«Данный сюжет демонстрирует очень серьезное отсутствие единства между поколениями российской политической элиты. Администрация президента ориентируется на запрос сверху, который формирует 70-летняя верхушка, но, поскольку технократы этих установок не разделяют, получается что-то маловразумительное», — скептически оценивает эксперт «БИЗНЕС Online» модель «пентабазиса» ценностей России, которая возникла в Кремле. Недавно ее представил куратор внутренней политики АП Александр Харичев, а вчера выяснилось, что в рамках поиска идеологии власти пришли к идее реформировать систему высшего гуманитарного образования и насытить ее правильными ценностями. О том, что хотят преподавать студентам, для чего задумали реформу и что из этого выйдет, — в нашем материале.
В рамках проекта «ДНК России» и, по сути, реформы высшего гуманитарного образования планируется подготовить курс «Основы и принципы российской государственности»
Что за реформа образования и откуда взялся «пентабазис» ценностей?
Поиски властями образа будущего России и идеологии российского общества, кажется, получают некие очертания. Как выяснил «Коммерсантъ», в конце прошлого года в недрах внутриполитического блока Кремля родилась инициатива «ДНК России», задача которой — пересмотреть содержание гуманитарного блока в вузовских дисциплинах. Как отмечает газета, курсы для учащихся усилят правильными, с точки зрения властей, ценностями. С лета администрация президента РФ обсуждает тему с министерством образования и науки России и профильными экспертами. А в конце октября идею впервые публично представили на конференции в Сочи. Как отмечается на сайте мероприятия, задачи конференции — актуализация оснований российской государственности и «реконцептуализация российского мировоззрения» для преодоления общественных расколов.
В рамках проекта «ДНК России» и, по сути, реформы высшего гуманитарного образования планируется подготовить курс «Основы и принципы российской государственности». Причем преподавать его будут студентам всех специальностей. Зачем это надо? Нужна единая позиция в вопросах воспитательной и образовательной деятельности в университетах, и это особенно важно с точки зрения гуманитарного знания, где множество различных мнений, объяснял на той же конференции замминистра науки и высшего образования РФ Григорий Гуров. Чиновник подчеркивал, что преподаватели должны пользоваться отечественной базой, а не концентрироваться на западной модели философии, политологии и других наук.
Один из организаторов конференции — связанный с Кремлем Экспертный институт социальных исследований (ЭИСИ). Непосредственный руководитель проекта «ДНК России» — начальник управления президента РФ по обеспечению деятельности Госсовета Александр Харичев, а главным идеологом, по данным «Коммерсанта», является директор департамента «Росатома» по взаимодействию с регионами Андрей Полосин. Как уточняется на сайте минобрнауки РФ, в рамках проекта «ДНК России» уже разработан курс повышения квалификации для сотрудников университетов. До 1 сентября 2023 года обучение пройдут 6 тыс. преподавателей. К январю 2023-го планируется создать федеральные центры подготовки преподавателей и подготовить учебно-методические материалы.
По данным источников «Коммерсанта», в рамках поисков «некоторой ценностной идеологии российского общества», к которым привлекли экспертов из академической среды, также возникла методологическая модель «пентабазиса», который состоит из пяти блоков: человек, семья, общество, государство, страна. Они подробно расписаны в опубликованной в конце октября научной статье «Восприятие базовых ценностей, факторов и структур социально-исторического развития России», авторами которой выступили в том числе Харичев и Полосин. Этот материал участники конференции получили в качестве раздаточного материала. Авторы к каждому из элементов «пентабазиса» подобрали ценностные месседжи:
- «патриотизм» (для уровня страны);
- «доверие к общественным институтам» (для уровня государства);
- «согласие» (для уровня общества);
- «традиции» (для уровня семьи);
- «созидание» (для уровня человека).
В упомянутой статье участники исследования приходят к выводу, что человек в «России будущего» «горд за свою страну, влиятелен и востребован, материально обеспечен, свободен в рамках неких правил общежития», а его представления о самореализации сильно отличаются от распространенных на Западе.
