«Хороший генетический материал или семена — это гарантия лишь 30 процентов успеха. 70 процентов — технология выращивания, обработка почвы, своевременная уборка», — говорит гендиректор АО «Агросила» Светлана Барсукова. В эксклюзивном интервью «БИЗНЕС Online» она рассказала о том, почему пришлось отложить до лучших времен проект по удвоению производства мяса птицы на «Челны-Бройлере» и какой мегамолочный комплекс за 2,5 млрд планируется построить в Сармановском районе Татарстана. О степени «зрелости» сырного проекта «Агросилы», сотрудничестве с сетью «Вкусно — и точка» и новом направлении по производству готовых блюд — в нашем материале.
Светлана Барсукова: «Когда в отношении России начали вводить санкции, растерянности в холдинге не было ни одного дня»
Инвестпрограмма на 5,6 млрд — закупка техники и строительство молочного комплекса
— Светлана Геннадьевна, всех волнует тема мобилизации. Сколько в «Агросиле» военнообязанных, каков процент бронирования, призвали ли ваших сотрудников?
— Если говорить о военнообязанных, их количество ориентировочно 30 процентов от общего числа сотрудников холдинга. У нас есть работники, которые получили повестки из военкоматов в рамках частичной мобилизации. Мы делаем все возможное, чтобы исключить критическое влияние мобилизации на деятельность нашего холдинга. В частности, активно работаем над формированием кадрового резерва, чтобы быть готовыми в любой ситуации выполнить производственную программу на предприятиях холдинга.
— Насколько нам известно, по мобилизации могут изъять автомобильную технику. Есть ли у вас понимание, сколько машин могут забрать, и не нарушит ли это производственный процесс?
— Мобилизационное задание на предприятия нашего холдинга формируется соответствующими государственными учреждениями согласно действующему законодательству. Как только они будут представлены, безусловно, мы примем их к исполнению. В настоящее время данный вопрос находится в работе.
— Перейдем к инвестиционным планам. В этом году вы планировали вложить в развитие 5 миллиардов рублей. Что из запланированного уже удалось сделать и что решили отложить?
— Мы выполнили эту задачу на 80 процентов. Некоторые вопросы решили отложить на 2023-й. Хочу остановиться на некоторых проектах, которые реализованы в текущем году. На Заинском сахарном заводе произведена реконструкция известково-газовой печи, расходы составили порядка 205 миллионов рублей. На заводе «Агросила-Молоко» закончили строительство линий по производству рассольных и полутвердых сыров, инвестиционные вложения 2022 года составили 824 миллиона рублей.
Мы реализуем первый этап большого проекта на птицефабрике «Челны-Бройлер» — там строятся локальные очистные сооружения, инвестиционные вложения в этом году составили 454 миллиона рублей. Вторая очередь — в 2023-м, после чего объект будет введен в эксплуатацию. Кроме того, у нас реализуется масштабный проект на Набережночелнинском элеваторе — по увеличению мощности хранения зерна. Это обойдется нам в 670 миллионов рублей. Ввод объекта в эксплуатацию планируется летом 2023-го.
Из знаковых событий — 29 августа этого года мы запустили вторую очередь молочно-товарного комплекса (МТК) «Азнакай» на 2 тысячи голов дойного стада, на текущий момент в данном комплексе содержатся 4 тысячи дойных коров. Мы проводим реконструкцию некоторых ферм в Азнакаевском районе для содержания шлейфа и телочного поголовья. Общая стоимость строительства молочного комплекса составила 2,018 миллиарда рублей. Если говорить о глубокой переработке мяса птицы, то было проведено обновление оборудования на предприятии «Челны-МПК» на сумму 92 миллиона рублей.
Мы можем смело утверждать, что на текущий момент выполнили инвестиционную программу на 4 миллиарда рублей. Инвестпрограмма 2023 года составит в суммарном выражении 5,6 миллиарда рублей, это как новые проекты, так и те, что были начаты в 2022-м. Более чем 52 процента от этих средств будет направлено на обновление парка сельхозтехники — зерноуборочных, свеклоуборочных комбайнов, тракторов, различного рода агрегатов, которые необходимы для выполнения технологических операций в растениеводстве. В планах строительство нового молочного комплекса в Сармановском районе РТ на 4 тысячи голов дойного стада.
