МОДЕРНИЗАЦИЯ, ОПТИМИЗАЦИЯ, КОМПЛАЕНС
На совете директоров, состоявшемся в конце марта, топ-менеджеры челнинского автогиганта обсудили так называемую комплаенс-политику предприятия. «В связи с планируемым вступлением России в организацию экономического сотрудничества и развития в 2012 году, руководство ОАО «КАМАЗ» приняло решение начать внедрение современных практик по минимизации комплаенс-рисков в компании», - пояснили на автопредприятии.
Термин комплаенс (происходит от глагола to comply – соответствовать) пришел в российскую практику вместе с крупными иностранными компаниями, где эта функция является неотъемлемой частью деятельности. Ее основной целью является минимизация правовых и репутационных рисков, возникающих вследствие нарушения сотрудниками профессиональных и этических стандартов. Для этого компании, заинтересованные в поддержке своего положительного имиджа, регламентируют поведение персонала в ситуациях, связанных с нарушением этических принципов, противодействием коррупции и отмыванием доходов.
Пресекать и искоренять на КАМАЗе собираются взяточничество, коммерческий подкуп и неправомерное использование должностного положения вопреки законным интересам общества, государства и самой компании.
DAIMLER ОБЖИГАЛСЯ И ХОЧЕТ УБЕРЕЧЬ КАМАЗ
Вопрос о необходимости внедрения комплаенс-политики был включен в повестку совета директоров КАМАЗа по инициативе одного из его членов, исполнительного вице-президента концерна Daimler Губертуса Троски. Самое поразительное, что никакие этические стандарты не спасли сам немецкий автоконцерн, который два года назад оказался фигурантом громкого коррупционного скандала. Весной 2010-го власти США заподозрили его топ-менеджеров в подкупе чиновников в 22 странах, чтобы получать госконтракты на приобретение автомобилей "Мерседес".
Среди стран, где практиковались «откаты», были названы Китай, Венгрия, Египет, Латвия, Узбекистан, Туркменистан, Греция и Россия. Коррупционные схемы, с помощью которых Daimler получал заказы, применялись им на протяжении 10 лет (!). За период с 1998 по 2008 год концерном на взятки было истрачено около $56 млн., а общее число незаконных транзакций превысило 200. По данным министерства юстиции США, за шесть лет (с 2000 по 2005 годы) менеджментом компании на взятки только российским должностным лицам и их родственникам через подставные компании, зарегистрированные в США, и на открытые в США банковские счета или через эти счета, ушло более 5 млн. евро. Понятно, что озвучены только доказанные цифры, реальный размах взяток даже сложно себе представить…
После того, как эта история получила широкую огласку в российской прессе и блогосфере, следственный комитет РФ возбудил два уголовных дела по ч. 4 ст. 159 УК РФ, - «по факту мошенничества, совершенного путем обмана и злоупотребления доверием при заключении контрактов на поставку автомашин «Мерседес-Бенц» государственным органам». Одно - в связи с поставками автомобилей службе тыла МВД РФ и его территориальным подразделениям, а второе - в связи с поставками машин в федеральную службу охраны. Однако, куда ведут концы коррупционных нитей, российские следователи так и не нашли.
А вот результатом американо-германского расследования в отношении компании Daimler, тогда стало то, что концерн добровольно согласился выплатить $200 млн. штрафа. Российская дочка немецкого автоконцерна - ЗАО «Мерседес-Бенц Рус», по приговору суда федерального округа Колумбия, выплатила штраф свыше $27 млн. Но главное, сильнейший удар был нанесен по репутации компании.
И вот по пути немцев с их же подачи решил пойти челнинский гигант…
СВОД ПРАВИЛ ВПЛОТЬ ДО ДРЕСС-КОДА
Как выяснила «БИЗНЕС Online», приказ об утверждении разработанных на КАМАЗе принципов комплаенс-политики был подписан гендиректором предприятия Сергеем Когогиным еще в октябре прошлого года. Приложением к этому документу для работников КАМАЗа является кодекс корпоративной этики – достаточно объемный 11-страничный документ. В нем декларируются базовые ценности компании; отражаются принципы взаимодействия компании и работников; правила корпоративного поведения работников; освещаются вопросы защиты собственности и информации и принципы осуществления управленческих функций и взаимоотношений компании с деловыми партнерами (кстати говоря, наиболее объемный параграф документа). Также в кодексе описана политика о конфликте интересов. Отдельными пунктами затрагиваются принципы взаимодействия со СМИ и даже политика в области охраны окружающей среды. Описываются также неприемлемые формы поведения работников и дресс-код.
