекс, а стало бы единой городской средой.
— Есть ли примеры за пределами Москвы, которые развиваются по такому принципу?
— Например, Академгородок в Новосибирске или ареал ДВФУ во Владивостоке. В Краснодаре и Екатеринбурге также появляются подобные агломераты.
«В Казани прекрасная парковая инфраструктура — в своем роде уникальная для всей России и пример для подражания. Например, созданный парк «Урам», или стратегия развития набережных Казанки»
— Одна из целей городских властей — сделать Казань комфортным городом для жизни. Желательно самым лучшим миллионником в России за пределами Садового кольца. Вы были в столице РТ. Можете ли отметить признаки комфортного города, которые у нас уже есть? Чего не хватает?
— В Казани прекрасная парковая инфраструктура — в своем роде уникальная для всей России и пример для подражания. Например, созданный парк «Урам», или стратегия развития набережных Казанки. Работая над проектом развития квартала М8 в Казани, мы также это учитывали и рекомендовали необходимость пешеходных связей с этими объектами.
Кажется, что Казани не хватает именно связности. У нее очень большой потенциал и в повышении количества автомобильных связей, местных улиц и дорог, улучшении транспортной проницаемости. Это можно реализовать достаточно небольшим количеством мер. В то же время в Казани уже хорошо складывается диверсифицированная система общественных пространств, которую достаточно поддержать микромобильными и пешеходными связями, и все это начнет работать на концепцию 15-минутного города, когда ты можешь легко от парка до парка доехать или дойти пешком.
— Роль общественного транспорта как-то можно отметить в этой истории комфортного города?
— Конечно. Во всех городах все движется в сторону развития общественного транспорта, и все больше вводится мер на поощрение его использования. Это важный фактор, влияющий и на экономику, и на экологию города. Знаем, что в Иннополисе развивают беспилотные технологии. Может быть, пройдет 5–10 лет, и мы все будем подобным пользоваться!
— Пока в это, конечно, сложно поверить.
— Знаете, в мобильные технологии и интернет раньше тоже с трудом верилось. А сейчас смотришь — мы уже по 4–5 часов в день проводим в телефонах, а это пятая часть нашего дня! И это все проходит совершенно естественно.
— Если тезисно, получается, что Казани не хватает автомобильно-пешеходных связей, в том числе между зелеными зонами?
— Да, нужно создавать пешеходно-рекреационные маршруты, где ты от набережной Казанки можешь легко дойти до Ометьевского леса, к примеру, или пробежать свои 5–6 километров в день. И в то же время нужно разгрузить основные магистрали за счет повышения числа местных улиц.
— В Казани время от времени поднимаются вопросы платного въезда в центр — как одной из антипробочных пилюль. Платные парковки, частные паркинги еще один инструмент. Как вы относитесь к платному въезду в центр и в сам город?
— Это очень комплексный подход, невозможно делать только платный въезд. Нужно решать и проблему с общественным транспортом, и с тем, что вообще будет в центре города в будущем. Это уже исследовательский вопрос.
Один из вариантов развития квартала М8 в Казани
Будущее квартала М8: новый центр Казани, высотки, парки и офисы
— Вы являетесь одним из консультантов проекта квартала М8, который разрабатывает «Ак Барс Дом». Какова ваша роль в этом проекте?
— Изначально было сделано несколько концепций — работало и бюро Сергея Скуратова, и екатеринбургское ОСА, и Buromoscow. И каждый раз по каким-то причинам они не принимались. Притом что все эти бюро очень высокого уровня. Как раз по рекомендации Buromoscow «Ак Барс Дом» обратился к нам. Им, видимо показалось, что там что-то не так в самом техническом задании на проект. Меня это очень заинтересовало. Казань мне знакома, в свое время мы проводили здесь международный парковый конгресс совместно с Наталией Фишман-Бекмамбетовой (помощник президента РТ — прим. ред.), и он прошел на высоком международном уровне.
