В последнее время сериалы все больше привлекают внимание российского зрителя. Каждый из нас хотя бы раз в жизни замирал у телевизора, компьютера или телефона, с нетерпением ожидая новую серию полюбившегося проекта. О сериальных итогах уходящего года «БИЗНЕС Online» побеседовал с Сусанной Альпериной, обозревателем «Российской газеты», программным директором форума экранизаций «Читка» и I фестиваля стриминговых сервисов ORIGINAL+. Она раскрыла феномен нынешней популярности сериалов, порассуждала о том, чем отличаются сериальные «хот-доги» от авторских шедевров, и объяснила успех лучших проектов 2022 года.
«Сериал — это маленькая жизнь. Хороший режиссер создает в нем уникальный мир, куда зритель погружается и не хочет возвращаться в реальность»
«Многие люди благодаря переменам узнали о хороших отечественных сериалах»
— Сусанна, сериал как форма киноискусства неизменно привлекает зрителей любого возраста, профессии и социального статуса. В чем, по-вашему, феномен его нынешней огромной популярности?
— В том, что сегодня пришло время сериалов. Еще Константин Эрнст и Валерий Тодоровский говорили, что сериал — современная разновидность классического романа — такого, который печатали в журналах со словами «продолжение следует» и подсаживали на него читателя. Сейчас сериалы не только стали модными и популярными, но и позволяют творцу выразить себя. Я еще застала времена, когда снимать сериалы было стыдно. А теперь к ним относятся как к произведениям искусства и правильно делают, потому что некоторые сериалы таковыми и являются.
Также популярность этого жанра связана с развитием технического прогресса. Благодаря новым технологиям у людей появляется больше свободного времени, и они предпочитают полнометражным фильмам сериалы. Ну и, конечно, сериал — это маленькая жизнь. Хороший режиссер создает в нем уникальный мир, куда зритель погружается и не хочет возвращаться в реальность. Поэтому рождаются новые сезоны сериалов, спин-оффы, ремейки и другие подобные проекты.
— При этом удовлетворить запросы всех зрителей очень сложно. Как в целом вы оцениваете работу мировой сериальной индустрии в уходящем году?
— Положительно. Сегодня жанр сериала переживает расцвет как в России, так и за рубежом. Это сопряжено с эпохой расцвета стриминговых сервисов, которая началась еще до пандемии. К тому же отечественные и мировые политические события сейчас таковы, что человеку порой хочется зарыться куда-то с головой, и сериалы для этого очень подходят. Поэтому они так востребованы.
— В 2022 году новинки многих топовых зарубежных компаний, таких как Netflix или Disney+, нам недоступны. Возрос ли из-за этого зрительский спрос на российские сериалы? И насколько он сейчас выше или ниже интереса к иностранным кинопроектам?
— В этом году интерес к российским сериалам вырос не только потому, что нам не оставили выбора. Кто хотел, тот смотрел иностранные картины нелегально, но многие люди благодаря переменам узнали о хороших отечественных проектах. Я слышала немало разговоров о том, что «наши авторы, оказывается, умеют снимать сериалы». Тем более российские режиссеры, что называется, поднаторели, и в последние годы показывают высокий класс. В 2022-м вышли многие ленты, которые создавались еще в 2021-м и сегодня ярко звучат. Например, мне понравилась первая серия второго сезона «Эпидемии» Павла Костомарова и Дмитрия Тюрина, а ведь первый сезон этого сериала, вышедший на Netflix, оценил даже Стивен Кинг. На мой взгляд, новый сезон «Эпидемии» слабее, но это не значит, что его не стоит смотреть. Там есть потрясающие эпизоды.
Сусанна Ильинична Альперина — российский журналист и продюсер, программный директор I фестиваля стриминговых сервисов ORIGINAL+ и фестиваля экранизаций «Читка».
Родилась в Одессе. Обучалась на филологическом факультете Одесского национального университета им. Мечникова, затем перевелась на факультет журналистики МГУ им. Ломоносова, который окончила в 1990 году. Затем училась в аспирантуре МГУ и защитила кандидатскую диссертацию.
Работала в газетах «Одесский вестник» и «Вечерняя газета», вела авторскую телепрограмму «Леди Одесса». С 1998 по 2001 год — редактор отдела общества и первый заместитель ответственного секретаря газеты «Известия». Также сотрудничала с газетами «Культура», «Собеседник», «Комсомольская правда», журналами Cosmopolitan, ELLE, «Советский экран». C 2001-го работает в «Российской газете».
