Отсутствие центра в Челнах — одна из давних головных болей для города с полумиллионным населением. По плану архитектора Бориса Рубаненко 1973 года, центр должен был представлять собой парящий над землей аналог московского Арбата или казанской пешеходной улицы Баумана, вокруг которой сосредоточились бы все ключевые социальные объекты. О том, каким видели будущее города на Каме и что из этого разработчики нового генплана намерены воплотить в жизнь, — в материале «БИЗНЕС Online».
Сегодня центр Челнов не сильно отличается от любого спального района крупного мегаполиса. Рестораны, концертные залы, крупные спортивные и социальные объекты рассыпаны по всему городу, не представляя собой единого ядра
Как Рубаненко видел крупнейший градостроительный комплекс 10-й пятилетки
В Набережных Челнах на этой неделе состоялись публичные слушания, где обсудили новый генеральный план города на ближайшие 20 лет. Проект разработали специалисты КГАСУ под руководством заведующего кафедрой градостроительства и планировки сельских населенных мест Александра Дембича. Он еще пока не утвержден, слушания продолжатся, но уже новый генплан вызывает немало вопросов. Однако была и новость, которая пришлась людям по нраву, — у Челнов наконец-то появится свой центр города!
Сегодня формально центром Челнов считается площадь Азатлык рядом с мэрией. Хотя географически это совсем не так. Дело в том, что изначально в ходе разработки генплана строители рассчитывали, что район Нового города будет отдельным, обособленным поселением, которое никак не связано с уже существующими поселками ЗЯБ, ГЭС и селами Сидоровка и Орловка. В ходе работы задачи были скорректированы, но времени для тотальных изменений в проекте не оставалось, ведь в промышленной части города уже активно возводили заводы КАМАЗа. От строителей требовали новые дома, чтобы переселить рабочих из временных поселков в нормальное жилье. За несколько лет рост численности населения Челнов намечался с 55,6 тыс. до 400 тыс. человек.
В результате сегодня центр Челнов не сильно отличается от любого спального района крупного мегаполиса. Рестораны, концертные залы, крупные спортивные и социальные объекты рассыпаны по всему городу, не представляя собой единого ядра. Об этом говорят местные жители, это особенно подчеркивают приезжие.
Под руководством Рубаненко московский институт экспериментального проектирования жилища начал разработку проекта застройки нового города
На самом же деле по замыслу проектировщиков города все должно было выглядеть иначе. О том, как был спроектирован город, подробно писал разработчик первого генплана Челнов Борис Рубаненко в журнале «Архитектура СССР» в августовском номере 1976 года. «БИЗНЕС Online» подробно изучил его «Крупнейший градостроительный комплекс десятой пятилетки».
Борис Рафаилович Рубане́нко — советский, российский архитектор-градостроитель, педагог. Лауреат государственной премии СССР (1973), народный архитектор СССР (1980). Родился 16 августа 1910 года в Самаре. Учился в Ленинградском институте гражданских инженеров и в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры. В 1941 и 1942 годах руководил маскировкой и восстановлением домов в осажденном Ленинграде. После снятия блокады в 1943 году переехал в Москву, где был назначен заместителем председателя комитета по делам архитектуры при СНК СССР. В послевоенные годы был начальником управления жилых и общественных зданий министерства городского строительства, членом государственного комитета совета министров СССР по делам строительства, директором Центрального института экспериментального проектирования жилища в Москве (ЦНИИЭП жилища). Рубаненко — участник ряда крупнейших градостроительных проектов в СССР 1960–1980-х годов. Совместно с коллегами разработал проект планировки и застройки Привокзальной площади в Минске, перестройки Дома правительства Казахстана в Алма-Ате, проект жилого района Тропарево, отмечающего въезд в Москву со стороны аэропорта Внуково, проект новой части Тольятти, руководил проектом планировки квартала в Ташкенте. С 1969 по 1973 год разрабатывал проект застройки и генеральный план Набережных Челнов. Скончался 6 мая 1985 года в Москве.
Под руководством Рубаненко московский институт экспериментального проектирования жилища начал разработку проекта застройки нового города. В своей статье архитектор напоминает, что до этого Челны представляли собой поселение, раскинувшееся по обоим берегам Камы. «Жилой фонд Набережных Челнов и прилегающих поселков был главным образом одноэтажным, деревянным с большим процентом износа, — писал архитектор. — Лишь в южной части города и в поселке завода ячеистых бетонов было начато строительство нескольких крупнопанельных пятиэтажных жилых домов и общежитий».
В своей статье архитектор напоминает, что до этого Челны представляли собой поселение, раскинувшееся по обоим берегам Камы
Разработка проектов застройки города и промышленной площадки началась практически одновременно. К проектированию Челнов было привлечено около 30 институтов и организаций различных министерств и ведомств, в том числе центральные институты госгражданстроя, головные проектные организации минздрава CCCP, минэнерго СССР, госстроя СССР, госстроя РСФСР, министерств и ведомств РСФСР и др.