— Нам рассказывали, что у «Агросилы» ряд комбайнов не вышел на уборку, в связи с чем уборка зерновых сильно затянулась. Объясните, что произошло, велики ли потери зерна? Сколько всего было собрано хлеба в этом году?
— Уборка сезона 2022-го, как и любого предыдущего года, в компании осуществляется в зависимости от зрелости культуры и в соответствии с технологическими картами. В этом году уборочная техника вышла на поля точно в срок. Что хотелось бы отметить — в 2022-м созревание культур задержалось примерно на две недели в связи с затяжной весной. Урожай зерновых культур составил 509 тысяч тонн при средней урожайности 42,6 ц/га. Если сравнивать с 2021 годом, валовый сбор зерновых больше в 2,3 раза.
— Возвращаясь к теме закупки новой сельхозтехники. Недавно гостем редакции был министр сельского хозяйства РТ Марат Зяббаров, он сказал, что российские производства не покрывают 100 процентов потребностей наших предприятий, в частности проблемы есть по уборочной технике. Как будете выходить из положения?
— Это действительно так, и связано подобное в большей степени с введением санкции в отношении нашей страны. Это осложнило поставки и запчастей, и техники, производимой за пределами РФ. Поэтому при формировании заказов нужно выяснять все детали поставок приобретаемой техники. Конечно, стоит обратить внимание на Китай, где производятся хорошие модели тракторов. Вопросы возникают только к их мощности — к сожалению, на территории КНР не выпускаются тракторы с большим количеством лошадиных сил. А все агрохолдинги, имея большие посевные и уборочные площади, стараются использовать широкозахватную технику, а для этого нужны мощные тракторы. Также следует обращать внимание на технику, которая производится на территории сопредельных с Россией государств, что мы и делаем. Следует отметить, что российские производители техники наращивают свои мощности по производству.
— Это тот самый параллельный импорт?
— Я говорю не только о параллельном импорте, но и о технике, которая разработана и выпускается непосредственно на территории сопредельных государств. Если она может быть применена для производства сельскохозяйственных операций или на животноводческих фермах, надо начинать ее использовать.
«Мы используем исключительно собственное поголовье, на 100 процентов здоровое, над качественными характеристиками которого работаем уже четыре года»
«Фермы, на которых содержится небольшое количество коров, будут закрываться»
— Вы сказали о животноводческом комплексе «Азнакай», где была введена вторая очередь. Насколько нам известно, этому предшествовало закрытие небольших ферм. Сколько таких ферм окажется закрыто и будет ли решаться вопрос с трудоустройством работников?
— Да, действительно, в 2020 году в холдинге была принята стратегия развития животноводческого направления. Она включала в себя создание высокотехнологичных современных комплексов по содержанию крупного рогатого скота. Первым большим проектом стал как раз МТК «Азнакай». Плюс сейчас готовится наш новый проект — это строительство МТК «Сарман», мы им уже занимаемся. Если говорить о фермах, на которых содержится небольшое количество коров, то они неизбежно будут закрываться. В 2023 году в Сармановском районе РТ предполагается к закрытию две фермы, в Заинском районе — одна. Кроме того, в Азнакаевском районе одна ферма будет перепрофилирована для нужд МТК «Азнакай».
Когда такое решение принималось, мы консультировались с профильным министерством республики и приняли решение, что после закрытия наши фермы будут предложены крестьянско-фермерским хозяйствам, которые при покупке смогут рассчитывать на получение государственной поддержки. Они могут содержать там крупный рогатый либо какой-то иной скот по своему усмотрению. Эта программа успешно реализуется, за три года мы уже реализовали большое количество таких ферм.
Что касается сокращения персонала, то мы, безусловно, предлагаем нашим сотрудникам переводиться на другие животноводческие фермы «Агросилы» либо на другие наши предприятия. Доставку на работу осуществляем вахтовыми автобусами. Одни принимают подобные предложения, другие нет. Некоторые решают приобрести фермы и работать самостоятельно либо находят иное место трудоустройства. Но я хотела бы отметить, что эта работа в любом случае неизбежна, поскольку развитие технологий по производству комбикормов, сельхозмашин дает нам основания для увеличения качественных и количественных характеристик надоя. А сделать это на базе старых, маломощных ферм невозможно.