С 2019 года — программный директор фестиваля «Читка», с 2022-го — программный директор фестиваля ORIGINAL+. Читает лекции по журналистике в ведущих отечественных вузах — Высшей школе экономики, Высшей школе культурной политики и управления в гуманитарной сфере МГУ им. Ломоносова, Российской академии народного хозяйства и государственной службы и др.
Так что российские сериалы чувствуют себя вполне неплохо, и я уже не раз говорила, что иностранцы могут пожалеть, что не увидят тот или иной наш продукт. Зарубежные зрители потеряют, если не посмотрят «Нулевого пациента» Евгения Стычкина или «13-ю клиническую» Клима Козинского — это сериалы мирового уровня. Благо продвижение наших проектов за рубежом активно продолжается, просто, как сказала министр культуры Любимова, «повернулся глобус». Российские сериалы увидят в Азии, на Ближнем Востоке… Да, пользователи Netflix пока не посмотрят российские новинки, а мы — некоторые западные премьеры. Все это — упущение ограничений, которые пришли в нашу жизнь в 2022 году.
«В 2022 году вышло как минимум пять хороших фантастических сериалов — «13-я клиническая», «Суперпозиция», «Карамора», «Сергий против нечисти» и второй сезон «Вампиров средней полосы»
«Некоторые творцы успели развернуть свои ленты в сторону современных реалий»
— О чем в этот сложный год рассказывали нам российские сериалы? Были ли у них какие-то объединяющие темы или настроения?
— Рождались проекты, посвященные даркнету, расследованиям, наркотикам, комедии о семейных ценностях, фантастика. Но еще раз подчеркну, что многие сериалы, вышедшие в этом году, снимались раньше и их темы закладывались в другой реальности. Некоторые творцы успели немножечко развернуть свои ленты в сторону современных реалий, но полностью в новую жизнь еще не вошли. И ясно почему — нынешнюю ситуацию нужно осмыслить. В 2022 году часть сериалов, которые бы ярко прозвучали раньше, легла на полку. Как сказала гендиректор видеосервиса Premier Софья Митрофанова, сегодня не их время. «Горемыки» Никиты Тамарова — блестящая сатира на общество, но неуместная во время специальной военной операции. «Товарищ майор» Бориса Хлебникова — также может быть не так понят в настоящие дни, поскольку рассказывает о работе спецслужб в юмористическом ключе. Надеюсь, эти сериалы еще посмотрят. Я не сторонник цензуры, но приходится фиксировать реальность.
— Как именно авторы развернули свои сериалы к новой реальности?
— Во втором сезоне «Эпидемии» генерал-майор словно говорит о том, что происходит сейчас. Блестящий эпизод! Аналогичные диалоги есть во втором сезоне «Игры на выживание», и я не уверена, что все это снималось раньше. Пока происходит осмысление новой нормальности (или ненормальности), режиссеры пытаются говорить эзоповым или мистическим языком. Поэтому сейчас на первый план у нас вновь выходит фэнтези. Этот жанр в последнее время не всегда удавался российским мастерам, но в 2022 году вышло как минимум пять хороших фантастических сериалов — «13-я клиническая», «Суперпозиция», «Карамора», «Сергий против нечисти» и второй сезон «Вампиров средней полосы».
Также по-новому зазвучали исторические сериалы. Это и «Петр I» — расширенная версия фильма Андрея Кравчука, и многострадальная «Елизавета» Дмитрия Иосифова, которая была неоднократно анонсирована и снята с эфира, прежде чем появилась на канале «Россия-1», и «Собор» Сергея Гинзбурга. Режиссеры пытаются нетривиально спроецировать события истории на современную жизнь. В этом плане ярко прозвучал сериал Никиты Высоцкого и Ильи Лебедева «Союз спасения. Время гнева». «Нулевой пациент» Евгения Стычкина и Сергея Трофимова, по сути, тоже исторический сериал. Там показана наша неприглаженная история, что очень ценно. Сегодня у нас мало открытого, откровенного продукта. А «Нулевой пациент» ведет честный разговор со зрителем.
— Сегодня много говорят о том, что надо национализировать отечественную культуру. Однако взрыва патриотических и военных сериалов в этом году мы не увидели. Стоит ли ожидать их в 2023-м? И не ждет ли наше киноискусство излишняя милитаризация?