Понятно, что кодекс корпоративной этики, о котором идет речь, несмотря на всю серьезность и основательность проработки, – это просто некий свод этических норм, никак не закрепленных законодательно. То есть работник может его нарушать, и ему, по большому счету, ничего не будет. Однако специально для выявления таких нарушителей в компании и для формирования нетерпимости по отношению к коррупционным проявлениям была создана «горячая» линия, куда принимаются звонки и сообщения по электронной почте о коррупционных проявлениях и нарушениях в сфере комплаенса. При этом обращается внимание на то, что при обработке поступивших сообщений, будут соблюдаться правила строгой конфиденциальности и, по желанию работника, передавшего сообщение, – анонимность.
«ПРОБЛЕМЫ КОРРУПЦИИ СЕЙЧАС НА ЗАВОДЕ ПРАКТИЧЕСКИ НЕТ»
Внедрение комплаенс-политики на КАМАЗе «БИЗНЕС Online» прокомментировал руководитель департамента информационной политики компании Олег Афанасьев:
- КАМАЗ развивается и стремится к достижению общепринятого в мировой практике уровню менеджмента. Во многих странах мира комплаенс-контроль является одним из основных элементов эффективного управления рисками, которое предприятие может иметь в работе с поставщиками, клиентами и просто с компаниями. КАМАЗ интегрируется в мировой автопром, у него есть зарубежные акционеры, которые намереваются и дальше продвигаться, в том числе на заграничные рынки. И это является для КАМАЗа необходимым условием для дальнейшего восприятия нас как нормальной, современной и открытой компании.
Я могу сравнить эту работу с тем, как мы получали, скажем, сертификаты по менеджменту качества. Это примерно одно и то же. Я не могу сказать, что у нас есть проблемы с коррупцией, и мы, мол, решили заняться управлением этими рисками. Проблемы коррупции сейчас на заводе практически нет. Но международные требования, предъявляемые к компании, они всегда более жесткие и касаются не только юридических аспектов российского законодательства, но и определенных моральных и этических моментов, которые приняты, например, в Европе или Америке. Компании, которые выходят на международные рынки, на биржи, просто обязаны внедрять у себя комплаенс-политику. Мы идем по этому пути.
- Но ведь вопрос о необходимости управления репутационными рисками поднял Daimler?
- Не только. Daimler был одним из инициаторов, но у нас есть и другие акционеры.
- А за основу при разработке принципов комплаенс-политики КАМАЗа взята документация Daimler?
- Мы разработали этот документ самостоятельно в соответствии с российским законодательством и российскими особенностями. Потому что есть некоторые моменты, которые в Европе, например, невозможны, а у нас они вполне допускаются, или наоборот.
- КАМАЗ в вопросе управления комплаенс-рисками можно назвать первопроходцем, если говорить об отечественных предприятиях?
- Я за все машиностроение не могу говорить, но, безусловно, все мировые игроки, этому вопросу уделяют очень серьезное внимание. Я знаю, что у нас в стране в электронной промышленности есть такие компании. Ситроникс, например.
- Под решение поставленных советом директоров задач создается и соответствующая служба, которая будет заниматься этой проблематикой. Она будет иметь отношение к службе безопасности предприятия?
- Я пока не могу сказать, какова у нее будет оргструктура. В настоящее время эта служба только создается, и в ее штате пока два человека. К службе безопасности она отношения пока не имеет. Как будет дальше, пока тоже сказать довольно сложно.
«НУЖНА СИСТЕМА, КОТОРАЯ СДЕЛАЛА БЫ КОРРУПЦИОННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СВЕРХОПАСНОЙ»
Опрошенные «БИЗНЕС Online» эксперты считают, что кодекс корпоративной этики для предприятия полезен. Но ограничиваться просто документами нельзя – для того чтобы эффективно бороться с коррупцией, нужно менять всю систему менеджмента.
