«Только после начала специальной военной операции СПЧ ООН, Совет Европы, другие так называемые правозащитные организации внезапно прозрели и беззастенчиво стали демонстрировать свою циничную ангажированность», — негодовал накануне Владимир Путин. На заседании СПЧ президента России попросили объявить, что Москва не станет первой использовать ядерный заряд, но глава государства давать таких обещаний не стал. Вместо этого он раскритиковал «ослепших и оглохших» международных правозащитников (не то что наши), заверил, что новой волны мобилизации не будет, и внезапно раздал надбавки врачам. Главные тезисы трехчасовой беседы — в материале «БИЗНЕС Online».
Обращаясь к новым членам СПЧ, Владимир Путин отметил, что в нынешнее «непростое время» их выступления должны быть выверенными, объединять общество
Состав СПЧ — обновленный, формат — старый
Незадолго до ежегодного заседания совета по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ) Владимир Путин заметно «перетряхнул» состав организации. Из него, например, выпали известный журналист и историк Николай Сванидзе и правозащитник Игорь Каляпин, а на замену среди прочих пришел военный корреспондент Александр Коц. С учетом возникших обстоятельств новые персоны лучше представят гражданское общество, объяснили решение в Кремле. Во вступительной речи накануне Путин, как показалось, тоже прокомментировал недавние изменения. Обращаясь к новым членам СПЧ, он отметил, что в нынешнее «непростое время» их выступления должны быть выверенными, объединять общество.
Не обошлось без традиционной уже критики Запада. Российские правозащитники неоднократно отмечали нарушение прав человека в Донбассе, а международные институты «делали вид, будто все разом ослепли или оглохли», подчеркнул президент. По его словам, международные организации прозрели только с началом боевых действий на Украине. А российские отделения создавались для влияния на внутреннюю политику, а не защиты граждан. Российский СПЧ вполне может стать эффективной международной площадкой для защиты прав человека в современных условиях, убежден президент. Интересно, что об этом думают в самом совете? Если состав СПЧ несколько изменился, то формат остался прежним — глава государства заслушал выступления по видеосвязи.
После стартовых «установок» слово взял председатель СПЧ Валерий Фадеев, подтвердивший, что международные правозащитники молчат, пока Украина бомбит Донбасс. В речи говорилось о «модных» ценностях Запада, которые «попросту разрушительны» и вряд ли будут приняты в других частях мира, но вреда принесут много. Критикуя западную модель мира, которая не учитывает специфику стран и регионов, Фадеев будто бы повторял недавнюю философскую речь Путина на «Валдае». Глава государства свои тезисы узнал и едва заметно покивал.
Председатель СПЧ Валерий Фадеев со ссылкой на данные Александра Коца рассказал, что в зоне СВО есть люди, которые до сих пор не получили денежного довольствия, а кому-то не пришли региональные доплаты
Путин: дополнительная мобилизация не нужна
Разумеется, главной темой трехчасовой встречи стала СВО. Фадеев со ссылкой на данные Коца рассказал, что в зоне СВО есть люди, которые до сих пор не получили денежного довольствия, а кому-то не пришли региональные доплаты. Вроде бы решили проблему завышения цен на экипировку, но не во всех частях достаточно зимнего обмундирования, указал Фадеев. Путин признался, что вопрос по экипировке стал для него неожиданным («мне казалось, что все уже решено»), и пообещал разобраться. К слову, не так давно о сложностях с экипировкой президенту рассказывали матери участников СВО.
Уполномоченный по правам человека в Свердловской области Татьяна Мерзлякова среди прочего заметила, что некоторые граждане на фоне мобилизации покинули страну. Она призвала уделить особое внимание раненым, которые возвращаются из зоны СВО, и «не превращать их в инвалидов». Наконец Мерзлякова спросила, ждать ли новой волны мобилизации и к чему готовиться, ведь «должны видеть перспективу». Путин предпочел не давать оценок уехавшим, но выпад в их сторону все-таки сделал: «Может быть, кто-то считает, что это не их страна». Отдельно Путин отметил, что никаких «лагерей» для дезертиров в России нет. Но случаи оставления боевых позиций встречаются. «В чем проблема? Человек, который попадает в зону боевых действий из мирной жизни, даже после определенной подготовки не может не испытывать определенных чувств, присущих нормальному человеку. Подавляющее большинство этих людей возвращаются для несения боевой службы добровольно», — отметил глава государства. И на всякий случай добавил: проблемы дезертирства не существует.
Новой мобилизации не будет — нет нужды. Только 77 тыс. из 300 тыс. мобилизованных сейчас находятся непосредственно в боевых подразделениях, еще примерно столько же выполняют функции войск территориальной обороны. 150 тыс. бойцов находятся на полигоне в качестве «боевого резерва», отметил президент. И добавил: «Разговоры о каких-то дополнительных мобилизационных мероприятиях просто не имеют смысла».
