«Снижение преемственности отмечается особенно при низкой национальной самоидентичности женщин, даже если они формально относятся к татарам», — заявили в центре семьи и демографии АН РТ, презентуя итоги исследования, проведенного в рамках госпрограммы РТ «Сохранение национальной идентичности татарского народа». Сухая статистика на круглом столе, прошедшем во вторник в Академии наук РТ, сопровождалась отповедью татаркам, которые зарабатывают себе на жизнь и заводят питомцев вместо того, чтобы выходить замуж за соплеменников и рожать детей с татарскими именами. О том, насколько сократилось употребление родного языка в семьях при смене поколений и как помогают решить демографические проблемы «душераздирающие беседы», — в материале «БИЗНЕС Online».
«В нашей стране семья — это главное. У нас нет понятий „родитель №1, №2, №3“. Просто семья — женщина и мужчина», — напомнил министр образования и науки РТ Ильсур Хадиуллин, открывая накануне заседание круглого стола в Академии наук Татарстана на тему «Современная национальная семья в Республике Татарстан: воспроизводство социодемографического капитала»
Министр образования РТ: «У нас нет понятий «родитель №1, №2, №3»
«В нашей стране семья — это главное. У нас нет понятий „родитель №1, №2, №3“. Просто семья — женщина и мужчина», — напомнил министр образования и науки РТ Ильсур Хадиуллин, открывая накануне заседание круглого стола в Академии наук Татарстана на тему «Современная национальная семья в Республике Татарстан: воспроизводство социодемографического капитала». По его словам, создание семьи начинается с детского сада, где мальчики играют с машинками, девочки — с куклами, и каждый уже знает свою социальную роль.
Поводом для мероприятия стало представление итогов исследования, реализованного центром семьи и демографии АН РТ в рамках госпрограммы РТ «Сохранение национальной идентичности татарского народа (2020–2024 годы)». Директор центра, доктор социологических наук Чулпан Ильдарханова начала свой доклад с того, что текущая демографическая ситуация — снижение рождаемости, высокая смертность, старение населения — может привести к сокращению численности татар. Она при этом оговорилась, что в Татарстане, в отличие от других регионов, проводится много мероприятий по реализации семейной и демографической политики — это и чествование лучших семей президентом Рустамом Миннихановым, и медали многодетным матерям, и конкурс материнства и семьи «Нечкэбил», и единовременные выплаты сельским мамам. Однако, судя по результатам исследования, этого недостаточно.
Сотрудники центра провели научные экспедиции в 9 муниципальных образованиях и опросили 1 329 человек, которые считают себя татарами независимо от уровня владения языка. Татарский язык назвали родным более 78% опрошенных, а еще 12% считают родными оба государственных языка республики — и татарский, и русский. «Доля опрошенных, которая считает родным татарский язык, убывает по мере увеличения доли русского населения в месте проживания», — пояснила социолог. А еще если в отношениях со старшим поколением опрошенные татары в 90% случаях разговаривают на татарском, то в общении с собственными детьми это практикуют уже 80%.
Директор центра, доктор социологических наук Чулпан Ильдарханова начала свой доклад с того, что текущая демографическая ситуация — снижение рождаемости, высокая смертность, старение населения — может привести к сокращению численности татар
«На ком же лежит ответственность за то, что татарский язык, передаваясь из поколения в поколение, начинает постепенно размываться, ассимилироваться с другими языками?» — перешла Ильдарханова к сакральному вопросу. По ее данным, половина татар считают ответственной за передачу языка семью, чуть меньше половины делят эту ответственность между семьей и государством. Причем ключевую роль в передаче языка, культуры и традиций играет именно мать, хотя в целом наследование национальной традиции татар осуществляется по мужской линии, считает социолог. «Снижение преемственности отмечается особенно при низкой национальной самоидентичности женщин, даже если они формально относятся к татарам», — заявила глава центра семьи и демографии АН РТ. По ее мнению, толерантные национальные взгляды современных матерей, усиление их социальной роли в обществе, доминирование в воспитательном процессе и приводят к размыванию татарской идентичности. «Сами опрошенные отмечают значимость мам в воспитании, в привитии языковых и культурных знаний, в передаче традиций и ценностей», — аргументировала Ильдарханова свою позицию. При этом, по ее словам, хотя женщины и выступают ретрансляторами культуры, только мужчины являются носителями «статичной, догматической, национальной и религиозной культуры».
