Госкомитет РТ по тарифам предложил создать единый фонд инфраструктурного развития. Это позволит предприятиям коммунальной отрасли не рассчитывать только на рост тарифов для выполнения инвестпрограмм и ремонта изношенных сетей. Глава комитета Александр Груничев предрекает сопротивление организаций, недовольных усилением контроля. О том, чем объясняли двойное повышение тарифов в 2021 году, что комитет сделает для улучшения качества услуг и как за неубранные горы мусора отвечал новый шеф УК «ПЖКХ», — в материале «БИЗНЕС Online» с заседания коллегии ГКРТТ.
В прошлом году тарифы повышались дважды — с 1 июля и с 1 декабря. Это было необходимо для бесперебойной работы и развития инфраструктуры, сохранения предоставления качественных жилищно-коммунальных услуг, заявил сегодня Александр Груничев (слева) на итоговом заседании коллегии
Тарифы в Татарстане: цена против качества
В регулировании коммунальной отрасли сложилась уникальная ситуация. В прошлом году во всех регионах страны по решению федерального правительства тарифы повышались дважды — с 1 июля и с 1 декабря. Это было необходимо для бесперебойной работы и развития инфраструктуры, сохранения предоставления качественных жилищно-коммунальных услуг, заявил сегодня председатель госкомитета РТ по тарифам Александр Груничев на итоговом заседании коллегии. На мероприятии также присутствовали премьер-министр РТ Алексей Песошин и замруководителя ФАС России Виталий Королев.
В Татарстане плата за ЖКУ в среднем выросла на 9%. В отдельных районах платежи подскочили на 12% (затрагивает около 3,6% от общей численности населения республики). Это связано с эксплуатацией новых биологических очистных сооружений при небольших объемах сточных вод. «Мы должны учитывать в тарифах множество переменных, среди которых можно выделить основные: повышение заработной платы персонала, инфляционные процессы, уровень износа объектов инфраструктуры. Это влечет за собой рост тарифов. С другой стороны, действуют ограничения в виде предельной платы», — объяснил Груничев.
Позже в беседе с журналистами он признался, что считает сложившуюся стоимость «коммуналки» адекватной для всех участников: и предприятий отрасли, и населения. Другой вопрос в том, что качество оказываемых услуг должно соответствовать этой плате. В пример Груничев привел кейс из Бугульмы: жители нескольких домов жаловались на огромные начисления за отопление при периодических сбоях в подаче тепла. Выяснилось, что дома не оборудованы приборами учета, а плата начислялась по нормативу. В итоге госкомитет взял эту проблему на контроль и добился перерасчета для бугульминцев. «Мы видим, что механизм (процедура фиксации нарушений и перерасчета — прим. ред.) не такой смазанный и шестеренки крутятся не в том направлении. Но попытаемся тиражировать этот пример на всю республику», — заверил спикер.
Госкомитет предложил новый подход к оплате инвестиционных мероприятий через единый фонд инфраструктурного развития. Средства из него планируется выделять по решению кабмина на модернизацию объектов там, где это действительно необходимо
«Предприятия будут против, как они против всех наших инициатив…»
На заседании коллегии в прошлом году Груничев призывал регулируемые организации максимально использовать дополнительные источники финансирования инвестпрограмм, а не полагаться только на рост тарифов. Например, просить льготные кредиты, обращаться в фонд ЖКХ, фонд цифровизации, РЭО («Российский экологический оператор»), использовать средства от технологического присоединения.
Еще одна проблема — инвестпрограммы в принципе отсутствуют у более чем 50% организаций, которые могут себе позволить реконструкцию и модернизацию объектов. В их число вошли ОЭЗ «Алабуга», энергоцентр «Майский», ООО «ПЭСТ» (принадлежит ТГК-16 и ТАИФ-НК), ООО «РСК» (ГЖФ при президенте РТ).
Госкомитет предложил новый подход к оплате инвестиционных мероприятий через единый фонд инфраструктурного развития. Средства из него (платежи будут осуществлять регулируемые организации в рамках тарифов) планируется выделять по решению кабмина на модернизацию объектов там, где это действительно необходимо. «Предприятия будут против, как они против всех наших инициатив… Потому что это только усиливает контроль с нашей стороны и выводит их в прозрачное правовое поле», — предрек Груничев во время разговора со СМИ.
