Тимур Акулов – помощник президента РТ (до 2010 года - директор департамента внешних связей президента РТ - помощник президента РТ по международным вопросам):
- Я думаю, что размещение НАТО данного объекта ничем Татарстану не угрожает. То, что перевалочный пункт будет находиться на нашей территории, уже неплохо, потому что, может быть, и мы примем какое-то участие. Я имею в виду снабжение американской армии продуктами питания, например, которые будут производиться в России. Мы сейчас стремимся принимать участие в разрешении афганского кризиса, и я считаю, что это один из шагов, который позволит нам принимать участие в операциях, которые проводятся. Мы становимся ближе к решению многих проблем.
Замысла НАТО, думаю, нет. Эта база американцам нужна. Здесь позиция среднеазиатских республик, в частности, Узбекистана. Там есть непостоянство: то разрешают ввозить грузы, то не разрешают. Это все вызывает большие неудобства. А здесь достаточно серьезный партнер в лице Российской Федерации.
Использовать терминологию о геополитических противниках и друзьях России не совсем верно. Это больше подходит к холодной войне. Есть союзники и есть те, кто выступает против наших предложений.
Камияр Байтемиров - председатель ассоциации фермеров и крестьянских подворий РТ:
- Я об этом слышал. Подвох здесь может быть во многом. Дело в том, что если говорить о перевалочной базе, то она, по всей видимости, будет выполнять не только перевалочные функции. Есть базы, которые расположены за пределами России, Узбекистан, например. Было несколько сообщений, какую роль это играет в дестабилизации страны. Почему бы спецслужбам не воспользоваться этими базами, чтобы провести какую то работу. Я не думаю, что эта база не будет влиять на внутреннее положение РФ. Я не знаю подробностей договора, говорить о том, что база будет выполнять только те функции, которые оговорены, я сомневаюсь. Наш единственный союзник - это «морской флот».
Каждый всегда будет сам защищать свои геополитические интересы. Наши ближайшие союзники, это те, которые вошли в единую экономическую зону. Если говорить о том, что есть союзник для решения тактических задач, то это могут быть и США, как показала Ливия. Военные эксперты говорят о том, что ракеты как были нацелены против нас, так они и остаются. К границам России вплотную подошла НАТО. Как это понимать? А мы, сославшись на устные и письменные договоры, вывели свои вооруженные силы из Европы и закрыли базы в некоторых странах.
Дмитрий Пузырев - советник по градостроительству и архитектуре «АК БАРС Девелопмент»:
- Я считаю, что такой структуры на территории России не должно быть. Сначала, грубо говоря, попросят мизинец, а потом откусят руку по локоть. Все тайные замыслы НАТО ясны: любыми путями зайти в Россию. Мне кажется, что ничего хорошего в этом нет. У России нет геополитических друзей, зато есть противник – НАТО. Друзья у России – только ее армия и флот. Ну, и я считаю, что надо дружить с китайцами.
Вячеслав Зубарев – председатель совета директоров «ТрансТехСервис»:
- Время изменилось. Я не думаю, что у НАТО, у американцев к нам плохое отношение. По крайней мере, на бытовом уровне, я много путешествую по миру, враждебного отношения нет. Не вижу ничего страшного, если будет перевалочная база НАТО. Может быть, это будет даже сближать как-то нас. Хотя, я, возможно, не осознаю всех тех проблем, которые есть на самом деле. Пусть об этом рассуждают специалисты.
Павел Чиков - председатель правозащитной организации «Агора» в Татарстане:
- Российские власти уже давно сотрудничают с НАТО. После терактов 11 сентября в США, после начала войны в Афганистане. Между странами действуют многие договоренности. Для НАТО базы и перевалочные пункты в России, резко повышают эффективность и экономят ресурсы. Война в Афганистане, например, это одна из стратегических точек сотрудничества между Россией и США, потому что для России Афганистан представляет основную наркотическую угрозу.
