Еврейский мир на уходящей неделе отмечал и все еще продолжает отмечать Хануку. В прошлом году специально к этому светлому и древнейшему празднику наша редакция впервые рассказывала о самых видных и влиятельных представителях еврейской общины Татарстана. При этом речь шла о наших современниках, а герои прошлого остались за скобками. В этом году мы решили восполнить пробел и напомнить о наиболее ярких представителях еврейского народа, трудившихся в регионе и оставивших заметный след в истории Казани и Татарстана.
Еврейский мир на уходящей неделе отмечал и все еще продолжает отмечать Хануку
«Хаг Ханука самеах»: вместо предисловия
Татарстанское еврейство достаточно молодо — ему от силы пару сотен лет. Если не вспоминать о Хазарском каганате, правящее сословие которого приняло иудаизм, история поволжского еврейства начинается с конца 20-х годов XIX века. В 1827-м император Николай I издал указ о рекрутской повинности для евреев. До этого их пребывание на территории Российской империи было «нежелательно» в силу установленной Екатериной II фактической черты оседлости по восточной границе современной Польши, Литвы, Беларуси, Латвии и Украины. Это стало своего рода реакцией на резко возросшую численность еврейского населения после разделов Речи Посполитой, восточные части которой достались Российской империи. Евреям нельзя было селиться и торговать восточнее этой условной линии. Николаевский же указ открыл для них «двери» во внутренние губернии империи.
Детям из еврейских семей предписывалось служить в батальонах кантонистов, своего рода «суворовских училищах». Их забирали из семей и переселяли вглубь территории империи, и чем дальше от черты оседлости — тем считалось лучше. Один из таких батальонов кантонистов базировался в Казани, прямо на территории Казанского кремля. Переселенных евреев при этом усиленно старались крестить. Служили они 25 лет, а потом оставались здесь и пускали корни, становясь ремесленниками, купцами. От пары сотен человек к концу XIX века в Казани уже образовалась община в 1,5 тыс. человек.
Вторая волна «заселения» Татарстана евреями произошла в период Первой и Второй мировых войн. Основной театр боевых действий во время Первой мировой развернулся как раз примерно по черте оседлости. Подозреваемое в нелояльности еврейское население российские власти переселяли во внутренние губернии, в том числе опять же в Казань. К 1917 году, по официальным данным, здесь их насчитывалось уже более 3 тыс. человек. Активный приток также произошел во время Великой Отечественной войны, и связано это было с эвакуацией из западных регионов страны.
Политика СССР по еврейскому вопросу год от года была разной. Если до войны к евреям отношение было скорее доброжелательным, то после ее окончания, особенно с созданием государства Израиль, ситуация изменилась. Ярким тому свидетельством можно считать «дело врачей». Советские евреи, дабы избежать притеснений, массово меняли имена и фамилии на созвучно звучащие русские. Так, Мойша, Гирш, Рувим становились Михаилом, Григорием, Романом, а Гуревич, Шмуль, Цукерман — Литвиновым, Самойловым, Соловьевым.
По этим причинам порой довольно проблематично установить, кто именно из исторических персоналий относится к представителям еврейского народа. Чтобы избежать ошибок, при составлении этого материала, помимо исторических источников, мы обратились за консультацией к специалистам, хорошо знающим историю казанского еврейства: историкам, краеведам, а также лидерам местной еврейской общины. Последним задавался вопрос: кем особенно гордятся казанские евреи? И вот что у нас получилось.
Династии онкологов, неврологов, психиатров
На бытовом уровне распространено мнение, что среди евреев очень много научных работников или, к примеру, врачей. Стереотипы стереотипами, но тезис подтверждается и собранными нами материалами — основную массу известных представителей еврейской общины Татарстана действительно составляют те, кто посвятил свою жизнь медицине. При этом большинство из них — представители целых династий.
