Первые публичные слушания по генеральному плану Набережных Челнов собрали более 200 человек. Публика собралась неравнодушная и мотивированная. Чего стоит одно лишь  молчаливое участие главы «Сетевой компании» Ильшата Фардиева Первые публичные слушания по генеральному плану Набережных Челнов собрали более 200 человек. Публика оказалась неравнодушной и мотивированной. Чего стоит одно лишь молчаливое участие главы Сетевой компании Ильшата Фардиева

Новое прочтение генплана-2043: анклавы «человейников», расширение кладбища и реплики с мест

Первые публичные слушания по генеральному плану Набережных Челнов собрали более 200 человек. Публика оказалась неравнодушной и мотивированной. Чего стоит одно лишь молчаливое участие главы Сетевой компании Ильшата Фардиева! Он неожиданно присоединился к слушаниям спустя полчаса и с последнего ряда с интересом наблюдал за происходящим, то улыбаясь, то перешептываясь с соседями. Напомним, что Фардиева судьба генплана касалась лично — разработчики первоначально намеревались вынести производство «Челны-Бройлер» за город и хотели потребовать освободить площади для нового жилья. Но в итоге «птичку» решили пока не трогать. 


«Я пришел сюда узнать, что будет с моим производством на нижнем бьефе», — рассказал «БИЗНЕС Online» один из участников встречи. Стоит сказать, что таких предпринимателей, кто хотел узнать свою судьбу, прибыло много! Впрочем, некоторые сидели, играя в шарики на смартфоне. 

Впрочем, некоторые сидели, играя в шарики на смартфоне

Проект генплана разместили в холле мэрии. Люди с интересом рассматривали картинки. Первое, что бросилось в глаза, — схемы, которые люди увидели на слушаниях, не соответствовали тем, что были опубликованы на сайте мэрии. Само собой, это вызвало гневную реакцию публики. Однако, как отметил главный разработчик проекта, профессор КГАСУ Александр Дембич, проект до сих пор редактируется. Так что удивляться изменениям не стоит — они еще предстоят. Собственно, поэтому и проводят публичные слушания, чтобы узнать, что еще скорректировать.

Ильдус Камалов: «Я бы сейчас за эту работу, то, что вы сделали, не 23 миллиона требовал. И как вы, не за 4 года, а сделал бы за 1 год за 4 миллиона рублей!». Его выступление сорвало бурные овации Ильдус Камалов: «Я бы сейчас за эту работу, то, что вы сделали, не 23 миллиона требовал. И, как вы, не за 4 года, а сделал бы за 1 год за 4 миллиона рублей!» Его выступление сорвало бурные овации

Предложения Дембича и его команды, которые они разрабатывали с 2019 года, слушали внимательно, хотя люди были настроены отнюдь не позитивно. «Вы потратили время на описание жилого фонда, сколько квадратных метров. Да город — это не просто жилье! Молодежь из нашего города бежит, потому что нет привлекательности для бизнеса. Ни одного слова я не услышал об экологии. Вы говорите, что земли не хватает, это неправда, — возмутился, к примеру, известный челнинский архитектор Ильдус Камалов. — Я бы сейчас за эту работу, то, что вы сделали, не 23 миллиона требовал. И, как вы, не за 4 года, а сделал бы за 1 год за 4 миллиона рублей!» Его выступление сорвало бурные овации.

Челны-2043: спасение «птички» Фардиева, жилье в зоне выбросов КАМАЗа и поход против гаражей

Из новшеств — вновь предложенные участки территорий, которыми прирастут Челны. Помимо Азьмушкино, где нашлись свободные под застройку 199 га и 575 га в разных местах, обнаружилось еще несколько кусков: 768 га в районе поселка Суык-Сы и 682 га и в районе села Шильнебаш. «Это свободные территории, они пока не застроены и даже не размежеваны, — объяснил Дембич. — Возможные варианты размещения районов-спутников или автономных районов за пределами городской черты, где мы можем добрать необходимый жилой фонд». Получатся, конечно, некие анклавы «человейников» на выселках… Но, собственно, куда деваться проектировщикам, если почти на 2,5 тыс. га земли под «Челны-Бройлер» покуситься так и не удалось? Приходится на что-то менять, иначе негде взять землю под будущие 6,5 млн кв. м жилья. 

