«Мы считаем, что у предыдущего законопроекта были определенные интересанты, определенные задачи. Задачи не выполнены, и они будут думать, как дальше их решать. Мы к этому готовы и занимаемся тем, чтобы этого не произошло», — заявил накануне на втором съезде операторов наружной рекламы директор медиагруппы «РИМ» Илья Фомин. Участники рынка собрались в Москве, чтобы отпраздновать победу над законопроектом о едином операторе наружной рекламы и обсудить проблемы отрасли. О том, какие меры поддержки хотели бы получить от правительства участники союза и почему регионы неохотно дают 50-процентную скидку за эксплуатацию конструкций, — в материале «БИЗНЕС Online».
Евгения Волгина: «Сегодня в Госдуме находится 14 законопроектов, добрая половина из которых о наружной рекламе. Эти законопроекты могут предполагать разные возможности и несут в себе разные последствия»
«Мы думали о том, что перед нами стоит острейшая угроза»
«Когда в августе этого года мы в авральном режиме собирались в незарегистрированном формате, провели первый съезд союза, мы думали о том, что перед нами стоит острейшая угроза, и собрались для того, чтобы решить ее. Но союз операторов наружной рекламы, который родился в ответ на единого оператора, сегодня продолжает жить», — подчеркнула на открытии второго съезда союза операторов наружной рекламы его президент Евгения Волгина. Мероприятие прошло накануне в Москве.
После того как в ноябре законопроект о едином операторе наружной рекламы был отклонен Госдумой, участники рынка в очередной раз решили обсудить текущие задачи, которые теперь перед ними стоят. Без обсуждения скандальной инициативы, автором которой выступил депутат «Единой России» Артем Кирьянов, также не обошлось. Предложенная инициатива, по мнению Волгиной, обнажила проблему информационной безопасности для кластера цифровой наружной рекламы. Решить ее можно, консолидируясь со специалистами сферы IT. Не стоит расслабляться и в сфере законодательства: угрозу нового единого оператора, по словам президента союза операторов наружной рекламы, никто не отменял. «Кирьянов в первом чтении говорил, что у него будут еще инициативы, и просил их поддерживать», — напомнила Волгина.
Индустрия наружной рекламы с 2020 года находится в затяжном кризисе. Тогда деятельность участников рынка ограничил коронавирус, ведь потребитель рекламы сидел дома, поэтому происходил отток бюджетов. Вместе с тем меры поддержки представители наружной рекламы увидели только через два года — в нынешнем 2022-м. «Де-факто была реализована только одна мера, связанная с пролонгацией договоров на один год. Вторая мера поддержки, которая была предусмотрена этим законом, — снижение платежей до 50 процентов. Единицы городов, кто предоставил такую возможность», — отметила Волгина. Как предполагает президент союза операторов наружки, такая несвоевременная и неполная поддержка со стороны государства выглядит странно. Особенно на фоне того, что происходило, к примеру, в сфере аренды государственного имущества. Для нее федеральный закон, обязывающий снизить платежи на 50%, был принят буквально в первую неделю коронавируса. По мнению Волгиной, такого пренебрежения со стороны правительства можно было бы избежать, если бы в органах власти присутствовали представители рынка наружной рекламы.
В дальнейшем участники союза обратят особое внимание на законотворческую деятельность. «Сегодня в Госдуме находится 14 законопроектов, добрая половина из которых о наружной рекламе. Эти законопроекты могут предполагать разные возможности и несут в себе разные последствия», — подчеркнула Волгина.