Одной из самых известных считается врачебная династия Ратнеров, которой уже полтора века. Корнями она восходит к земскому врачу из Белоруссии Вениамину Ратнеру. Это дядя Юрия Ратнера (1905–1979) — первого из казанских Ратнеров, известнейшего хирурга, основателя казанской школы онкологов, создателя хирургических методов лечения туберкулеза. Почти 40 лет Юрий Ратнер руководил кафедрой хирургии и онкологии Казанского института усовершенствования врачей (ГИДУВ) — нынешней Казанской государственной медицинской академии, а в годы войны был главным хирургом эвакуационных госпиталей Поволжья. Всего в семье было 12 детей, из которых подавляющее большинство стали врачами. Самые известные из них — это нефролог Шахно Ратнер и вышеупомянутый его брат Юрий. Сын последнего — Александр Ратнер (1934–1994) — пошел по стопам своих родителей (его мать, Ева Ратнер, — невропатолог). Александр — известный казанский невролог, основатель местной школы неврологии и создатель первой в стране клиники, где начали лечить нервные поражения позвоночника у детей. Принято считать, что именно Александр Юрьевич открыл такое новое направление в науке, как родовые повреждения нервной системы — на тот момент одной из самых малоизученных областей в медицинской науке. Он основал и до самой смерти руководил кафедрой детских нервных болезней казанского ГИДУВа. Александр Ратнер — единственный в республике, кто был отмечен золотой медалью Пуркинье. А сегодня его именем названа детская клиническая больница №8. Славное знамя врачей Ратнеров сегодня продолжают нести его дети, среди которых особым авторитетом и популярностью у пациентов пользуются невролог Елена Морозова и диетолог Наталья Ратнер.
Александр Ратнер — единственный в республике, кто был отмечен золотой медалью Пуркинье. А сегодня его именем названа детская клиническая больница №8
Современные Ратнеры породнились с другим известным в Казани семейством. Супруга Александра Ратнера Фаина Гуревич (в девичестве) — это дочь одного из самых авторитетных адвокатов ТАССР Лазаря Гуревича. С 1941 по 1979 год он входил в высшие органы Адвокатской палаты ТАССР. Выходец из семьи купцов был всесторонне образован и, кроме юриспруденции, имел еще одну страсть — футбол. На одном из казанских матчей он познакомился с Василием Сталиным, которого, по сути, сослали в Казань после смерти отца. Гуревич и Сталин стали близкими друзьями. А еще Гуревич — это дядя мэтра современной казанской адвокатуры Александра Когана. Можно сказать, Лазарь Алтерович стал основателем целой адвокатской династии, ведь сын Александра Евсеевича — Павел Коган — также ныне действующий адвокат. Еще одна любопытная деталь о Ратнерах – Гуревичах: супруга Лазаря Алтеровича и мать Фаины Гуревич, акушерка Наталья Новикова, происходит из семьи православных священников. Вот такая межконфессиональная династия.
Другое семейство казанских врачей, что у всех на устах, — это, конечно, Сигалы. Как рассказывал в одном из интервью «БИЗНЕС Online» Альберт Сигал, в мире сегодня — в России, США и Израиле — работают 17 врачей с фамилией Сигал. Основал династию Михаил Семенович (Мойше Зельманович) Сигал из небольшого городка на западе Украины, переехавший в Казань в годы Великой Отечественной и трудившийся тут до самой смерти. О нем сняты фильмы, написана не одна книга, одно слово — легенда. Это без преувеличения отец казанской хирургической школы онкологов, работавший в команде Юрия Ратнера. Долгие годы возглавлял татарстанское общество онкологов, воспитал не одно поколение врачей, а список его достижений и изобретений можно расписывать очень долго — многие из них стали прорывными. Сегодня фамилию продолжают прославлять в Казани младший сын Мойше Зельмановича Альберт Сигал и его племянник Евгений Сигал — главный хирург Республиканского клинического онкодиспансера.
В мире сегодня — в России, США и Израиле — работают 17 врачей с фамилией Сигал, так или иначе относящихся к одному роду. А во главе него самый известный из них — Михаил Семенович (Мойше Зельманович) Сигал
Третье семейство потомственных врачей, на которое указали наши собеседники, — это Менделевичи. Во главе династии был известный психиатр Давыд Менделевич (1932–2018), один из основателей казанского психоневрологического диспансера и городской психоневрологической больницы. Долгое время он заведовал кафедрой психиатрии и наркологии КГМУ, его брат Михаил Менделевич — завотделением республиканской психиатрической больницы. У Давыда Моисеевича два сына, также известных психиатра, — Владимир и Борис Менделевичи. Борис Менделевич — бывший депутат Госдумы от Татарстана. Всего в их роду 7 психиатров и неврологов.
Следующая династия врачей, возможно, менее остальных сегодня на устах, что не совсем заслуженно — для татарстанского здравоохранения они сделали не меньше. Хочется отметить Романа (Рувим-Соломона) Лурию (1874–1944). Это знаменитый врач-терапевт и гастроэнтеролог начала ХХ века. Свою карьеру уроженец Брест-Литовска, отучившийся в Казанском университете, начинал в Казани, трудясь земским врачом. Служил врачом на фронтах Русско-японской и Первой мировой войн, а после революции был одним из инициаторов создания Казанского клинического института — предшественника ГИДУВа и КГМА, воспитавших внушительную часть наших героев. В Казани начинал свою карьеру и его сын — Александр Лурия (1902–1977), считающийся основоположником всей отечественной нейропсихологии и гипноза. Он один из основателей такого направления науки, как культурно-историческая психология. А это уже личность без преувеличения, как выразились наши собеседники, мирового масштаба.
