«Жизнь заставила нас быстро адаптироваться, и мы уверены в завтрашнем дне как никогда», — радовался сегодня гендиректор КАМАЗа Сергей Когогин во время выступления на международном экспортном форуме «Сделано в России». По его словам, санкциям не удалось изолировать РФ от остального мира, а конкретно КАМАЗ продолжает присутствовать на экспортном рынке, «изобретая разные способы безопасности партнеров». О том, как челнинцам в рекордные сроки удалось локализовать более 200 импортных деталей и какие заявления на форуме сделали Мишустин и Белоусов, — в материале «БИЗНЕС Online».
Богатый на участников международный экспортный форум «Сделано в России» прошел сегодня в Москве. Пленарное заседание открыл премьер-министр РФ Михаил Мишустин
«Украдены сотни миллиардов долларов российских валютных резервов»
Богатым на солидных участников выдался международный экспортный форум «Сделано в России», который прошел сегодня в Москве. В нем приняли участие первый зампред правительства РФ Андрей Белоусов, гендиректор КАМАЗа Сергей Когогин, гендиректор РЖД Олег Белозеров, замминистра транспорта РФ Валентин Иванов и другие.
А пленарное заседание «Экономика перемен. Создавая новую географию экспорта» и вовсе открыл премьер-министр РФ Михаил Мишустин, который назвал абсурдными намерения исключить Россию из глобальной торговли. «Наша страна была и остается ее важной составляющей. Да и мировую промышленность без российских ресурсов и товаров представить сложно», — подтвердил он. Эти слова премьер подкрепил фактами. Номинальная стоимость несырьевого неэнергетического экспорта России по итогам 8 месяцев года, несмотря на уменьшение поставок, в денежном выражении выросла на 7% по сравнению с прошлым годом, достигнув $125 млрд, указал Мишустин. На фоне сжатия торговли с США, Великобританией, Японией и рядом стран, «чье политическое руководство выставило заслоны на пути нормальной кооперации», расширился экспорт промышленных товаров в страны БРИКС, отметил премьер-министр.
«Совместно с надежными партнерами мы работаем над расширением транспортно-логистических коридоров. Правительство определило три ключевых направления развития инфраструктуры — азово-черноморское, восточное и каспийское. Они являются основой для расширения торгово-экономических связей», — рассказал глава кабмина РФ. На восточном направлении быстрыми темпами растут отправки несырьевых товаров в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. «При этом для поставок в Иран, на Ближний Восток и в Южную Азию ведется работа по развитию западного маршрута международного транспортного коридора „Север – Юг“. Мы планируем довести там грузооборот до 15 миллионов тонн в год к 2030-му совместно с партнерами в Каспийском регионе», — отметил спикер.
Сергей Когогин: «В какой-то степени мы даже не стали публиковать полугодовую отчетность не потому, что у нас что-то плохо, а чтобы не вызывать напряжения: «Почему у вас все так хорошо?»
«Если бы в обычной жизни я сам себе сказал, что надо локализовать все детали за два месяца, не получилось бы»
После выступления Мишустина модератор форума, известная телеведущая Ирада Зейналова призвала спикеров развеять сложившиеся мифы о якобы самых серьезных проблемах российской экономики. «Мы оказались более самостоятельными, чем подозревали, — подчеркнула она. — Во-вторых, мы должны теперь построить сами себя. У нас меняется не просто географическая карта поставок. Мы меняемся сами». Модератор напомнила, что Россия столкнулась с цепочкой кризисов: ковид, энергетический кризис и российско-украинский кризис с санкциями: «В этом кризисе нам нужно выстоять и изменить мир и себя. Мир от глобализации переходит к регионализации».
Первый миф, который решили опровергнуть, — это то, что Россию можно изолировать от внешних источников, закрыть экспорт и импорт. Первым высказаться об этом предложили гендиректору КАМАЗа Когогину. «Вы производите „КАМАЗы“. Их знают все в мире, — отметила Зейналова. — Это очень сложная машина, в которой более 10 тысяч деталей. Понятно, что вы были ориентированы на некий набор импортных деталей, плюс вы экспортировали свою продукцию. Сейчас для вас изменилось все. Где вам закупать? Кому продавать? Как в принципе выстраивать отношения? Как у вас сейчас все это переориентировалось?»
