«Разливают под видом детской воды все что угодно!» — возмущались участники круглого стола в Госдуме, требуя скорейшего введения обязательной маркировки продукции в системе «Честный знак». Следом пошли призывы побыстрее начать маркировать электронные сигареты, консервы и даже икру. О том, почему «Честный знак» так и не поборол фальшивки на рынке табачных изделий, что мешает введению маркировки на пенные напитки и для чего БАДы начали мимикрировать под пищевые добавки, — в материале «БИЗНЕС Online».
Накануне в Госдуме прошел круглый стол по маркировке продовольственных товаров и другой продукции
Маркировка пива: «Сама система стимулирует уход от отчетности»
Накануне в Госдуме прошел круглый стол по маркировке продовольственных товаров и другой продукции. Замгендиректора центра развития перспективных технологий (оператор системы маркировки) Ривас Юсупов сообщил, что в стадии эксперимента сегодня маркировка пива, БАДов, медицинских изделий, антисептиков, а также электронных сигарет и никотиносодержащих жидкостей. Ожидается, что поэтапно обязательная маркировка этих товаров будет вводиться в 2023 году и позже.
Бурное обсуждение маркировки пива началось с сообщения зампредседателя комитета по экономической политике Артема Кирьянова о том, что в пивоваренной отрасли доля контрафакта составляет не менее 16%, а МВД сигнализирует о росте числа отравлений некачественным алкоголем. К тому же небольшие пивоварни не имеют автоматического счетчика объемов производства и не контролируются через ЕГАИС, поэтому в данной сфере невольно всплывает проблема серого производства, и кто-то должен его, наконец, контролировать. Как ранее сообщалось, с 1 апреля 2023-го начнется обязательная маркировка пива в кегах, с 1 октября будущего года — в стеклянных и пластиковых бутылках, а с 15 января 2024-го — в алюминиевых банках. Пока же идет стадия эксперимента.
«Неоднозначное отношение производителей [к маркировке] — вплоть до ее отрицания», — признал в ходе своего выступления исполнительный директор ассоциации производителей пива Вячеслав Мамонтов. Он добавил, что от бизнеса то и дело слышны предложения отложить введение «обязаловки». Трудности возникают с маркировкой пластиковых кег, также есть проблемы с нанесением маркировки на крышку бутылок. «Санкционные меры… Производители крышки лишились нормальной краски, нормального металла, а на той поверхности, которая есть, нет возможности наносить маркировку», — сетовал Мамонтов. По его словам, подобрать приемлемые варианты получится только к 1 апреля, но к этому времени эксперимент уже закончится.
Сергей Лисовский: «Я три года занимался маркировкой в молочной отрасли, там до 200 видов упаковок, несколько температурных режимов… Я видел, как все это происходило, и ваши проблемы кажутся смешными»
Член аграрного комитета ГД Сергей Лисовский удивился такому «плачу Ярославны». «Я три года занимался маркировкой в молочной отрасли, там до 200 видов упаковок, несколько температурных режимов… Я видел, как все это происходило, и ваши проблемы кажутся смешными», — заявил он.
Зато приветствует маркировку пива председатель национального союза защиты прав потребителей, руководитель центра разработки национальной алкогольной политики Павел Шапкин. Как он считает, в ней заинтересованы в первую очередь добросовестные участники рынка пива. Но Шапкин указывает на другую проблему. С 1 января произойдет увеличение акцизов на алкоголь. «Понятно, что бюджету нужны деньги, но если бы налоги администрировались лучше, то, наверное, ежегодной индексации не потребовалось бы, — считает он. — Получили бы те же деньги, а то и больше».
По данным Шапкина, из более чем 1,8 тыс. компаний в РФ, производящих пиво, 95% акцизов оплачивают первые 150. «Сама система стимулирует уход от отчетности. Что такое — счетчики [учета объемов производства] не устанавливают компаниям, которые производят менее 300 тысяч дал пива? Это немаленькие объемы — фура в день! Не хочешь отчитываться — не показывай отчетность, и все», — возмущается Шапкин. Он считает, что система «Честный знак», особенно в сочетании с «Меркурием», выведет нечестных производителей пива на чистую воду.
Первый заместитель председателя комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Сергей Рябухин оценил потери бюджета от фальшивотабачников даже в 100 млрд рублей
Бюджет потерял от фальшивотабачников 100 миллиардов
Обязательная маркировка сигарет была введена еще с 1 июля 2020 года, но пока нельзя сказать, что с фальсификатом в табачной отрасли покончено. Первый замдиректора АНО «Национальный научный центр компетенций в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции» Байсолт Хамзатов привел данные исследований о том, что доля фальсифицированной табачной продукции в РФ в II квартале 2022-го составила 12,1%, а потери бюджета от неуплаты акцизов оцениваются в 75 млрд рублей. Наибольшие объемы нелегальной табачки зафиксированы в Южном, Северо-Кавказском и Северо-Западном федеральных округах.
