«Многое мы делаем за счет бюджета республики, но без поддержки предпринимателей эти вопросы решить невозможно», — рассуждал о помощи мобилизованным Рустам Минниханов на встрече с бизнесменами. Собравшиеся предприниматели не жаловались на экономический кризис из-за СВО или санкций и указывали на все те же проблемы «мирного времени»: налоговые режимы и тарифы на вывоз ТКО. О том, как президент РТ разбирался с запретом на оказание услуг на нестационарных торговых объектах и выслушал идею о создании в Татарстане анимационного кластера, — в материале «БИЗНЕС Online».
Заинтересовал Рустама Минниханова стенд ООО «Аэрокон»: компания представила мобильный мишенный комплекс «Аспид» для тренировки расчетов ПВО
Минниханов об оказании услуг в НТО: «Так и скажи «не запрещено». Давайте отработаем, согласуем с прокуратурой…»
О налоговых режимах, вывозе ТКО и благоустройстве поговорили 6 декабря на традиционной встрече президента РТ Рустама Минниханова с предпринимателями. На этот раз она прошла в Высокогорском районе республики, в Киндерях, пул президента и бизнесменов вместил производственно-складской комплекс торговой компании «Айсберг», которая занимается производством нержавеющих труб.
Мероприятие началось на полчаса раньше первоначального плана: Минниханов прибыл на площадку, осмотрел оборудование «Айсберг Трейда», которое запустили на несколько минут специально для президента, и оценил традиционную выставку. На стендах была продукция финского бренда «Матти», показавшего Минниханову свои знаменитые мюсли, завода «Казанская резина» и ООО «ПК „Полигран“», занимающегося производством кабельных и трубных композитов. Заинтересовал президента РТ стенд ООО «Аэрокон»: компания представила мобильный мишенный комплекс «Аспид» для тренировки расчетов ПВО.
После осмотра выставки дали старт к началу бизнес-встречи президента с предпринимателями. В приветственном слове Минниханов подчеркнул, что «времена резко поменялись», и потому особенно важно обеспечить стабильность для МСП. «Для этого много программ, республиканских и федеральных, перечислять не буду. Сегодня мы посмотрели, как работают предприниматели в Высокогорском районе, есть интересные проекты, решения. Но также имеются новые вызовы, новые рынки, проблемы с логистикой, комплектующими. Надо находить решения. Лозунгами говорить не стану, будем больше слушать вас», — напутствовал Минниханов.
Первый же вопрос встречи касался мобилизации. Старший партнер аудиторской фирмы «Палладиум» Алсу Губайдуллина напомнила, что ряд татарстанских предпринимателей помогают мобилизованным: покупают вещи, медикаменты. Эти расходы облагаются НДС и «не признаются в расходах по налогу на прибыль». Аудиторское сообщество, по словам Губайдуллиной, выступило с инициативой внести изменения в Налоговый кодекс России, чтобы траты в сумме до 200 тыс. рублей на необходимые вещи для мобилизованного сотрудника не облагались НДС. Руководителя региона Губайдуллина просила выступить с поддержкой законопроекта. Минниханов согласился. «Многое мы делаем за счет бюджета республики, но без поддержки компаний, предпринимателей эти вопросы решить невозможно», — заметил президент РТ и переадресовал вопрос депутату Госдумы РФ Айрату Фаррахову. Тот сообщил, что закон был принят еще в конце ноября. Более того, он имеет обратную силу — действует с 1 января 2022 года.
Первый же вопрос встречи касался мобилизации
«С 1 января все безвозмездные выплаты, передача имущества не облагаются НДС. А все расходы, связанные с этим, рассматриваются как организационные расходы предприятия и уменьшают налог на прибыль», — добавил руководитель управления ФНС по РТ Марат Сафиуллин. Минниханов поручил организовать что-то вроде семинара, чтобы объяснить предпринимателям принятые изменения.
