Алексей Калицев: «Несмотря на трудности, рынок существовал и будет существовать, он «живой» Алексей Калицев: «Несмотря на трудности, рынок существовал и будет существовать, он живой» Фото: © Максим Блинов, РИА «Новости»

Продажи новых авто рухнули на 60%, надежда только на льготные кредиты…

Российский авторынок пока сам до конца не понимает, что его ждет в 2023 году. Под таким соусом прошла накануне конференция комитета автопроизводителей ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). Организация ежемесячно публикует статистику продаж новых легковых и легких коммерческих автомобилей (LCV) в России, а в четверг подводила итоги 2022-го, который оказался уникальным и запомнится беспрецедентными сложностями. Всего в прошлом году было продано 687 370 автомобилей, и это на 58,8% меньше по сравнению с итогами 2021-го (около 1,67 млн проданных машин). Важно уточнить, что ввезенные по параллельному импорту авто не учитывались. Несмотря на трудности, рынок существовал и будет существовать, он живой, радовался на мероприятии основной докладчик — председатель комитета автопроизводителей ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), исполнительный директор компании «Хендэ Мотор СНГ» Алексей Калицев.

Слайд: Статистика комитета автопроизводителей ассоциации европейского бизнеса (АЕБ)

«Конечно, все вы прекрасно знаете ситуацию», — описал Калицев текущее положение дел, которое, видимо, знает не понаслышке. В марте 2022 года южнокорейская Hyundai отправила в простой завод в Санкт-Петербурге и с тех пор не давала прогнозов по его будущему. В октябре появилась информация, что предприятие законсервируют, а в декабре завод начал сокращать рабочих. В прошлом году государство запустило «агрессивную» поддержку автокредитов, и она должна быть продолжена, потому что только бюджетные деньги помогут поддержать спрос на машины, признал спикер. Он подчеркнул, что текущие цены на автомобили — крайне высокие. Причем на стоимость теперь не влияет даже курс рубля.

Слайд: Статистика комитета автопроизводителей ассоциации европейского бизнеса (АЕБ)

«Помимо цен рекомендованных (рекомендованные розничные цены от производителя, РРЦ — прим. ред.), мы видим, что существуют и другие цены. Несмотря на падение курса, никакой корректировки вниз по ценам мы не видим. Это связано в первую очередь с тем, что нарушены логистические цепочки. Дилерская сеть существует в неопределенности», — отметил Калицев. Пока не стабилизируются поставки, не будут созданы новые цепочки, цены не снизятся. Впрочем, когда будет стабилизация, представитель АЕБ не уточнил — неопределенность. Поэтому вся надежда у производителей и дилеров — на государство, поскольку фактор цены является для покупателя определяющим. Времена, когда клиент в России был готов выложить любые деньги, можно забыть. АЕБ ждет, что программа льготного автокредитования продолжится. В пассажирском сегменте по некоторым брендам доля продаж в кредит достигает 60–70%.

Сейчас программы льготного автокредитования, напомним, предполагают субсидирование скидок в размере 20% на машины стоимостью до 2 млн рублей, а также скидки на электромобили в размере 35%. Воспользоваться льготой могут, в частности, приобретающие первый автомобиль граждане, семьи с одним и более несовершеннолетним ребенком, медработники, работники сферы образования. Под условия программы подпадают легковые и легкие коммерческие автомобили АвтоВАЗа, УАЗа, ГАЗа, электромобили Evolute производства липецкого «Моторинвеста», а также собираемые в Тульской области автомобили Haval. Минпромторг РФ обещал перезапуск программы в этом году, но пока деталей нет.