— Фермы вы продаете с имеющимся поголовьем или животных забираете с собой?
— Мы продаем именно помещения, где можно содержать животных. При продаже фермы свой скот мы перемещаем на новые молочно-товарные фермы. Мы используем исключительно собственное поголовье, на 100 процентов здоровое, над качественными характеристиками которого работаем уже четыре года.
— Растут ли надои в вашем холдинге? Невысокая эффективность молочных ферм — это общая проблема для нашей республики, по этому показателю мы не попадает даже в топ-20 лучших регионов страны…
— Надой с одной коровы за последние два года у нас увеличился на 15 процентов. Мы сейчас большое внимание уделяем именно работе над качественными характеристиками той продукции, которую получает холдинг. И я полагаю, эта тенденция в ближайшее время сохранится.
— Вы говорили о новом проекте — МТК «Сарман». Расскажите о нем, пожалуйста, подробнее. Вы уже приступили к строительству?
— Этот новый проект будет похож на МТК «Азнакай» — с содержанием крупного рогатого скота в количестве 4 тысячи голов дойного стада, с доильным залом типа «Карусель». После завершения строительства этого комплекса все поголовье дойных коров, которых в нашем холдинге насчитывается 8,9 тысячи, будет размещено в двух технологичных комплексах — на территории Сарманского и Азнакаевского районов РТ. Это даст возможность повысить эффективность производства молока. Выбран земельный участок, проводятся геодезические и кадастровые работы, ведется работа по проектированию комплекса. На его строительство будет потрачено 2,5 миллиарда рублей (по ценам на текущий момент).
— Сколько молока ежедневно надаиваете сейчас и сколько планируете по окончании проектов?
— Если говорить о валовом производстве молока, то в этом году мы предполагаем надоить порядка 50 тысяч тонн. В 2023 и 2024 годах ожидаем увеличение надоев примерно на 20–25 процентов. Запуск МТК «Сарман» (по плану — в 2024–2025-х) даст нам еще 30 тысяч тонн молока. Весь полученный объем мы станем использовать для собственной молочной переработки на заводе «Агросила-Молоко», поскольку, как я уже сказала, мы запустили линию по производству рассольных и полутвердых сыров, и это потребует увеличения количества сырья. Сейчас мы перерабатываем молока больше, чем производим. Недостающие объемы закупаем у третьих лиц.
«Мы сварили первую пробную партию полутвердого сыра. Действительно, были определенные сложности, наши специалисты никогда не занимались производством сыра. Но поставщики оборудования помогают нам поставить технологический процесс»
Сырная экспансия, молочка с содержанием йода и новый бренд
— Насколько сырный проект «Агросилы-Молоко» сегодня созрел? Это ведь настоящая алхимия — сварить качественный вкусный сыр!
— Первая линия, которую мы запустили в этом году, — по производству рассольных сыров. В настоящее время рассольный сыр под брендом El Greco представлен в розничных сетях на территории РФ. Также отрабатываем вопрос экспортных поставок нашего рассольного сыра. А 14 сентября этого года мы сварили первую, пробную партию полутвердого сыра. Действительно, были определенные сложности, наши специалисты никогда не занимались производством сыра. Но поставщики оборудования помогают нам поставить технологический процесс. Наши сотрудники успешно прошли обучение по варке сыра. И первый сыр у нас вышел не комом: по внешнему виду, качественным и количественным характеристикам получился отличный продукт. Однако, поскольку оборудование новое, из соображений безопасности попробовать этот сыр не представляется возможным. В ближайшее время мы сможем поставлять наш сыр в розничные торговые сети «Агросила-Молоко»: это сыры «Российский», «Гауда», «Тильзитер», «Голландский», «Легкий». То есть всю линейку, которая обычно присутствует в линейке полутвердых сыров, мы представим.
— Не планируете уйти в твердые или деликатесные сыры? Например, пармезан или маскарпоне?
— Маскарпоне — это мягкий сыр, там несколько иная технология производства и оборудование, поэтому в производство мягких сыров мы пока уходить не собираемся. Твердые сыры (пармезан и прочие) — это вопрос отработки технологии. Если рынок начнет диктовать такие условия, что подобного рода сыр станет пользоваться спросом, мы будем отрабатывать технологию на своем оборудовании и смотреть, что можем сделать. Но пока рынок больше восприимчив к сырам рассольным и полутвердым.
