С уходом иностранных брендов пошли разговоры о приходе в ТЦ Казани новых ретейлеров из Турции, Индии и Китая С уходом иностранных брендов пошли разговоры о приходе в ТЦ Казани новых ретейлеров из Турции, Индии и Китая Фото: © Komsomolskaya Pravda / Global Look Press / www.globallookpress.com

ТЦ Казани с начала мобилизации опустели почти на 20%

Посещаемость ТЦ Татарстана по итогам первой половины осени оказалась на 5% ниже аналогичного периода прошлого года. По сравнению с докризисным 2019-м просадка произошла аж на 17%. Об этом «БИЗНЕС Online» рассказал руководитель направления исследований и консалтинга Focus Technologies Михаил Васильев. Эффект, однако, оказался краткосрочным: уже в октябре люди начали возвращаться в ТЦ.

Падает не столько трафик, сколько покупательские настроения. Происходящие события не способствуют стремлению приходить в магазины и делать покупки. Средний чек вряд ли снизился из-за мобилизации, так как его падение было заметно задолго до нее.
Михаил Рогожин  Со-директор ритейл департамента CORE.XP
Михаил Рогожин содиректор ретейл-департамента CORE.XP

С уходом иностранных брендов пошли разговоры о приходе в ТЦ Казани новых ретейлеров из Турции, Индии и Китая. «Игроки оценивают риски, в том числе от СВО», — добавляет содиректор ретейл-департамента CORE.XP Михаил Рогожин.

Опрошенные нами эксперты выделяют три основные тенденции на рынке коммерческой недвижимости:

  • деление помещений на более мелкие;
  • ориентация на локальных игроков;
  • рост доли свободных площадей.

Доля иностранных ретейлеров в российских торговых центрах, принявших решение о приостановке или прекращении деятельности, составляет, по данным CORE.XP, до 25%. Среди брендов, объявивших об уходе, преобладают марки из США (Levi’s, Starbucks) и Швеции (H&M). В перспективе высокий рост доли свободных площадей зависит от дальнейших решений групп Inditex и Adidas, поскольку они занимают значительный объем площадей: примерно 10–12% от общей арендной площади. Накануне стало известно, что испанский холдинг (бренды Zara, Bershka, Massimo Dutti, Pull & Bear и др.) не будет продавать свои вещи в России, т. к. реализует российский бизнес ливанской группе компаний Daher. На рынок ливанцы придут со своим брендом и коллекциями.

 Специальное предложение от INDEVER 

Казанская студия российского бренда индивидуального пошива мужской одежды и обуви INDEVER запускает специальное предложение на изделия из трикотажа и джинсы: 

  • изделия из шерсти мериноса за 19 900 рублей;
  • джинсы из итальянского и американского денима за 20 900 рублей.

Предложение действует до 30.11.2022.

Казань, ул. Спартаковская, 14

Тел.: +7(843) 524-75-24

ИП Ягудин А.Н.

Впрочем, не все закрывшиеся магазины окончательно ушли. Как выяснил «БИЗНЕС Online», французский Decathlon, который с 27 июня приостановил работу в России, продолжает арендовать здание рядом с «Тандемом». Компания «Октоблу», через которую ретейлер управляет российскими магазинами, заключила договор аренды с инвестиционно-строительной группой «Тандем» до 2033 года. Документ остается в силе. Та же картина и по другому зданию, на улице Родины, площади у спортмагазина в аренде до октября 2023-го. Однако там все может измениться. Собственник здания, компания ICL, рассматривает возможность отдать владения будущему IT-центру рядом с Горкинско-Ометьевским лесом. Стройка намечена на 2023 год.

Ощущения после шоп-тура по главным моллам Казани складываются противоречивые: фуд-корты заполнены даже в будни, однако ажиотажа в фешен-сегменте, несмотря на традиционные сезонные распродажи, не наблюдается. Посмотрим, как складывается ситуация в торговых центрах столицы РТ.

Бывшие магазины Lego датского производителя конструкторов, который ушел на фоне антироссийских санкций, вновь открылись в Казани под названием «Мир кубиков» Бывшие магазины Lego датского производителя конструкторов, который ушел на фоне антироссийских санкций, вновь открылись в Казани под названием «Мир кубиков» Фото: Анна Городнова

Ребрендинг в ТЦ: «Мир кубиков» вместо Lego и возвращение Mango в «МЕГЕ»

Бывшие магазины Lego датского производителя конструкторов, который ушел на фоне антироссийских санкций, вновь открылись в Казани под названием «Мир кубиков». Эксклюзивный партнер компании Inventive Retail Group, который с 2014 года развивал сеть в России, планирует также продавать конструкторы, в том числе Lego. Откуда он их собирается брать, впрочем, непонятно. В казанских ТЦ KazanMall, «Тандем» и «МЕГА» вывески уже сменили. Товар на полках пока прежний — распродаются остатки продукции датского производителя, которые успели ввезти в Россию до санкций.