Слайд: Статистика комитета автопроизводителей ассоциации европейского бизнеса (АЕБ)

Рынок поддержат китайцы и параллельный импорт

Что покупали? Абсолютным лидером в 2022 году ожидаемо оказался АвтоВАЗ, который реализовал 188 645 автомобилей (350 714 в 2021-м, падение на 46%). На второй позиции — компания KIA, продавшая 66 095 автомобилей (205 801, 68%), а замкнул тройку еще один южнокорейский производитель Hyundai — 54 811 проданных авто (167 331, 67%). Единственный производитель, показавший рост продаж в легковом сегменте, — китайский Сhery. В 2022-м компания реализовала 38 497 машин, и это на 4% больше, чем в позапрошлом. Топ-10 самых продаваемых автомобилей в прошлом году выглядит следующим образом:

  • LADA Granta (95 879 штук);
  • LADA Niva (38 780);
  • LADA Vesta (29 206);
  • KIA Rio (24 686);
  • Hyundai Solaris (18 073);
  • Haval Jolion (17 112);
  • Hyundai Creta (16 577);
  • LADA Largus (12 694);
  • Renault Duster (12 235);
  • Geely Coolray (11 692).

Официальная дилерская сеть «блестяще» решает задачи по обслуживанию уже проданных автомобилей, считает Калицев. Здесь есть сложности с поставкой запчастей, признавал ранее основатель «ТрансТехСервиса» Вячеслав Зубарев и жаловался на потребительский экстремизм. Из-за сложностей с поставками дилеры не всегда могут вовремя провести работы в сроки, установленные законом «О защите прав потребителей», и в нынешнем виде закон может «раздавить» некоторых дилеров, отмечал предприниматель. Находились клиенты, которые пользуются трудностями, чтобы извлечь выгоду. Дошло до того, что некоторые дилеры заявили, что на ввезенные по параллельному импорту машины гарантия не действует, и предложили клиентам купить право на ремонт и обслуживание автомобилей в случае неисправностей за 1% от стоимости машины в год. Роспотребнадзор на днях подчеркнул, что такие продавцы вводят покупателей в заблуждение и занимаются «манипуляцией». «Много общаемся с дилерами, настроение у всех нормальное, трудятся. Никакого коллапса на рынке постпродажного сопровождения не произошло», — отметил спикер.

Инсайдер – перегонщик авто: «О Toyota Camry даже говорить не буду, 70–80 процентов из них – «конструкторы»

Рынок машин с пробегом набирает обороты и опережает рынок новых авто на 3–3,5%. Как отметили в АЕБ, если раньше банкам было неинтересно кредитовать покупку подержанных машин (либо невыгодные условия, либо предложений нет вообще), то теперь ситуация сильно поменялась. Настолько, что ставки по займам на новые и б/у автомобили практически сравнялись. Параллельный импорт, который начал развиваться в июле 2022 года, пока носит эпизодический характер. Покупки идут через физлицо, и при такой схеме есть много рисков и подводных камней, отметил Калицев. По его словам, крупные дилеры осознают опасность и налаживают импорт в «промышленном масштабе» по схеме «юрлицо – юрлицо». Когда схемы заработают, цены могут немного снизиться, но резкого падения ждать не стоит.

Рынок машин с пробегом набирает обороты и опережает рынок новых авто на 3-3,5% Рынок машин с пробегом набирает обороты и опережает рынок новых авто на 3–3,5% Фото: «БИЗНЕС Online»

По мнению АЕБ, в этом году будет серьезный скачок по продажам электромобилей. За год будет реализовано 15–16 тыс. машин, и это будет кратный рост по сравнению с текущими цифрами. «Мы считаем, что это реалистичные цифры. Клиенты интересуются. Госпрограмма будет поддерживать спрос», — надеялся спикер. Что касается прогноза на 2023-й, АЕБ ждет роста продаж на 12% по сравнению с нынешним годом, 770 тыс. автомобилей. По словам Калицева, такой динамике должно помочь появление новых брендов — должны появиться минимум 5–7. «Доля китайских брендов будет расти. Зная китайский рынок и число брендов, могу допустить, что задумаются о приходе новые производители», — допустил докладчик.

Слайд: Статистика комитета автопроизводителей ассоциации европейского бизнеса (АЕБ)

«Нашему человеку до этого параллельного импорта как до Луны. Он знает, где покупать автомобили»

По просьбе «БИЗНЕС Online» эксперты рассказали, что ждет российский авторынок в 2023 году, стоит ли сейчас покупать новый автомобиль и ждать ли снижения цен.

