Композитор, певец, публицист, баянист-виртуоз — такие эпитеты звучали вчера на церемонии прощания с народным артистом Татарстана Рамилем Курамшиным. Человек, который много лет выступал бок о бок с величайшим певцом республики, «татарским соловьем» Ильгамом Шакировым, ушел накануне из жизни на 76-м году жизни. Чем запомнился именитый музыкант коллегам и поклонникам? «БИЗНЕС Online» побывал на панихиде, которая завершилась заупокойной молитвой джаназа-намаз в казанской мечети Аль-Марджани.
Композитор, певец, публицист, баянист-виртуоз — такие эпитеты звучали вчера на церемонии прощания с народным артистом Татарстана Рамилем Курамшиным
«Продолжая традиции своих предшественников, он был одновременно и новатором»
«Курамшин прежде всего выдающийся музыкант, великий татарский баянист, — говорил вчера о своем земляке, уроженце Нижегородчины, директор фонда им. Вагапова Рифат Фаттахов. — Продолжая традиции своих предшественников, он был одновременно и новатором музыкально-концертной деятельности». Накануне с народным артистом Татарстана прощались в самой древней мечети Казани Аль-Марджани, расположенной в Старо-Татарской слободе. К слову, наш корреспондент в прежние годы часто видел Рамиля-абыя именно здесь, например, на поминках по другим именитым деятелям культуры и искусства. Сам Рамиль Курамшин был многогранной личностью — музыкант, композитор, публицист, национальный активист…
«Самая яркая страница его (Курамшина — прим. ред.) творческой деятельности — он 20 лет был аккомпаниатором великого Ильгама Шакирова, многие записи Шакирова, которые вошли в золотой фонд татарской музыкальной культуры, сделаны при аккомпанементе Курамшина, — продолжает в разговоре с „БИЗНЕС Online“ Фаттахов. — Он автор большого концерта на телевидении, который несколько раз транслировался по центральному телевидению, Рамиль-абый — автор первого большого концертино для баяна и оркестра». Директор фонда им. Вагапова считает, что его земляк прожил счастливую жизнь, был востребован, по его трудам обучают студентов в средних и высших музыкальных учебных заведениях, республиканский конкурс баянистов и гармонистов носит имя Курамшина.
Родился знаменитый музыкант 16 июля 1947 года в селе Кочко-Пожарки Сергачского района Горьковской, ныне Нижегородской, области в семье учителей. Получив аттестат средней школы, он поступает на музыкальный факультет Казанского педагогического института, однако желание стать профессиональным баянистом приводит юношу в Казанское музыкальное училище, по окончании которого и вплоть до выхода на заслуженный отдых артист трудится в Татгосфилармонии им. Тукая.
Рифат Фаттахов: «Самая яркая страница его [Курамшина] творческой деятельности — он 20 лет был аккомпаниатором великого Ильгама Шакирова»
«Другого такого баяниста я не знаю»
По словам нынешнего худрука Татгосфилармонии Айдара Файзрахманова, имя Рамиль-абый у него четко ассоциируется с фигурой Курамшина. «Другого такого инструменталиста, баяниста, который бы знал внутренний мир татарского народа и поднял татарское искусство на недосягаемую высоту, я не знаю, — говорит Файзрахманов. — Он был выдающимся аккомпаниатором, его инструментальные произведения исполняют на экзаменах в консерватории».
Среди пришедших на траурную церемонию в Аль-Марджани были не только коллеги по цеху. Советник министра МВД РФ по РТ Рафил Нугуманов, например, оказался давним поклонником Курамшина, с которым познакомился еще 40 лет назад. «Я помню Рамиля еще по Агрызу, когда работал там начальником милиции, это было в 1980-е, они вместе с Ильгамом Шакировым к нам приезжали, — вспоминает в разговоре с „БИЗНЕС Online“ генерал-майор милиции. — Виртуозно играл на баяне, это просто не передать словами, думаю, нет татарина, который бы не любил его. Считаю, что это большая утрата для нашего народа».
