«Если бы Советский Союз сохранился, у Рахимова не было бы никаких шансов на политическую карьеру», — пишет обозреватель «БИЗНЕС Online» Владимир Марченко о первом президенте Башкортостана. Какой была неприглядная часть эпохи правления Рахимова и почему разнузданность сына Урала помогла покончить с самостоятельностью башкирских элит?
Труднее всего Москве пришлось с Муртазой Рахимовым. Клан Рахимовых настолько глубоко укоренился в республике, что вырвать его, не нарушив мирную жизнь и не повредив производству, было нелегко. К тому же Рахимовы умели постоять за себя и в методах защиты себя не ограничивали
«Биография Рахимова — не выскочки, не мажора, не таланта, хватающего звезды с неба, а трудяги»
После мюнхенской речи Владимира Путина 2007 года, в которой неявно, но достаточно понятно для всех целевых аудиторий была сформулирована стратегия новой России, первое, что должен был сделать президент, — покончить с любой фрондой внутри страны. Вертикаль была еще непрочна и шаталась; ее держали, кроме президента Путина, еще несколько рук, и в грядущем противостоянии с Западом эта колеблющаяся вертикаль могла бы все обрушить. Ситуация осложнялась тем, что Путину предстоял уход из президентов, поскольку это был его второй срок подряд.
Проблемных для Москвы регионов было три: Урал, Татарстан и Башкортостан. Это не считая Чечни, которая особый случай.
На Урале сидел губернатор Эдуард Россель, который в 1993 году вообще провозгласил создание Уральской Республики вместо административного округа. Бунт удалось подавить, но Россель оставался губернатором, популярность которого позволяла предпринимать самые неожиданные шаги.
Республикой Татарстан правил еще более популярный в народе Минтимер Шаймиев.
В Башкортостане — не популярный, но крепко держащий власть Муртаза Рахимов.
Задача справиться с тремя опасными для возвращающейся к традиционной имперской политике Москвы фрондерами была возложена на президента Дмитрия Медведева. Может, это и было его главным делом на высшем посту. И он справился.
Росселя отправили в отставку в 2009 году.
25 марта 2010 года ушел в отставку президент Шаймиев, договорившись о преемственности власти в республике.
Труднее всего Москве пришлось с Рахимовым. Клан Рахимовых настолько глубоко укоренился в республике, что вырвать его, не нарушив мирную жизнь и не повредив производству, было нелегко. К тому же Рахимовы умели постоять за себя и в методах защиты себя не ограничивали.
Глядя на биографию Рахимова, трудно предположить, что этот скромный инженер сумел выстроить крепкую, хорошо организованную, глубоко укорененную вертикаль власти и защищать ее до последнего.
В биографии Рахимова нет ничего примечательного. До перестройки — никаких внезапных взлетов, никаких трамплинов, внезапно подбрасывающих в высшие сферы. Родился в семье председателя колхоза. Окончил Уфимский нефтяной техникум и начал работать на Уфимском нефтеперерабатывающем заводе. Потом окончил Уфимский нефтяной институт без отрыва от производства, т. е. на вечерней форме обучения. Ему было тогда уже 30 лет, на таких студентов в то время смотрели с уважением и некоторым удивлением: а почему так поздно-то? В партию вступил в 40 лет. Всю трудовую биографию — с 1960 по 1990 год — работал на Уфимском нефтеперерабатывающем заводе им. XXII съезда КПСС, последние пять лет был его директором.
Это биография не выскочки, не мажора, не таланта, хватающего звезды с неба, а трудяги, который всю жизнь карабкался наверх и наконец выкарабкался.
И, не случись перестройки, об истинном таланте Рахимова мы бы никогда и не узнали. Он даже не был депутатом какого-нибудь местного Совета депутатов трудящихся. Только работал на нефтяном заводе.
Но вот случилась перестройка — и понеслось. Депутат Уфимского городского совета — народный депутат СССР — член Верховного Совета СССР — народный депутат Республики Башкортостан — председатель Верховного Совета Башкирской АССР — президент Республики Башкортостан. Это все за 7 лет.
Рахимов ускоренными темпами строил политико-промышленно-финансовую империю. Принцип построения был по-азиатски прост: распределить ресурсы между родственниками, подгрести под себя все, до чего удастся дотянуться
«Невозможно было пройти такой путь, не имея поддержки народа, политического и экономического бомонда»
Нет сведений, что за Рахимовым стояли какие-то мощные силы, которые вознесли его на самый верх местной политики. Конечно, поддерживающие силы были. Невозможно было пройти такой путь, не имея поддержки народа, политического и экономического бомонда, но, по-видимому, эти силы избрали его своим ставленником, когда он себя уже проявил как политик, а не сделали его политиком с нуля из ничего.
