Между Набережными Челнами и Нижнекамском в 2025 году появится крупнейший в стране железнодорожный логоцентр с грузооборотом до 100 тыс. контейнеров в год. ОЭЗ «Алабуга» инвестирует в проект 20 млрд рублей, площадка примет импортные грузы по линии e-com, а уезжать с нее будут произведенные на НКНХ и «Казаньоргсинтезе» полимеры и готовая с/х продукция. Гендиректор ОЭЗ Тимур Шагивалеев заметил, что в перспективе камский логоцентр может проводить контейнерные перевозки и по воде. Резидентов площадки определит конкурс, но главные интересанты известны уже сейчас — крупнейшие китайские логистические компании. О том, как площадка, на которую строил планы крупнейший перевозчик Европы, может достаться китайской SWIFT, — в материале «БИЗНЕС Online».
В Тукаевском районе Татарстана может появиться крупнейший логистический центр в России. Такое сенсационное заявление сегодня сделал глава района Фаил Камаев во время заседания районной сессии
ОЭЗ «Алабуга» инвестирует 30 млрд в логоцентр на границе с Бегишево
В Тукаевском районе Татарстана может появиться крупнейший логистический центр в России. Такое сенсационное заявление сегодня сделал глава района Фаил Камаев во время сессии районного совета.
Речь идет о 135 га на территории Биклянского и Иштеряковского сельских поселений (в 7 км от Нижнекамска и в 15 км от Набережных Челнов). Если исключить из нее участки, которые попадают под охранную зону, то под застройку остается 85 гектаров. Инвестором выступит ОЭЗ «Алабуга».
Первый замруководителя исполкома района Ильмир Яббаров рассказал, что по планам железнодорожный логистический комплекс будет иметь грузооборот до 100 тыс. контейнеров в год. Общая площадь логистического комплекса — 173 тыс. кв. метров. «Планируются инвестиции в размере 30 миллиардов рублей. На первом этапе будет создано 200 рабочих мест, при выходе на полную проектную мощность — до тысячи, — сказал Яббаров. — Реализация проекта „Этилен 600“ рассчитана на 15 лет. Запуск логистического комплекса и вложение инвестиций в территорию района приходятся на 2023–2025 годы».
Яббаров добавил, что по данному проекту есть перечень поручений властей Республики Татарстан, которые сейчас исполняются. «2023 год будет для Тукаевского района прорывным. Мы ожидаем больших инвестиций со стороны ОЭЗ „Алабуга“. Намерения подкреплены поручением президента. Мы отработаем все согласно дорожной карте. Дай бог, чтобы на нашей территории появился один из крупнейших логистических центров в Российской Федерации, — подчеркнул Камаев. — Это не ради создания логистического центра. В первую очередь мы создаем рабочие места. Во-вторых, получаем дополнительные доходы в бюджет района».
Председатель ПИЗО района Азат Надершин рассказал, что участок будет передан в государственную собственность. «Имущество передается в целях создания индустриального парка „Этилен 600“ на территориях Тукаевского и Нижнекамского районов. С министерством земельно-имущественных отношений республики и прокуратурой района передача земельного участка согласована», — подчеркнул он. Вопрос был рассмотрен на заседании постоянных комиссий по национальным вопросам и безопасности населения, рассказал уже член комиссии Эдуард Гараев.
Камаев добавил, что всего до конца июля передадут около 400 га земли для логистического центра, который будет зарегистрирован в Тукаевском районе: «Надо подчеркнуть, что это наше налоговое поле».
По словам Тимура Шагивалеева, площадка примет импортные грузы по линии e-com, а уезжать с нее будут полимеры, произведенные на крупных нефтегазохимических производствах республики и готовая с/х продукция
Самый крупный в стране терминал строят под полимеры СИБУРа и сельхозпродукцию
По словам генерального директора АО «ОЭЗ ППТ „Алабуга“», депутата Госсовета РТ Тимура Шагивалеева, логоцентр между Нижнекамском и Челнами действительно станет самым крупным в стране. В беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» он рассказал, что длина контейнерной площадки составит 1,05 км, — это позволит целому контейнерному поезду заходить в терминал для разгрузки/погрузки. «Это уникальное решение в нашей стране, но лучший мировой опыт, в том числе китайский, показывает, что это весьма эффективно», — отметил Шагивалеев. По его словам, начальная площадь контейнерной площадки в 80 га точно будет расширена. Камский логотерминал и станет частью промпарка «Этилен 600».
Планируется, что терминал на территории ОЭЗ будет еженедельно принимать как минимум по одному поезду из Китая.
Какие грузы пройдут через камский логоцентр? По словам Шагивалеева, площадка примет импортные грузы по линии e-com, а уезжать с нее будут полимеры, произведенные на крупных нефтегазохимических производствах республики и готовая с/х продукция. Отметим, почти четверть российских полимеров производится в Татарстане на мощностях «Казаньоргсинтеза» (778 тыс. т) и «Нижнекамскнефтехима» (723,8 тыс. т). С октября 2021 года оба предприятия входят в СИБУР.