Такого размаха строительства и таких сжатых сроков создания города не знает практика мирового градостроительства!
Перед проектировщиками стояла творчески и технически сложная задача: одновременно с разработкой генплана города, проектов детальной планировки районов первоочередной застройки и других документов, регулирующих планировку и застройку, начать выдачу проектов на сооружение конкретных объектов строительства. Если в обычной практике от начала составления генплана города до готовности такой документации проходило несколько лет, то в условиях быстрого строительства КАМАЗа такой длительный разрыв был неприемлемым и сокращен до нескольких месяцев. Ускориться удалось благодаря опыту проектирования города Тольятти, которое в аналогичных условиях оказалось осуществлено в сжатые сроки.
Генеральный план Набережных Челнов 1972 года
«Не могу сказать, что в проекте Рубаненко все сложилось очень хорошо. Параллельно с разработкой генплана Челнов их группа занималась разработкой генплана Тольятти, — отмечал Дембич, вспоминая генплан Рубаненко на прошедших публичных слушаниях. — Причем Тольятти они начали заниматься в 1961 году, а завершили генеральный план в 1973-м. А приступить к генеральному плану Набережных Челнов коллективу Рубаненко пришлось в 1969 году, а в конце 1972-го уже завершить этот проект. Получается, что на разработку генплана Тольятти ушло почти 12 лет, а на Челны было потрачено всего 3 года. Видите, какая большая разница?»
Челны проектировались на базе самых современных технологий, которые существовали на тот момент. Применяется комплексная застройка, где сразу строятся жилые дома разной этажности, детские сады, школы, магазины, спортивные площадки и инженерные сети. «Тем самым была осуществлена идея совмещения планировочного и объемного решения композиции застройки. Нам кажется, что такой метод заслуживает местного применения и развития», — писал Рубаненко. Отсюда, кстати, и появились необычные для обывателей двойные адреса Челнов. Например, 62/01-б и Набережночелнинский проспект, 74 — это адреса одного и того же дома. При этом 62-й и 63-й комплексы находятся на противоположных полюсах Нового города.
К проектированию существующей части Набережных Челнов был привлечен проектный институт «Татар-гражданпроект». Творческое и методическое руководство его работами осуществлял ЦНИИЭП жилища, обеспечивая единство архитектурно-планировочной системы новой и существующей частей города. Генеральный план Челнов был утвержден в начале 1973 года.
У здания современной мэрии по проекту начиналась двухъярусная пешеходная улица. Под улицей-платформой должны были располагаться двухъярусные парковки, а сама улица представляла бы собой большую пешеходную зону по аналогии с казанской улицей Баумана
У Челнов должна была быть своя пешеходная улица а-ля Баумана
В своей статье Рубаненко описал принципы разработки генплана и создания нового района города, указав на развитую систему магистралей, что сегодня в условиях роста количества личных автомобилей спасает Челны от пробок, а также рассказал о выделении территорий в лесном массиве для размещения баз отдыха, лесопарков, пляжей, пионерских лагерей и детских дошкольных учреждений.
Но не все из проекта Рубаненко удалось реализовать. По проекту архитектора в Челнах был ярко выраженный центр города. Он представлял собой единую пешеходную зону от бульвара Энтузиастов вдоль бульвара 50-летия СССР (ныне называется проспектом Хасана Туфана). У здания современной мэрии по проекту начиналась двухъярусная пешеходная улица. Под улицей-платформой должны были располагаться двухъярусные парковки, а сама улица представляла бы собой большую пешеходную зону по аналогии с казанской улицей Баумана.
«В нем будет сосредоточена общественная культурная жизнь города, расположены наиболее крупные предприятия торговли и коммунально-бытового обслуживания, — делился планами Рубаненко. — Проектирование общегородского центра было начато с разработки технико-экономического обоснования и эскизов застройки, на основе принципов, заложенных в генеральном плане. К этой работе, кроме авторского коллектива ЦНИИЭП жилища, были привлечены ЦНИИП градостроительства и ЦНИИЭП зрелищных зданий и спортивных сооружений».
Проще говоря, разработкой проекта центра Челнов занимались лучшие умы СССР. По плану второй ярус пешеходной улицы должен был быть продлен до сегодняшнего ТЦ Sunrise City. Часть улицы-платформы сохранена и сегодня и используется в качестве парковки.
Центр планировалось разделить на три зоны:
- зону, включающую центральную городскую площадь, на которой располагается административное здание городских организаций, и эспланаду-бульвар с группой общественных зданий;
- зону культурно-зрелищной площади с театром, Дворцом культуры, трехзальным кинотеатром, городской библиотекой и примыкающим к этой площади центральным городским парком;
- зону главной пешеходной улицы с торгово-бытовыми предприятиями, объединяющую обе площади.