— Эксперты-федералы говорят, что слишком много предприятий в России начало варить сыр. Не опасаетесь ли падения цен из-за переизбытка предложения?
— Цены на рынке зависят от многих факторов, не только от перепроизводства. Перепроизводство всегда возможно нивелировать экспортными поставками либо более глубокой переработкой тех же сырных продуктов. Что касается развития рынка сыра на территории РФ, то, по данным статистики, он показывает стабильный рост — порядка 5 процентов на протяжении уже двух лет, и прогнозные значения по росту примерно такие же. Сейчас говорить о том, что в стране производится 100 процентов от необходимого объема полутвердых сыров, не приходится. У рынка есть потенциал роста, и на текущий момент мы не опасаемся, что будет перепроизводство и какое-то существенное падение цены.
Молочная продукция для нас — это очень важное направление, стратегическое. Завод «Агросила-Молоко» вошел в состав нашего холдинга в 2017 году. Мы очень довольны тем, что вышли на более чем 100-процентную загрузку предприятия. А с вводом линий по производству рассольных и полутвердых сыров производственные мощности «Агросилы-Молоко» будут увеличены на 36 процентов до 330 тонн в сутки.
Также в этом году мы расширили линейку своих функциональных продуктов брендом «Я ем с умом». Это не только низколактозное молоко, но и варенец, йогурт. Кроме того, планируем выпустить на рынок новую молочную продукцию с повышенным содержанием йода, что будет дополнительным плюсом для потребителя средней полосы России, которая является йододефицитной. Мы ввели новые молочные продукты, приготовленные по стандартам халяль.
— Бренд «Просто молоко» сохраняется в вашем портфеле или постепенно вы от него будете уходить?
— Конечно, бренд «Просто молоко» в нашем портфеле сохранен. Мы производим под этим брендом цельномолочную и кисломолочную продукцию.
«С учетом условий, которые сложились в этом году, урожай неплохой. Средняя урожайность составляет порядка 350 центнеров с гектара. Это позволит нам переработать около 1 миллиона тонн сахарной свеклы»
«В 2019 году никакая оптимизация не могла дать положительную рентабельность по производству сахарного песка»
— В республике завершается уборка сахарной свеклы, урожай в этом году радует, в отличие от цен на сахарный песок. Позволит ли полученная прибыль осуществить задуманную модернизацию на Заинском сахарном заводе?
— В нашем холдинге посевные площади сахарной свеклы составляют 28 тысяч гектаров. Уборка осуществлена на 80 процентах площадей (данные на конец октября — прим. авт.), засеянных сахарной свеклой. Урожайность несколько ниже, чем мы рассчитывали. Но с учетом условий, которые сложились в этом году, урожай неплохой. Средняя урожайность составляет порядка 350 центнеров с гектара. Это позволит нам переработать около 1 миллиона тонн сахарной свеклы. Из этого количества мы получим 146 тысяч тонн сахарного песка, 43 тысячи тонн жома гранулированного и 37 тысяч тонн мелассы.
В рамках инвестиционной программы на 2023 год мы запланировали обновление парка свеклоуборочных комбайнов. На Заинском сахарном заводе собираемся провести модернизацию оборудования, которая позволит увеличить выход сахара и сократить потери при переработке сахарной свеклы. К 2030-му хотим довести переработку сахарной свеклы до 10 тысяч тонн в сутки (сейчас в среднем — 7,5–8 тыс. т в сутки — прим. авт.).
— Иван Егоров в интервью говорил нам о планах довести переработку свеклы до 8 тысяч тонн в сутки. У вас такое соревнование с «Ак Барс Холдингом» идет…
— Это не соревнование, а серьезный подход к делу, и все.
— В торговле периодически происходят сахарные «помешательства», когда народ вычищает полки с сахарным песком, а цены на него идут резко вверх, а потом снова происходит провал вниз. Как это сказывается на производителях сахарного песка?
— Сахар является биржевым товаром. Наша компания также является участником биржевых торгов, при реализации сахарного песка мы ориентируемся на стоимость, которая формируется рынком. На рыночные цены на сахарный песок в том числе оказывают влияние мировые цены.