В Казани начинал свою карьеру Александр Лурия (1902–1977), считающийся основоположником всей отечественной нейропсихологии и гипноза
Основатели медицинских школ и врачи с мировыми именами
Среди казанских врачей-евреев немало тех, кто был основателем целых школ и новых направлений в медицинской науке. Например, наши эксперты выделили:
- основателей казанской школы ортопедии и травматологии Михаила Фридланда (1888–1967) и Лазаря Шулутко (1897–1971), создавшего Казанский научно-исследовательский институт ортопедии и травматологии;
- основателя казанской школы торакальной хирургии Авраама Лихтенштейна (1923–2016);
- создателя школы детской педиатрии, создателя клиники недоношенных детей Ефима Лепского (1879–1955);
- патриарха татарстанской эндоскопии и одновременно бардовского движения Владимира Муравьева (1947–2019);
- одного из создателей отечественной нейрохирурги Ливерия Даркшевича (1858–1925);
- создателя казанской школы детской хирургии Михаила Рокицкого (1931–2018), который 33 года возглавлял кафедру детской хирургии КГМУ и несколько раз избирался в Госдуму;
- основоположника физиотерапии в Казани Григория (Гирша) Клячкина (1866–1946). Он особо известен в Татарстане — именно на лечении у Григория Абрамовича находился татарский поэт Габдулла Тукай.
Гордятся евреи также детским врачом и инфекционистом Львом (Лейбой) Мандельштамом (1838–1901). Он разработал первые методики по борьбе с эпидемиями тифа и холеры и еще долго трудился в городе на этом поприще. Его сын, кстати, Михаил (Моисей) Мандельштам (1866–1939) — известный революционер и адвокат по политическим делам (защищал, например, Николая Баумана). А в конце 80-х годов XIX века читал лекции в подпольных студенческих кружках Казани по политэкономии и был, можно сказать, тем, кто познакомил молодого Владимира Ульянова (Ленина) с работами Карла Маркса.
Уже в мирные годы Леопольд Рахлин стал одним из инициаторов по внедрению ЭКГ в СССР и до последних дней трудился в Казани
Когда говорят об известных казанских евреях, часто вспоминают фамилию Рахлина. Вопреки расхожему мнению, речь тут не только об известном дирижере и музыканте. Был в Казани еще один Рахлин — Леопольд Матвеевич (1898–1994). Это известный советский кардиолог. Он принимал участие в спасении челюскинцев и позже ушел на фронт военврачом. В мирные годы Рахлин стал одним из инициаторов внедрения ЭКГ в советской медицине и до последних дней трудился в Казани. По военным достижениям его превосходит только другой, к сожалению, подзабытый сегодня герой — Абрам Пукин (1920–2007). Еще один врач, нейропсихолог и специалист по гипнозу. Также воевал в Великую Отечественную войну, побывав не только на западных фронтах, но и в Маньчжурии. А потом, как писала журналист Любовь Агеева в «Казанских историях», принимал участие в «тихой войне», ликвидируя последствия атомного взрыва на Тоцком полигоне. Его сын Марк Абрамович пошел по стопам отца, стал уважаемым рентгенологом. Он скончался в конце лета этого года тоже в Казани.
Не у всех наших героев жизнь складывалась относительно спокойным образом. В конце 1930-х годов ректором казанского ГИДУВа был патофизиолог Моисей Аксянцев (1897–1965), выходец из Витебской губернии, он же потом замнаркома здравоохранения ТАССР. По надуманным обвинениям его несколько раз отправляли в лагеря, а он все равно возвращался в Казань, где развивал патофизиологию и восстановительную хирургию.
