ОН БЫЛ ПЕРВЫМ
Игорь Башмаков – личность для Казани культовая, как и его скульптуры. Потомственный художник, он получил образование в знаменитой Строгановке и, не прельстившись прелестями столичной жизни, вернулся в родную Казань.
Конец шестидесятых годов прошлого века – время, когда Башмаков начал делать свои первые скульптуры в металле. На дворе – засилье отсутствия всяческого стиля и торжество «минимализма хрущевок». Башмаков, тем не менее, стал первым, кто вынес на улицы города скульптуры в металле и начал оживлять городскую среду.
ИСТОРИЯ ПРО ЛЯГУШЕК
Башмаков любил делать скульптуры « с историей». Например, увлекшись легендой про крылатого коня Тулпара, несущего творческим людям вдохновение, отлил такого коня для ипподрома. Ипподром уже давно переехал по другому адресу, но конь радует казанцев.
Другая история связана с фонтаном «Лягушки» на улице Баумана. Когда-то лягушки из папье-маше украшали один из фонтанов в центральном парке культуры и отдыха им. Горького. Но папье-маше – материал непрочный. Лягушки исчезли. Между тем в редкой казанской семье, где в пятидесятые годы прошлого века были дети, не сохранилась фотография их отпрыска верхом на лягушке. Башмаков решил вернуть лягушек городу и отлил их к тысячелетию Казани.
Одна из его последних работ – кот Казанский. Своего рода талисман и символ Казани. Установить его на казанской улице тоже была идея Игоря Николаевича.
МЕЧТЫ МАСТЕРА
В одном из и интервью Башмаков говорил:
- В Казани никогда не было избытка "украшательства", но свой облик у города был. Хорошо помню Казань пятидесятых, шестидесятых годов прошлого века. Не хочу сказать, что сейчас с городом произошло несчастье, но с появлением новых материалов, технологий стали забываться здания, построенные предыдущими поколениями зодчих. Получился некий разрыв. В Волгограде, в Нижнем есть фрагменты, которые очень похожи на Казань. Это плохо, потому что это однообразие. Стилистика теряется - нет в чистом виде барокко, рококо, ампира.
- Что бы вы добавили в городскую среду, чтобы избежать похожести с другими городами?
- У нас, к сожалению, мало знаковых исторических акцентов. Символ нашего города - башня Сююмбике. Но изображения самой царицы у нас не найти. В Японии, например, в любом маленьком городке можно найти изображение самурая, который там когда-то жил. А у нас - царица! Я бы с удовольствием создал памятник Сююмбике и ее сыну, я уже сделал эскиз. Еще одна тема, которую мне предложил мой студент, я некоторое время преподавал в художественном училище, это скульптурная композиция - галера, на которой прибыла в город Екатерина Вторая. На Петербуржской стоит всего лишь маленький макетик. Большой памятник можно было поставить в районе речного порта, там есть бухта, вблизи ее и можно было бы водрузить эту галеру из стали. Методы обработки металла меняются, и при создании галеры мы могли бы использовать все новейшие достижения, например, лазерную резку, сейчас водой режут металл, и появляются очень красивые фактуры, можно было бы сделать очень красивую композицию. Еще одна тема - само слово "Казань", есть легенда, что оно произошло от "казан", то есть котелок. Котла-то у нас и нет. Есть, конечно, котел, интерпретированный в фонтан в парке Тысячелетия, но мне видится другой. Мне кажется, он должен быть еще и утилитарным, функционировать по назначению. Я бы предложил его установить в районе цирка, эта идея у меня давнишняя, ей лет десять уже.
- Что вы имеете в виду, говоря, что этот памятник может быть утилитарным?
- В нем можно варить шурпу!.. Суп с кусками мяса, с травами. В Америке на празднование одного из юбилеев изготовили торт в 15 метров высотой и 30 шириной, кондитеры украшали его, вися на подъемных кранах. И под фейерверк угостили тысячи людей, все были измазаны кремом, но счастливы. Вот, мне кажется, такие празднества могли бы проходить и у нас. Так что мы могли бы тоже угостить народ шурпой, сваренной в скульптуре, технически это вполне выполнимо. А на внешних стенках котла можно было бы разместить барельефы - сцены из истории Казани. У города появилось бы еще одно культовое место.
К сожалению, этим мечтам так и не удалось воплотиться в жизнь.
СТАРИННЫЕ ЧАСЫ ЕЩЕ ИДУТ
В последнее время скульптор болел – перенес инсульт, ходил с палочкой, но старался работать. Второй инсульт, который он перенес в пасхальное утро, стал роковым. Башмакова нашли неподалеку от здания художественного фонда РТ.
Его похороны состоятся завтра. Гражданская панихида начнется в 10 утра в галерее современного искусства РТ.
А казанские влюбленные так и будут назначать свидания «под часами» на Кольце. Под часами работы Башмакова.
«МНОГО ЕГО ЭНЕРГИИ УШЛО НА БОРЬБУ»
Чем был Башмаков для казанцев? Вот что говорят эксперты «БИЗНЕС Online»:
Асия Миннуллина - скульптор:
- Игорь Башмаков привнес теплоту в городскую среду. В это засилье бетонных коробок. Он делал редкую работу и вкладывал в металл душу. К сожалению, много его энергии ушло на борьбу, его болезнь – это обнаженные нервы. Он всегда был энергичным. Нам казалось, что он никогда не уставал…
Фарид Бикчантаев - главный режиссер Камаловского театра:
- Игорь Башмаков был большим другом нашего театра. Он делал портреты наших артистов, и мы с ним очень плотно общались. Бывали у него в мастерской. Его уход – это огромная потеря не только для нас, творческих людей, но и для всего города, для которого Игорь Николаевич и творил.
Елена Гимранова - художница:
- Башмаков был необыкновенно увлеченным человеком, как он умел зажигательно рассказывать! С чувством, с юмором! Его работы, они такие теплые, хотя в чем-то и сдержанные. У него был свой, неповторимый стиль. Башмакова ни с кем не спутаешь.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 6
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.