— Россия по-прежнему остается дефицитной с точки зрения сахарного песка. Почему тогда возникают провалы по ценам?
— Позволю себе с вами не согласиться. В этом году, по данным союза сахаропроизводителей России, в стране будет произведено не менее 5,8 миллиона тонн сахарного песка, а объем потребления в нашей стране составляет порядка 5,5 миллиона тонн.
— Рентабельно ли сейчас производство сахарного песка?
— Да, конечно. Но вы понимаете, чем хорош холдинг? («Агросила» — вертикально интегрированная компания, работающая от поля до прилавка, — прим. авт.). У нас есть возможность в случае снижения стоимости какого-то вида продукции провести оптимизацию на всех этапах производственной цепочки, с тем чтобы работать эффективно. Да, к сожалению, если взять ситуацию 2019 года, никакая оптимизация не могла дать положительную рентабельность по производству сахарного песка, потому что цены тогда упали ниже всех возможных минимумов. Реализация сахарного песка осуществлялась по цене 18,5 тысячи рублей за тонну. По состоянию на 24 октября 2022-го стоимость сахарного песка в Приволжском федеральном округе по результатам торгов на национальной торговой бирже составляет 49,8 тысячи рублей за тонну.
— В этом году в отношении «Агросилы» было возбуждено антимонопольное дело за то, что якобы вы создавали дискриминационные условия для покупателей. Чем оно закончилось?
— В настоящее время рассмотрение дела еще осуществляется антимонопольной службой, поэтому комментарии я вам дать не смогу. Единственное, повторю, что говорила в прошлый раз: наша компания действовала в рамках законодательства, и я надеюсь на объективное разбирательство и объективное решение, которое будет принято.
— Вы говорили об обновлении парка свеклоуборочной техники — она вся импортная. Плюс семена в свекловодстве тоже все импортные. Не будет ли проблем с закупками и есть ли возможность импортозаместить российскими аналогами?
— Хотелось бы отметить, что весь парк техники мы менять не станем, сделать это сразу не представляется возможным, будем менять часть. В 2023 году мы планируем приобрести три свеклоуборочных комбайна. Если говорить о приобретении семян сахарной свеклы, я бы здесь снова позволила себе не согласиться — у нас в холдинге достаточно площадей отведено под посевы отечественными семенами сахарной свеклы. Проблем с закупкой семян у нас нет. Что касается импортозамещения — думаю, при наличии соответствующей господдержки вполне возможно организовать производство семян сахарной свеклы в нашей стране, которое станет удовлетворять все свеклосеющие хозяйства.
— Свекловоды часто жалуются на невысокую урожайность отечественных семян. Не в российских ли семенах кроется причина того, что урожаи сахарной свеклы в этом году оказались ниже желаемого?
— Нет. Хороший генетический материал или семена — это гарантия всего лишь 30 процентов успеха. 70 процентов — это технология выращивания, обработка почвы, своевременная уборка и прочее. Поэтому нельзя говорить о том, что низкая урожайность или недостаточная сахаристость связаны исключительно с семенами. Есть много других факторов, которые влияют на урожайность, валовый сбор, сахаристость и извлекаемость сахара. Над этим необходимо работать.
«В прошлом году мы нарастили экспорт нашей мясной продукции практически на 50 процентов по сравнению с 2020-м, до 15,5 тысячи тонн»
«Проект по увеличению производства мяса птицы в 2 раза отодвинули на более стабильный период»
— Какова ситуация на птицекомплексе «Челны-Бройлер»? Удалось ли провести модернизацию? Есть ли сложности, связанные с санкционными ограничениями по закупке кормов или инкубационного яйца?
— Модернизацию на птицекомплексе «Челны-Бройлер», на предприятии «Агросила. Челны-МПК», которые образуют цикл производства продукции из мяса птицы, мы осуществляем ежегодно. Но если говорить о нашем проекте по увеличению производства мяса птицы в 2 раза, то по известным причинам он был отложен («Челны-Бройлер» ежегодно производит около 120 тыс. т мяса в живом весе — прим. авт.). В этом году мы его рассматривали, но пока отодвинули на более стабильный период, когда сможем к нему вернуться. Проблем с обеспечением кормами птицеводческого или животноводческого направления у нас нет — в состав холдинга входит комбикормовый завод, расположенный на территории Набережночелнинского элеватора, который производит весь объем кормов, используемый нашим животноводческим направлением. Основа производства комбикормов — это пшеница, которую также производят хозяйства нашего холдинга. Мы модернизировали и запустили производство собственной премиксной линии. Это дает дополнительную защиту нашим птицеводам. Что касается инкубационного яйца, то компания не закупает инкубационное яйцо, а производит его самостоятельно.