«Возможно, для колледжей будет своя линейка, как для школ есть программа «Разговоры о важном». Сейчас идет процесс насыщения курса контентом, обнаружение важнейших тем. Думаю, это важный момент для обновления общественного сознания»
«Речи не идет о создании новой идеологии»
Профессор, советник по стратегическим инициативам ректора Казанского инновационного университета Олег Агапов, который участвовал в обсуждении проекта на октябрьском форуме, в разговоре с «БИЗНЕС Online» отметил, что содержание блока и социально-гуманитарных наук надо пересматривать, потому что ранее в России не восприняли критично западную модель обучения. Ситуация с Болонской системой показала, что в рамках ряда дисциплин есть необоснованный крен подходов, которые позиционируются как модернистские в режиме постправды, отметил спикер. Около 10 лет назад в технических вузах упустили социально-гуманитарный блок, а процесс обучения отдали на усмотрение ученых советов, которые сократили курсы по истории, политологии и социологии, подчеркнул спикер. По словам Агапова, в итоге в обучении упустили «мировоззренческую компоненту». Новый курс «Основы и принципы российской государственности» направлен на исправление этих ошибок, пояснил советник ректора КИУ.
«Нам необходимо понимать, в каком обществе мы живем, какие ценности у него и приоритеты. Речь идет о выстраивании ценностей и актуализации жизненных приоритетов, которые зашиты в российском культурно-историческом типе. Это сочувствие, сопереживание, справедливость и согласие. Даже если взять нашу историю XVII–XXI веков, она, в отличие от Запада, выстраивалась на основе сосуществования различных народов и поликонфессиональности. В целом молодежь об этом знает, но вопрос в расстановке акцентов. Тем более мы живем в условиях информационной войны и понимание ценностей очень важно», — сказал Агапов.
Собеседник отметил, что дискуссии о реформе гуманитарного образования среди специалистов начались больше 20 лет назад. И поэтому нынешнюю идею экспертное сообщество восприняло вполне конструктивно. Тем более одной из задач высшего образования является как раз формирование четких мировоззренческих ориентиров и практик гражданского служения. Вопрос состоит в обновлении линейки курсов, и речи не идет о создании новой идеологии, уверяет эксперт. Базой «Основ», по его словам, станут такие понятия, как «человек», «страна», «государство», «общество» и «семья». По линии государства, к примеру, у молодежи должно быть осознание того, что власть — это не только про контроль, а еще про форму организации и управления, благодаря которой институционально выстраивается жизнь экономических и политических институтов.
«Я бы назвал этот курс своего рода навигацией на цели и задачи, которые стоят перед современной российской гражданской и политической нацией. Наши ориентиры, к примеру, — воспитание гражданина с внятным правовым сознанием. Нужно, чтобы человек понимал, что развитие его личной судьбы, качеств и развитие общества не параллельные прямые. А для российской государственности — это концепция понимающего государства в отражении интересов граждан. В данном случае государство является ведущим институтом общества, который аккумулирует энергию общества, направляет ее и решает главные вопросы, такие как безопасность, устойчивое развитие и прочее», — считает Агапов.
В «Основах» не могли упустить и блок по внешней политике, с помощью которого у студентов должно сформироваться правильное понимание внешнеполитического курса страны. Как объяснил Агапов, молодое поколение не всегда осознает, что такое полицентризм и за что борется Россия. По его словам, борьба ведется за альтерглобализм — за то, чтобы будущее было у всех, а не только у «золотого миллиарда». «Ориентировочно к новому учебному году вся необходимая база для внедрения курса и преподаватели должны быть готовы», — отметил спикер. Он не исключил, что в дальнейшем курс появится и для других учащихся, не только вузов. «Возможно, для колледжей будет своя линейка, как для школ есть программа „Разговоры о важном“. Сейчас идет процесс насыщения курса контентом, обнаружение важнейших тем. Думаю, это важный момент для обновления общественного сознания», — добавил собеседник.
«Ясно, что в данном случае администрация президента, которая представлена, условно говоря, технократами среднего возраста, ориентируется на тот запрос сверху, который формулирует правящая Россией 70-летняя верхушка»
«Скорее всего, это трансформируется и выродится в то, во что выродилась коммунистическая идеология на самом закате СССР»
«БИЗНЕС Online» попросил экспертов оценить готовящуюся реформу высшего гуманитарного образования и поинтересовался, получится ли создать новую идеологию на основе «пентабазиса» ценностей, предложенного Кремлем.