— Этот квартал проектируется как новый центр?
— Мы постарались посмотреть на квартал М8 с другой стороны. Наша команда во главе с руководителем данного проекта Ксенией Трофимовой оценила его локацию. Это достаточно близко к центру, вокруг района уже сложилась плотная жилая среда, она продолжает развиваться. Вместе с тем квартал такое срединное место относительно ключевых городских общественных и рекреационных зон. Мы поняли, что это потенциал для создания альтернативного городского субцентра. Квартал станет связующим звеном: через него должны проходить непрерывные пешеходные связи, тем самым соединяя среду и будущие жилые зоны с теми, что есть сейчас. Также мы уделили много внимания созданию широкой матрицы общественных пространств. Внутри района предусматриваем как крупные пространства, например городскую площадь, так и районные скверы, и более интимные площадки в жилых кварталах.
Для нас стало очевидно, что в районе нужно делать три типа застройки. Первый — это деловой центр: с высотками, где преимущественно общественно-деловая среда. Мы предложили также разместить там гостиницу, так что это может быть и туристический центр. Второй тип — среднеэтажная жилая застройка с сохранением доли сервисных площадей. На первых этажах здесь появятся кафе и рестораны, офисы и магазинчики, а в самом микрорайоне должны быть площади районного значения. И третий — это тихий квартал, который соседствует с ипподромом. Здесь видится низкоэтажная застройка с квартальными садами, тихим образом жизни. На стыке этих двух последних районов будет социальная инфраструктура, и все это посажено на зеленый бульвар с парком, который в то же время служит связью с Ометьевским лесом.
Мы также старались учесть потенциал связности. Смотрели на то, какие улицы могли бы стать местными, чтобы проще организовать движение транспорта. Закладывали также культурную составляющую — для этого здесь предусмотрено порядка 6 тысяч квадратных метров площадей.
— Получается некий сценарий жизни, который закладывается заранее. А как вы оцениваете высотность квартала? Есть намерения поставить башни до 53 этажей. Вообще высотность в городе — это плюс или минус? Считается, что уж чего-чего, а земли в России много и строить надо сомасштабно человеку — в пример приводят и хрущевки, и 9-этажные кварталы, но «человейники» и небоскребы всех раздражают.
— Обсуждаются разные варианты высотности. Сам застройщик склоняется к понижению до 100 метров — это около 30 этажей и умеренная высотность. Но я считаю, что в этом месте можно поэкспериментировать с высотностью. Наша позиция — это то самое место, где в высоту можно идти. Я считаю, что Казань — это столичный город с серьезными амбициями, прошедший интересный путь. Экономика города и республики идет в гору, и это не просто так. Поэтому нормально, когда происходит концентрация мест приложения труда и офисов в одном месте. И нормально, что здесь могут быть высотные доминанты.
Никто не говорит о небоскребах, как в «Москва-Сити», хотя, наверное, и это в какой-то момент придет. Но повышение этажности и изменение силуэта города в его современной застройке, не мешающей и не искажающей панорамы исторического города, — это очевидно.
Вообще, квартал не предполагается целиком застраивать высотками. Они будут только в общественно-деловой зоне. Плотность застройки там — порядка 96 тысяч квадратных метров на гектар, и территория примыкает к ЖК «Лазурные небеса». Средневысотный европейский квартал имеет примерно 25 тысяч «квадратов» на гектар, а самый разряженный и насыщенный зелеными пространствами квартал характеризуется плотностью 10 тысяч квадратных метров на гектар. На этой территории уже есть плотное складывающееся окружение, и наш район может служить такой инфраструктурной подпиткой.
В течение жизни человек меняет место, где он живет, в зависимости от своего образа жизни. Когда ты студент, можешь снять комнату, но главное — жить в центре событий. Когда появляются семья и дети, нужна квартира уже побольше, возможно в чуть более тихом районе. Когда дети вырастают, вы со спутником жизни хотите вернуться обратно в гущу событий уже на новом уровне, потому что у вас появился статус и деньги. И следующий этап, быть может, — загородный дом со своим пространством.