— Рождение новых патриотических сериалов я прогнозирую на следующий год почти на 100 процентов. Художественные ленты на эту тему уже начали появляться. И не только в РФ — весь мир так или иначе вовлечен в происходящее. В моем личном рейтинге фильмов (не сериалов) на первом месте стоит картина Эдварда Бергера «На Западном фронте без перемен», вышедшая на Netflix. Яркий полнометражный проект — «Пиноккио», в который режиссер Роберт Земекис внес антимилитаристскую нотку. Джепетто вырезает деревянного мальчика, потому что его сын погиб от удара бомбы. Это полностью разворачивает сюжет сказки. Для меня оба проекта ценны тем, что рассказывают о наших мальчиках, которые воюют. И конечно, в периоды непростых международных отношений Ремарк всегда звучит по-новому.
Такие ленты сейчас неизбежно привлекают внимание публики. Как бы ни убеждали нас авторы фильмов, что люди хотят отвлечься, зритель также хочет, чтобы его триггеры воплощались на экране, хочет видеть, что он не один. Невозможно смотреть одни комедии. Да, комедии появлялись и в США в период Великой депрессии, и в нелегкие времена в СССР. Тогда их снимали на высоком уровне, но не забывали и о других жанрах. В новом году нас, безусловно, ожидает взрыв патриотического кино. Ничего плохого в подобном нет, но его нужно уметь снимать. Если делать это нечестно, с перегибами и ненужными интонациями, такие опыты повредят этическим базисам самого жанра. Режиссерам придется думать и говорить о том, что происходит в стране, главное — высказываться искренне. Яркие спецэффекты могут быть аттракционом, бонусом к действию, но общий посыл сериала ими не прикроешь.
— Может, в тренд как раз войдет нечто антивоенное и пацифистское?
— Возможно. Важно убеждение творца. Хороший кинопроект может быть пацифистским, главное — о чем хочет сказать режиссер. Но я думаю, что искусство все же стоит на антимилитаристской позиции. Внутри могут быть какие-то объяснения и споры, но в целом задача искусства — пробуждать в людях самое доброе и лучшее. Многие фильмы, начиная с «Графа Монте-Кристо», показывают нам, что месть не приносит удовлетворения. А сколько прекрасных картин снято о Второй мировой, о Великой Отечественной войне, где рассказывается о том, как непримиримые враги находят общий язык.
«Для меня лучший сериал года — «1703» Сергея Сенцова»
— Какие сериалы уходящего года вы считаете лучшими и все ли из них по достоинству оценила широкая публика?
— Не могу сказать, что мы во всем совпадаем. Многим нравятся, например, сериалы «Жизнь по вызову», «Бедные олигархи» или «Ресторан по понятиям». Я, как критик, довольно невысоко оцениваю эти проекты. «Ресторан по понятиям» из них самый любопытный и грамотно раскрученный, но в целом вся тройка сделана «на коленках». В начале года большие цифры показывал «Чикатило» Сарика Андреасяна, далеко не лучший сериал о маньяке. Каждый зритель выбирает для себя. Кто-то ест фастфуд, а кому-то нужна авторская кухня.
Для меня лучший сериал года — «1703» Сергея Сенцова (режиссер проектов «Дылда» и «Физрук» — прим. ред.). Я в шутку называю себя крестной матерью этого проекта — летом мы провели I фестиваль стриминговых сервисов ORIGINAL+, и «1703» там победил (к слову, пять из 7 представленных там проектов — «Жиза», «Стая», «Люся», «Эльбрус. Точка невозврата» уже дошли до зрителя, сериал «Меньшее зло» на выходе, а «Захар закрывает глаза» пока не выйдет, так как затрагивает тему ЛГБТ). На второе место я ставлю сериал «Нулевой пациент». На третье — «13-ю клиническую» с Данилой Козловским и Паулиной Андреевой, я не ждала многого от этой ленты, но она цепляет с первой серии, а также — «Горемыки» Никиты Тамарова. Но в последнем случае у меня есть преимущество: я, как программный директор фестиваля, посмотрела несколько серий «Горемык», тогда как на Premier вышло буквально три эпизода, после чего проект положили на полку.
— Какие еще проекты вы включаете в топ самых удачных российских сериалов года?
— В этом году вышло много хороших сериалов, и выбрать из них тройку лучших было сложно. Меня очень впечатлила «Черная весна» Сергея Тарамаева и Любови Львовой. Она непривычна для нас и, возможно, не всем понравилась, потому что снята как киносериал. Но, по-моему, это высококлассный продукт. Всем советую посмотреть «Переговорщика», которого я отбирала на ORIGINAL+ (в итоге данную картину Нурбека Эгена показали на фестивале «Пилот»). Мне нравится Кирилл Пирогов в главной роли и фильм в целом. В России уже был похожий проект, «Медиатор», и это вторая попытка, на мой взгляд, удачная. Очень подкупает психологическая составляющая сериала. В жизни нам часто не хватает человека, который умеет вести переговоры, помогает договориться не только террористам и полицейским, но и близким людям.