В следующем вопросе коснулись судьбы нестационарных торговых объектов (НТО). Общественный представитель бизнес-омбудсмена в Нижнекамском районе РТ Ильнар Сираев пожаловался, что в схему размещения НТО не включали новые парки и скверы, а потому невозможно поставить в них киоски. Причем такая проблема касается большинства районов республики. «На примере Нижнекамска: последний раз схему размещения НТО обновили в 2018 году. Еще одна проблема в том, что нестационарные торговые объекты предполагают только торговлю, услуги и аренда в это не включены (невозможна аренда роликов, самокатов и так далее). Например, в казанском парке „Урам“ есть услуги проката велосипедов, роликов, скейтов, и они востребованы. Было бы замечательно, чтобы такие услуги были доступны во всех скверах и парках республики», — попросил Сираев.
Для ответа на вопрос президент РТ поднял с места руководителя фонда «Институт развития городов РТ» Наилю Зиннатуллину. Она объяснила, что первую часть вопроса достаточно проработать с муниципалитетами, чтобы те включили в схемы размещения НТО парки и скверы. А по второй части придется вносить изменения в федеральный закон. «Торговля возможна, услуги запрещены», — объяснила Зиннатуллина.
«Так прямо и написано [что запрещены]? Или не включены? — уточнил Минниханов и, получив ответ, что услуги не включены, продолжил: — Ну вот так и скажите: „Не запрещено“. Это правовой вопрос. Нужно посоветоваться, возможно, каким-то нашим [региональным] документом можем регламентировать. Если не указано, это не значит, что это запрещено. Давайте отработаем, согласуем с прокуратурой, как вопрос решить. Чтобы до 15 февраля эти вопросы нашли решение».
На «мусорные» тарифы посетовала предприниматель из Альметьевска. Поднялись сразу два министра — строительства Марат Айзатуллин (второй справа) и промышленности и торговли Олег Коробченко (справа)
«Не думаю, что там большой налог. 3 копейки, наверное, собираем»
На «мусорные» тарифы посетовала предприниматель из Альметьевска Альфия Гарифуллина. У женщины торговый павильон в 31 «квадрат», который, согласно схеме размещения, определили как нестационарный торговый объект. Из-за такого статуса у предпринимательницы выросли тарифы на вывоз ТКО. «Это касается всех предпринимателей Татарстана, которые работают в киосках, палатках, ларьках, которые входят в категорию НТО. Для НТО установлен норматив в 5,11 кубометра [мусора] с одного квадратного метра общей площади объекта. Это выше нормативов по другим категориям от 5 до 50 раз! Чем мы отличаемся от магазинов в капитальных строениях? Мы производим одинаковое количество мусора, но по нашему павильону получается, что вывозим 13,2 кубометра в месяц. Мы такого объема мусора и близко никогда не видели! Почему нас ставят в неконкурентные условия?» — возмутилась Гарифуллина.
«Айзатуллин, наверное, это… Коробченко, ты еще до мусора не дошел, многое тебе еще надо познать!» — сказал Минниханов
Поднялись сразу два министра — строительства Марат Айзатуллин и промышленности и торговли Олег Коробченко. «Айзатуллин, наверное, это… Коробченко, ты еще до мусора не дошел, многое тебе еще надо познать!» — улыбнулся Минниханов. Айзатуллин сообщил, что для принятия новых нормативов объем вывозимого мусора замеряли в течение года, причем по каждой категории отдельно — и по объектам стационарным, и по нестационарным. «Мы все расчеты можем показать», — ответствовал Айзатуллин. Минниханов попросил сделать замеры заново, взяв за основу несколько НТО, чтобы показать справедливость тарифов.