Помимо Азьмушкино, где нашлись свободные под застройку 199 га и 575 га в разных местах, нашлось еще несколько кусков: 768 га в районе поселка Суык-Сы и 682 га и в районе села Шильнебаш Помимо Азьмушкино, где нашлись свободные под застройку 199 га и 575 га в разных местах, обнаружилось еще несколько кусков: 768 га в районе поселка Суык-Сы и 682 га и в районе села Шильнебаш

Очень важные для города вещи — кладбище и крематорий: первое Дембич предлагает расширить, а второй — построить. Понятно, что будет это не завтра, но учесть землю под такие важные моменты необходимо. В будущем для этого нужен отдельный проект, пояснил профессор.

Кроме того, в Челнах рядом с КАМАЗом появится Политехнический университет. «Мы предусмотрели территорию — она отчасти занята санзоной КАМАЗа, а частично выходит за территорию КАМАЗа, — сказал Дембич. — Но, поскольку мы считали, что это политехнический вуз и он должен быть довольно тесно связан с КАМАЗом, потому что именно для него они в первую очередь должны готовить кадры, мы приблизили его к территории автозавода. Причем думали так, что до 2029 года будет принято принципиальное решение о формировании здесь большого политехнического вуза. Мы считаем, что это должен быть вуз на 10–15 тысяч студентов. Это очень непростой вопрос. Его надо поднимать прямо сейчас. Пройдет наверняка 3–5 лет, пока этот вопрос окончательно решится. Вузы быстро не появляются».

«Вы внесли в зону застройки гаражи вдоль первой дороги. Вы внесли в зону застройки новые здания! В частности, я получил от города голый участок земли, завел туда электричество, газ, взял кредит — кредиты до сих пор не погасил «Вы внесли в зону застройки гаражи вдоль первой дороги. Вы внесли в зону застройки новые здания! В частности, я получил от города голый участок земли, завел туда электричество, газ, взял кредит — кредиты до сих пор не погасил»

Жалобы бизнеса: «Я построил новое капитальное здание, взял кредит, я за него не рассчитался! И вы планируете его до 2029 года снести…»

Отдельная тема — гаражи. По ощущениям, «гаражников» в зале было больше всего! Оно и неудивительно: в проектные предложения вошел снос гаражных кооперативов вдоль трассы М7, которая проходит через город — в 53–56-м комплексах. 

«Вы внесли в зону застройки гаражи вдоль первой дороги. Вы внесли в зону застройки новые здания! В частности, я получил от города голый участок земли, завел туда электричество, газ, взял кредит — кредиты до сих пор не погасил. В 2018 году я построил новое здание, в 2017-м и 2018-м я сдал в эксплуатацию. А сегодня вы их включаете в план застройки под жилье! Людям-то не только жить надо, нужно где-то работать. Вы их сносить будете или что?» — спрашивал мужчина. Из зала выкрикивали: «Чем руководствовались при принятии решения?» Выступающий задавал вопрос: почему не было ни одного разговора с заинтересованными людьми?

«Мы считаем, что в городе довольно много, целые массивы боксовых гаражей. Я прекрасно знаю, что в очень многих случаях эти гаражи используются не как место стоянки автомобиля, а как склад для каких-то домашних предметов или там как какая-то ремонтная мастерская и так далее, — сказал Дембич. — Но тем не менее даже если мы подбираем все возможные места для дальнейшего жилищного строительства в городе, то мы все равно не набираем и половины необходимой территории. Поэтому мы считаем, что время боксовых гаражей уходит. Мы не говорим, что это прямо завтра надо их все снести, сломать и так далее! Для этого есть довольно длительный срок на протяжении 15–20 лет, когда постепенно нужно эти гаражи удалять».

Дембич показал московский опыт, когда боксовые гаражи убирают и вместо них формируются многоуровневые парковки либо многоуровневые складские боксы. Но его объяснения ожидаемо поддержки у публики не нашли. Чтобы несколько снизить накал страстей, руководитель исполкома Набережных Челнов Фарид Салахов заметил, что публичные слушания для того и организованы, чтобы послушать замечания к генеральному плану. «Замечания будут учтены», — отметил он. Хотя понятно, что это не означает, что все будут удовлетворены итоговым решением: развитие города, увы, — это всегда компромиссы. 