Приятно удивила картина Анны Пармас «Нереалити», хотя, казалось бы, она проста и рассчитана на большую аудиторию. Ее героиня — якобы участница «Дома-2», но сериал снят с хорошим вкусом и юмором. Любопытная работа, хотя и не вошедшая в мой рейтинг — «С нуля» Василия Бархатова. Я ожидала от нее чуть большего, но все равно рекомендую к просмотру. В фильме много хороших флешбэков из 1990-х годов и качественный актерский состав: Надежда Калеганова, Мария Фомина, Максим Виторган и Павел Табаков.
«1703»
«Нулевой пациент»
«Горемыки»
«13-я клиническая»
«Черная весна»
«Аврора»
«Алиса не может ждать»
«Капельник»
«Переговорщик»
«Надвое»
«Тетя Марта»
«ЮЗЗЗ»
Также порадовали сериалы «Алиса не может ждать», «Аврора», «Капельник», «Офлайн», «ЮЗЗЗ», «Тетя Марта», «Детективный синдром», «Смычок», верю в успех второго сезона «Вампиров средней полосы», самого многообещающего российского сериала декабря. До сих пор нахожусь под впечатлением от мелодрамы Валерия Тодоровского «Надвое». Он подробно исследует чувства героев Козловского и Петрова. Ничего похожего сейчас не снимают, режиссеры, напротив, стараются быстрее «схватить» зрителя. Это, кстати, еще одна причина того, почему сериалы так популярны. Их легче смотреть, чем авторское кино: сценаристы добавляют в действие «вкусовые добавки» и подсаживают на них публику.
— А что выделите из откровенных неудач года и в чем, как правило, кроются основные причины провалов сериалов? Ведь порой неудачные ленты снимают опытные режиссеры с участием известных актеров.
— Сериал — это бег на длинную дистанцию, и дыхания у многих режиссеров не хватает. Часто проекты, которые потом можно назвать неудачными, развиваются неравномерно: первая серия интересная, вторая начинает провисать, а к 8-й уже невозможно смотреть. Я понимаю источник этой проблемы: все время держать высокий уровень очень сложно. Даже среди культовых мировых сериалов примеров немного. Но вот, допустим, первый сезон «Белого лотоса» Майка Уайта. Сейчас вышел второй сезон, пока я его только смотрю.
Бывает, что автор берется не за свой жанр или в процессе съемок неудачно меняется замысел сериала. Либо проскакивает какой-то курьезный эпизод, над которым все начинают смеяться. Или видны небольшие огрехи, в отечественных проектах часто такое бывает. Тут грим неверно наложен, там костюм подкачал, здесь свет не так поставлен… За этим нужно следить, иначе атмосфера сериала разрушается. Ну а «Жизнь по вызову», «Ресторан по понятиям» и «Бедный олигарх» просто плоские проекты. Они сделаны, как хот-доги на улице. Для кого-то вкусно, но, по сути, это фаст-фуд. Во всех трех сериалах масса штампов — смотришь и не веришь им с первой минуты. Хотя многие люди любят такие картины — видят какую-то глупость и чувствуют себя умными. Из новейших российских сериалов меня также разочаровали «Сны» с Павлом Прилучным.
— Невозможно персонально не обратиться к некоторым сериальным новинкам. Одним из самых скандальных российских проектов стал «Монастырь» с участием Анастасии Ивлеевой. Что скажете об этом сериале?
— О «Монастыре» говорили даже больше, чем он того заслуживал. Конечно, имя Ивлеевой привлекает к нему внимание, но, по-моему, героиня Ольги Дибцевой в «Нереалити» получилась гораздо интереснее. В «Монастыре» мне понравились другие актерские работы — Натальи Кудряшовой и Марии Мироновой, Марка Эйдельштейна и Филиппа Янковского. Это самая яркая его часть, так как сам сериал сделан не на сверхвысоком уровне и местами вульгарен. Но в целом выполнил свою задачу — его посмотрели много людей, а он и рассчитан на большую аудиторию.
Кстати, у нас появилось еще несколько проектов на эту тему, и не только сериальных. В 2022 году вышла вторая часть «Непослушника» Владимира Котта, а на фестивале «Пилот» победил сериал «Приход» Резо Гигинеишвили с участием Янковского. Его планируют показать на START.