Невропатолог Яков Попелянский родился под Киевом, успел поработать в Москве, Кишиневе, Новокузнецке, Куйбышеве. Но свои главные достижения — школу вертеброневрологии и разработку мануальной терапии — он совершил именно в Казани
В Казани есть дом Самойлова на улице Большой Красной, в котором жил известный физиолог Александр Самойлов (1867–1930), по рождению Абрам Шмуль. Бо́льшую часть жизни он провел далеко не здесь, но именно в лабораториях Казанского университета он совершил свои основные открытия: Самойлов — один из создателей ЭКГ, получивший за это мировую известность. Или другой пример — невропатолог Яков Попелянский (1917–2003), родился под Киевом, успел поработать в Москве, Кишиневе, Новокузнецке, Куйбышеве. Но свои главные достижения — школу вертеброневрологии и разработку мануальной терапии — он совершил именно в Казани. Тут Попелянский трудился 30 с лишним лет и опять же приобрел международную славу. Под конец жизни он переехал в США. Попелянский, кстати, никогда не стеснялся своих корней и не боялся высказывать своего негативного отношения к российскому антисемитизму — его отца убили во время еврейских погромов. В отличие от того же Самойлова, который крестился и отказался от своей настоящей фамилии.
Как можно заметить, многие из вышеупомянутых людей не были уроженцами Казани, но работали и трудились здесь, развивая и прославляя местную медицинскую школу.
Физики и химики с помесью гуманитариев
По статистике, на представителей еврейского мира приходится каждая пятая нобелевская премия. А если эту цифру наложить на общую численность евреев в мире, то нет сомнений, что это самый «ученый» народ на планете. В нашем списке на втором месте по популярности профессий среди местных евреев — ученые. И все они так или иначе связаны с Казанским университетом.
В его истории, несмотря на все притеснения, было несколько ректоров еврейских корней. И нет, речь тут пойдет не о Николае Лобачевском, на надгробном памятнике которого так таинственно красуется звезда Давида. По словам наших собеседников, самый известный ректор Казанского университета не был евреем. Есть версия, что звезда на надгробии — маркер принадлежности к масонской ложе. Но казанские историки утверждают, что и к тайному сообществу математик не имел отношения, а шестиконечная звезда якобы не что иное, как два скрещенных треугольника, геометрические фигуры, символизирующие борьбу и единство противоположностей. Краеведы и историки напоминают, что шестиконечная звезда не всегда была символом иудеев. Подобные знаки можно, кстати, найти на заборе Апанаевской или Азимовской мечетей, на Богоявленской колокольне… Нет, не о Лобачевском речь, хотя для еврейства он сделал также немало.
В один из сложнейших периодов советской истории, с 1931 по 1935 год, КГУ руководил Носон-Бер Векслин. Он основал кафедру экономической географии в вузе, при нем была проведена масштабная перестройка казанской высшей школы
В один из сложнейших периодов советской истории, с 1931 по 1935 год, КГУ руководил Носон-Бер Векслин (1897–1942). Он основал кафедру экономической географии в вузе, при нем была проведена масштабная перестройка казанской высшей школы. В частности, его решениями из университета было выделено химотделение физмата, на базе которого потом появится КХТИ, а также аэродинамическое отделение — нынешний авиационный вуз КАИ. Также при нем отпочковался медицинский факультет, который стал самостоятельным институтом. В каком-то смысле Векслин сформировал всю нынешнюю высшую образовательную структуру Казани. А «наградой» ему за это (точнее, за обвинения в связях с троцкистами) стали 10 лет лагерей, которые он не смог пережить. Сегодня на Арском кладбище стоит символический камень, на котором написаны три имени: самого Носон-Бера, его брата и сына. Тело репрессированной легенды КГУ так и не вернулось в Казань, как и остальных его родных: сын погиб в войну и похоронен где-то в братской могиле, а следы брата также затерялись в лагерях.
Еще до Векслина ректором Казанского университета был другой еврей — Моисей Сегаль (1891–1945). Время его «правления» было недолгим — всего год в начале 30-х. И, по словам наших собеседников, ничем знаменательным это время не запомнилось. Разве что внедрением обязательного преподавания латыни на медфаке и татарского языка на физмате.
А еще один знаменитый еврей ректором Казанского университета так и не стал, хотя формально был назначен. Речь о видном революционере и одном из создателей СССР Григории Зиновьеве. На должность ректора его поставили в 1930 году, после того как он был восстановлен в партии, откуда его исключили за создание «новой оппозиции» и выступление против группы Иосифа Сталина на съезде ВКП (б) в 1925-м. Однако аппаратными решениями и отсрочками до Казани Зиновьев так и не доехал, а в 1934 году он был задержан, осужден и в 1936-м расстрелян по новому делу.