Выступила и замдиректора бетонного завода «Жилище» Альфия Еникеева. В июне мы писали об их конфликте с мэрией Елабуги, которая перекрыла выезд с их предприятия. «У нас база „Жилище“ расположена точно так же рядом с гаражами. С 2000 года ведется строительство, выкуплен земельный участок, введено много капитальных строений. Пожалуйста, примите предложения исключить данную территорию! Там не только капитальные гаражи, но и множество объектов недвижимости от перекрестка на БСИ до фактически улицы Низаметдинова», — высказалась она.

«Дорога ваша, вы и ремонтируйте!»: как мэрия Елабуги воюет с сетью бетонных заводов

Вопросов по гаражам было действительно много. Выступил и председатель ГСК «К-700» Радик Гайниев. «Интересует судьба нашего общества, что планируется. Гаражи используют в основном жители. Это не совсем правильно, и необязательно там бизнес какой-то ведется…» — сказал он. Салахову оставалось лишь в очередной раз повторить, что замечания будут учтены. 

На схеме Дембич показал, как пройдут трамвайные линии. И — поразительно, но оказалось, что по схеме трамвай должен будет пройти прямо по зеленому фонду через парк «Прибрежный» На схеме Дембич показал, как пройдут трамвайные линии. И поразительно, но оказалось, что по схеме трамвай должен будет пройти прямо по зеленому фонду через парк «Прибрежный»

«Зачем нужен трамвай в лесу?»

Новшества поджидали публику и в транспортном разделе. Дембич показал, как будет выглядеть транспортный каркас Камской агломерации. Электрички будут проходить через станции Менделеевск, АО «Аммоний», ОЭЗ «Алабуга», Елабуга, ТПУ-1, ПАО «КАМАЗ», ТПУ «Западный», Круглое Поле, Нижнекамск, ст. Никашновка, аэропорт Бегишево. Некоторые станции уже существуют, часть из них запроектируют. Общая протяженность дороги составит 154 км, из которых 14,5 км — участки нового строительства. Концепция заложена, чтобы в пределах 30–40 минут можно было добраться до любой точки.

Этой схемой, рассказал Дембич, очень заинтересовался миндортранс РТ. «Более того, ведомство показало данную территорию минтрансу России. Там тоже поддержали такую идею и вроде сейчас уже начинают разрабатывать программу реализации, чтобы можно было внутри этой агломерационной системы перемещаться на скоростной электричке. По нормативу городской транспорт — трамвай, автобус — должен останавливаться через каждые 400–500 метров. А поскольку электричка — экспресс-транспорт, частота остановок у него где-то от 2 до 3 километров», — отметил спикер. Все это сделано для того, чтобы связать Закамье, обеспечить легкодоступность тем, кто каждый день ездит на работу из одного города в другой, и не только.

Предлагается и развитие трамвайного транспорта. На схеме Дембич показал, как пройдут трамвайные линии. И поразительно, но оказалось, что по схеме трамвай должен будет пройти прямо по зеленому фонду через парк «Прибрежный». Это сильно возмутило жителей города. «Я думаю, вопрос предельно понятен, — пытался охладить пыл Салахов. — Зачем нужен трамвай в лесу? Это замечание учтем, надо убирать…»

«Под чью диктовку писался этот генплан? Шутки шутками, но мы все видим, что здесь как-то слишком складно получается, — сказал решительно мужчина, взяв микрофон и не представившись «Под чью диктовку писался этот генплан? Шутки шутками, но мы все видим, что здесь как-то слишком складно получается», — сказал решительно мужчина, взяв микрофон и не представившись

«А вы, пардон, в 2022 году задумались — системы ПВО где размещать?»

Ряд вопросов касался территории нижнего бьефа ГЭС, которая предложена для жилой застройки. «На данной территории есть, помимо дачных поселков, производственные базы. Очень много компаний, кроме того, там находятся железнодорожные пути. Если вы данную территорию включите в генплан, куда будут выведены эти предприятия?» — спросила Роза Кашапова. Женщина предложила исключить эту территорию из генплана как возможную для будущего жилого строительства. 