О несправедливости на встрече с Миннихановым говорил и соучредитель «Казанской сувенирной компании» Вячеслав Вдовин. Его сотрудники возрождают старинные татарские техники работы с серебром и делают по ним ювелирные украшения. Однако с 1 января 2023 года все предприниматели и компании, которые производят и продают ювелирную продукцию, переходят на общий налоговый режим. Это приведет к тому, что цены на продукцию придется поднять на 30%. Для золотарей это нефатально, но небольшие производства, работающие с серебром, такая наценка заставит уйти с рынка. Предприниматель попросил сохранить возможность специального налогового режима для тех, кто работает только с серебром, и предусмотреть переходный период в год, который позволил бы реализовать остатки продукции, приобретенной на специальных налоговых режимах.
Марат Сафиуллин: «В пояснительной записке к закону и минфин России, и все остальные министерства сошлись на том, что конкурентную среду нужно выравнивать»
Сафиуллин заметил, что упомянутый закон отменяет специальный налоговый режим для ювелирных компаний. Причем принят он был по просьбе игроков рынка: они-де сетовали, что конкурентная среда должна быть единой для всех организаций, торгующих ювелирными изделиями. «В пояснительной записке к закону и минфин России, и все [остальные министерства] сошлись на том, что конкурентную среду нужно выравнивать», — пояснил Сафиуллин. Фаррахов добавил, что новый закон разделил ювелирку на два лагеря: крупные предприятия типа «Адамаса» поддерживают данный закон, а небольшие считают, что для них нужно сохранить специальные налоговые режимы.
«Предлагаю поручить вопрос мне, надо создать рабочую группу в Думе, чтобы представить материалы и той и другой стороны», — обратился Фаррахов к присутствующим. Минниханов попросил подключиться региональные министерства экономики и министерство финансов, посмотреть, какие республика может дать преференции. «Надо посмотреть налог на прибыль, другие вещи, мы можем для своих принять какие-то решения. Для нас важно сохранить нашу компетенцию, наши традиции. Если мы это потеряем, не очень хорошо будет. Не думаю, что там большой налог. 3 копейки, наверное, собираем. Большие, возможно, выдавливают маленьких. Будем думать, как решить задачу», — резюмировал Минниханов.
Минниханов — Абдулганиеву: «Ты у нас уполномоченный или модератором работаешь?!»
Благостную картину мероприятия подпортила история из Нурлата, которая закончилась неожиданно жесткой критикой в адрес Абдулганиева. Местный предприниматель, директор ООО «Меридиан» Ильсур Мухамедьяров, пожаловался на «издержки» городского благоустройства, из-за которого в его магазин перестали приезжать покупатели. Как выяснилось, на месте, где раньше был удобный заезд, организовали тротуар с зеленой зоной, и теперь нормального подъезда нет. Вдобавок строители демонтировали пандус для инвалидов, который Мухамедьяров установил за свой счет по требованию чиновников. «Когда началась программа благоустройства, я сам обрадовался, думал, что все будет отлично, удобно. Но оказалось совсем по-другому. Получилась удивительная проблема — бизнес начал страдать», — рассказал Мухамедьяров. Выручка после благоустройства сократилась почти на 50%, пришлось сократить двоих сотрудников, пожаловался бизнесмен. Через Минниханова он попросил власти Нурлата организовать удобный заезд.
Благостную картину мероприятия подпортила история из Нурлата, которая закончилась неожиданно жесткой критикой в адрес Абдулганиева
Проблема характерна для большинства муниципалитетов, заметил глава Нурлатского района Алмаз Ахметшин. Специально для встречи он подготовил презентацию, в которой рассказал, что вопросы к магазину и другим торговым объектам возникли у ГБУ «Безопасность дорожного движения», а всего в Нурлате 55 торговых точек. Впрочем, Минниханова труд нурлатских чиновников не сильно впечатлил. «Давай так, я к вам приехал не разбираться [в торговых точках]. Конкретно [скажите] — есть такая проблема или нет? Если есть, найдите решение!» — с заметным недовольством обратился президент РТ к Ахметшину. Глава района пояснил, что бизнесмену нашли новый участок, но тот за год так и не написал заявление в исполком. Слушать дальше, кто прав, а кто виноват, Минниханов не стал.