В общем, талант рано или поздно себя проявит. В данном случае он оказался вполне азиатским.
Оказавшись в родной стихии, Рахимов принялся ускоренными темпами строить политико-промышленно-финансовую империю, равную которой — в соответствующем масштабе — еще поискать. Принцип построения был по-азиатски прост: распределить ресурсы между родственниками, подгрести под себя все, до чего удастся дотянуться, а реформы проводить в минимальных количествах и только в свою пользу. Сын Рахимова Урал возглавил «Башнефтехим», племянник жены Азат Курманаев получил Уралсиббанк, остальные были брошены на менее крупные промышленные и финансовые предприятия и правоохранительные органы. Если на подвластной территории ты владеешь основной промышленностью, финансами и контролируешь милицию и суды, то ты автоматически оказываешься тем, кому возразить никто не может.
Имея за спиной такую силу, можно было не бояться и московских властей. Ну, например, в самый разгар чеченской кампании Башкортостан демонстративно заключил договор о дружбе с Джохаром Дудаевым.
В другой раз таможенники в «Шереметьево-2» задержали Урала Рахимова, пытавшегося вывезти $3 млн, чтобы вернуть долг казино Монте-Карло. Так он сам объяснил. Скандал замяли.
А в июне 1996 года, в самый разгар президентской избирательной кампании, Урал стал виновником ДТП в Москве, в котором были пострадавшие. Его даже посадили на короткое время. Это был как раз тот самый момент, когда башкирские избиратели прокатили Ельцина в первом туре выборов. Урала немедленно освободили, а башкирские избиратели вдруг прозрели и проголосовали во втором туре «как надо».
Но до поры до времени Москве приходилось все это терпеть.
Тайна «Бермудского треугольника» приоткрылась в 2020 году, когда перед пересмотром дела Изместьева распространилось записанное на телефон интервью, в котором он признался, что заказчиком убийств и терактов был сын президента
«Борьба за рахимовскую империю уже в конце 90-х перешла из юридической фазы в силовую»
В 1998 году Муртаза Рахимов вместе с президентом РТ Шаймиевым, президентом Ингушетии Русланом Аушевым, губернатором Петербурга Владимиром Яковлевым и мэром Москвы Юрием Лужковым создали движение «Отечество — вся Россия», второй съезд которого состоялся в Уфе.
Блок ОВР проиграл борьбу силам, требовавшим более прочного единства страны, главой которых был выдвинут Путин, тогда еще даже не президент. Рахимову пришлось отойти от федеральной политики и спрятаться у себя дома в Башкортостане как в неприступной крепости.
Борьба за рахимовскую империю уже в конце 90-х перешла из юридической фазы в силовую. Несколько крупных руководителей местного ТЭКа были убиты. Наказания целых семей, аресты тиражей газет, поджоги типографий вообще считались повседневной рутиной. Республику затрясло, стало понятно, что Рахимову все сложнее контролировать положение.
Наводя порядок, Москва поставила на должность главы МВД Башкортостана своего человека — генерал-майора милиции Игоря Алешина, что вызвало шок у местной элиты, привыкшей, что правоохранительные органы находятся целиком под их контролем. Алешин начал решительно чистить местных силовиков и докапываться до причин и заказчиков. Так, по версии следствия, заказчиком ликвидации бывшего главного бухгалтера Башкирской нефтехимической компании Валерия Сперанского и директора по производству Ново-Уфимского НПЗ Салавата Гайнанова, еще пяти убийств, нескольких покушений, терактов со взрывами и прочего по мелочи был бывший сенатор Игорь Изместьев, ключевой нефтетрейдер республики и доверенное лицо сына президента РБ (по некоторым данным, одноклассник Урала Рахимова).
«Ситуация, сложившаяся вокруг уголовного дела Игоря Изместьева, — писал тогда „Московский Комсомолец“, — напоминает бермудский треугольник, где действуют отличные от общепринятых законы, гибнут люди, а то, что следствию кажется очевидным, абсурдным видится со стороны. В сотне томов уголовного дела постоянно мелькают одни и те же фамилии: Урал Рахимов, Юрий Бушев, Сергей Финагин. Все они, так или иначе, были связаны с башкирским ТЭК и многочисленными покушениями, состоявшимися заказными убийствами, прогремевшими и предотвращенными взрывами».
Следствие по делу Изместьева велось с многочисленными нарушениями. Присяжные склонялись к оправданию. Чтобы его гарантированно посадить, Государственная Дума приняла закон о запрете судить судом присяжных дела о терроризме. Есть доказательства оговора бывшего сенатора со стороны его подельников, некоторые из которых были агентами ФСБ, о чем тогда открыто писали СМИ. Все это вызывает естественное предположение, что Изместьевым — независимо от того, виновен он или нет, — прикрыли бурную деятельность клана, не стеснявшегося в средствах для укрепления и сохранения своей власти.