Бывший следователь и почетный президент регионального общественного фонда противодействия организованной преступности и коррупции «Антимафия» Евгений Мысловский заявил Путину, что вся страна ждет результатов уголовных дел по факту обстрелов Донбасса. И даже предложил создать специальный орган, который будет добиваться этих самых результатов, искать преступников, — по аналогии с чрезвычайной госкомиссией по расследованию преступлений фашистов. Президент пообещал обсудить идею по поводу отдельного органа.
— Евгений Николаевич, вы когда говорили по поводу того, что все ждут результатов, имели в виду результаты СВО? — поинтересовался президент.
— Нет, не СВО. СВО — это длительный процесс. Результатов по расследованию уголовных дел, — ответил Мысловский.
Но Путин свой ответ уже подготовил и не стал менять мысль. СВО — это длительный процесс, подтвердил глава государства (насколько длительный, не уточнял) и подчеркнул, что результаты уже есть. Во-первых, у России теперь новые территории и люди, а во-вторых, Азовское море стало «внутренним морем» для страны, за что боролся еще Петр I.
Россия «не собирается размахивать ядерным оружием как бритвой» и рассматривает его как защитное средство и сдерживающий фактор, отметил Путин
Как президент «раздал» надбавки врачам и предсказал будущее Украины
Тему СВО, кажется, прервал новоиспеченный член СПЧ, сопредседатель всероссийского союза общественных объединений пациентов Ян Власов. Он рассказал о неблаговидной ситуации с зарплатой врачей. Вроде бы большое число студентов выпускается, но врачей узкого профиля в первичном звене недостаточно. Опрос показал, что специалисты уходят из профессии в том числе из-за низкого уровня оплаты труда. В среднем зарплата врача в регионах составляет 52 тыс. рублей, и более 30% медиков, чтобы получать такой доход, работают на две и более ставки. В итоге работники получают профессиональное выгорание, 7% уходят из сферы навсегда. У преподавателей медвузов зарплаты еще ниже, отметил Власов и предложил привязать зарплаты к уровню 6–8 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ).
Но и тут без спецоперации не обошлось. Среди проблем, которые отметил Власов, — недостаток специалистов в области полевой медицины и перевязочных материалов. «То есть идет такой огромный расход этого, извините за тавтологию, расходного материала для перевязок, что его просто не хватает!» — указал Власов на еще одну проблему, которая вскрылась внезапно только на встрече.
Путин отметил, что в минздраве «целая система повышения квалификации выстроена». И предложил Власову сформулировать предложения, как эту систему можно улучшить, а затем пообещал заложить идеи в основу поручений правительству. Что касается оплаты труда, Путин вдруг объявил, что поручил с января 2023 года организовать для сотрудников первичного звена, работников скорой помощи и центральных, районных больниц дополнительные выплаты в размере от 4,5 тыс. до 18 тыс. рублей. Врачи в центральных районных и районных больницах будут получать ежемесячную надбавку 18,5 тыс. рублей, первичного звена — дополнительно 14,5 тыс. рублей, сотрудники скорой помощи — плюс 11,5 тыс. рублей в месяц, еще по ходу встречи уточнила вице-премьер РФ Татьяна Голикова. Чем-то напомнило формат прямых линий с президентом, когда вопросы из обращений решаются очень быстро, еще по ходу общения президента с россиянами. Не исключено, что традиционной беседы в этом году не будет — Кремль неоднократно ее переносил.
Директор фонда «Центр гражданского анализа и независимых исследований „ГРАНИ“» Светлана Маковецкая долго рассказывала о законодательных барьерах, с которыми сталкиваются НКО, а потом все-таки решилась задать еще один маленький вопрос, о котором никого «не предупреждала». Она отметила, что многих людей сильно волнует угроза мировой ядерной войны, и в этот момент чувствовалось, что саму Маковецкую такая «перспектива» особенно тревожит. Участница встречи предложила Путину в качестве жеста доброй воли сделать заявление, что Россия ни при каких обстоятельствах не применит первой ядерное оружие, и по возможности внести такие изменения в основы госполитики по ядерному сдерживанию. Президент согласился, что угроза ядерной войны нарастает, но никакого заявления делать не стал: «Если [Россия] не применит первой ни при каких обстоятельствах, значит, и второй тоже не применит, потому что возможности применения в случае нанесения ядерного удара по нашей территории сильно ограничены». Так что мировые оппоненты вряд ли могут спать спокойно. Россия «не собирается размахивать ядерным оружием как бритвой» и рассматривает его как защитное средство и сдерживающий фактор, отметил Путин. Он указал, что американцы уже проводят тренировки по возможности использования носителей западных стран для применения американского ядерного оружия. «Мы же этого пока не делали ничего», — сказал президент. Разумеется, вставил слово «пока» не просто так.
Была на встрече и политическая часть, в которой президент предсказал Украине не самое прекрасное будущее. Польские националисты «спят и видят», как забрать западные области Украины, «и к этому и будут вести дело», а единственным гарантом безопасности может быть Москва. Ущерб, причиненный Донбассу Киевом, уже оценивается более чем в 1,3 трлн рублей, а окончательная цифра будет побольше и возмещение ущерба станет нелишним, отметил глава государства.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 8
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.