ПРЕРВАННОЕ МОЛЧАНИЕ

Несколько недель, с подачи инициативной группы в Facebook, не утихают страсти вокруг «творения» московско-бурятского мастера Даши Намдакова – гигантской скульптуры крылатого барса (или рыси?), одобренной лично госсоветником РТ Минтимером Шаймиевым. Скульптура изготовлена в Италии по заказу Татарстана и уже в мае будет установлена в Болгаре. Однако большинство экспертов, читателей «БИЗНЕС Online» и особенно религиозных деятелей считают, что в колыбели татарского ислама, коим является Болгар, ей не место.

До последнего времени сам Намдаков предпочитал не участвовать в скандале, никак не реагировал на многочисленные просьбы об интервью и комментарии и запрещал общаться с прессой членам своей команды. Единственное более-менее содержательное разъяснение позиции скульптора «БИЗНЕС Online» некоторое время назад дал Мункожап Бадмаев - коммерческий директор ООО «Ювелирная мастерская Даши Намдакова» - после того, как в сеть просочились первые фото подготовленной к отправке в Болгар «Хранительницы».

Однако Намдаков все же прервал молчание (по собственному ли желанию, или по настоянию татарстанских заказчиков – неизвестно, но скорее всего, если судить по медиаканалу – об этом попросили последние). Вчера, в воскресенье, в эфир программы «7 дней» вышло его короткое интервью гендиректору телерадиокомпании ТНВ Ильшату Аминову. Приводим стенограмму беседы.

«ЕСЛИ БЫ МНЕ СКАЗАЛИ: ВОТ МЕСТО, СДЕЛАЙТЕ ЧТО-НИБУДЬ ДЛЯ НАС -
Я, ВОЗМОЖНО, ПРЕДЛОЖИЛ БЫ ЧТО-НИБУДЬ ДРУГОЕ»

- Интересно узнать, как вам удалось создать скульптуру «Хранительницы» и что она означает?

- Это старая моя работа, она экспонировалась во многих музеях мира, и решение установить ее в Татарстане исходило не от меня. Если бы мне сказали: "Вот вам место и подумайте сделать что-нибудь для нас, я, возможно, предложил бы что-нибудь другое". Вот лежит череп рыси, я долго им любовался и думал, чтобы такое сделать, сделал каркас и начал накладывать на него мягкие ткани. В результате получилась эта скульптура. Все твердые части, зубы, - это реальные вещи, не выдуманные мной. Получилась такая скульптура.

Это был мой замысел художника, я не видел угрозы в этой открытой пасти. Я видел в ней другое – защиту детенышей, защиту семьи. Она всегда была в таком камерном размере, выставочном. Но когда мы начали ее увеличивать, она стала убедительнее. Ее рост, ее размер стал убедительнее в плане функции хранительницы. Сейчас я смотрю на нее и вижу: очень сильная вещь получилась. Но это мое мнение, мнение автора.

IMG_5314.jpg
Даши Намдаков: «Я ни в коем случае не хотел задеть религиозные чувства. Ни в коем случае»

«НИКОГДА ТАКОГО НЕ БЫЛО, ЧТОБЫ СТОЛЬКО БЫЛО ПРО МЕНЯ НАПИСАНО,
И ОСОБЕННО В ТАКОМ КЛЮЧЕ»

- Скульптура «Хранительница» вызвала неоднозначную оценку в Казани, как вы к этому относитесь?

- В это время я как раз был в Италии и занимался другими проектами. Я слышал, что идет «большая волна», но старался туда не заглядывать – просто по совету своих друзей. Если хочешь испортить себе настроение – загляни в блогосферу. В результате все-таки решил заглянуть, и то, что я там увидел, меня просто потрясло. Потому что никогда такого не было, чтобы столько было про меня написано, и особенно в таком ключе. Для меня это был шок, я был потрясен и взволнован очень сильно. Я ни в коем случае не хотел задеть религиозные чувства. Ни в коем случае. Просто та работа, о которой идет речь, в большом размере ее еще никто не видел, даже фотография еще не публиковалась (очевидно, интервью было подготовлено до появления первых фото в сети). Пишут про какие-то вещи, копыта – ничего такого там нет.

- Вы сейчас едете в Лондон, где будет установлена ваша скульптура. Скажите, что это будет?

- Совершенно случайно года два назад приехали ко мне англичане и пригласили меня в Лондон. Сказали, что давно меня знают и хотели бы со мной пообщаться. Предложили мне сделать выставку и что-нибудь для Лондона. Познакомили меня с принцами, с герцогом Эдинбургским, был ужин в Букингемском дворце. И вот моя скульптура будет стоять в самом центре Лондона у мраморной арки.