Тайна «Бермудского треугольника» еще сильнее приоткрылась в 2020 году, когда перед пересмотром дела Изместьева (которое окончилось ничем) широко распространилось записанное на телефон интервью (безусловно, в таком формате признание вызывает определенные сомнения), в котором он признался, что заказчиком убийств и терактов был сын президента Урал.
В первом туре Рахимов одержать победу не смог, и над его империей нависла опасность. Курултай угрожал президенту России «раскачиванием лодки межнациональных отношений», если Рахимова уберут. В итоге тот просидел на своем посту до 2010 года
«Империя Рахимовых вызывала зависть у внешних и более могущественных игроков»
Одной из первых показательных и устрашающих акций группы Урала Рахимова стало убийство директора Новоуфимского НПЗ Гайнанова, поскольку тот осмелился заявить, что будет баллотироваться в президенты.
«Гайнанов был хорошим управленцем и сильным руководителем с большими амбициями на власть, — заявил Изместьев. — Собственно говоря, это является причиной, по которой он погиб. Безусловно, еще и деньги. Там было огромное количество наличных денег. Он не был пешкой в игре. На тот момент у него были амбиции на власть».
Главбух Башкирской топливной компании Сперанский погиб, потому что слишком много знал об Урале Рахимове:
«Он был не только бухгалтером, но и членом совета директоров „Башнефти“, например. Был членом совета директоров „Башнефтехима“ и так далее. Сперанский на момент гибели был вторым лицом в башкирском ТЭКе после Урала Рахимова. Доверенный человек. Человек, который делал саму схему приватизации башкирского ТЭКа в кавычках. Человек, посвященный абсолютно во все и делавший схему увода собственности из государственной в частные руки.
…Все придумал и воплотил Урал, — сказал Изместьев. — Другой вопрос, что бывший президент дал возможность это сделать. И это тоже преступление. Надо понимать, что отец оказался полностью под контролем сына. Он не был ведущим, он был ведомым. Поэтому основная скрипка и вся идеология воплощения, все придумывалось и создавалось сыном. Отец даже возмущался, были моменты. Пытался развернуть всю схему назад. Такие моменты, они тоже были. Но проходило время, и он признавал, что был неправ, и делал так, как ему указывает сын».
Империя Рахимовых вызывала зависть у внешних и более могущественных игроков, которые никак не могли спокойно смотреть на столь лакомый кусок. К тому же Рахимовы подставлялись под удары. А самое главное — несмотря на природные богатства и мощный промышленный комплекс, уровень жизни в Башкортостане не сказать что был в числе лидеров среди регионов России. Рейтинг Рахимова в республике опустился до 25%. Надо было ухитриться так руководить богатейшим регионом, чтобы добиться подобных результатов.
Растущая непопулярность Рахимова, явное недовольство населения позволяли надеяться на решение проблемы минимальными усилиями. В 2003 году на последних всенародных выборах президента в Башкортостане могущественная в то время группировка Межпромбанка (ликвидированного в 2010 году) зашла с козырей. Против Рахимова, который шел на свой третий срок, были выставлены член совета директоров Межпромбанка Сергей Веремеенко и член Совета Федерации от Республики Алтай Ралиф Сафин.
Борьба развернулась серьезная. Местной милиции было велено не пускать внешних наблюдателей в республику. Два вагона, в которых ехали наблюдатели Сафина, были отцеплены от поезда на первой же башкирской станции и загнаны на запасной путь. Автобусы с наблюдателями от Веремеенко тоже завернули на границе. Одному автобусу все же как-то удалось прорваться, но в гостиницу пришельцев не пустили, им пришлось ночевать в своем автобусе, который ночью неизвестные забросали камнями. Многие были ранены. Нескольких наблюдателей избили, вывезли в Оренбургскую область и посоветовали «больше в Башкортостан не соваться».
Тем не менее в первом туре Рахимов одержать победу не смог, и над его империей нависла грозная опасность. Пришлось просить помощи у президента Путина. Рахимов отправился в Москву, и после встречи с Путиным избирательная кампания Веремеенко внезапно была свернута. Не потому, конечно, что Курултай угрожал президенту России «раскачиванием лодки межнациональных отношений», если Рахимова уберут. Время демонтажа башкирского Бабая еще не пришло. Поэтому Рахимов, не набравший в первом туре и 40% голосов, во втором получил сразу 78%.
Рахимов просидел на своем посту до 2010 года.