Лакомое местечко вблизи бутиков займет греческая «Таверна» от известного в казанских ресторанах шеф-повара Автандила Бигвавы Лакомое местечко вблизи бутиков займет греческая «Таверна» от известного в казанских ресторанах шеф-повара Автандила Бигвавы Фото: Анна Городнова

Парад закрытий в торговых центрах продолжается, и дело не в санкциях. С фуд-корта в «МЕГЕ» ушла кафе-кондитерская родом из Казани Al’Reze, которая не проработала здесь и года. Сейчас данная сеть представлена на улицах Декабристов и Сибгата Хакима. Лакомое местечко вблизи бутиков займет греческая «Таверна» от известного в казанских ресторанах шеф-повара Автандила Бигвавы, который ранее открыл в «МЕГЕ» гавайское кафе Not Only Poke. Никого не нашли пока и на место закрытых Starbucks, Puma и Adidas, Swatch, Levi’s, re:Store, Mothercare и Uniqlo. Не подает признаков жизни 6 точек, которые арендовала испанская Inditex: Zara, Bershka, Pull&Bear, Oysho, Zara Home, Massimo Dutti.

Зато открылись новые торговые точки в «МЕГЕ» на месте Sephora от «Иль де Ботэ» и испанского Mango. Открылся также новый магазин производителя джинсов Mustang. А как распорядятся освободившимися площадями, которые занимала IKEA, здесь пока не решили. С фасада вывеска шведского магазина уже исчезла; внутри же огромные буквы все еще украшают торговую галерею, каждый раз напоминая, как уходил мебельный бренд.

Перед своим окончательным уходом H&M расщедрился на 50-процентные скидки — причем реальные, на все группы товаров Перед своим окончательным уходом H&M расщедрился на 50-процентные скидки — причем реальные, на все группы товаров Фото: Анна Городнова

Корреспондент «БИЗНЕС Online» застал и последние дни распродаж в шведском H&M. Шопоголики горевали так, что фотографировались с фирменными пакетиками на фоне витрин. Перед своим окончательным уходом ретейлер расщедрился на 50-процентные скидки — причем реальные, на все группы товаров. Кроссовки можно было ухватить за 700 рублей, футболки — за 300, повезло и с детским нарядным платьем на новогодний утренник за 800.

Французскому магазину одежды Kiabi уже нашли замену — там открылась точка немецкой сети посуды и товаров для дома Küchenland Home Французскому магазину одежды Kiabi уже нашли замену — там открылась точка немецкой сети посуды и товаров для дома Küchenland Home Фото: Анна Городнова

«Парк Хаус»: немецкая посуда заменила французскую одежду

Пока в «МЕГЕ» в примерочных H&M выстраивались очереди, в «Парк Хаусе» шведский ретейлер закрылся навсегда. Стеллажи практически вывезли. Не используются площади закрытых Zara, Bershka, Pull&Bear, Stradivarius, Puma и Uniqlo. На втором этаже напротив «Детского мира» закрылось сразу несколько точек с детской одеждой: Acoola, Choupette  и Oldos! Kids. Видимо, конкуренцию с крупным федеральным игроком они не выдержали, к тому же цены там были гораздо выше. А вот французскому магазину одежды Kiabi уже нашли замену — там открылась точка немецкой сети посуды и товаров для дома Küchenland Home. В Казани это уже четвертый магазин данного бренда.

На первом этаже открылся белорусский магазин одежды Mark Formelle На первом этаже открылся белорусский магазин одежды Mark Formelle Фото: Анна Городнова

И к новинкам. На первом этаже открылся белорусский магазин одежды Mark Formelle, сеть верхней одежды «Мехамания», магазин косметики Le Mousse, второй магазин в Казани с матрасами Beyosa. Готовится распахнуть двери магазин бытовой техники Leran. Помещение напротив «Ашана», где находился пункт вакцинации от коронавируса, отдали под точку с мебелью для сна Perino.

ТЦ вовсю использует площади «островков» посреди галерей. Если раньше там размещали в основном ларьки с косметикой, игрушками и галантереей, то теперь и с одеждой. Так, посреди зала, где блуждают покупатели, развешаны платья и пальто от бренда Manera. Данный магазин также представлен в «МЕГЕ» и на улице Пушкина. Примерочных там нет — видимо, женщинам придется идти до ближайшего туалета или куда-то еще.