Среди пришедших на траурную церемонию в Аль-Марджани были не только коллеги по цеху
Для музыкантов же Курамшин — это непререкаемый авторитет. Музыкант Кирам Сатиев, который также мастерски владеет игрой на всех видах гармони, в том числе миниатюрных, о Рамиле-абые говорит, что он его «устаз», а это определение стоит намного выше, чем учитель, наставник или хальфа. Кстати, Курамшин владел и мини-инструментами. «Он умел играть и на таких гармошках, но ему это не нравилось, его фирменный инструмент — баян», — говорит Сатиев. Освоив инструменты, зная их как свои пять пальцев, Курамшин начал сочинять для них музыку. «Баянистов много, есть моңлы баянисты, но баянистов-композиторов буквально по пальцам пересчитать. Он среди них оставил самый сильный и популярный репертуар. Ни один конкурс сейчас не проходит без исполнения его произведений», — говорит баянист Ринат Валиев. Автор и ведущий программы «Җырлык әле!» («Давайте споем») на телеканале «ТНВ» Нажип Бадретдинов хоть и сам баянист, но о друге Рамиле говорит, что тот еще и сам исполнял песни, хотя и не на большой сцене.
Вел панихиду Файзрахманов, который первым дал слово единственному официальному лицу на церемонии, заместителю министра культуры РТ Дамиру Натфуллину. В своем выступлении тот сообщил, что культура Татарстана понесла глубокую утрату, и рассказал о творческом пути покойного, его вкладе в национальное искусство
«Ильгам-абый говорил, что из плохих людей не выходят деятели искусства»
Вел панихиду Файзрахманов, который первым дал слово единственному официальному лицу на церемонии, заместителю министра культуры РТ Дамиру Натфуллину. В своем выступлении тот сообщил, что культура Татарстана понесла глубокую утрату, и рассказал о творческом пути покойного, его вкладе в национальное искусство. «Рамиль Курамшин является создателем многочисленных пьес для баяна, автором более 100 оригинальных произведений, обработок национальных мелодий. Курамшин написал мелодии для более чем 200 песен для детей и взрослых», — напомнил Натфуллин.
Разиль Валеев: «Я с Рамилем познакомился через Ильгама Шакирова. Да, у Ильгама-абыя были и другие баянисты, но среди них Рамиль особо выделялся»
Практически все, кто подходил к микрофону, делились своими воспоминаниями. Так, народного поэта РТ Разиля Валеева с Курамшиным познакомил корифей татарского песенного искусства. «Я с Рамилем познакомился через Ильгама Шакирова. Да, у Ильгама-абыя были и другие баянисты, но среди них Рамиль особо выделялся, — сказал Валеев. — Ильгам-абый говорил, что из плохих людей не выходят деятели искусства. Рамиль был великой личностью, его душа всегда была нараспашку, с каждым разговаривал как со своим другом и близким человеком».
Как заявил на панихиде руководитель исполкома ВКТ Данис Шакиров, Курамшин вплоть до своей кончины, несмотря на болезнь, интересовался событиями, связанными с татарским миром
Рамиль-абый переживал за судьбу своего народа, будущее татар, критиковал тех, кто пренебрегал родным языком, культурой, сотрудничал с всемирным конгрессом татар. Как заявил на панихиде руководитель исполкома ВКТ Данис Шакиров, Курамшин вплоть до своей кончины, несмотря на болезнь, интересовался событиями, связанными с татарским миром. «Рамиль-абый был искренним человеком, всю свою жизнь посвятил служению нации, — сообщил Шакиров. — Каждый раз, когда я его посещал, он интересовался новостями татарского мира, всегда комментировал публикации в СМИ, посвященные татарам. Уникальная личность, многогранная. Думаю, что мы совместно с министерством культуры должны решить вопрос об увековечении его имени».
По завещанию покойного похоронят его сегодня на малой родине, в селе Кочка Пожарки, рядом с мамой
Завершилась церемония заупокойной молитвой по Рамилю Сулейман улы, джаназа-намаз совершил имам мечети Аль-Марджани Ансар Мифтяхов. По завещанию покойного похоронят его сегодня на малой родине, в селе Кочка Пожарки, рядом с мамой.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 1
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.