Борис Кузнецов - завкафедрой «Экономика организация и управления производством» ФГБОУ ВПО «ИНЭКА», профессор:
- Могу сказать, что коррупция пронизывает в нашей стране все уровни. Мировая общественность ставит нашу страну на один уровень с Нигерией – как самые коррумпированные страны. При этом антикоррупционная система декларируется во многих предприятиях и организациях. У нас, к примеру, в академии тоже висят объявления, что по фактам коррупции обращайтесь туда-то. Но это не значит, что это эффективно работает. Методов борьбы с коррупцией очень много, другой вопрос, как организована борьба с ней.
Эффективно антикоррупционное законодательство начнет работать только, когда правительство захочет искоренить коррупцию. Нужна система, которая сделала бы коррупционную деятельность сверхопасной для любого человека. Я знаю, что на КАМАЗе создана служба, которая ведет работу по анализу партнеров компании. Но этого ведь совершенно недостаточно.
Нужно создавать систему, которая может быть даже подальше от публичности. Поскольку это очень тонкий вопрос. На каком-то формальном уровне она и на КАМАЗе есть, она есть также во многих крупных организациях. Весь вопрос, насколько эффективно все действует. Если нашу страну ставят, как и раньше, на самое позорное место в рейтинге самых коррумпированных стран, то, думаю, что на государственном уровне принимаемых мер недостаточно. Надо сверху все перетрясти.
Дмитрий Баранов - ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент»:
- В принципе, если не употреблять этот термин, то его сути следуют все компании не только республики, но и всей России, за исключением совсем уж криминальных бизнесов. Смысл этого термина в том, что компания стремится так вести свою деятельность, чтобы не нарушать законодательство РФ и других стран, где она работает. Компания старается соблюдать общепризнанные нормы и правила, быть социально ответственной, все конфликты разрешать цивилизованным способом. Особое внимание уделяется борьбе с коррупцией во всех её видах и формах. Согласитесь, что подобных принципов придерживается большинство компаний республики, хотя они могут и не знать этого термина или не употреблять его.
Плюсы в том, что соблюдение такого принципа уменьшает риски, укрепляет репутацию компании, делает ее привлекательной для потенциальных работников. Такая практика, конечно же, важна. Раньше ее осознали крупные игроки, многие из которых ведут международный бизнес, но постепенно и все остальные российские компании поняли, что репутация и доброе имя гораздо важнее, чем просто возможность «урвать денег и убежать», особенно если вы хотите строить бизнес на годы. Своеобразные копии «комплаенс-практики» внедрили у себя уже практически все российские компании. По мере усиления конкуренции в экономике и развития нашего общества, в том числе и повышения уровня правового сознания россиян, можно быть уверенным в том, что комплаенс-практика станет привычным делом абсолютно для всех в России, что улучшит нашу жизнь.
Наиль Галеев – исполнительный директор ассоциации предприятий малого и среднего бизнеса РТ:
- На КАМАЗе формально все правильно делается, но по сути это ничего дает. Если даже у немцев это пустая формальность, то чего же про нас говорить. Мне кажется, что все сделано с подачи Даймлера, в этом есть какая-то ирония судьбы… То есть нас же учит честности тот, кто попался сам на масштабной многолетней коррупции. Что делать в масштабах страны для борьбы с коррупцией, у меня рецептов нет. Но вот если бы КАМАЗ в своем время внедрил бы современную айти-систему (типа SAP), управляющую финансами, закупками, складами и продажами, то уровень проблем на гиганте снизился бы на порядок… А мы принимаем какие-то кодексы чести в это время…
Айрат Кавеев - руководитель татарстанского офиса Ernst & Young:
- В переводе на русский язык комплаенс - это «соответствие», то есть политико-корпоративное соответствие. Это мировой опыт, все крупные компании, которые выступают на международном рынке, занимаются комплаенсом. В Татарстане это не только КАМАЗ, это еще и «Татнефть», например.
Трудно представить крупные компании, где не соблюдают корпоративною этику, нет внутренних правил, распорядка, моральных и нравственных ценностей. Эти требования должны соблюдать компании, которые выступают на международных рынках или стремятся к этому. К примеру, руководители организаций, это публичные люди и они должны показывать пример в отношении к своим коллегам, к подчиненным. По своему опыту работы с совместными предприятия КАМАЗа, могу сказать, что руководители этих предприятий соблюдают все эти требования. Это и есть комплаенс, типичный опыт крупный компаний.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 8
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.