Дмитрий Петров: «На сегодняшний день мы работаем с 19 объектами захоронения и одним объектом обработки, что недостаточно с точки зрения национальной программы «Экология»
О мусорном коллапсе: «Пора принимать меры»
Сфера обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО) остается наиболее проблематичной. Особенно много критики поступает в адрес УК «ПЖКХ», регоператора в западной части РТ, заявил Груничев. «Это происходит в последнее время, мы все в курсе этой проблемы. Начисление [платежей] происходит в отсутствие предоставления услуги, меняются графики вывоза без согласования с органами местного самоуправления», — критиковал глава тарифного комитета.
«Считаем, что пора принимать меры административного воздействия. В ближайшее время госкомитет планирует возбуждение административных производств по наиболее резонансным фактам», — пригрозил докладчик.
Еще одна проблема в том, что суды буквально завалены исками регоператора по взысканию долгов с потребителей. При этом, по данным «Татэнергосбыта», долги формируются по несуществующим юридическим и физическим лицам.
Ответить на претензии о горах мусора в Татарстане пригласили нового гендиректора УК «ПЖКХ» Дмитрия Петрова. Его назначили на эту должность летом прошлого года вместо Сергея Богатова. Он рассказал, что управляющая компания обслуживает почти 45 тыс. контейнеров, в 2023 году планирует приобрести еще 3 тыс. баков.
«Мы работаем с 19 объектами захоронения и одним объектом обработки, что недостаточно с точки зрения национальной программы „Экология“, поэтому министерством строительства республики и госкомитетом согласована инвестиционная программа и утверждены инвестиционные надбавки в тарифах для реализации проектов на 2023–2025 годы», — указал спикер. В числе реализуемых проектов строительство второй карты полигона «Восточный», возведение мусоросортировочного комплекса на 750 тыс. т с глубокой переработкой и трех межмуниципальных полигонов. Последние необходимы для работы на западной зоне до ввода в эксплуатацию объектов по «термической утилизации», указал Петров.
Гендиректор УК «ПЖКХ» признался, что проблемы существуют. «Есть огрехи с нашей стороны, но есть и огрехи со стороны балансодержателей контейнерных площадок и потребителей. Мы эти проблемы подсвечиваем, совместно с правительством и районами решаем. Не буду их озвучивать, они известны. Они требуют изменения в том числе и нормативной базы», — отметил Петров. Свои предложения УК «ПЖКХ» отправила в федеральные органы.
Мусорный оператор взялся создать реестр контейнерных площадок. Это позволит оцифровать и определить всех отходообразователей на территории РТ и привязать их к контейнерным площадкам. Кроме того, в плане закупка 60 мусоровозов, включая транспортные средства для мойки баков. А также инициация предложений по внесению изменений в республиканскую схему по обращению с отходами, указал Петров.
Сильная изношенность и недостаточные темпы обновления подвижного состава увеличивают затраты на эксплуатацию и себестоимость перевозок пассажиров общественным транспортом, что отражается на тарифе, отметил Алексей Песошин
Помощь малообеспеченным и транспортная концепция
Глава госкомитета по тарифам предложил внедрить дифференциацию регионального стандарта максимально допустимой доли расходов граждан в зависимости от доходов семьи. Мера призвана поддержать малообеспеченные слои населения. Выступая с заключительным словом, премьер-министр Песошин поддержал инициативу и попросил проработать ее с минэкономики и минтрудом.
«Не у всех предприятий, имеющих необходимые источники финансирования для реализации мероприятий по реконструкции, имеются инвестиционные программы. Это создает предпосылки для нецелевого использования амортизации и других тарифных источников инвестпрограмм», — отметил Песошин. Исполкомам районов при содействии минпромторга и госкомитета он поручил проработать этот момент.
Премьер-министр напомнил о высокой социальной значимости рынка транспортных услуг. Сильная изношенность и недостаточные темпы обновления подвижного состава увеличивают затраты на эксплуатацию и себестоимость перевозок пассажиров общественным транспортом. Это отражается на тарифе. Минтрансу республики Песошин поручил рассмотреть предложение о разработке концепции развития транспортной отрасли в Татарстане.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 13
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.