Немного позднее в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» спикер подробнее рассказала о дальнейших планах союза. По ее словам, задача номер один — проработка новых мер поддержки: «Мы сегодня хотим обратиться к органам власти с просьбой о расширении возможностей поддержки наружной рекламы в связи с тем, что в 2022 году отрасль снова в тяжелой финансовой ситуации, поскольку потеряла львиную долю рекламодателей». Вторая по важности задача — усиление законотворческой активности. «На сегодня уже инициатива из антимонопольной службы есть. В рамках этой инициативы мы формируем пул изменений в наружной рекламе. Сам закон 2006 года, а отрасль уже технологически выше. Цифровая наружная реклама в должной степени не урегулирована. Хотим предложить инструмент наружной цифровой рекламы для размещения важной социально значимой повестки», — поделилась Волгина. Также остро сегодня стоит вопрос технологического регулирования, однако его решение — вопрос двух-трех лет. Отдельно корреспондент «БИЗНЕС Online» спросила об общем финансовом состоянии отрасли в этом сложном году. По словам Волгиной, отток клиентов чувствуется, однако он не столь проблематичен. «Сейчас мы подбиваем результаты прошедшего года и понимаем, что могло быть хуже», — уточнила она.
«Большой и постоянно работающий союз — это мощная сила. Это помощь каждому из вас», — считает сопредседатель союза операторов наружной рекламы Алексей Митрюшин. Он добавил: «Если, например, есть сигнал о том, что огромное количество регионов исполняет закон о льготах, а в некоторых, наоборот, хотят повысить тарифы. Нам не сложно взять и всем вместе в таком регионе отстоять интересы конкретного оператора. Для всех это будет показательно, потом десять раз подумают, связываться с этой кричащей отраслью или не надо». Он призвал участников съезда продолжить работу с региональной властью и пообещал, что созданная в этом году организация будет отстаивать интересы всех участниках союза. «Ряд муниципалитетов Московской области привел в соответствие федеральным законам свои подзаконники по налоговым льготам, по 50-процентной льготе, по отсрочке платежа. Это тот позитивный опыт, который мы должны транслировать на все регионы», — отметил Митрюшин. Рассказал сопредседатель союза операторов наружной рекламы и о том, что в 2023 году у организации появится постоянно работающий штат и московский офис.
Алексей Митрюшин: «Большой и постоянно работающий союз — это мощная сила. Это помощь каждому из вас»
«Если есть такой инструмент, который может помножить на ноль, наверное, есть и такой инструмент, который может стать мультипликатором в умножении стоимости»
На съезде также присутствовали представители Госдумы: председатель комитета Госдумы по защите конкуренции Валерий Гартунг и зампредседателя комитета по экономической политике Станислав Наумов. «Этот успешный кейс вдохновил других участников рынка, людей, чьи интересы затрагивают другие законопроекты», — подчеркнул Гартунг. Членам союза операторов наружной рекламы он посоветовал изучить закон о саморегулируемых организациях. По словам депутата, это позволит организации стать более влиятельной силой. «Помогать можно только тем, кто сам что-то делает. С коллегами в Думе готовы помогать людям, которые умеют себя защищать», — уточнил Гартунг и поспешил уехать на пленарное заседание Госдумы. «Просто совет. Никогда не назначайте съезды в дни работы Государственной Думы, — заявил следом Наумов. — Кто его знает, какие инициативы в этот момент вбрасываются и под каким предлогом». Депутат призвал собравшихся не расслабляться в связи с тем, что закон о едином операторе был отклонен: «С трех сторон надо всегда оглядываться и смотреть, а нет ли чего-то еще».
Валерий Гартунг: «Помогать можно только тем, кто сам что-то делает. С коллегами в Думе готовы помогать людям, которые умеют себя защищать»
«Рад видеть вас всех с победой», — радовался директор медиагруппы «РИМ» Илья Фомин. По его мнению, союз операторов наружной рекламы сможет привлечь новых клиентов в индустрию. «Ребята уже активно работают с точки зрения законодательного разрешения по допуску этих клиентов», — рассказал он. Новые клиенты, обращающиеся к наружке, часто сообщают о том, что они не понимают, как считать и какими должны быть условия сервиса: «В телик пришел, в одно окошко все запустил, и вся Россия у тебя работает. Союз в той или иной степени будет выравнивать эти стандарты и приводить к тому, чтобы все работали примерно в одной системе координат. Это даст нашим клиентам больший доступ к нашему инвентарю».