Мирон Матисон работал над исследованиями теории относительности и вел переписку с самым «звездным» физиком всех времен
В истории Казанского университета есть и не менее выдающиеся личности. Самый интересный и одновременно загадочный из них — физик Мирон Матисон (1897–1940). О нем известно не так уж и много: родом из купеческой семьи польских евреев, выпускник Варшавского университета и… «ученик» Альберта Эйнштейна. Матисон работал над исследованиями теории относительности и вел переписку с самим ее создателем. В письмах Эйнштейн довольно лестно отзывался о Матисоне, предсказывая тому большое ученое будущее, и даже написал рецензию на докторскую диссертацию советского физика. Общение Матисона и Эйнштейна выходило далеко за пределы науки. С ним Матисон советовался, когда получил приглашение в Казанский университет от «самого молодого ректора» Гильма Камая. Эйнштейн одобрил переезд на Волгу, описывая местный университет как «чудесное место» в Советской России. Так в Казани в 1936 году появился Матисон. Он возглавил кафедру теоретической физики Казанского университета и пользовался большим «спросом» как среди академического, так и студенческого сообществ. Но проработал Матисон недолго — лишь около года. Над ректором Камаем, как и над другими приезжими профессорами, сгущались тучи. Матисон вернулся в Варшаву, а оттуда перебрался в Кембридж, где вскоре скончался то ли от гриппа, то ли от туберкулеза.
Обратная ситуация с другим не менее известным физиком, современником Матисона, Семеном Альтшулером (1911–1983). Родом он из витебских евреев, прибывших в Казань на учебу. Служил в Красной армии артиллеристом, а после войны и до конца своих дней работал в Казанском университете. Он трудился вместе с нобелевскими лауреатами Игорем Таммом и Евгением Завойским, а самым главным достижением Альтшулера стало открытие магнитного резонанса. Перечислить все достижения этого ученого очень трудно в силу и их объемов, и научной специфики. Его труды продолжили развивать многочисленные ученики, в том числе и дочь Татьяна Альтшулер, чье имя в мире физике сегодня также далеко не на последних местах.
Самым главным достижением стало открытие Семеном Альтшулером магнитного резонанса. Перечислить все достижения этого ученого очень трудно в силу и их объемов, и научной специфики
Вообще, традиция продолжать дело родителей в целом характерна для выходцев из еврейских семей. Например, в КФУ на разных кафедрах еще не так давно работали сразу два физика с одной фамилией и отчеством — оба сыновья физика Льва Столова (1905–1997), основателя и бессменного руководителя кафедры электротехники КАИ. Несмотря на то что Лев Израилевич сам родом из Кишинева, фамилия Столов всегда была на устах у казанских евреев — продолжительное время (с 1944-го по 1960-е) их окормлял раввин с точно такой же фамилией, один из не широко известных основателей казанской ортодоксальной иудейской общины.
Или другой пример. Сегодня в КФУ на кафедре общей физики трудится Александр Фишман (нет, не родственник покинувшей Казань Наталии Львовны Фишман-Бекмамбетовой) — это один из сыновей известного физика Израиля Фишмана (1914–2004). «Очень влиятельный ученый», — так нам описали Израиля Самуиловича наши собеседники. Он происходит из гомельской купеческой семьи. Его отца расстреляли во время еврейских погромов, мать с 7 детьми переехала в Петроград, где будущий профессор получил образование и впоследствии был направлен в Воронеж на авиационный завод. Семья осталась в Северной столице, где во время блокады и погибла почти в полном составе. Израиля Самуиловича же эвакуировали вместе с заводом в Казань. После войны он устроился преподавателем в Казанский университет, где и проработал до конца жизни. Занимался изучением спектрального анализа и спектроскопии плазмы, в чем по меркам физической науки довольно преуспел, равно как и на преподавательском поприще. Нынешний президент Академии наук РТ Мякзюм Салахов — ученик Израиля Фишмана. «Я гордился всеми тремя аспирантами: Салаховым, Гайнутдиновым и Гильмутдиновым — представителями татарской национальности, которые убедили меня в талантливости этого народа», — писал в своих воспоминаниях Фишман.
На первый взгляд может показаться, что физика — самое излюбленное занятие приезжавших в Казань евреев. Это не так. Среди них было, например, и множество химиков: Александр Лиакумович (1931–2013), чьи разработки по нефтехимическому синтезу активно применяют на «Казаньоргсинтезе», или Исаак Вольфсон — фронтовик, выпускник института им. Губкина, который вошел в советскую историю как один из ведущих нефтехимиков страны и организаторов производства. Талант Исаака Соломоновича пользовался таким большим спросом, что его однажды приглашал к себе основатель КНР и ее первый руководитель Мао Цзэдун. Сегодня в Казани гордое знамя Вольфсонов продолжают нести его сын Светослав Вольфсон, завкафедрой химии и технологии переработки эластомеров КНИТУ-КХТИ, и внук Илья Вольфсон, депутат Госдумы.