Первый заместитель председателя комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Сергей Рябухин оценил потери бюджета от фальшивотабачников даже в 100 млрд рублей. Он считает, что для улучшения отслеживаемости продукции из табака нужно заинтересовать регионы, отдав им 15% от акцизов на табачные изделия. Говорит, что несколько лет пробивает на разных уровнях эту инициативу, но пока не добился успеха.
Вскоре в РФ заработает также обязательная маркировка электронных сигарет и жидкостей для них, анонсировал замгендиректора ЦРПТ Юсупов. Ожидается, что решение о введении обязательной маркировки будет принято 15 декабря. «Это инициатива бизнеса. Крупные производители и дистрибьюторы, импортеры табачной продукции сами обратились к регулятору и к нам, потому что 90 процентов популярных у молодежи электронных сигарет никак законодательно не регулируется», — сообщил Юсупов.
Маркировка икры: «Сотни тонн фальсифицированной или откровенно испорченной продукции!»
В преддверии Нового года несколько участников встречи объявили о необходимости введения обязательной маркировки икры — нелегальный оборот этой продукции в стране составляет не менее 30% от реализации. «А икра — это не только важный товар, а товар, сопоставимый с имиджевыми характеристиками страны», — уверен Кирьянов.
«Если бы волосы были, они бы встали!» — ужасался председатель общественной организации «Общественная потребительская инициатива» Олег Павлов (мужчина с гладко выбритой головой — прим. авт.).
Он сообщил, что в ходе недавнего исследования, проведенного в 40 регионах страны, были выявлены «сотни тонн некачественной, фальсифицированной или откровенно испорченной продукции». По его словам, нужно скорее вводить обязательную маркировку. Ранее планировалось, что эксперимент по маркировке икры будет запущен с 1 ноября 2022 года по 31 августа 2023-го, но пока он официально еще не стартовал.
Евгений Нифантьев (слева), владевший в прошлом аптечными сетями «Неофарм» и «Столички», заверил, что на фармрынке обязательная маркировка введена вполне успешно, а те «доли процента фальсифицированных препаратов, которые были, сведены к нулю»
БАДы замаскируются под пищевые добавки?
Член комитета ГД по промышленности и торговле Евгений Нифантьев, владевший в прошлом аптечными сетями «Неофарм» и «Столички», заверил, что на фармрынке обязательная маркировка введена вполне успешно, а те «доли процента фальсифицированных препаратов, которые были, сведены к нулю». Маркировка добавила порядка на фармрынке — не секрет, что раньше в розничной торговле порой продавались закупленные на бюджетные деньги медикаменты, которыми из-под полы приторговывали сотрудники больниц. «Эти препараты всплывали или в недобросовестных аптеках, или у дистрибьюторов, которые повторно реализовывали их», — делился Нифантьев. При этом большое количество препаратов не доходило до пациентов, а бюджет терял средства.
Представитель сообщества аптечных сотрудников «Конфарм» Вита Вебер признала, что теперь аптеки с большим нетерпением ждут введения обязательной маркировки БАДов, ведь это обезопасит аптеки (и потребителей, очевидно) от фальсификатов. Дело в том, что в случае возникновения проблем с модными биологически активными добавками «крайними» остаются именно аптеки, а так появится какой-никакой контроль.
Директор московского представительства ЗАО «Эвалар» Александр Сафонов отметил, что БАДы допускаются на рынок путем госрегистрации, но есть родственный им продукт — пищевые добавки, которые выводят на рынок посредством декларирования. «Мы видим тенденцию, когда недобросовестные производители БАДов перерегистрируют продукцию в другой статус. Они будут вводить в заблуждение своих потребителей и станут уходить от системы маркировки», — обратил внимание Сафонов.
Замгендиректора ЦРПТ Юсупов не видит сложностей при введении обязательной маркировки в медицинской сфере — помимо БАДов, она вскоре коснется антисептиков и медицинских изделий. Интересно, что производители медицинских перчаток, которые пока не попали под «обязаловку», сами просятся в систему «Честный знак».
Ожидается, что эксперимент по маркировке БАДов, антисептиков и медицинских изделий продлится до 28 февраля 2023 года.
