«Вся прорывная деятельность возникает на стыке технологий и какого-то предмета. Поэтому беспредметный айтишник, скорее всего, будет терять в цене и предложениях на рынке», — прогнозировали сегодня на форуме Digital Innopolis Days федеральные игроки. Задачи прошлого года выполнены: цифровой спецназ теперь в 791 вузе, 100% образовательных стандартов обновлено, но в новых реалиях этого мало. О том, как будет пересобираться гордость Университета Иннополис — проект опорного образовательного центра, на что IT-компаниям дадут 200 млрд и почему студенческие стажировки так плохо проходят, — в материале «БИЗНЕС Online».
Вице-премьер Дмитрий Чернышенко в сопровождении трех заместителей федеральных министров и цифровых директоров крупнейших российских компаний озвучивал новые стандарты развития IT-отрасли на форуме DID — Digital Innopolis Days
Импортозамещение в действии: из BIM-модели в ТИМ-модель
IT и цифровизация стали темами сразу трех масштабных мероприятий за последние два дня на высоком правительственном уровне. Накануне президент РФ Владимир Путин на грефовской AI Conference призвал бизнес вложиться в искусственный интеллект, сегодня в Якутии министр «цифры» РФ Максут Шадаев констатировал, что Россия уже достигла цифрового суверенитета (ибо зарубежные вендоры уже ушли), а в Иннополисе вице-премьер Дмитрий Чернышенко в сопровождении трех заместителей федеральных министров и цифровых директоров крупнейших российских компаний озвучивал новые стандарты развития IT-отрасли на форуме DID — Digital Innopolis Days. Он собрал 4,4 тыс. участников, причем 1,2 тыс. из них традиционно приехали офлайн — неудивительно, что второй год подряд пленарка DID проходит в «Свияжских холмах» — в Иннополисе зала подходящего размера просто нет.
Но до основного пленарного заседания высокие гости успели и поздравить Университет Иннополис с 10-летием, и провести набсовет вуза, и даже заехать на стройплощадку, где возводится три новых студенческих общежития. И проинспектировали там новое импортозаместительное решение в действии.
— Мы попросили — понимаем, что это очень сложно, но это же Татарстан — перейти с зарубежных BIM-решений на отечественные. Конечно, на переправе коней очень сложно менять, что получилось? Рассчитываем, что тот набор программных средств, который докажет здесь свою эффективность, будет использоваться при строительстве всех 25 кампусов по нацпроекту, — обратился к строителям Чернышенко. Конечно, ему ответили, что все работает успешно, что ТИМ-система (импортозаместительная) позволяет эффективно управлять всеми коммуникациями здания — тепло-, электроснабжением, интернет-сетями. А при эксплуатации она позволит в онлайн-режиме размещать заявки о протечке труб, сломанном замке или выключателе, а также отслеживать процесс их отработки. «Она требует конечно, денег немножко, оснащения, переподготовки людей. Но это уже другая жизнь», — заключил президент РТ Рустам Минниханов.
Из федерального бюджета на строительство общежитий вуза на 1 тыс. мест выделено 2,5 млрд рублей. Планируется, что первые студенты смогут разместиться там уже в следующем учебном году.
Центральное событие форума, разумеется, пленарная сессия. В этом году тональность ее была совершенно другой
«Столкнулись с новыми вызовами, о которых даже боялись думать»
Центральное событие форума, разумеется, пленарная сессия. В этом году тональность ее была совершенно другой. В декабре 2021 года, когда ковид уже заканчивался, а спецоперация еще не началась, на DID расцветали метавселенные «Цифрового прорыва», модератором пленарной сессии был комик КВН Денис Дорохов, а Шадаев со сцены шутил, что девушки раньше хотели выйти замуж за банкира, а теперь — за программиста. Здесь же лейтмотивом стали новые вызовы, требующие не просто мобилизации всех ресурсов, но ревизии и переосмысления совсем новых цифровых программ. Этому была посвящена главная пленарная сессия со сложным названием «Интеграция образования, науки и индустрии: импульс для развития кадрового и научно-исследовательского потенциала России».