— А другие моменты — ветеринарные препараты, упаковка, оборудование?
— С того момента как в отношении России начали вводить санкции, растерянности в холдинге не было ни одного дня. Вся работа идет в плановом порядке. Если говорить о росте себестоимости производства, о том, что произошли определенные сбои в логистике поставок либо пришлось менять упаковку, то да, действительно, такие моменты есть. В среднем увеличение себестоимости в этом году составило у нас на предприятиях от 8 до 33 процентов. В основном это связано именно с тем, что были введены определенные ограничения на поставку материальных ценностей на территорию РФ. Мы были вынуждены искать аналоги, что удлинило сроки поставки и увеличило стоимость. Самый большой рост себестоимости произошел у продукции молочной переработки. В среднем рентабельность производства у нас составляет 6 процентов, а если говорить о молочной продукции, то это менее 1 процента.
— Торговые сети держат на «сухом пайке»?
— Я бы не сказала, что только торговые сети. Очень много условий, определяющих рентабельность. Это и входящее сырье, которое используется при производстве, и оборудование, и товары, применяемые при производстве продукта, и, конечно, цены, по которым продается конечная продукция. Все вкупе дает именно тот процент рентабельности, который я озвучила.
— Какова динамика на мясоперерабатывающем заводе «Агросила. Челны-МПК»? Удается ли работать на экспорт?
— В прошлом году мы нарастили экспорт нашей мясной продукции практически на 50 процентов по сравнению с 2020-м, до 15,5 тысячи тонн. В 2022-м доля экспорта снизилась в силу колебания курса рубля и нарушения логистики поставок. Мы продолжаем поставлять продукцию в страны СНГ и активно прорабатываем новые рынки сбыта.
— Какая ваша продукция пользуется спросом за границей?
— Замороженные сосиски, а также варено-копченые изделия. В Республике Азербайджан высоким спросом пользуется наша продукция, выпущенная по стандартам халяль. Мы активно работаем над освоением новых рынков, в том числе рынка Китая. Хотя в связи с тяжелой эпидемиологической ситуацией экспорт мясной продукции в КНР был запрещен. Я надеюсь, что эти ограничения в ближайшее время будут сняты. На территории России традиционно покупают варено-копченые изделия, сосиски, а также шашлыки в сезонный период.
— Какую долю рынка по мясной продукции в Татарстане вы занимаете?
— Если говорить о производстве мяса птицы, то это 60 процентов рынка РТ.
— В магазинах появились готовые блюда с маркировкой «Агросила», которые нужно только разогреть в микроволновке. Это новое направление?
— Да, и пошло оно удачно, объемы отгрузки только растут. Жизнь современного человека складывается так, что мало времени остается на приготовление пищи дома, люди все больше ориентированы на приготовление еды из полуфабрикатов в высокой степени готовности. Мы стремимся удовлетворить этот спрос.
— В сервисах доставки еды участвуете?
— Да, конечно. Рывок участия продаж в онлайн-формате произошел в 2020 году. Мы это направление развиваем, оно тоже очень перспективное и удобное для потребителя.
— Вы раньше производили СТМ-продукцию для сети «Макдоналдс». Сейчас вы продолжаете сотрудничать с их преемником — «Вкусно — и точка»?
— Да, мы сотрудничаем с ними. По условиям договора я не могу разглашать перечень продукции.
— В 2015 году вы рассказывали нашему изданию о том, что задумываетесь о создании сети фастфуда. Что сейчас с этой идеей?
— Действительно, было у нас подобное в планах. Больше скажу — остается до сих пор. Но, думаю, это дело более далекого будущего. Сегодня я не готова назвать вам тот формат, в котором, возможно, мы будем работать.
— Спасибо большое за интервью!
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 13
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.