Максим Кадаков — главный редактор журнала «За рулем»:

— В целом мой прогноз совпадает с тем, что говорят в АЕБ. Мой прогноз следующий: при пессимистичном сценарии мы останемся примерно на уровне прошлого года, то есть 600–650 тысяч новых автомобилей. Правда, я считал все поставки новых машин — и официальные, и неофициальные. Хотя в случае с неофициальными поставками очень трудно давать какие-то прогнозы. Но это все про минимальный уровень. То есть все будет на уровне 2022 года. При оптимистичном развитии будет реализовано 800–850 тысяч новых автомобилей. АЕБ дает 770 тысяч штук — это посередине моих оценок, но без учета альтернативного завоза (речь о параллельном импорте — прим. ред.), о котором никто не знает, каким он будет, в каком объеме и что считать новой машиной. Прогноз АЕБ близок к реальности. Будет относительно спокойное развитие — без каких-то взрывов в плохую или хорошую стороны.

Что посоветовать человеку, планирующему покупку в этом году, — смотреть на новый рынок или вторичный? Это такой, знаете, вопрос… Нет единого правила. Есть люди, которые в принципе не хотят на вторичку смотреть и хотят новую машину. Есть, наоборот, люди, которые не хотят переплачивать за новое, потому что двух-трехлетнюю машину можно купить за полцены… Я думаю, нужно смотреть везде и делать какой-то выбор самостоятельно. В любом случае надо покупать машину ликвидную, которую потом можно легко продать. В любом случае нужно покупать авто в состоянии, близком к идеалу. Искать лучшее сочетание моторов и коробок, еще каких-то вещей, чтобы было проще жить с такой машиной. Неважно, новая она или нет. Нужно максимально себя обезопасить. Ждать каких-то ценовых подарков в общем-то не приходится. Я думаю, что и в цене все плюс-минус так же останется. Есть только один потенциальный вектор, который может повлиять на ценообразование, — если вдруг в этом году наладятся поставки бэушных машин из Китая. Такие поползновения уже были, но пока что все на уровне разговоров. Ввозят только свежие, новые авто. А если будет налажена массовая поставка бэушных машин из Китая, тогда цены немножко подсядут — и на новые, и на бэушные. Но это только предположение.


Вячеслав Субботин — автоэксперт, ведущий программы «Минтранс»:

— Продажи новых автомобилей в этом году, само собой, вырастут. Потому что даже при всех внешних завихрениях люди понимают, что жить-то нужно и ездить надо. Автомобиль не роскошь, а средство передвижения. Менять машину, если нет острой нужды, сейчас нет необходимости. Если это не инструмент престижа или какого-то там удовольствия, а транспорт, то какой смысл его менять? Ездит себе и ездит, ну и хорошо. Сейчас рынок новых автомобилей состоит исключительно из китайских машин. Поэтому смотреть в ту сторону не нужно вообще! Это плохие машины, они будут ломаться. Я просто знаю, как они устроены.

На самом деле если вкупе их рассматривать, то продажи китайских автомобилей давно уже опередили продажи LADA Granta. Последняя — это машина с платформой «ВАЗа-2108» образца 1980 года выпуска. Платформы современных китайских автомобилей гораздо круче, современнее, интереснее и лучше. Поэтому, естественно, они будут опережать. Но люди-то наши не дураки, они понимают, что покупают.

Ждать ли снижения после того, как наладится параллельный импорт? Нашему человеку до этого параллельного импорта как до Луны. И вообще, как говорится, фиолетово. Он знает, где покупать автомобили. Сегодня люди хорошо поставляют машины, так же, как и в 90-е годы, из Европы. Отлично поставляют! И из Японии тоже отлично поставляют автомобили. Они уже давно перепрыгнули Уральский хребет. И уже появились и в Санкт-Петербурге, и в Москве, и в Казани. Посмотрите на улицы Казани! Там автомобили ездят с транзитными европейскими номерами. И с правым рулем появились машины. Причем первоклассные автомобили! Даже гораздо лучше того, что когда-то, до всех политических событий, выпускали в нашей стране.