«Мы столкнулись с новыми вызовами, о которых даже боялись думать. Но они произошли, а у нас все в порядке, экономика выстояла, продолжаем реализовывать новые проекты и обсудили много новых планов. Есть цифры, которые показывают, что мы чувствуем себя гораздо лучше стран, которые все это и организовали. Несмотря на то что против нашего государства введено более 10 тысяч санкций, самый сильный эффект ощутили высокотехнологичные компании, которым ограничили доступ к западным технологиям, на которые столько десятилетий нас подсаживали. На первый план выходит собственное научно-технологическое развитие», — бодро начал Чернышенко.
Дмитрий Чернышенко: «Мы столкнулись с новыми вызовами, о которых даже боялись думать»
Он напомнил о задачах, которые сам поставил в прошлом году в этом же зале: вузам в рамках серии федеральных программ предстояло актуализировать все федеральные образовательные стандарты, обеспечить массовую переподготовку преподавателей и завести в каждом вузе руководителя цифровой трансформации. «Если третье можно было административно сделать легко, то по первым двум пунктам было роптание, насколько это реально. Сейчас мы прошли по стендам, и я могу сказать, что все задачи выполнены: цифровой спецназ теперь в 791 вузе, 100 процентов образовательных стандартов обновлено, обучены более 33 тысяч преподавателей. Это очень хороший фундамент для решения новых задач», — озвучил Чернышенко. Таковых задач оказалось несколько.
Передовые инженерные школы будут готовить новую элиту. Чернышенко подчеркнул, что в ПИШ на базе Иннополиса акцент будет на разработке и внедрении российского ПО с применением искусственного интеллекта. «И к 2030-му Иннополис планирует запустить уникальный для мировой повестки продукт», — анонсировал он.
Студенческое предпринимательство должно развиваться. С этого года запущен трек формирования у студентов предпринимательских компетенций. Стартовало 150 акселерационных программ, 45 тыс. студентов смогут поработать с менторами над своим проектом и привлечь инвестиции. Во всех регионах открыты тренинговые площадки.
Цифровые кафедры набирают обороты. Всего в программу отобран 121 университет, на базе 114 из них уже открыты цифровые кафедры, куда зачислены более 112 тыс. студентов. Они будут обладать новыми эксклюзивными компетенциями, получая одновременно со своим основным образованием цифровые навыки.
Рустам Минниханов: «Татарстан, как лидер по уровню цифровой трансформации, готов делиться своим опытом»
Для импортоопережения надо наладить каналы взаимодействия вузов и бизнеса. Создано 43 центра компетенций по импортозамещению, которые объединили 300 компаний. Утверждено 216 проектов, для их реализации потребуются 200 тыс. новых специалистов и 200 млрд рублей — это инвестиции в создание нового ПО с экспортным потенциалом. «Участники получат огромное количество заказов, но это и большая ответственность — президент обозначил очень короткие сроки», — подчеркнул Чернышенко, поставив задачу не копировать зарубежные решения, а сделать свои лучше по качеству. Пока же движение в данном направлении идет не очень быстро: как рассказал замминистра «цифры» Максим Паршин, компании заявили 365 потребностей в импортозамещении, айтишники предложили более 700 решений, но покрывается ими только 95 задач.
«Этой задачей будет заниматься опорный образовательный центр на базе Университета Иннополис. В нем завершили обучение почти 35 тысяч преподавателей и методистов, — отметил спикер. — Мы пересобираем центр под задачи импортозамещения. Первоочередной задачей будет обучение сотрудников на местах, чтобы обеспечить беспрепятственный переход отраслей с зарубежного ПО на российское».
«Татарстан как лидер по уровню цифровой трансформации готов делиться своим опытом. При этом подготовка квалифицированных кадров для отрасли невозможна без учета потребностей компаний. Начало такому подходу положил федеральный проект „Кадры для цифровой экономики“, и сейчас мы можем говорить о том, что государственные программы поддержки вносят большой вклад в развитие кадрового потенциала страны», — отреагировал Минниханов.
Замминистра науки и высшего образования РФ Дарья Кирьянова рассказала, как на форуме энергетики пожаловались ей, что не могут сформулировать запрос в научные организации, а те в свою очередь не могут на доступном языке рассказать бизнесу о собственных разработках
Кто перефетишировал айтишников?