В «Тандеме» на первом этаже развернули стройку под нового арендатора вместо закрытой американской сети кофеен Starbucks В «Тандеме» на первом этаже развернули стройку под нового арендатора вместо закрытой американской сети кофеен Starbucks Фото: Анна Городнова

«Тандем» ищет замену Starbucks

В «Тандеме» на первом этаже развернули стройку под нового арендатора вместо закрытой американской сети кофеен Starbucks. Причем если раньше здесь был небольшой навес, стояли столики и территория по периметру была обнесена небольшим ограждением, то под новую точку укладывают новый подиум. Кто займет место у эскалатора, пока неясно. Как нам сообщили на стойке информации, скорее всего, это также будет кафе. В Москве, к примеру, на месте Starbucks открылись Stars Coffee. Активы зарубежной компании выкупил музыкант и бизнесмен Тимур Юнусов, известный как Тимати, и ресторатор Антон Пинский.

На фуд-корте ждет новой вывески KFC На фуд-корте ждет новой вывески KFC Фото: Анна Городнова

На фуд-корте ждет новой вывески KFC. Напомним, американская компания Yum! Brands продала около 70 ресторанов сети KFC ижевскому франчайзи «Смарт Сервис». Новые точки сети откроются под брендом Rostic’s. Как ранее писал «БИЗНЕС Online», в татарстанские рестораны сети курицу поставлял «Челны-Бройлер» и его может заменить удмуртская птицефабрика.

Магазин парфюмерии и косметики Sephora, в отличие от «МЕГИ», в «Тандеме» работу не возобновил. Закрытым стоит и Cstore, отдел магазина техники и аксессуаров Apple. На место обанкротившегося детского магазина «Дочки-Сыночки» пока никто не пришел, он занимал значительные площади на втором этаже.

На втором этаже появилось кафе Grevy с зеброй Греви на логотипе, занесенной в Красную книгу На втором этаже появилось кафе Grevy с зеброй Греви на логотипе, занесенной в Красную книгу Фото: Анна Городнова

Новое кафе Grevy в KazanMall и ребрендинг Helly Hansen

В ТЦ KazanMall пул арендаторов пополнился новыми российскими брендами: Emka, All we need, You Wanna, Charuel, Bege, Savage, Clan VI, O Da Brands. На втором этаже появилось также кафе Grevy с зеброй Греви на логотипе, занесенной в Красную книгу. Здесь предлагают напитки, завтраки, супы, салаты.

Галерею с детской тематикой скоро дополнит российский бренд одежды Loloclo Галерею с детской тематикой скоро дополнит российский бренд одежды Loloclo Фото: Анна Городнова

Ведутся активные переговоры с потенциальными арендаторами на место закрытого Adidas. Стоит закрытым и норвежский бренд одежды Helly Hansen. Как сообщили «БИЗНЕС Online» в пресс-службе ТЦ, его ожидает ребрендинг. Возможно, он будет называться просто «Хансен». Галерею с детской тематикой скоро дополнит российский бренд одежды Loloclo, сейчас он представлен в Москве, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге.

Первый в России и единственный в Поволжье монобрендовый магазин SISLEY в концепции Rich&Raw*

SISLEY — всемирно известный итальянский бренд с 1974 года. Чувственный, нетривиальный, эстетически современный.

В Казани представлены мужские и женские коллекции одежды, а также обувь и аксессуары.

Одним из основных направлений бренда с момента его основания является деним. В магазине размещены мужская и женская деним-зоны с моделями джинсов актуальной коллекции. Также один раз в сезон бренд SISLEY выпускает лимитированный джинсовый проект.

В каждой коллекции SISLEY есть экологичные изделия с этикеткой GREEN B. Они либо изготовлены из вторичного сырья, либо на ресурсосберегающем производстве.

Первый этаж ТЦ KazanMall на Павлюхина, 91.

ИП Ягудин А.Н.

 

«Южный» принял «Остров сокровищ» и ждет турецкую Gagawa, в «Кольце» откроется Eurospar

«Южный» запустил детский игропарк «Остров сокровищ» на втором этаже в новой галерее. Здесь уже сформирован пул продавцов детских товаров Kari Kids, «Син», «Леонардо», «Веселая расческа», и детская развлекательная площадка его только усилит. Теперь в Казани представлено четыре филиала сети. Из открытий также первый в городе бутик одежды и обуви Sbalo, российский магазин мужской одежды «Пеплос» с производством в Чебаркуле. В прикассовой зоне гипермаркета «Ашан» открылся зоомагазин «4 лапы».

«Южный» запустил детский игропарк «Остров сокровищ» на втором этаже в новой галерее «Южный» запустил детский игропарк «Остров сокровищ» на втором этаже в новой галерее Фото: Анна Городнова

Не обошлось без закрытий. Ушел магазин корейской косметики OaziS, окончательно закрылся и шведский H&M. Договор аренды пока не расторгнут, рассказала «БИЗНЕС Online» директор ТРЦ «Южный» Лилия Ибатуллина (УК Lynks Property Management). «Еще после публичного заявления бренда о закрытии магазинов в России мы получили несколько предложений от заинтересованных компаний, идут активные переговоры», — говорит она.