Когогин напомнил, что КАМАЗ действительно создавался как проект международной компании, а автогигант обзавелся партнерами по всему миру. «Получилось ли нас изолировать? В какой-то степени мы даже не стали публиковать полугодовую отчетность не потому, что у нас что-то плохо, а чтобы не вызывать напряжения: „Почему у вас все так хорошо?“ — с улыбкой пояснил рулевой челнинского завода. — Изолировать такую страну, как Россия, построить непроницаемую стену вокруг нашей страны практически невозможно. С другой стороны, мир прозрачный. Все слишком хорошо видно. И надо быть очень осторожными в своих действиях».
Успех КАМАЗа он объяснил грамотным руководством: «Правильно выбранная стратегия партнерств, правильно выбранная стратегия локализации на территории России всех основных компонентов, правильная стратегия технического развития». «Мы не поддались на движение наших акционеров (по всей видимости, речь о Daimler — прим. ред.), которые предлагали нам более простой способ — отказаться от собственного инжиниринга, — привел спикер пример верного решения, которое дало плоды сегодня. — Был ответ: „Нет, мы будем делать это сами“. Надо сказать, что мы очень многое почерпнули от наших партнеров в части того, как это делать. Быстро научились. Мы не отказывались от локализации всех основных узлов и компонентов».
В качестве «простенького цифрового примера» он напомнил, что после начала СВО, когда партнеры КАМАЗа были вынуждены уйти с российского рынка, по ряду узлов заводу необходимо было произвести локализацию 232 наименований деталей. «Если бы в обычной жизни я сам себе сказал, что это надо сделать за два месяца, не получилось бы. В сегодняшних условиях компания локализовала все детали и продолжает работать», — сказал Когогин.
«С точки зрения экспорта наша продукция востребована. Есть ряд стран, где сформированы парки автомобилей «КАМАЗ». Вот так по щелчку за полгода отказаться от сотрудничества и перейти на другие модели машин — это понести огромные экономические потери»
«Переориентация на юг и восток привела к тому, что на пограничных переходах просто коллапс! Они не работают»
В современных условиях КАМАЗу пришлось уйти из традиционных цепочек поставок, переориентировать компанию на внутренние возможности, найти новых партнеров по поставкам, а также решать вопрос по продолжению экспорта грузовиков. «Все вопросы сложные. Вопросы внутренних поставок, локализации, поиска новых цепочек поставок компания решила, — признался Когогин. — С точки зрения экспорта наша продукция востребована. Есть ряд стран, где сформированы парки автомобилей „КАМАЗ“. Вот так по щелчку за полгода отказаться от сотрудничества и перейти на другие модели машин — это понести огромные экономические потери».
Вместе с тем он добавил, что КАМАЗ не присутствовал на рынке недружественных стран, делая больше упор на Азию, Африку и Латинскую Америку: «Это как раз те страны, которые не вводили против нас санкций. Изобретая разные способы безопасности наших партнеров, мы продолжаем присутствовать на этих рынках».
Какие трудности выделил на форуме Когогин? Во-первых, курс рубля: «С сегодняшним курсом стало немного легче, но в целом он приводит к серьезным финансовым потерям при экспорте».