Молочники: «Пока нас не штрафуют, но с 1 января мы с этой проблемой столкнемся»
Маркировка в молочке идет уже не первый год. Гендиректор Союзмолока Артем Белов напомнил, что с 1 сентября 2022 года участников молочной отрасли обязали выводить молочную продукцию на кассах, но на практике участники рынка видят «достаточно большой уровень брака». «Сейчас за невыведение на кассах нас не штрафуют, так как действует мораторий на штрафы, но 1 января он заканчивается. Соответственно, мы все под риском», — тревожится Белов. Он говорит, что сейчас идет обсуждение с минпромторгом РФ о том, чтобы была закреплена допустимая доля продукции, которая может не выводиться на кассах, в пределах 2–5%.
Встает вопрос и реализации молочной продукции в так называемой традиционной рознице — небольших торговых точках, которые еще не подключены к электронному документообороту (ЭДО). «Не все торговые точки подключены. С 1 сентября мы не имеем права поставлять им молочную продукцию. Пока нас не штрафуют, проблемы нет, но с 1 января мы с ней столкнемся в полном объеме», — прогнозирует Белов. Решение он видит либо в продлении моратория на штрафы, либо в разрешении производителям выводить продукцию через объемно-артикульный учет.
Мороженщики уже пережили самый сложный период подключения к системе маркировки и сейчас начали пожинать плоды. «У нас имелись опасения, как пойдет [маркировка], что будет в случае мороженщиков — у нас продукция проходит шоковую заморозку, как поведет себя краска?» — делился переживаниями вице-президент компании «Чистая линия» Армен Бениаминов. Он говорит, что маркировка помогает выявлять недобросовестных участников рынка, которых называют «подснежниками», потому что они проявляются в высокий летний сезон.
Артем Кирьянов: «Небольшое послабление уже породило нарушения!»
«Разливают под видом детской воды все что угодно»
С бутылками разной питьевой воды пришел в Госдуму председатель общественной организации «Общественная потребительская инициатива» Павлов. Все они были куплены без маркировки, а на некоторых экземплярах отсутствовала даже базовая потребительская информация. По его словам, активистам организации в разных регионах страны не составило труда купить эти бутылки. «Мы, с одной стороны, вводим цифровые системы контроля, а с другой — бьем по рукам контрольным органам, и вот к чему это приводит!» — восклицал Павлов, имея в виду мораторий на проверки.
Особенно тревожная ситуация с детской питьевой водой, освобожденной, как известно, от обязательной маркировки. «В десятки раз вырос запрос на регистрацию детской воды. Происходит переток в эту сферу производства. А по недавним исследованиям Роскачества, 42 процента образцов детской воды были признаны ненадлежащими», — подчеркнул Павлов. «Небольшое послабление уже породило нарушения! Разливают под видом детской воды все что угодно», — поддержал Павлова депутат Кирьянов.
Участники встречи подумали, на что еще ввести маркировку. Шапкин предложил маркировать консервы. «Нас волнует такая проблема, как бутулизм, который может привести к летальным последствиям. Бутулизм можно получить от банки помидоров!» — уверен он.
Александр Демин: «Что будет с продажами, самим предприятием, его сотрудниками после включения товарной группы в перечень?»
«Это чревато снижением выручки от реализации маркированных товаров, сворачиванием производства»
А у председателя комитета ГД по малому и среднему предпринимательству Александра Демина введение обязательной маркировки в отношении товаров массового спроса вызывает тревогу. «Что будет с продажами, самим предприятием, его сотрудниками после включения товарной группы в перечень?» — вопрошает он. Он отмечает, что если цена на товар после введения маркировки вырастет, то люди вынуждены будут переключиться на более дешевые товары, худшего качества, или на схожие, на которые еще не ввели маркировку.
«В условиях падения доходов населения это чревато снижением выручки от реализации маркированных товаров, сворачиванием производства, а в худшем случае — сворачиванием производства и разорением предприятия», — прогнозировал Демин.
Руководитель центра отраслевой экономики минфина РФ Инна Рыкова в ответ привела данные, подтверждающие целесообразность введения маркировки. По ее информации, расходы на маркировку молочной продукции дали прибавку в ее цене менее чем на 1%, и постепенно они будут снижаться, поскольку оборудование для нанесения маркировки уже закуплено, останутся только расходы в 50 копеек за каждую «наклейку». В стоимости алкогольной продукции цена маркировки составляет от 14 копеек до 1,88 рубля в зависимости от напитка (самая большая нагрузка у производителей вермута). В перспективе 6 лет маркировка даст прирост к цене алкоголя не более чем на 1,5%, отметила Рыкова. Из положительных эффектов маркировки, как уже отмечалось выше, — снижение доли фальсификата на рынке и рост поступлений акцизов в бюджет. Для производителей рыбной продукции расходы на маркировку не превышают 35 копеек на единицу продукции.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 2
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.