Достаточно известны казанские евреи и своими гуманитариями, в числе которых историки Григорий Вульфсон (1920–2002), Аркадий Шофман (1913–1993), гигиенист Товий (Тевель) Эпштейн (1895–1969) и многие другие.
Дирижеры, скрипачи, пианисты и писатели
«Его точно знает вся Россия и не только», — такими словами описывали наши эксперты Леонида Сонца (1945–2001), открывающего список видных культурных деятелей еврейской общины Казани. Известнее, чем основатель ансамбля клезмерской музыки «Симха», популяризатора клезмерской музыки среди местных евреев найти сложно. Во многом это обусловлено тем, что именно Сонц в числе прочих стоял у истоков возрождения современной казанской еврейской общины. Тут, конечно, можно было бы упомянуть еще и предпринимателя Михаила Скоблионока, которого некоторые наши собеседники тоже уже причисляют к рангу фигур исторических.
«Его точно знает вся Россия и не только», — такими словами описывали наши эксперты Леонида Сонца
Другой музыкант, чье имя также известно далеко за пределами страны, — это Натан Рахлин (1906–1979). Советский музыкант из украинских евреев, дирижер, лауреат сталинской премии, будучи приглашенным в Казань Назибом Жигановым, основал Государственный симфонический оркестр республики. Рахлин без всякого преувеличения считается одним из самых выдающихся дирижеров прошлого века. Он воспитал не одну плеяду видных музыкантов, преподавая до последних дней жизни в Казанской консерватории.
Натан Рахлин без всякого преувеличения считается одним из самых выдающихся дирижеров прошлого века
Консерватория вообще подарила немало известных музыкальных деятелей, в том числе с еврейскими корнями. Самыми значимыми для культуры наши собеседники, назвали, например:
- композитора и первую скрипку казанского театра оперы и балета Льва Розенблюма (1925–2016) — кстати, отчима известного телеведущего Дмитрия Крылова;
- музыковеда, лектора, историка и журналиста Георгия Кантора (1930–2013), приглашенного в Казань Рахлиным и сопровождавшего впоследствии все его выступления;
- виолончелиста Рувима Полякова (1889–1970), создавшего систему начального музыкального образования в Казани;
- музыковеда Якова Гиршмана (1913–1990), основавшего теоретико-композиторский факультет Казанской консерватории и изучавшего татарскую пентатонику;
- хорового дирижера Семена Казачкова (1909–2005), отдавшего, помимо почти 60 лет своей жизни, Казанской консерватории еще и свою квартиру;
- композитора Леонида Любовского (1937–2021), создавшего не один десяток симфоний, ораторий, вокальных и хоровых циклов.
И, говоря об известных музыкантах с еврейскими корнями, нельзя не упомянуть Жоржа Ротта (1903–1985) — виртуозного пианиста с непростой судьбой, аккомпанировавшего певцу Федору Шаляпину, шансонье Александру Вертинскому, который называл «Жоржа-великолепного» не иначе как пианистом с «золотыми руками», и многим другим. Или другой пример — Александр (Самуил) Литвинов (1861–1933). Это талантливейший скрипач и дирижер, друг Петра Чайковского и, как отмечает Агеева, соратник Рахманинова, Скрябина и Лядова. Продолжателем музыкальных традиций в семье стала его внучка Эльза Литвинова, известная пианистка. В Казани известен еще другой Литвинов, не имеющий отношения к вышеупомянутым. Речь о Льве Гуревиче (1899–1963) — режиссере Качаловского театра, взявшем театральный псевдоним Литвинов. У него был сын — Игорь Львович, работавший в ветеринарном институте на кафедре иностранных языков. Оба похоронены рядом на центральной аллее Арского кладбища.
Говоря об известных музыкантах с еврейскими корнями, нельзя не упомянуть Жоржа Ротта — виртуозного пианиста с непростой судьбой
Еще один бывший главный режиссер Качаловского театра — Ефим Табачников. Он родился в Подольской губернии, а умер в 1994 году в Нижнем Новгороде, но немалый след оставил в Казани. Его вспоминают по постановке «Скрипач на крыше» — культового для евреев XX века спектакля.