Из открытий в «Южном» - российский магазин мужской одежды «Пеплос» с производством в Чебаркуле Из открытий в «Южном» — российский магазин мужской одежды «Пеплос» с производством в Чебаркуле Фото: Анна Городнова

Ожидаемая новинка — ресторан Gagawa турецкой сети, который работает в формате быстрого обслуживания. Он станет 6-м по счету в Казани. В «Южном» новым пристанищем станет место на фуд-корте, открытие ожидается уже в декабре. В ближайшее время в магазине Familia также откроется благоустроенная зона отдыха и озеленения с функцией буккроссинга, точками подключения для зарядных устройств и модных селфи.

В «Кольце» также немало изменений. Здесь открылся магазин посуды Fissman, Joye Shop, а также фуд-трак на улице. Как рассказала нам директор по маркетингу «Эдельвейс Групп» Алина Зайнетдинова, в шорт-листе ТЦ есть более 10 потенциальных арендаторов и здесь есть из кого выбирать.

Уже известно, кто займет место последнего работающего в Казани «Эдельвейса» в «Кольце». Договор на аренду в 3 тыс. «квадратов» заключен с гипермаркетом EuroSPAR Уже известно, кто займет место последнего работающего в Казани «Эдельвейса» в «Кольце». Договор на аренду в 3 тыс. «квадратов» заключен с гипермаркетом Eurospar Фото: Анна Городнова

Уже известно, кто займет место последнего работающего в Казани «Эдельвейса». Договор на аренду в 3 тыс. «квадратов» заключен с гипермаркетом Eurospar. Продуктовый ретейлер голландского бренда делает ремонт и планирует открыться в декабре. На нулевом этаже торгового центра открыли офис, куда приглашают на собеседование будущих работников. Поварам предлагают от 38 тыс. рублей плюс премии, пекарям — от 43 тыс., продавцам — от 37 тысяч. Сам же «Эдельвейс» с 30-летней историей, основанный татарстанскими бизнесменами, братьями Хайруллиными, окончательно уйдет с рынка.

Без постоянного арендатора пока площади на третьем этаже, откуда в феврале съехал кинотеатр «КАРО». «Кольцо» рассматривает разные предложения и форматы — от семейных развлечений до организации общественных пространств.

Во всех опрошенных ТЦ прогнозируют дальнейший рост посещаемости Во всех опрошенных ТЦ прогнозируют дальнейший рост посещаемости Фото: © Maksim Konstantinov / Global Look Press / www.globallookpress.com

А дальше все зависит от СВО…

Как оценивают ситуацию сами торговые центры? ТЦ «Кольцо» и ГУМ в сентябре фиксировали незначительное снижение посещаемости по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, однако по отношению к допандемийному 2019-му она снизилась до 20%.

«Причинами падения трафика в 2022 году послужила экономическая ситуация в стране на фоне введения санкций против РФ, снижение потребления и доходов населения, рост цен и особенно после объявления частичной мобилизации», — рассказала «БИЗНЕС Online» директор по маркетингу «Эдельвейс Групп» Зайнетдинова.

В KazanMall и «ГоркиПарке» показатели посещаемости осенью находятся в коридоре средних значений, и существенных изменений здесь, по заверениям администрации, не наблюдают. После объявления мобилизации тут фиксировали кратковременный спад. «Показатели быстро восстановились. На среднем чеке события не отразились, он находится в рамках сезонности», — подчеркнули здесь.

В «Южном» в сентябре – октябре отмечают стабильный и высокий трафик и положительную динамику по отношению к 2021-му. «Идет смена сезонов, и гости торгово-развлекательного центра активно готовятся к наступающим холодам», — говорит директор ТРЦ Ибатуллина. По ее оценкам, открытие новых точек привлекло дополнительный трафик.

Во всех опрошенных ТЦ прогнозируют дальнейший рост посещаемости. Кардинально ситуация в ближайшее время не изменится, считают в «Кольце». «Надеемся, ситуацию уравновесит предстоящий Новый год и смена сезонов, которые будут способствовать покупательскому спросу», — говорят здесь.

Впрочем, как и во всех сферах, ситуация сильно зависит от СВО. «При разрешении конфликта нас ждет оптимистичный сценарий: старые бренды откроются под новым названием и вероятность выхода новых брендов станет выше, — отмечает содиректор ретейл-департамента CORE.XP Рогожин. — Как ни парадоксально, ситуация с СВО показала, что выигрышнее иметь более высокую долю российских арендаторов, чем иностранных».