По планам проектировщиков, центральная городская площадь была предназначена для проведения демонстраций. На ней также предполагалось разместить универсальный концертно-зрелищный зал и трибуны (вероятнее всего, речь идет о концертном зале им. Сары Садыковой — прим. ред.).
Бульвар по проекту Рубаненко слишком широкий и не сомасштабен человеку. Почему советская архитектура диктовала прямые линии и огромные территории? Люди должны выходить на митинги и политические демонстрации. Сейчас этот пыл убавился, люди выбирают более камерные пространства. Кроме того, такой вариант проекта в нынешних реалиях экономически не обусловлен.
Эксперты «БИЗНЕС Online» обращают внимание на то, что пешеходная зона в проекте Рубаненко по ширине превосходит четырехполосную автомобильную магистраль. Это объясняется тем, что человек, выходя на такую площадь, не чувствовал бы себя личностью и понимал, что он маленькая частица большого коммунистического общества.
Несмотря на устаревший проект и все сложности, окончательно отказываться от идеи пешеходной зоны в центре Челнов не намерены
Вдоль главной пешеходной улицы должны были появиться общественные сооружения, предприятия торгового и бытового назначения, которые чередуются с четырьмя 25-этажными жилыми домами, обращенными в сторону Камы. «Завершается композиция ядра центра культурно-зрелищной площадью. Находящиеся на ней выразительные по пластике здания образуют запоминающийся силуэт застройки со стороны водохранилища», — писал Рубаненко.
Однако в конце 1980-х, после начала перестройки, наступили сложности с финансами, и стройку челнинской улицы-платформы заморозили. Подземные части недостроенного объекта продали под гаражи. И в музее истории города гостям рассказывают, что из-за того, что идею реализовать не удалось, сегодня в Челнах нет ярко выраженного центра города. Есть бульвар Энтузиастов, площадь Азатлык и парк Победы. Но все это кусочками, и нет единой зоны, где можно было бы гулять.
Из проекта также остались недостроенный магазин «Гастроном» и одна высотка в 25 этажей, есть фундамент второй. Или, например, на месте, где сегодня расположен Ледовый дворец, по проекту должны были стоять кинотеатр, городская библиотека и городской театр. А на месте популярного жилого дома ЖК «Цезарь» находилась небольшая лесопарковая зона. При этом отметим, что трамвайная остановка так и называется «Театральная», хотя ни одного театра рядом там нет.
Челны все-таки обзаведутся пешеходной зоной в центре города?
Несмотря на устаревший проект и все сложности, окончательно отказываться от идеи пешеходной зоны в центре Челнов не намерены. Проект все-таки реализуют, адаптировав его под современные реалии.
«Идея Рубаненко сохраняется. Но принцип проектирования этой зоны приведен к нынешним реалиям, — рассказала „БИЗНЕС Online“ главный архитектор Набережных Челнов Малика Шамсиева. — Проектирование и строительство 19-го микрорайона ведется с учетом будущего появления там пешеходного бульвара. Вдоль бульвара планируется строительство административных и социальных объектов. Что касается сроков, то любое благоустройство территории делается после завершения основных строительных работ».
Эскизы будущего бульвара в ходе публичных слушаний продемонстрировал Дембич: «Мы предлагаем продолжить ту идею Рубаненко, но реализовать несколько в ином плане, — сказал архитектор. — Мы предлагаем уже не поднимать платформу на столбы, а оставить только участки, где она появилась, и создать центральный зеленый бульвар, который объединил бы и объекты жилья, и общественные здания, которые могли бы появиться на этой территории».
Он напомнил, что сегодня здесь уже построен ЖК Sunrise City и частично возведен квартал «Сердце города» ижевской фирмы «Талан». Но во время строительства архитекторы добились, чтобы те оставили проход, сохранив возможность трассировки пешеходного бульвара.
На представленном Дембичем эскизе вдоль пешеходного бульвара расположены библиотека, концертный зал, ресторан, офисы, торговый центр, гостиница и другие объекты. «Представленные эскизы не говорят о том, что это должно выглядеть точно так же, — предупредил он. — Все-таки генеральный план не предусматривает такую детализацию. Но мы это специально показываем, потому что после генплана следующий шаг в градостроительном развитии города — это разработка проекта планировки территории».
Будущий центральный бульвар поможет сформировать в Челнах большое прогулочное кольцо, объединив в него Шишкинский бульвар, парк Победы, бульвар Энтузиастов и площадь Азатлык. «Это станет важным элементом в центре города, насыщенным объектами обслуживания, связанным прогулочным зеленым бульваром», — сказал Дембич. Далее с кольца можно будет спуститься к набережной и выйти на парк «Прибрежный», набережную Табеева, которую скоро соединят с набережной Тукая.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 5
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.