«Самое главное в нашей работе — попробовать всевозможные пути, чтобы сохранить семью», — рассказала о своей работе директор центра создания и сохранения семьи, председатель «Союза мусульманок России» Наиля Зиганшина
«У многих такие звездные требования, что нужно сначала спускать на землю»
Некоторые спикеры круглого стола, видимо, должны были рассказать о возможных способах решения демографических проблем.
«Самое главное в нашей работе — попробовать всевозможные пути, чтобы сохранить семью», — рассказала о своей работе директор центра создания и сохранения семьи, председатель «Союза мусульманок России» Наиля Зиганшина. Причину семейных конфликтов, приводящих к разводам, она видит в популярности психологов, коучей и блогеров — якобы эти специалисты отвращают молодежь от создания семьи. «Если девушка обращается к психологу, ее невозможно выдать замуж», — посетовала Зиганшина. По мнению спикера, психологи только и делают, что настраивают женщин на самостоятельный заработок и гедонистическую жизнь, предлагают подменить детей питомцами. «Но мы люди! Мы должны настраиваться на рождение потомства!» — заявила эксперт. По ее словам, мода на «сильную и независимую» прорвалась из европейских стран и сейчас охватывает все больше умов. «У многих такие звездные требования, что нужно сначала спускать на землю. Если мы видим, что женщина настроена на брак, но жизнь с ней будет мучением для мужа, мы сначала работаем с ней. Ведем душераздирающие беседы и только потом начинаем подбирать варианты. Из таких женщин получаются идеальные жены», — похвасталась Зиганшина.
Чтобы противостоять заразе вольнодумия, центр семьи Зиганшиной создал в Татарстане целую сеть свах. «Это неравнодушные женщины, которые умеют разглядывать души людей», — описала она критерии отбора. За эту роль активно взялись абыстай (женщины, преподающие азы ислама, — прим. ред.), в центре их обучили навыкам свах. Такие специалисты есть в каждом районе республики, а в Казани их целых 7, по одной на каждый район города. По данным Зиганшиной, за 12 лет существования центра им удалось познакомить более 3 тыс. пар, но сколько из них дошло до создания семьи и рождения детей — неизвестно.
«В России 1,5 миллиона никогда не бывавших в браке мужчин и женщин. А ведь они все еще в репродуктивном возрасте! Потенциально это более 1,5 миллиона малышей. Ваша деятельность должна быть не просто масштабирована, а занять свое место в плане реализации демографической политики РТ»
«В России 1,5 миллиона никогда не бывавших в браке мужчин и женщин. А ведь они все еще в репродуктивном возрасте! Потенциально это более 1,5 миллиона малышей. Ваша деятельность должна быть не просто масштабирована, а занять свое место в плане реализации демографической политики РТ», — поддержала спикера Ильдарханова. По ее словам, этот вопрос уже поднимался на уровне вице-премьера РТ Лейлой Фазлеевой, курирующей социальную сферу.
По мнению другого участника круглого стола, спасти татарскую нацию могут сказки, начитанные мужским голосом. «Доказано, что вибрации мужского голоса благоприятно воздействуют на ребенка с момента зачатия», — начал презентацию проекта «Папины сказки» один из его создателей Азамат Хабибуллин, руководитель фонда соцподдержки «Семья». Он рассказал, что исследования центра семьи Академии наук РТ показали, что чем больше мужчина вовлечен в духовное и нравственное воспитание ребенка, тем выше у женщины намерение родить второго и более ребенка. Авторитет мужчины в татарской семье является мощным инструментом для сохранения языка, считает Хабибуллин. Задачей своего проекта он считает возможность дать каждому ребенку, независимо от наличия отца, слушать сказки, записанные мужским голосом. По мнению спикера, это должно вовлечь мужчин в процесс воспитания, а также помочь преодолению гендерного стереотипа о роли отца в семье. Аудиозаписи планируется распространять бесплатно на портативных проигрывателях и в виде открыток с QR-кодами, которые приведут мам на страницу с записями.
«У нас есть скрытый замысел, — прокомментировала „Папины сказки“ Ильдарханова. — Мужчина приходит и слышит, что какой-то чужой мужской голос читает его ребенку сказку. Это побуждает его к тому, чтобы самому приобщиться к процессу». Она предложила раздавать в роддомах открытки со ссылками на проект наряду со сборниками татарских имен, созданными Институтом языка, литературы и искусств (ИЯЛИ) Академии наук РТ. «Вот женщина лежит и думает, какое бы имя дать. А мы ей подсказываем ненавязчиво», — намекнула социолог. По ее мнению, это повысит шансы, что роженица назовет ребенка татарским именем, а не заморским.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 90
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.