«Под чью диктовку писался этот генплан? Шутки шутками, но мы все видим, что здесь как-то слишком складно получается, — сказал решительно мужчина, взяв микрофон и не представившись. — Санитарную зону КАМАЗа мы убираем, тут нам в помощь застройщики. А вы, пардон, в 2022 году задумались — системы ПВО где размещать? КАМАЗ у нас сейчас под прицелом. Нам не нужна история донбасская! Поэтому ни в коем случае, учитывая напряженную ситуацию на международной арене, нельзя ничего размещать в этой зоне. Она стратегически важна. Это буфер для КАМАЗа. Второй вопрос — „Гараж-2000“. Это мануфактуры. Ребята с 90-х, они не барыги, они занимались производством, они занимались развитием промышленности. Ведь во всем мире мануфактурная промышленность самая драгоценная, когда из поколения в поколение передается. Нам сегодня глава государства говорит, что нужно сплотиться, мобилизоваться. А что у нас получается, Александр Алексеевич? Какая же это мобилизация, когда мы тот золотой фонд промышленности выселяем, ликвидируем?»

Роза Кашапова: «На данной территории есть помимо дачных поселков производственные базы. Очень много компаний, помимо того, там находится железнодорожные пути. Если вы эту территорию включите в генплан — куда будут выведены эти предприятия?» Роза Кашапова: «На данной территории есть, помимо дачных поселков, производственные базы. Очень много компаний, кроме того, там находятся железнодорожные пути. Если вы данную территорию включите в генплан, куда будут выведены эти предприятия?»

Возмутился он также застройкой территории нижнего бьефа. «Мы догадываемся, под чью диктовку писался этот генплан. Нижний бьеф не просто так! Его нельзя оттуда вырвать и куда-то перенести в район кладбища или загса, потому что там индустрия строительная вся завязана на нижнем бьефе. Я как владелец бетонного завода говорю. Там добывается ОПГС! Вы же жилье хотите строить! Чем вы будете строить? Расскажите о паспорте! В этом виде генеральный план никакой не генеральный», — несколько театрально добавил спикер. 

Задала вопрос и главный архитектор Тукаевского района Ольга Никитина. Ей не понравилось то, что тукаевские земли хотят присоединить к Челнам, не поинтересовавшись даже мнением соседнего района. «У нас генеральный план нацелен на определение границ муниципального образования и утверждение границ населенного пункта. Я, к сожалению, не вижу, какие границы мы будем утверждать этим генпланом. Пока все границы обрисовываются с территорией Тукаевского района. К сожалению, с Тукаевским районом никто не обсуждал эти вопросы», — сказала Никитина.

Жительница города Светлана Ханнанова напоследок подняла еще один вопрос. Когда-то власти дали участки ИЖС для детей с ограниченными возможностями здоровья. А сейчас по проекту генплана рядом должны вырасти 9-этажные дома. «Наши дети и так воспринимают все взгляды на улице на себя. А тут, если построят высокоэтажный дом, очень много станет любопытных взглядов на наш участок. Ребенок будет чувствовать эти взгляды на себе», — отметила она. Этот вопрос, пояснил Дембич, будет рассматриваться в будущем — в проекте планировки территорий. Впрочем, надо понимать: пока в принципе дойдет до реализации застройки, дети, скорее всего, просто вырастут. Генплан-то рассчитан на 20 лет. 

Задала вопрос и главный архитектор Тукаевского района Ольга Никитина. Ей не понравилось то, что тукаевские земли хотят присоединить к Челнам, не поинтересовавшись даже мнением соседнего района Задала вопрос и главный архитектор Тукаевского района Ольга Никитина. Ей не понравилось то, что тукаевские земли хотят присоединить к Челнам, не поинтересовавшись даже мнением соседнего района

Сам разработчик, как узнал корреспондент «БИЗНЕС Online», доволен проведенными слушаниями. «Я ожидал, что примерно так и будет. Но я же вижу, что 80 процентов вопросов связано с гаражами. Это же неправильно, этого нет ни в одной стране. Надо же не в гаражах мануфактуру разводить! Это должны быть первые этажи жилых зданий, вдоль улиц, где ходят люди. Ну давайте беречь гаражи! Поставим их на охрану все», — добавил Дембич. Он, кстати, не одинок в своих предложениях — в Казани гаражные массивы тоже рассматриваются как кандидаты под реновацию. 

Пожалуй, данные вопросы оказались наиболее яркими. Но слушания эти не станут последними — проектировщики готовы встречаться с публикой снова, заверил Дембич. И, возможно, уже через месяц будут назначены новые слушания.