Спикеры, выступающие на пленарной части форума так или иначе касались темы подготовки кадров. Так, замминистра науки и высшего образования РФ Дарья Кирьянова рассказала, как на форуме энергетики пожаловались ей, что не могут сформулировать запрос в научные организации, а те в свою очередь не могут на доступном языке рассказать бизнесу о собственных разработках.
«Сейчас студентов около 4,1 миллиона, из них 15 процентов учатся на IT-специальности. У меня есть тезис, что спрос на чисто IT-специальности будет падать, потому что мы идем в эру zero-code, когда не надо программировать, не нужно учить язык, — заявила Кирьянова. — Вопрос не в языке, а в логике, алгоритмике и типе мышления. Кадры, скорее всего, надо учить не чистым IT-специальностям: все, что происходит в науке и технологиях, происходит на стыке. Например, в Иннополисе есть медлаборатория, хотя это не медицинский вуз. Очевидно, что вся прорывная деятельность возникает на стыке технологий и какого-то предмета. Поэтому беспредметный айтишник, скорее всего, будет терять в цене и предложениях на рынке».
Мнение Кирьяновой разделила гендиректор ООО «Сибур-Диджитал» Алиса Мельникова, которая считает, что на сегодня IT-специалистов достаточно много и в целом профессию «перефетишировали» как государства, так и вузы и бизнес. В подтверждение своих слов она привела статистику института статистических исследований ВШЭ, где, по их данным, в топ-4 дефицитных STEM-профессий вошли физики, математики, инженеры-химики и разработчики.
«Пугает, что число выпускников, успешно сдающих физику и профильную математику, снижается, — привела пример она. — У нас есть несколько направлений развития инженерных и цифровых навыков: специальный центр с современнейшими технологиями и промышленными цифровыми VR-тренажерами, где мы готовим производственных специалистов, инженерно-технических работников, от сварщиков до операторов дронов. И у нас есть центр экспертизы по цифровым навыкам. Но когда мы с Университетом Иннополис начали проект по моделированию технологических процессов создания новых материалов, понадобилась наука, которой рядом не оказалось».
Кроме того, с ее слов становится ясно, что еще одна специальность, которая была бы востребована в промышленности, —это радиоэлектроника. Нам нужно импортозамещать не только софт, но и оборудование, добавила спикер форума. Однако она считает важным не забывать и о стажировках для студентов, которые должны проходить на качественном уровне. По ее наблюдениям, чаще всего стажеры обучены чему-то узкому, не знают отраслевого бизнеса и потому очень плохо втягиваются в работу. В связи с этим гендиректор ООО «Сибур-Диджитал» предложила придумать совместно с вузами программы по погружению в отрасль.
Эдуард Шереметцев: «Насколько грамотно и своевременно будут обучены студенты и преподаватели, зависит, насколько эффективно будут использоваться внедряемые решения»
Замминистра энергетики РФ Эдуард Шереметцев свое выступление посвятил трансформации в топливно-энергетическом комплексе (ТЭК). Он отметил, что компании давно оценили возможности, которая дает цифровая трансформация и цифровизация, основные преимущества от которых — это увеличение доходов компании (2–3%), сокращение рисков и ошибок от человеческого фактора, снижение расходов на строительство новых объектов, сокращение издержек от простоя оборудования, повышение уровня промышленной безопасности. Из его доклада следовало, что для успешного внедрения более 200 продуктов индустриальных центров компетенций требуется провести масштабное обучение кадров, внедрить продукты в образовательные центры и обеспечить отрасли кадрами в долгосрочной перспективе.
«Оттого, насколько грамотно и своевременно будут обучены студенты и преподаватели, зависит, насколько эффективно станут использоваться решения, которые внедряются. В том числе проблема и с пользователями, у которых появляются новые инструменты, и они не знают, с какой стороны подойти. Их тоже нужно учить. Потому что человек, который хорошо знает производственный процесс, четко знает, где и что можно изменить для того, чтобы стало легче и эффективнее работать. Как только он понимает, что это делается не для того, чтобы его заменить, а для того, чтобы упросить ему работу, люди идут навстречу. Но для этого нужно прилагать усилия, чтобы обратить этих людей в цифровую веру», — резюмировал замминистра.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 22
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.