Мне кажется, что хорош именно тот город, который предоставляет разные места для жизни. И ты можешь выбирать — жить в пентхаусе, девятиэтажке со сложившейся инфраструктурой или деурбанированном месте.
«Я считаю, что Казань — это столичный город с серьезными амбициями, прошедший интересный путь. Экономика города и республики идет в гору, и это не просто так»
«Люди стали ценить свое время и здоровье, и запрос на 15-минутный город сильно растет»
— На что вообще сейчас обращает внимание покупатель при выборе жилья, если у него достаточно денег, при прочих равных условиях? Локация, комфортный двор, конструктив, планировки — что сегодня в тренде?
— Покупатели становятся более просвещенными. Потребности растут: люди начинают разбираться и в отделочных материалах, инженерных системах, смотреть, какие лифты в доме. То есть такие вещи их тоже начали интересовать, чего не было еще, скажем, 3–5 лет назад. Но в первую очередь, конечно, все зависит от человека и его образа жизни. Для кого-то, например, важно выйти из дома и сразу пойти на пробежку по скверу. Кому-то хочется, чтобы работа была рядом с домом. Вообще, люди стали ценить свое свободное время, думать о здоровье, и этот запрос на 15-минутный город сильно растет.
Запрос будущего горожанина — это качественный воздух и вода внутри здания. Я имею в виду дополнительные системы очистки, централизованное кондиционирование. Так как мы проводим в своем жилье минимум треть жизни, вода, воздух и остальные составляющие здоровья очень важны. Пока это не является самым важным конкурентным преимуществом. Но есть девелоперы, которые этим занимаются, и я думаю, что это тенденция будущего.
— В свое время вы были председателем комиссии Общественной палаты Москвы по градостроительной политике, архитектуре и строительству, участвовали в работе так называемого штаба по контролю за реализацией программы реновации жилья. Казань тоже имеет точки роста за счет реновации бывших промзон, говорилось о перестройке гаражных массивов… Какие ошибки важно не допустить городу в момент реновации? На что нужно обратить внимание?
— Очевидно, что программа реновации для Москвы была необходима, и нужно было начинать ее заранее, чтобы просчитать все возможные сценарии, прежде всего экономические. Все-таки это социальный проект, и важно сделать так, чтобы люди получали более качественное жилье при сбалансированных расходах бюджета. Были долгие разговоры по поводу равноценного или равнозначного жилья, возможности доплат и того, какой вообще площади граждане получают жилье. По современным нормам, касающимся санузлов, коридоров и других мест, среднее добавление к площади квартир, которые люди получают сегодня бесплатно, — плюс 15–20 процентов. Чисто экономически это более выгодная история для жителей. И я могу сказать, что те дома, которые находятся в Москве, — это достойное жилье.
Как раз недавно прошел международный конкурс «Облик реновации», в котором мы также принимали участие. Это беспрецедентная история: там было около 40–50 участников, и это огромный охват профессиональных архитекторов и их вовлеченность в данную историю. Ведь в какой-то момент шли разговоры о том, а не отдать ли это на откуп домостроительным комбинатам или застройщикам, которые будут делать проекты домов по типовому признаку! То, что сейчас большие зоны реновации, по 100–150 гектаров, курируются конкретными архитекторами, говорит о контроле за качеством среды. Это ответственность: те элементы, которые были в концепции, должны быть соблюдены. В московской реновации, конечно, есть и проблемы, и успехи, как и в любой программе.
— Главный архитектор Казани организует выезды казанских девелоперов в Москву — изучать лучшие примеры. И, говорят, есть эффект. На ваш взгляд, принципы, которыми руководствуются застройщики в столице и других городах (в той же Казани), насколько отличаются?