История еще даст оценку деятельности Муртазы Рахимова, взвесив все плюсы и минусы
«За то хорошее, что он сделал для родной республики, люди его будут благодарить всегда»
В конце концов, Рахимовых заставили продать башкирскую нефтянку евтушенковской АФК «Система» в обмен на поддержку бывшего башкирского премьера Раиля Сарбаева как преемника Рахимова. Но, поскольку было понятно, что при Сарбаеве клан Рахимовых останется правящим, хотя и из-за кулис, Москва продавила на пост президента своего ставленника Рустэма Хамитова с явным заданием навести наконец порядок. Собственно, как только АФК «Система» наладила контроль за башкирским ТЭКом, судьба Рахимова была предрешена. Речь теперь могла идти только о том, на каких условиях он покинет свой пост. Самого бывшего президента не тронули, но оставлять в неприкосновенности сына Урала было бы уже чересчур.
В июле 2010 года тяжелая артиллерия — Первый канал, НТВ, «Российская газета» — одновременно набросилась на Урала Рахимова. Тон и смысл наезда был таков, что дополнительных комментариев не потребовалось. Уралу пришлось написать заявление о сложении полномочий депутата Курултая по собственному желанию, которое Курултай немедленно удовлетворил, и сбежать в Австрию, очевидно, к своим капиталам, которые, по данным Forbes, по крайней мере, в некоторые периоды превышали $1 миллиард. В те же июльские дни Муртазе Рахимову на встрече с руководителем администрации президента РФ Сергеем Нарышкиным (с премьером Путиным Рахимову встретиться не дали) пришлось заявить о намерении досрочно покинуть пост президента; 15 июля 2010 года президент Медведев принял Рахимова и заодно принял и его просьбу об отставке.
На некоторое время Урала оставили в покое, но в 2014 году возбудили уголовное дело — однако лишь по экономическим преступлениям, объявили в международный розыск и потребовали от австрийских властей его выдачи. После двухлетнего разбирательства австрийцы отказались выдать Рахимова, поскольку усмотрели в его преследовании политические мотивы. С тех пор о нем ничего не слышно.
Сам бывший президент не стал никуда бежать. Судя по конфликтам его ставленников с президентом Хамитовым, попыток контролировать республику он не оставил и частично добился успеха: в 2018 году главой Башкортостана стал его старый соратник Радий Хабиров, с 2003 по 2008 год — руководитель его администрации. Рахимов убрал его с поста, обвинив во взяточничестве, из опасения, что Хабиров станет претендовать на его место. Тогда Хабирова спасла Москва. Теперь, когда сам Рахимов оказался на пенсии, а его сын — в бегах, Хабиров выглядел вполне подходящим кандидатом.
Сейчас, когда первый президент Башкортостана умер, ему возносят хвалу, поют дифирамбы и объявляют великим сыном башкирской нации. Разумеется, немало в этих словах правды — много хорошего при Рахимове делалось, промышленность и финансы региона контролировали местные элиты, которые развивали территорию. Потому простые люди заполнили улицы у ГКЗ «Башкортостан» в день похорон бывшего президента.
Хоронили Рахимова по высшему разряду. Проститься приехали президент России Путин, первый президент Татарстана Шаймиев, действующий президент Рустам Минниханов, полпред президента в Приволжском федеральном округе Игорь Комаров; само собой, глава Башкортостана Хабиров и мэр Уфы Ратмир Мавлиев. Не хватало только Медведева, который некогда лично принял отставку башкирского Бабая с поста президента. Но Медведеву в его нынешнем статусе делать здесь было нечего.
Как и все деятели перестройки, Рахимов — часть той прослойки, которую поток исторических событий вынес из глубин небытия на самый верх. В точке бифуркации, когда одна устойчивая тенденция закончилась, а новая еще не сформировалась — собственно, в хаосе, — возможны самые удивительные варианты. Хаос конфигурируется в новые структуры самым неожиданным и причудливым образом. Если бы Советский Союз сохранился, у Рахимова не было бы никаких шансов на политическую карьеру. Но в хаосе он ухватил счастливый случай и правил почти 20 лет как умел.
В том, что его клан уничтожили, преемником поставили человека с заданием зачистить республику от его людей и уничтожить многое из сделанного им, а его сын вынужден был бежать за границу без шанса возвратиться назад, виноват он сам и никто другой. Как и в том, что республика потеряла (в отличие от Татарстана) контроль над нефтью и нефтехимией, что могло быть ресурсом развития территории. А теперь, по мнению аналитиков, Башкортостан отброшен на 15–20 лет назад в том плане…
Однако не бывает черно-белого в нашей жизни, она полна противоречий. История еще даст оценку деятельности Муртазы Рахимова, взвесив все плюсы и минусы. Но однозначно, что за хорошее, что он сделал для родной республики, люди его будут благодарить всегда. Добро народная память не забывает.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 4
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.