Повышается уровень национальной безопасности России. В этом смысле, вопрос об использовании российских территорий для размещения объектов НАТО, принят давно, здесь нет ничего нового. В Ульяновске приняли решение разместить пункт, потому что это технический вопрос, там, например, располагаются десантные дивизии. Я не совсем понимаю, при чем тут Татарстан, это вопрос отношений России с США. Думаю, в Татарстане даже большинство не будут знать об этом. Мне кажется, опасения здесь надуманы.
Эдуард Зяббаров - управляющий партнер юридического агентства "ЮНЭКС":
- Как известно, в политике нет друзей, а есть интересы. Интересы США и России в Афганистане во многом совпадают. Поэтому не вижу ничего страшного в помощи по транзиту грузов из Афганистана. Тем более что транзит грузов в Афганистан по территории России осуществляется давно. Ни к каким угрозам это не привело.
Есть лишь некоторые опасения в части возможного трафика наркотиков. Но для минимизации такого риска в России должны работать госорганы.
Я вообще против истерии, нагнетаемой последнее время, в отношении военной угрозы с Запада. Россия должна строить партнерские и дружественные отношения с Западом, при этом спокойно и последовательно отстаивая свои интересы. А в нашей внешней политике то Запад белый и пушистый, то коварный враг.
Марат Хайруллин - депутат Госсовета РТ, замглавы комитета по экономике, предпринимательству:
- Я бы не сказал, что это «плюс», но я и не отношусь к этому отрицательно. Но я думаю, что это никак особо не повлияет на жизнь нашего населения. Это просто одна из форм сотрудничества России и США. Я отношусь к этому нормально, если две стороны договорились, что там не будет ни американских военных, ни гражданских, все будут осуществлять российские служащие. Не следует этого бояться, на Татарстан это никак не повлияет. Это дело федеральной и международной власти.
Вильдан Уваев - заместитель генерального директора по научной работе ОАО «КазхимНИИ»:
- Применение современных систем разведки предусматривает использование практически на любых средствах передвижения, поэтому считаю, что есть некая опасность и угроза в размещении НАТО данного пункта.
Думаю, что НАТО размещает пункт в рамках какой-либо стратегии. В России допустили создание такой базы из-за всеобщей бестолковости. Я считаю, что в России такая база не нужна. У России друзей нет, а противники – все.
Миляуша Таминдарова - художественный руководитель Государственного камерного хора РТ:
- Я даже слова этого «НАТО» боюсь! Я – пацифистка, и все, что связано с военными для меня чуждо и неприемлимо. Не хочу, чтобы эта база была рядом с нами! Мне милее позиция, скажем, Людвига Баварского, который не воевал, а строил дворцы и храмы. Нам еще в культуре столько надо сделать… Если мы ей будем больше заниматься, то будем сильными и воевать нам не придется.
Борис Кадников – генеральный директор ОАО "Компания "Татглавснаб":
- Страшно – не то слово! Я внимательно слежу за новостями и отслеживаю действия НАТО. Знаете, что такое на самом деле пустить базу НАТО? Пусть и перевалочную. Что происходит со странами, где рядом располагается НАТО? Боюсь, что для России в конечном итоге это обозначает полную потерю независимости и расчленение на княжества. В этом замысел НАТО. Они уже сначала союз разрушили, потом приблизились к Прибалтике, Грузии, Азербайджану. Через год-два – Украина, есть попытка дестабилизировать ситуацию в Белоруссии. Если народ не поднимается, будет хуже. Ведь это только первый шажочек, дальше будет хуже. НАТО прекрасно может летать через Турцию, Афганистан, другие страны, тогда зачем приходить к нам? Переживаю за страну, ее жителей, детей, внуков.
Алексей Дудов - гендиректор ОАО «Татстрой»:
- Почему мы это допустили? И что будет на этой базе? Пока сложно рассуждать о целях НАТО, но любое военное присутствие – это плохо. Откуда нам знать, что НАТО действительно планирует по отношению к России, Татарстану? Можно, мне кажется, всерьез опасаться…
Леонид Любовский - композитор, лауреат госпремии РФ:
- Я не политик и не могу компетентно ответить на вопрос о базе НАТО, я ведь эти материалы не изучал. Но могу сказать одно: у нас в правительстве сидят умные головы, и прежде, чем разрешить строительство этой базы, они наверняка все хорошо изучили и уверены том, что нашей безопасности ничего не угрожает. Я полностью доверяю руководству страны и ничего не боюсь.