Во-вторых, логистика. «Я приводил в пример 232 детали. Для меня сегодня не очень понятно, как за 7 месяцев можно было не решить физические проблемы создания нормальных условий логистики на коридорах „Юг – Север“ и „Запад – Восток“? Очевидно, что мы были слишком сильно завязаны с Европой. Годами создаваемая структура пограничных переходов была очень хорошей, беспроблемной. Но переориентация на юг и восток привела к тому, что на погранпереходах просто коллапс! Они не работают. С моей точки зрения, говорить о том, что нужно время на переориентацию, — это самообман. Скорее всего, надо признать, что это не очень управляемый процесс». В той же Турции, которая не ввела санкций против России, резко выросли товарные потоки. Это взаимовыгодные отношения для двух стран. «У нас хорошие контакты с бизнесом в Турции, все идет, но коллапс на границах. Все это продолжает держать бизнес в жестких тисках, которые не позволяют идти вперед, — говорит Когогин. — Я уже не говорю о границах с Китаем…»
Эти проблемы, по его словам, просто требуют решений: «А с точки зрения „Что делать? Для кого и как?“, то это не самый сложный вопрос. За эти 7 месяцев мы давно со всем этим разобрались. Мы даже инвестиции не приостановили. Мы нормально взаимодействуем с министерством промышленности. Мы сейчас за полгода делаем то, на что в обычной жизни ушло бы несколько лет. Могу сказать, что, например, в сентябре (об этом мы особо публично не говорили) возобновили производство автомобилей класса К5. Мы сумели произвести локализацию компонентов, которые приобретали из Европы. Там была большая доля. Производство запущено. В следующем году рассчитываем выйти уже на большую плановую серию. С задержкой всего лишь на год мы восстановили ту инвестиционную программу, которая должна была работать на создании новых условий, нового продукта нашей компании».
«Бизнес работает. Власть старается помогать. Но есть ряд вопросов, которые за пределами решения бизнеса. Мы обязаны их решать. И не в те сроки, которые сегодня есть, — резюмировал Когогин. — Во всем остальном наша экономика адаптируется к новым условиям гораздо быстрее, чем мы думали. Потерь гораздо меньше, чем мы предполагали. Прогноз падения ВВП сильно отличается от того, что сегодня происходит. Это делают все вместе — и правительство, и бизнес. Жизнь заставила нас быстро адаптироваться, и мы уверены в завтрашнем дне как никогда».
Глава РЖД Олег Белозеров: «В этом году перевезем порядка 151–153 миллионов тонн. Ну груз поменялся — если раньше мы везли тяжелый уголь и ориентировались на него, то сегодня коллеги с контейнерами пришли»
«Поскольку с торговлей все совсем ненормально, то замаячил вплотную долговой кризис»
«Мы непобедимы», — ответил глава РЖД Олег Белозеров на вопрос Зейналовой о том, каким образом будут спасаться РЖД в текущей ситуации и готовы ли они к перестройке. По его словам, уже сейчас компания готова к изменению маршрутов. Сегодня объем импортных перевозок уменьшился на 11%, а в июне цифры были намного внушительнее: тогда импорт упал на 28%, экспорт — на 18%, указал спикер.
«Люди научились работать. Быстро не перестроиться», — объяснил он. К 2024 году объем перевозки грузов по сети РЖД планируется увеличить до 180 млн тонн. «В этом году мы перейдем рубикон — с 2018 по 2024 год мы должны увеличить объем перевозки с 120 миллионов до 180 миллионов тонн. В этом году перевезем порядка 151–153 миллионов тонн. Ну груз поменялся — если раньше мы везли тяжелый уголь и ориентировались на него, то сегодня коллеги с контейнерами пришли», — заявил Белозеров.
Тем временем первый заместитель председателя правительства России Белоусов отметил предпосылки грядущего мирового долгового кризиса. Его причинами станут проблемы во внешней торговле на фоне антироссийских санкций Запада, считает он. «Если бы все было нормально, стабильно с мировой торговлей, то и с долгами, скорее всего, было бы тоже все нормально, — заметил Белоусов. — А поскольку с торговлей все совсем ненормально, то замаячил вплотную долговой кризис».
Также один из руководителей федерального правительства остудил горячие головы, которые считают, что наши компании вовсе могут отказаться от вывоза продукции. Да, например, российские угольные компании на фоне внешних ограничений вынуждены экспортировать сырье с дисконтом в 50–60%. И тем не менее тезис о том, что «экспорт вообще не нужен», высокий чиновник также назвал мифом. «Некоторые чиновники даже об этом говорили в запале, когда у нас вот эта вся история с курсом была, и платежный баланс у нас стал торговый слишком положительный, и рубль начал переукрепляться. Ну зачем нам этот экспорт, давайте его сократим! Экспорт — это 30 процентов нашего ВВП», — резюмировал Белоусов.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 8
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.