«Новый сезон «Королевства» крепко подсадит на себя зрителя»
— Что назовете среди значимых зарубежных новинок?
— Нельзя не упомянуть флагманский сериал Клер Килнер, Мигеля Сапочника и Грега Яйтанса «Дом дракона». Порадовал «Уэнсдэй» Тима Бертона: видимо, мир настолько сошел с ума, что нам понадобились все оттенки черного юмора. Отмечу, что уже несколько лет ленты, рассчитанные якобы на подростковую аудиторию, затягивают взрослых. Это и «Уэнсдей», и «Эйфория», и «Половое воспитание».
В начале года вышла замечательная сериальная драма Эллен Курас «Изобретая Анну», по ней можно учиться снимать сериалы. Также меня впечатлил проект Тайки Вайтити «Наш флаг означает смерть», «Песочный человек» Андреса Байса. Очень понравился сериал Оливье Ассайаса «Ирма Веп» с Алисией Викандер в главной роли. Ну и, конечно же, я рада выходу третьего сезона «Королевства». Несмотря на то что с окончания второго сезона сериала прошло 34 года, Ларс фон Триер держит свой стиль.
— В чем это проявляется? Некоторые зрители сетуют, что визуально и концептуально новый сезон «Королевства» отличается от двух предыдущих, вышедших в 1990-е.
— Вообще я не поклонник хорроров, но «Королевство» мне нравится тем, что это хоррор-сатира, высмеивающая, например, мыльные оперы и отношения между шведами и датчанами. Он политкорректен — там, в принципе, представлены абсолютно разные люди, в том числе с синдромом Дауна, лунатики и так далее. Третий сезон сериала, как и предшествующие, насыщен элементами саспенса и абсурда. В каждой серии фон Триер по-прежнему общается со зрителем и вставляет нетривиальные сцены. Например, в начале нового сезона героиня смотрит предыдущие эпизоды «Королевства» и хочет узнать продолжение. Это очень элегантный ход.
Я уверена, что новый сезон крепко подсадит на себя зрителя. Не ожидала, что сериал выйдет в России и очень рада, что его не придется смотреть на пиратских сайтах, чего я и не делаю в силу принципов.
— А кто из режиссеров, дебютировавших в этом году в жанре сериала, особенно вас зацепил?
— Например, Адильхан Ержанов. Не скажу, что его новый сериал «Замерзшие» получился народным, но как дебют он однозначно заслуживает внимания. Это картина для искушенных ценителей кинематографа. Она сделана настоящим режиссерским киноязыком, исследует глобальные проблемы жизни и смерти, мести и прощения, но подойдет не всем. В ней нет стандартных сериальных «крючков», банально цепляющих зрителя. А вообще Адильхан в этом году удачно выступил во многих жанрах — снял интересную короткометражку «Возвращение Зои» и полнометражные фильмы «Голиаф» и «Шторм», которые участвовали в программах крупнейших международных кинофестивалей.
С дебютантами в команде, как правило, работают мастера (и направляют их), но сегодня мы видим на арене кинематографа много талантливых новичков. «Черная весна» — сериальный дебют Тарамаева и Львовой. Они принесли в сериал то, что умеют делать в кино, и, прежде чем ругать их за мечущуюся ручную камеру, например, стоит вспомнить, что фон Триер в «Королевстве» делает точно так же. «Горемыки» — сериальный дебют Тамарова, за который он получил приз на фестивале «Пилот». «Нулевой пациент» — только второй или третий сериал Стычкина. Евгений интересно проявляет себя как режиссер.
— Уже сейчас можно попробовать протянуть ниточки к будущим сериальным проектам. Какие сериалы вы особенно ждете в 2023 году?
— Любопытно будет увидеть картину Нурбека Эгена «Азазель», она должна выйти на «Кинопоиске» 19 января. Я еще не успела посмотреть новоиспеченный приквел «Ведьмака», а летом 2023-го выйдет четвертый сезон этого сериала с новым артистом (Генри Кавилла в роли Геральта заменит Лиан Хемсворт — прим. ред.). Как поклонница творчества Николаса Виндинга Рефна, очень жду премьеру «Ковбоя из Копенгагена» (мировая прошла осенью 2022 года на Венецианском кинофестивале). Это первый за 17 лет датский проект Рефна, снимающего необычные картины в жанре неонового нуара. Думаю, будет интересно.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 3
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.