«ДОРОГУ В МОНУМЕНТАЛЬНЫЙ МИР МНЕ ОТКРЫЛ НАЗАРБАЕВ»

- А где еще установлены ваши монументальные скульптуры, и какая из них вас греет больше всего?

- Вообще, мне дорогу в монументальный мир открыл президент Назарбаев. Желающих заниматься монументальной скульптурой много, но чтобы тебе что-то доверили, это очень сложно. Я был на биеннале в Астане, меня познакомили с президентом, и он сказал: давай, предложи что-нибудь для нас. Я сделал скульптуру, макет показал президенту, он решил: давайте будем ставить. В результате в Астане стоит моя очень большая, гигантская скульптура. Назарбаев очень доволен. Публикации были очень хорошие на эту тему.

11 ИМАМОВ ПРОТИВ

Между тем, в скандал вокруг «Хранительницы» включились представители исламского духовенства из других регионов страны. В конце минувшей недели на мусульманском сайте ansar.ru появились жесткие высказывания ряда авторитетных имамов по поводу скульптуры.

Рафик Шабанов - имам-хатыб пензенской соборной мечети, первый заместитель муфтия Пензенской области:

- Скульптуры на мусульманских землях или около мусульман находиться не должны. Об этом не может быть и речи. Сейчас в Болгаре идет восстановление мечети, которая послужит для верующих - напоминаем, что когда-то здесь стояла такая же мечеть, и здесь впервые был принят ислам, а скульптура совершенно никакого значения для истории ислама и для правоверных мусульман не имеет. Для кого-то, может быть, эта статуя и «хранительница», но для нас, мусульман, хранитель - это Аллах.

Ильдус Исхаков - муфтий духовного управления мусульман Мордовии:

- Установка таких статуй - это большой грех, и он может, не дай Аллах, привести к многобожию. Отвечать за это перед Всевышним будут те, кто продвигает эту установку. Вместо того чтобы людям объяснять важность обязательных молитв, хаджа, поста в Рамадане, они сбивают их с прямого пути.

Любой памятник не принесет ничего хорошего для Болгар. Эта «Хранительница», по задумке автора, олицетворяет «мать», «защитницу земли». Но мы знаем, что покровительство и защита - атрибуты, которые должны относиться только к Всевышнему, если относить его качества к кому-то или чему-то другому, это является идолопоклонничеством.

Галимзян Бикмуллин - муфтий духовного управления мусульман Тюменской области:

- Я категорически против установки таких скульптур. Мы разве возвращаемся к язычеству? Только недруги ислама могли посоветовать установить такой памятник в Болгаре. Это просто издевательство над исламом.

Абдулла Бата - имам города Волжский Волгоградской области:

- Установка статуи в месте, где впервые был принят ислам булгарами - это, конечно, кощунство и чушь. Любые статуи - это какие-либо символы. Сначала он появится в одном месте, пройдет время, потом появится в другом. Кто-то, видимо, пытается извратить историю ислама в России.

Как животное может ассоциироваться с исламом? Это оскорбление для всех мусульман. Такое могло быть во времена джахилии, когда люди мало знали об исламе, сейчас же идет подъем религии. Болгар становится символом ислама, и власти должны прислушаться к мусульманам.

Альфред Мустафин - глава мусульман по Уральскому региону при ДУМАЧР:

- Если взять историю татарского народа, то вся она связана с исламом. АльхамдулиЛлях, мы мусульмане, и татарская нация сейчас ассоциируется исключительно с этой религией. Поэтому зачем отходить назад?


Конечно же, историю необходимо изучать, но не нужно делать из нее культа. Мое мнение едино с мнением мусульман, я против таких объектов в Болгаре. «Хранительница» никакого отношения ни к татарам, ни к исламу не имеет. Если ее установят, то это приведет только к фитне. Я надеюсь, Всевышний, ИншаАллах, наделит мудростью руководителей Татарстана, и они посчитаются с мнением мусульман и примут верное решение.

Мухаммад Байбиков - муфтий центрального духовного управления мусульман Ульяновской области:

- Ислам и языческий идол - это понятия несовместимые. Это неуважение и оскорбление мусульман. Власти должны были посоветоваться со знающими людьми, прежде чем объявлять о намерении ставить скульптуру в этом городе. Булгары, когда принимали ислам, избавлялись от идолов, сейчас же идет обратный процесс. Это вызывает только лишь негодование у верующих.