Были среди казанских евреев и знаменитые на весь мир писатели. Первый на слуху, конечно, Василий Аксенов (1932–2009), по матери — Гинзбург. Поэтому знаменитый писатель — галахический еврей. Чего не скажешь о другом не менее знаменитом уроженце Казани Евгении Шварце (1896–1958), который по матери русский. Но мы не можем не упомянуть в обзоре того, кого наши собеседники охарактеризовали как «известного сказочника». Впрочем, Шварц — автор не только сказочных «Сказки о потерянном времени» и «Обыкновенного чуда», но и политических памфлетов — пьес «Тень» и «Дракон».
Были среди местных евреев и известные казанские писатели. Самый легендарный из них — Василий Аксенов
Для полноты картины стоит отметить, что, когда говорят о евреях, оставивших свой след в казанской истории, краеведы часто вспоминают Гирша Розенберга и Марию Диллон. Первый известен как создатель первых казанских кинотеатров, один из которых в свое время открылся на улице Баумана, где сегодня располагается Качаловский театр. Он в каком-то смысле обязан своим существованием в нынешнем виде именно Розенбергу, взявшемуся за переобустройство здания. Диллон же, в отличие от мещанина Розенберга, отношение к Казани имела всегда посредственное. Это первая в России женщина – архитектор и скульптор. Одна из самых значимых ее работ в Казани — памятник Лобачевскому, подряд на который так удачно в свое время пролоббировал брат Мины Львовны казанский юрист Марк Диллон.
Отцы казанских мушкетеров и крепкие хозяйственники
Не так богата именами спортивная сфера еврейской общины Татарстана, но и там выдающиеся персонажи есть. Чего только стоит, например, Исаак Брен (1917–2006), по судьбе которого следовало бы писать книгу. Воспитанник детдома, доросший до одного из главных функционеров татарстанского спорта. С ранних лет увлекся спортом, начинал с лыжных гонок, в которых добился таких результатов, что потом тренировал советских бойцов во время войны с Финляндией. Принимал участие в Великой Отечественной, был взят в плен и под вымышленным именем Бориса Аксенова (по понятным причинам) попал в немецкий концлагерь, откуда сбежал уже под конец войны.
Братья Михаил и Аркадий Шалманы (на фото — Михаил) создали в Казани одну из сильнейших школ по фехтованию в стране
Вернувшись в Казань, Брен начал тренировать волейболистов ДСО «Динамо», совмещая работу в отделе облисполкома по делам физкультуры и спорта. Воспитал целую плеяду известных волейболистов. Дорос до зампреда казанского горспорткомитета, пока не увлекся вдруг фехтованием. Исаак Борисович стоял у истоков создания школы олимпийского резерва по фехтованию и был ее первым директором. Брен, а также братья Михаил и Аркадий Шалманы (оба переехали в Израиль) создали в Казани одну из сильнейших школ фехтования. Это уже позже, при Владимире Житлове, школа воспитала нескольких олимпийских чемпионок и продолжает, кстати, воспитывать, чему Марта Мартьянова — яркое подтверждение.
К Николаю Беху относятся по-разному: в кругах татарстанской элиты его недолюбливали, но в народе и среди коллег вспоминали и вспоминают только теплыми словами
На вопрос, кого из известных хозяйственников вы можете назвать, наши собеседники вспоминали главным образом тех, кто внес существенный вклад в возрождение местной еврейской общины. Например, говорили о «транспортных королях» Леониде Штейнберге (1946–2019) и Олеге Горлике (1933–2012). Но нельзя не вспомнить также и о бывшем гендиректоре КАМАЗа Николае Бехе (1946–2021), на долю которого достались самые сложные годы жизни предприятия.
Еще один представитель древнего народа, оставивший значимый след на татарстанской земле, — это Валерий Грайфер (1929–2020). Здесь он оказался после учебы в Московском нефтяном институте им. Губкина — и сразу в «Татнефть». Начинал с самых низов и дослужился до главного инженера производственного объединения. Татарстанской нефтянке Грайфер отдал 20 лет жизни, а она ему отплатила бесценным опытом, который тот потом успешно использовал при создании РИТЭКа и продвижении Вагита Алекперова с «Лукойлом». А еще Грайфера называют учителем Наиля Маганова, руководителя «Татнефти», и его скончавшегося брата Равиля Маганова, который был вице-президентом «Лукойла».