В СИБУРе сообщали об изменении географии экспортных продаж (на фото: Михаил Карисалов — председатель правления, генеральный директор СИБУРа)
Запрос «БИЗНЕС Online» в холдинг пока остался без ответа. Напомним, нашему изданию в СИБУРе сообщали об изменении географии экспортных продаж. Теперь холдинг делает упор на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона, многие из которых для компании новые (Вьетнам), а также плотно занимается расширением географии продаж в Индию, Латинскую Америку и страны Африки. Высвободившуюся продукцию после ухода из Европы в СИБУРе хотят направить не в Китай, а на новые рынки.
В отличие от Камаева, Шагивалеев скромнее оценил бюджет проекта. «В течение следующего года все будет построено, размер инвестиций — 20 миллиардов рублей, — прокомментировал директор ОЭЗ нашему корреспонденту. — У нас, в „Алабуге“, есть подобные логистические мощности. Теперь мы делаем большую [контейнерную] площадку на том берегу. Возможно, в будущем рассмотрим возможность водных контейнерных перевозок в Камском логоцентре, но точно не в следующем году».
Площадка послужит местом для принятия и разгрузки контейнерных поездов. К терминалу будут примыкать железнодорожные ветки, на нем разместят складские помещения площадью 100 тыс. кв. м, на территории также появятся контейнерные краны для разгрузки и погрузки
По словам Шагивалеева, арендаторов логоцентра определит конкурс, но крупнейшие федеральные игроки уже знают об проекте и проявляют к нему интерес. «Одна из важнейших задач данной площадки — закольцевать контейнерные поставки и отправку грузов с Китаем, поэтому особенно заинтересованы крупнейшие китайские логистические компании, с которыми мы уже работаем на территории „Алабуги“», — пояснил Шагивалеев.
Судя по новостной повестке особой экономической зоны, речь может идти о компании SWIFT: в октябре этого года ОЭЗ «Алабуга» сообщала о прибытии первого поезда китайской компании. «Нам поступило предложение разместить в „Алабуге“ домашний терминал компании SWIFT. В целях наращивания объема экспорта в контейнерах мы заинтересованы в работе с экспортерами, которые хотели бы контейнеризоровать груз, но не имеют для этого возможности. Мощности терминала позволяют длительно хранить контейнеры в целях загрузки экспортного груза», — отметил тогда заместитель генерального директора ОЭЗ «Алабуга» Тимур Мингазов.
SWIFT Rus — китайско-российская транспортно-экспедиционная компания, входит в международную группу компаний SWIFT Transport International Logistics Co. Ltd. Один из лидеров контейнерных грузоперевозок из Китая и стран Азии, по России и странам СНГ. SWIFT является крупным собственником контейнерного парка и активно взаимодействует с ОАО «Российские железные дороги», ОАО «ТрансКонтейнер», а также CRCT. Согласно данным сайта, собственный контейнерный парк SWIFT Rus составляет 20 тыс. TEU.
Партнером «Алабуги» в этом проекте выступает ООО «Менделеевсказот». Единственный в Татарстане производитель минеральных удобрений активно развивает свои сервисы и закупает новый подвижной состав.
«У нас, в «Алабуге», есть подобные логистические мощности. Теперь мы делаем большую контейнерную площадку на том берегу»
Штейнберги и крупнейший перевозчик Европы: кто еще хотел получить площадку под Бегишево
Камаев уже давно грезил проектом создания промышленного парка на границе с Нижнекамском. Район по согласованию с властями республики перевел земли из статуса сельхозназначения в категорию «промышленность». Логистически место более чем удачное: территория расположена между Челнами и Нижнекамском. Неподалеку международный аэропорт Бегишево, ж/д пути, федеральная трасса М7 и берег реки Камы для транспортировки грузов по воде.
Изначально предполагалось, что на этом месте появится промышленный парк «Тукаевский», а его якорным резидентом станет «Кама Тракс» Ирины Штейнберг, которая унаследовала компанию от отца Леонида Штейнберга. Однако сегодня в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» Штейнберг наотрез отказалась обсуждать эту тему. «Это не та ситуация. <…> Решение тукаевской администрации интересно, все прочитали, значит, мы понимаем, что жизнь движется вперед несмотря ни на что», — отметила она.
Обсуждался вариант, при котором земли отдадут компании «Maersk Восточная Европа» — филиалу крупнейшей компании в области грузовых перевозок. Напомним, летом 2021 года правительство Татарстана и компания «Maersk Восточная Европа» заключили соглашение о намерениях по развитию международных контейнерных перевозок. Документ подписали президент РТ Рустам Минниханов и руководитель компании Жолт Катона.