Татьяна Гурьева - первый секретарь Набережночелнинского горкома КПРФ:
- Угроза чувствуется. У НАТО же одни захватнические планы. Во главе с США - это мировой диктатор. И наша страна, богатая ресурсами - одна из их целей. Нельзя забывать о том, что Ульяновская область - крупный оборонный центр России, и любое размещение иностранных баз, тем более НАТО, там опасно. У них появляются огромные возможности для разведывательной деятельности. Да и чем заканчиваются миротворческие акции НАТО из новейшей истории известно. В Афганистане с приходом западных сил увеличилось производство наркотиков, растет число инфекционных заболеваний… Я не доверяю Лаврову. Хотя бы потому, что мы узнали об этом пункте НАТО под Ульяновском через несколько дней после выборов. Почему не заявили об этом до выборов президента?! Скрывали до последнего? Я согласно со словами Геннадия Зюганова, что эта база под Ульяновском подарок НАТО за согласие на президентство Владимира Путина.
Алексей Барыкин - режиссер, сценарист, художественный руководитель казанской киностудии:
- Я сегодня не расцениваю блок НАТО как военного врага России. Они - наши политические оппоненты в дележе сфер влияния, но не военные враги. Их там в блоке двадцать восемь самых богатых и вооруженных стран мира - и они с малюсеньким бедным Ираком не могут справиться уже десять лет. Им вооруженный конфликт с Россией в страшном сне не снился. Сейчас ведутся войны нового поколения: на фондовых рынках, в киберпространстве, в PR-пространстве, на майданах. Вот где НАТО действительно страшен. А кучка морпехов в Ульяновске - это ерунда. Тем более, уж если их допускают на территорию России, я уверен, что наши америкофобы приняли десятикратные меры предосторожности. Так что если НАТО нужен Ульяновск, чтобы убивать террористов и наркоторговцев в Афганистане - почему бы нет? Нам эти террористы тоже ни к чему. Авось американцы мемориал Ленину не осквернят?
Владимир Иванов - гендиректор ООО «Бизнес-Центр»:
- Думаю, словам главы МИД РФ Сергея Лаврова о том, что перевалочно-транзитный пункт НАТО под Ульяновском будет действовать под контролем российской таможни, и присутствие военного или гражданского персонала альянса там исключено, можно верить. Не хочется же верить, что министр врет? Но и с геополитической точки зрения я вижу в этом только положительные стороны. Нам давно уже пора сотрудничать с Европой и США, это наши стратегические союзники, а не Иран или Северная Корея. Сколько их можно поддерживать вообще?! Да и нельзя забывать экономический момент. Не бесплатно разместят этот пункт НАТО. А Ульяновская область, насколько я знаю, дотируемый регион, и миллионы долларов, которые НАТО, наверняка, будет платить за свое размещение, области не помешают.
Рашит Калимуллин - вице-президент «Логистической ассоциации РТ», гендиректор «Логистика», бывший технический директор ЗМА:
- Честно говоря, не разбираюсь в военной логистике. Хотя любопытно, конечно, зачем перевалочно-транзитный пункт необходим НАТО именно под Ульяновском, а не, скажем, в периферийных регионах, на границе с нашими южно-азиатскими соседями? Может быть, потому, что в Ульяновске аэродром поспокойнее? Как обычному гражданину мне, конечно, непонятно, как можно было пустить НАТО в сердце России, но, наверное, в МИД знают, что делают. Хотя я больше верю в купцов, нежели в тех, кто, так или иначе, приходит к нам с мечом.