Однако самая главная задача, которую сегодня важно решить, — докапитализация компаний. «Когда появился единый оператор, все наши компании помножились на ноль. Неважно, сколько она стоит — миллиард, 100 миллионов или 10 тысяч. Если есть такой инструмент, который может помножить на ноль, наверное, есть и такой инструмент, который может стать мультипликатором в умножении стоимости нашей компании», — предположил Фомин. На данный момент есть множество спорных моментов, которые необходимо разъяснить. В частности, подчеркнул спикер, участники рынка сегодня покупают за миллионы разрешения на торгах, заключают договоры, однако все это не является активом компании. «Банку мы никогда в залог это не отдадим, это невозможно продать, отторгнуть от компании. Представьте, если бы банк мог принять наше разрешение как залог, это же реально ценность, — высказался Фомин. — Если ты получил какую-то классную конструкцию с экраном, за нее тебе должны кредит дать, деньги привлечь».
Директор медиагруппы «РИМ» предложил, что отрасли необходимы прописанные стандарты размещений и измерений. «Это нам, операторам, решать, как нас должны считать и сколько это должно стоить. По-честному. Когда нас считают, видят и замеряют, это повышает доверие к отрасли и приносит новые деньги», — уточнил Фомин. Он добавил, что мало исследований об эффективности наружной рекламы. «В нашей индустрии не было таких денег, которые бы позволяли спокойно тратить их на то, чтобы доказывать, что наружка эффективнее, чем интернет или телевизор. Сейчас наружная реклама с ее гибкостью, с диджитал-конструкциями намного охватнее, чем любой медиаканал», — уверен Фомин.
Илья Фомин: «Мы уже общаемся с депутатами, и они говорят: «Неужели так бывает? Так это же поправить раз, два, и всего». А вся индустрия из-за этого переживает»
Закон о едином операторе доказал участникам рынка, что с представителями власти можно и нужно вести диалог. «Мы уже общаемся с депутатами, и они говорят: „Неужели так бывает? Так это же поправить раз, два, и всего“. А вся индустрия из-за этого переживает», — отметил Фомин. Позднее, отвечая на вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online», предприниматель рассказал о том, что участники отрасли ожидают повторной попытки создания единого оператора наружной рекламы. «Мы считаем, что у предыдущего законопроекта были определенные интересанты, определенные задачи. Задачи не выполнены, и они будут думать, как дальше их решать. Мы к этому готовы и занимаемся тем, чтобы этого не произошло», — уверенно заявил Фомин. Он также добавил, что Кирьянов так и не попытался выйти на контакт с участниками союза.
По видеосвязи выступили предприниматели Алексей Милехин из Томска и Денис Потемкин из Красноярска. Оба в один голос заявляли о том, что регионам сегодня сложно: если в некоторых субъектах диалог с властью действительно уже налажен, то в других регионах страны, к сожалению, только монолог рекламщиков. Представитель рекламного агентства из Чувашии и вовсе призывал написать о проблемах отрасли премьер-министру Михаилу Мишустину и президенту Владимиру Путину. «В текущих жизненных обстоятельствах нам просто необходима эта скидка в 50 процентов», — считает он.
Напомним, на данный момент администрация оставляет за собой право пойти на подобные уступки либо же не делать скидки. И чаще всего местная власть отказывает представителям рынка наружной рекламы в этом. По словам членов союза, в изначальной формулировке законопроекта, который был принят летом этого года, была прописана обязанность предоставления скидки в 50%. Однако в этом случае правительство должно компенсировать средства из федерального бюджета. Минфин был готов пойти на это и обратился в ФАС с просьбой посчитать сумму, которая потребуется для возмещения ущерба. ФАС, в свою очередь, обратилась к операторам и попросила их предоставить цифры. Спустя месяц работы точные показатели так и не были выведены. Поэтому «обязанность» в формулировке федерального закона стала «правом».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 2
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.