Сотрудничество предполагало инвестиции в транспортную инфраструктуру республики, создание регулярных контейнерных маршрутов между Татарстаном и крупнейшими российскими портами. По планам республика благодаря значительному экономическому потенциалу и выгодному географическому положению должна была стать важным центром для организации международной контейнерной логистики в Среднем Поволжье. Известно, что представители грузоперевозчиков провели ряд переговоров на тему потенциального сотрудничества с республиканскими гигантами — «Татнефтью», «Казаньоргсинтезом», «Нижнекамскнефтехимом», ПАО «КАМАЗ» и «Даймлер КАМАЗ Рус». Кроме того, руководство Maersk проводило встречи с руководством ОЭЗ «Алабуга» и Kastamonu.
Тогда же Maersk рассматривали несколько территорий в Татарстане, где собирались строить свой логистический центр. Одним из вариантов были 85 га земли в Тукаевском районе. На место лично приезжал Катона, и Камаев показывал ему отведенную под промышленность территорию. Тогда перевозчики взяли время на раздумье, но дальше переговоров дело не пошло.
Добавим, что географическое положение района регулярно привлекает интерес крупных инвесторов. Здесь, напомним, на территории Бетькинского сельского поселения реализует свой проект Ильшат Фардиев. Здесь ему предоставлен земельный участок общей площадью 6 тыс. гектаров, в том числе 29 га — под строительство водного логистического комплекса. Ориентировочные сроки инвестиционного проекта — 2022–2031 годы. Объем инвестиций в проект составляет 1 млрд 488 млн рублей, озвучил сегодня цифры Яббаров. «На сегодняшний день инвестиционное соглашение подписано. Инвесторы приступили к реализации проекта», — сказал замруководителя исполкома района.
По данным компании FESCO, озвученным в сентябре этого года, за 8 месяцев 2022-го объем импорта грузов из Татарстана через погранпереходы в Китай вырос на 80%, а экспорт увеличился в 40 раз (в сравнении с 8 месяцами 2021 года)
Все логистические пути ведут в Закамье?
На протяжении 2022 года сообщения о том или ином движении в сфере контейнерных перевозок в Татарстане звучат все чаще. Поспособствовал этому пересмотр торговых путей и логоцепочек с Европы на Азию. Так, например, по данным компании FESCO, озвученным в сентябре этого года, за 8 месяцев 2022-го объем импорта грузов из Татарстана через погранпереходы в Китай вырос на 80%, а экспорт увеличился в 40 раз (в сравнении с 8 месяцами 2021 года). Через дальневосточные порты объем импорта увеличился на 22%, а экспорта — в 235 раз. Добавим к этому растущий рынок e-com — и получим растущее количество грузов, которые идут контейнерными поездами из стран Азии в Татарстан.
Но в этих перевозках есть нюанс. Как объясняли «БИЗНЕС Online» источники в данной сфере, львиная доля контейнерных поездов на данный момент идет не в Татарстан напрямую, а в Москву. «Сейчас все контейнеры с грузами, в том числе на Казань, идут на Москву. Там они переваливаются в траки (фуры) и едут обратно в Татарстан и другие регионы. Это дополнительное плечо и лишние затраты. Создание хаба в РТ позволит разгружать контейнеры в республике и развозить их в другие регионы, например по ПФО, уже не из Москвы, а из Татарстана, не делать крюк», — объяснял генеральный директор ООО «ТГ-Терминал» Максим Страхов (общество обеспечивает работу терминально-складских комплексов FESCO).
Движения по данной теме идут со стороны компании FESCO, которая ищет в республике площадку под контейнерный хаб с грузопотоком до 150 тыс. TEU в год. Насколько известно «БИЗНЕС Online», решение по выбору площадки пока не принято, но сватают логогитанту свияжский межрегиональный мультимодальный логистический центр.
Однако среди рассмотренных FESCO площадок есть и закамские объекты. И, как отмечают игроки рынка, создание мощной контейнерной площадки на данной территории будет востребовано. Игроки рынка отмечают, что за рекой есть терминал, который позволяет гнать грузы сразу в Татарстан, и находится он в Нижнекамске. Львиная доля грузов закамских компаний, в том числе крупных челнинских предприятий, идет через этот нижнекамский терминал.
«Для челнинских компаний это тоже дополнительное логистическое плечо, грузы приходится довозить из Нижнекамска до Челнов. Еще один момент: с учетом пересмотра логистических цепочек терминал в Нижнекамске перегружен, грузы стоят в очередях», — рассказывал гендиректор управляющей компании «Трио Групп» Иван Кузьмин.
Разгрузит ли камский логоцентр, который планируют создать в 2023-м, нижнекамский терминал и станет ли данная площадка окном в Азию для предприятий Закамья, покажет время.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 46
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.