Раис Гумеров - генеральный директор «Мелиты»:
- Я думаю, что вся эта проблема с НАТО надумана. То, что НАТО ведут действия в Афганистане, для России выгодно, она выигрывает от этого больше всего. Нам угрожает не НАТО, а талибы, которых те немного прижали. Если бы НАТО не вели там боевые действия, то угроза с юга для России была бы заметная и реальная. То, что Россию используют как один из каналов доставки туда вооружений, это уже известный факт. Пока НАТО присутствует, не вижу ничего плохого для России. Я думаю, что нас это никак не коснется. У Татарстана не может быть геополитических врагов и союзников. Для РФ угрозу представляют все сильные политические игроки. В большей степени, это США, в меньшей - Европа. Китай, конечно же, тоже активно набирает обороты. Китайцы мыслят другими категориями, не годами и десятилетиями, а веками. Они намного дальновиднее.
Геннадий Филатов - и.о. коммерческого директора "Химграда":
- Мне кажется, вряд ли Татарстану грозит, какая-то опасность. Думаю, не стоит отдельно выделять наш регион, это ведь все под контролем России. Думаю, раз уж они пустят сюда НАТО, то и о безопасности позаботятся. Скорее всего, это еще просто слова, и не факт, что это будет реализовано.
Айдар Шагимарданов - председатель совета НП «Групп Тархан»
- Я думаю, если бы НАТО хоть на 1 процент угрожало бы России, его здесь бы не было. Если МИД, профессионалы своего дела, делают такое заявление, значит, они во всем этом разбираются, и все уже не раз проверено спецслужбами. Так что, я думаю, нам нечего бояться.
Весь мир сотрудничает друг с другом, глобализация активно развивается. Поэтому и в нашей стране предлагаются подобные меры. Если говорить о геополитических союзниках Татарстана, я бы сказал, что это весь исламский мир, это 53 или 54 страны, и все они наше партнеры. Опасения же, я думаю, нам можно ожидать от Китая. Потому что численность их населения давно перевалило за ту величину, которую их страна может выдержать. Они могут завоевывать Россию своей численностью, количественным превосходством.
Виталий Логинов - председатель союза архитекторов РТ, гендиректор «ВЕЛП»:
- На самом деле, простой человек не может знать, чем они там будут заниматься, что «переваливать» и перевозить. Возможно, связано это с каким-то содружеством, объединением. До конца пока ничего неясно, и официально ничего не объявлено.
Сергей Ромадановский - председатель татарского территориального объединения профсоюзов России "Соцпроф":
- Я не хотел бы, чтобы НАТО находился на нашей земле. Я считаю, что если это получит массовую огласку, то могут начаться народные волнения, потому что многие, я думаю, будут не согласны. Очень интересно, кто продвигал эту идею, и кто подписал окончательные бумаги.
Я думаю, что каждая страна всегда будет сама за себя. А врагами и союзниками могут стать кто угодно. В России всегда говорили: «Кто к нам с мечом придет, от меча и погибнет».
Рустем Ганеев - председатель совета директоров группы компаний «КонсАлтинг.РУ»:
- Думаю, что для Татарстана это не представляет никакой опасности. Ели на уровне России принимаются такие решения, значит, они не могут угрожать национальным интересам, стране в целом, и республике в частности. Это вполне правомерно, раз это одобрило руководство. Это, наверняка, согласованные действия и со стороны президента России. Идет речь об интеграции России в мировую экономику, и с точки зрения вооружений. Думаю, нам это точно угрожать не будет.
Марат Бикмуллин – председатель совета директоров холдинга «Информационные системы»:
- Нет никакой опасности для Татарстана. Цель НАТО - это поддержание глобальной безопасности в мире. Мы должны способствовать им и помогать осуществить эту цель. Это мировой полицейский, который действует цивилизованно и целенаправленно. Ульяновск, наш промышленный центр, был в свое время, но сейчас, я думаю, никаких секретов там не осталось. Наши противники - это одиозные лидеры, которые имеют допуск к атомному оружию. НАТО следит за тем, чтобы подобного не было, это цивилизованный блок.
Александр Салий – бывший первый секретарь рескома КПРФ:
- Я считаю, это присутствие американских войск на территории России - это всегда опасность. Это сбор информации, работа разведки, создание различных структур. Все это может угрожать нашей страна на уровне национальной безопасности. Нашими союзниками я бы мог посчитать страны третьего мира.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 45
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.