Революционеры, чекисты и раввины
«ЧК, КГБ, ФСБ — все это от евреев», — шутливо вспоминают казанские краеведы революционера Гирша Олькеницкого (1838–1918). Это первый руководитель казанской губернской чрезвычайной следственной комиссии, своего рода местной ЧК. Олькеницкого называют «татарстанским Дзержинским», раньше его именем даже была названа улица в Казани. Проработал он недолго, меньше года, — в селе Займище его убили бандиты. История там странная. В тот вечер Олькеницкий отдыхал на даче вместе с председателем казанского губкома РКП (б) Яковом Шейкманом (1890–1918), сотрудником продуправы Коршуновым, у которого с собой зачем-то была сумка с 100 тыс. казенных рублей. Катались на лодке, а по пути на дачу их остановили пятеро неизвестных в матросской форме. Всех отпустили, кроме Олькеницкого, которого расстреляли. Нападавших быстро раскрыли, на допросе они сказали, что действовали по наводке — якобы у Шейкмана на даче хранились золотые слитки. Но следственная группа решила, что истинный мотив убийства — месть белогвардейцев. Интересно, что Шейкман совсем скоро и сам лишился жизни, когда Казань взяли белочехи. Его расстреляли вместе с Муллануром Вахитовым у стен Казанского кремля — сегодня в том месте установлена памятная табличка, а именем Шейкмана названа улица в самом сердце исторической крепости. Олькеницкого, кстати, похоронили также на территории Кремля.
Именем Якова Шейкмана названа улица в самом сердце исторической крепости
В будущем в Казани будет еще много евреев на руководящих постах, в том числе в силовом блоке. Все они внесли свой посильный вклад в управление и обеспечение порядка в республике. Одним из самых выдающихся в этом смысле местные евреи называют Павла Гетманского (1956–2001) — сыщика времен лихих 90-х, входящего, по разным оценкам, чуть ли не в топ-10 сыщиков страны того периода. Прожил при этом совсем немного. Но был он, как говорят собеседники, самым «еврейским», очень много помогал общине, например в истории возврата здания синагоги. Еще один яркий представитель правоохранительного сообщества — Семен Русс. Он служил в милиции после войны и до начала 70-х годов, возглавлял уголовный розыск и ушел на пенсию в звании полковника.
К слову, о тех, кто также был связан с уголовным миром, но уже в качестве защитников. Мы уже упомянули Лазаря Гуревича, но он не единственный яркий адвокат советской эпохи. Это, например, Адольф Добрештейн или Борис Нудельман, которые приступили к защите обвиняемых в уголовных делах после войны и работали адвокатами до 80-х. Или Борис Усиевич — он служил прокурором одного из польских городов, затем перебрался в Казань, где продолжил юридическую карьеру. Его сын Виктор под псевдонимом Григорий Тинский также был юристом, а затем вел аналитические программы на казанском телевидении — до наших дней.
Не меньшей любовью пользуются два наших следующих героя, которые, может быть, неизвестны широкой публике, но среди казанских евреев их часто вспоминают добрыми словами. Это Абрам Мильграм и Иосиф Найшуллер — ранее директора казанских школ №2 и 94.
В казанской иудейской общине за все время ее существования было несколько раввинов. Особняком среди них стоит Ицхак Зильбер
В казанской иудейской общине за все время ее существования было несколько раввинов. Особняком среди них стоит Ицхак Зильбер (1917–2004) — человек со сложной, но очень интересной судьбой. Он родился в семье казанского раввина Бенциона Циюни (1885–1944), что предопределило его дальнейшую судьбу — получив религиозное образование, с ранних лет Ицхак Яковлевич мечтал уехать в Палестину. Мечта сбудется, но перед этим Ицхак испытает на себе все «прелести» советского антисемитизма. Зильбер будет обвинен в незаконном хранении облигаций, еврейском воспитании детей и т. д. Он будет вынужден бежать из Казани, прожить долгое время в Ташкенте, пока в 1972 году не приедет в Израиль. Там он сделает удивительную карьеру и станет через созданную им организацию «Толдот Йешурун» самым известным просветителем русскоязычных евреев во всем мире.
Не так давно группой местных авторов, в числе которых была и Агеева, прорабатывалась книга, посвященная истории казанского еврейства и ее знаменитым персонам. К сожалению, по разным причинам сейчас работа над этой нетленкой приостановлена. Но по Зильберам собрать информацию удалось. Так, в частности, стала известна судьба его отца Бенциона Циюни. Он, в отличие от своего сына, похоронен не в Иерусалиме, а здесь, на Арском кладбище, в одном непримечательном склепе, находящемся в довольно плачевном состоянии. Что удивительно, учитывая, сколь значима его фигура не просто для местного, а для мирового еврейства.
***
Разумеется, кого-то наши собеседники могли запамятовать, кого-то наша редакция могла пропустить. Предлагаем читателям дополнить список известных татарстанских евреев в комментариях.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 58
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.