— Традиционно Москва на год-два-три в зависимости от региона обгоняет тенденции. То, что мы сейчас делаем в столице, как работаем с девелоперами, — это развитие городской среды и функциональных зон, которые напрямую не являются жильем или офисами, а сплетают комплексы и офисы в единую городскую среду. Год-два назад подобное делали только лидеры-застройщики. Теперь на это очень большой запрос.
Мне кажется, ведущие застройщики Казани тоже об этом думают, начинают чувствовать данную историю.
— В декабре Казань провела всероссийский архитектурно-строительный форум «Казаныш — Достижение». Как оцениваете само мероприятие? Нужно ли оно вообще или это так — поговорили, разошлись?
— Честно сказать, я долго этого ждал. Для меня появление такого форума — это начало нового этапа как минимум в наших отношениях с Казанью. Это некий портал, который столица РТ наконец открыла для новых знаний, людей и имен в сфере практического градостроительства и архитектуры. Речь идет не только о российских специалистах, но и, возможно, о международных. Казань, которая была долгое время немного закрыта с точки зрения архитектуры, постепенно стала открываться. Я искренне верю, что только свободная конкуренция между местными, федеральными и международными архитекторами, конструкторами, дизайнерами и другими специалистами способна действительно изменить ландшафт архитектурных услуг. В Казани форум прошел на высоком организационном и техническом уровне.
Мы поговорили по итогам форума с Ильсияр Мисхатовной (Тухватуллиной — главный архитектор Казани — прим. ред.), и я рассказал о нашем опыте в Москве. Несколько лет мы занимались проектом «Открытый город» — это фестиваль Москомархитектуры, рассчитанный на молодых архитекторов и студентов. Он идет не только 3–4 дня, а весь год: студенты проходят стажировки, бюро получают задания, а результат программы — сам фестиваль. Мы также регулярно принимаем участие в фестивале «Комфортный город», рассчитанном на профессионалов, где все общаются по поводу новых норм и больших проектов. Это два основных московских мероприятия, которые курируются главным архитектором города. В рамках «Казаныша» интересно было бы развивать такую практику. С одной стороны, вовлекать в работу молодежь и студентов, потому что у вас очень сильная школа, и проводить очень практические истории, связанные с развитием архитектурного бюро и встраиванием местных архитекторов в международную повестку.
Здорово, что у вас появился Институт развития города. Было бы интересно провести серию исследований с точки зрения развития общественных пространств, ведь в Татарстане был сделан сумасшедший прорыв, который вполне может конкурировать с Москвой.
«Очевидно, что программа реновации для Москвы была необходима, и нужно было начинать ее заранее, чтобы просчитать все возможные сценарии, прежде всего экономические»
— Что нужно сделать, чтобы дискуссии вокруг архитектуры доходили до ума и сердца городских властей, застройщиков?
— Это поступательный процесс. Если взять мою практику, то я долгое время был издателем и главным редактором журнала по градостроительству и архитектуре ARX, задачей которого являлось как раз взаимодействие архитектурного и девелоперского сообществ, а также города. Это медиаторство как раз дает «Казаныш». Необходима площадка для взаимодействия архитектурного сообщества, частных застройщиков и города. Например, очень часто непонятно, как взаимодействовать частному застройщику, тому же казанскому, с московским архитектором. Иногда элементарно личного контакта и знакомства достаточно. И когда Казань показывает официально, что город готов к появлению новой архитектуры, это и есть сигнал профессиональному сообществу. А дальше все зависит от выстраивания отношений.
Петр Кудрявцев — урбанист, социолог, основатель бюро Citymakers и Института развития территорий TDI. Родился в Москве в 1974-м, окончил МГУ им. Ломоносова по специальности «социология». С 2005 по 2008 год был издателем и главным редактором популярного журнала по градостроительству и архитектуре ARX. За последние 14 лет принимал участие в разработке более 20 крупных градостроительных проектов для Москвы (парк «Зарядье») и других городов. Кудрявцев — член архитектурного совета Москвы, член жюри международного конкурса World Architecture Festival.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 21
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.