Павел Салин — политолог:
— Данный сюжет демонстрирует очень серьезное отсутствие единства между поколениями российской политической элиты. Потому что ясно, что в данном случае администрация президента, которая представлена, условно говоря, технократами среднего возраста, ориентируется на тот запрос сверху, который формулирует правящая Россией 70-летняя верхушка. Тот небольшой круг людей, которые принимают принципиальные решения в современной России. Это люди в возрасте примерно 70 лет, которые последние годы пытаются использовать советский опыт — страны, которая перестала существовать еще в прошлом веке, — в текущем столетии, в нынешней действительности. И формируют этот запрос на использование советского опыта, в частности, в области введения единой государственной идеологии и ее насаждения через образовательные учреждения.
Они этот запрос спускают на нижестоящий уровень, на уровень исполнителей, где технократы пытаются его переварить во что-то конкретное и технологичное. И поскольку технократы этих установок не разделяют (они просто демонстрируют некую лояльность, но не разделяют их), то на выходе, когда речь идет о конкретном продукте, получается что-то маловразумительное. Потому что статья с тезисами, которая была опубликована, — это, если честно, не что-то стройное, пусть даже и спорное, а просто какой-то поток сознания. Вряд ли из подобного может получиться что-то стройное и последовательное. А когда это будет спущено на уровень ниже, на уровень образовательной системы (если будет время и до такого дойдет), то, скорее всего, это трансформируется и выродится в то, во что выродилась коммунистическая идеология на самом закате СССР. Я имею в виду политические занятия, когда все, кто проводил эти занятия, и все, кто на них присутствовал, понимали, что это абсолютно бесполезная трата времени, но нужно соблюсти ритуал. Потому в лучшем случае для данной инициативы все сведется к внедрению в образовательные учреждения определенного ритуала. А может быть, и до этого не дойдет.
Виктор Минин — политолог:
— Смогут ли власти на основе этого «пентабазиса» создать новую идеологию? Не смогут. Но дело даже не в этом. Мы сейчас наблюдаем начало переходного процесса от старых правил жизни к новым. Не только в России, но и на всей планете. Это начало и поиск новых правил жизни. Я бы их лучше так называл, а не идеологией. Последняя — это болтология. Идеология — «идеальная логика». А идеальная логика существует где? В религиях, универсальных ценностях. Проблема упирается в материалистическую картину мира. Как в нашу коммунистическую, так и в западную капиталистическую. Поэтому сейчас нигде в мире нет условий для поиска новой идеологии и картины мира. Только в России. Вот мы первые и приступили к трансформации.
Общественные науки будут подвержены огромной трансформации. Есть точные науки — математика, физика и прочие. Они должны вернуться в общественные, социальные системы. Ну например, новая финансовая система должна быть основана на математике, теории простого товарного обмена. Как Путин сказал, справедливость — это что значит? Право и «ведливость», от слова «ведает». Значит, надо жить по ведам, по которым когда-то жили наши предки. А веды — это те же божественные законы. Как наверху, так и внизу. Поэтому наука будет подвержена значительной трансформации. Ведь многие общественные науки в виде, например, современной социологии, экономики, политологии — это в общем-то болтология. Поэтому многие общественные науки в виде, например, марксизма или экономик как бы узаконивают через псевдофиктивную науку неэквивалентный обмен между людьми и странами. И это начало данной трансформации.
Поэтому Путин сказал три вещи, на которых теперь будут базироваться новые правила жизни. Первое — справедливость (ведать божественное право как наверху, так и внизу). Второе — эквивалентный обмен. Это то, о чем я говорил. В экономике должна быть математика, которая должна закрыть возможность спекулятивного использования средства под названием «деньги». Математика в экономике и финансовых системах должна обеспечивать честный обмен. Убрать воров, узаконенных под названиями «банки» и «проценты». И третье, что он сказал, — равноправие. Никто не выше остальных. Ну, грубо говоря, фашизм убрать и колониализм, старый и современный. Вот три опоры, на которых будет идти трансформация науки. Поэтому многие науки перестанут существовать или будут подвержены очень сильной трансформации. Все манипулятивные псевдознания и псевдотехнологии будут оттуда безжалостно выброшены. А в литературе мы вернемся к преобладанию русской над западной.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 4
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.