«Давайте не будем… По-моему, Абдулганиеву интересно столкнуть. Давайте это [решать] в рабочем порядке, что вы позоритесь на всю республику! — обратился Минниханов к бизнес-омбудсмену и помотал головой: — Что, других дел не осталось у тебя? Специально, что ли, ты делаешь такие вещи?! В рабочем порядке надо снимать такие [вопросы]. Ты же у нас уполномоченный или модератором работаешь?» По поручению Минниханова в истории теперь разберется лично руководитель аппарата президента РТ Асгат Сафаров.
Выступавший следом учредитель ООО «ГАИ» Илья Слаев настолько разволновался, что стал подглядывать в шпаргалку. Бизнесмен для своего гостиничного бизнеса арендовал помещение у минземимущества РТ и два года не платил аренду благодаря республиканской программе. По действующему федеральному закону Слаев может выкупить арендованное помещение в рассрочку, но в республике не прописаны отдельно сроки такой рассрочки, а потому она не может превышать пяти лет. Суть выступления сводилась к просьбе увеличить срок рассрочки до 8 лет, как это сделано в некоторых других регионах. Первый замглавы минземимущества РТ Артур Галиев пояснил, что это первая такая просьба, но ведомство готово увеличить срок даже до 10 лет. Минниханов поручил проработать гибкую систему, но дал указание: продленные сроки не должны стать лазейкой.
Депутат Казгордумы и представитель бизнес-омбудсмена в Казани Михаил Кузнецов попросил организовать уведомление предпринимателей, которых включили или вывели из реестра МСП. Сложности возникают при проверке, когда выясняется, что бизнесмен вылетел из реестра, но платил по-старому. Глава ФНС Марат Сафиуллин заверил: «Вопрос прорабатывается».
Ирада Аюпова пообещала продумать идею создания анимационного кластера и формы поддержки и помочь с получением грантов
Закончили встречу темой креативных индустрий — чем здесь может помочь республика? Руководитель казанской анимационной студии Propellers Артур Шамшадинов показал ролик с «Эчпочмаком» и «Беккенчиком» и рассказал, что в основном идут заказы от «разных ребят из Москвы», а теперь компания созрела и хочет сделать что-то полезное для республики. Пока известного российского сериала, основанного на татарском культурном коде, нет, посетовал Шамшадинов. «Следующий год будет Годом национальных культур и наследия (2023-й объявлен в Татарстане Годом национальных культур и традиций — прим. ред.). Полагаю, придумана большая программа, все пройдет замечательно и все чудесно отчитаются», — улыбнулся предприниматель и попросил Минниханова активнее подключать к сохранению традиций представителей креативных индустрий для создания «каких-то новых вещей». Серьезных бюджетных средств здесь не понадобится, заверил выступающий. Министр культуры РТ Ирада Аюпова пообещала продумать идею создания анимационного кластера и формы поддержки, помочь с получением грантов.
Абдулганиев хотел было заканчивать, но Минниханов его остановил: «Одно дело твои домашние заготовки. Может, у кого-то еще вопросы есть?» Фермер, имя которого осталось за кадром, попросил помочь с обустройством овощехранилищ. Если нет нормального хранения, продукт портится или падает в цене, согласился президент республики. Альбина Дильмухаметова из Зеленодольска попросила, чтобы Ак Барс Банк снизил комиссию за эквайринг для социально ориентированных предпринимателей. Компания относится к категории «Прочее», и выручка небольшая, на тариф выше, чем у фастфуда или супермаркетов, отметила она. «Протокольное поручение дадим, мы услышали», — ответил Минниханов. В завершение президент РТ снова вспомнил историю из Нурлата («Нельзя доводить до таких конфликтов, давайте не позорьтесь») и призвал создать в республике хороший деловой микроклимат.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 11
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.