Ильгизар Сагдеев - заместитель муфтия духовного управления мусульман Самарской области:

- На основании шариата существует однозначное мнение, что установка памятников с изображением животных категорически запрещена, тем более в Болгаре. Сейчас ищут компромиссное решение - поставить статую подальше от места принятия ислама, но с точки зрения религии запрещено ставить такие изваяния где бы то ни было. И религиозный деятель не может такие действия одобрять.

Со стороны чисто культурной, эстетической, скульптура тоже выглядит ужасно, какой-то демон, настоящий шайтан. Да, в Татарстане в государственной символике есть изображение барса, но он там приятный на вид, и для символики региона подойдет.

Конечно, есть силы, которые подталкивают к установке статуи, все-таки в нее вложен миллион долларов. Но если ее установят, то уважающий себя мусульманин больше не поедет в Болгар. Для меня эта тема будет закрыта. Я, кстати, уже поставил подпись под обращением к Рустаму Минниханову против этой скульптуры.

Назымбек Ильязов - муфтий духовного управления мусульман Астраханской области:

- Наш пророк (мир ему) боролся с идолами, а теперь получается что мы изначально поклонялись им. Я думаю, что Минтимер Шаймиев не задумал плохого, только из добрых побуждений решил поставить скульптуру, видимо, он хотел как лучше, хотел показать свое расположение к татарскому народу, поскольку символ барса изображен на гербе Татарстана. Но тем не менее правила шариата этого не допускают. Этот памятник - лишнее в Болгаре.

Фатых Гарифуллин - председатель казыятского управления мусульман Тюменской области ДУМАЧР

- Барс был символом на территории Булгарии до ислама, поэтому он является элементом язычества. Я отрицательно отношусь к решению установить его, тем более в том месте, где был принят ислам - луч света и справедливости. Мне это явление абсолютно непонятно.

Сегодня люди утопают в безнравственности и коррупции. Мы наоборот должны пропагандировать веру, способствовать тому, чтобы строились мечети, площадки для распространения ислама, должны очищать людей от бездуховности, призывать к здоровому образу жизни. Мы дорожим ценностями нашей религии, видим ее актуальность на сегодняшний день. И вдруг откуда ни возьмись этот барс, да еще и крылатый. Это абсолютно непродуманно со стороны властей. Если они хотят статую сделать памятником прошлому, язычеству, то пусть поставят его где-нибудь в подвале музея.

Расим Кузяхметов - директор медресе «Шейх Саид»

- Установка такой статуи - это возврат к идолопоклонничеству, его первые ростки. Идолопоклонничество - это не прощаемый грех в исламе, и начинается он с малых поступков. Этому есть примеры в истории. Мое глубочайшее убеждение, что если скульптуру поставят, тет более под таким названием, то через поколения люди начнут поклоняться и ей. Хранителем всего сущего является только Аллах. Я думаю, название «Хранительница» выбрано неслучайно, в Татарстане идет явная идеологическая борьба.

Пророк (мир ему) говорил, что тот, кто увидит порицаемое, пусть остановит его рукой, если не может рукой, тогда словом, если не может словом, то хотя бы сердцем. Поэтому мы должны противостоять этой установке. Это наша обязанность перед Всевышним.

Абдулла Ишмухаметов - муфтий духовного управления мусульман Приморья:

- Пророк Мухаммад (мир ему) разбивал идолов, тем самым уничтожал корни язычества, а не возводил памятники грешникам, жившим до него. Вспоминается хадис, где говорится, что богобоязненность и вера мусульман век от века, год от года будет уменьшаться - сначала ученые и обычные мусульмане будут молчать, когда будут твориться беззакония и будет запрещаться одобряемое, затем они будут молчать, когда одобряемое станет порицаемым, а запретное одобряемым; и наконец они сами начнут призывать к запретному и запрещать приказанное Аллахом и им одобряемое.

Мне очень жаль констатировать тот факт, что мы живем в последней части хадиса, и даже среди ученых и религиозных лидеров в мире находятся те, которые открыто призывают к запретному. Причина же этого кроется в том, что в сердцах этих людей не осталось имана, а все оно заполнено страстями и любовью к этому миру.

Всем известно отношение ислама к изображению живых существ, а в особенности к приданию образа в форме (ваяние скульптур). Возведением монументов, скульптур, памятников и обелисков пусть занимаются люди отвергающие ислам, и если они это назовут исламской культурой, то этому все равно никто не поверит. Но мусульмане, а в особенности ученые и лидеры среди них обязаны придерживаться слов Аллаха и его посланника, не то пусть готовятся к аду.