Безумная политика «нулевого ковида», за которую Китай заплатил триллионами долларов экономического ущерба и сотнями тысяч избыточных смертей, — это еще не все проблемы Китая, уверен Павел Spydell Рябов. Главная из них — демографическая: многолетние последствия политики «одна семья — один ребенок». Уровень рождаемости в КНР — самый низкий среди всех крупных стран. В ближайшие 25 лет Китай может недосчитаться 100 млн человек.
Китайский эксперимент по попытке обуздать законы природы провалился, а вместе с экспериментом едва ли не завалили экономику, перегруженную долгами
Обуздать законы природы
Рост китайской экономики существенным образом надломлен в 2022 г. во многом по причине «варварских» и неадекватных антиковидных мер, которые провалились целиком и полностью.
Накопленный экономический ущерб составляет свыше $3.5 трлн за три года с 2020 г. по 2022 г. недополученных доходов экономических субъектов Китая.
Экономика значительно деформировалась в первую очередь по сектору услуг, ориентированному на потребителей. То, что Китай с огромным трудом и долговой нагрузкой пытался раскрутить с 2009 года, было едва ли не уничтожено масштабным и по сути бессмысленным антиковидным «террором» в том виде, в каком он реализовался в Китае.
«Аварийный» отказ от политики Zero-COVID в конце 2022 г. привел к массовым заражениям и неконтролируемому всплеску смертности после подорванной иммунной системы китайской нации, как главная причина избыточной смертности, а не сам COVID, который трансформировался за три года, снизив вирулентность.
Китайский эксперимент по попытке обуздать законы природы провалился, а вместе с экспериментом едва ли не завалили экономику, перегруженную долгами, т. к. запас прочности практически исчерпался, который на протяжении трех лет позволял балансировать издержки на политику Zero-COVID. Вовремя одумались.
- Промышленное производство в декабре выросло всего на 1%, за два года рост составил 4,8% (для сравнения: с 2014 по 2019 гг. средний двухлетний рост был около 15%).
- Номинальные розничные продажи в декабре снизились на 1,8% г/г, реальные розничные продажи упали на 3,6%, а двухлетнее изменение реальных розничных продаж составило минус 3,3%.
- С 2010 по 2016 двухлетние темпы роста розничных продаж в реальном выражении были свыше 20%, с 2017 по 2019 гг. темпы снизились до 10-11%, после ковидных экспериментов балансировали около нуля и сейчас в минусе. За год почти минус 4%, что повторяет минимум 2020 г.
- Рост ВВП за год составил 3% — это минимум с 1978 г., не считая ковидного 2020 г. с ростом на 2,2%. С 2014 по 2019 гг. рост составлял в среднем 6,8%.
Сейчас Китай пытается перезапустить экономику…
Китай будет вымирать
Безумная антиковидная политика в Китае — это лишь малая из проблем, ее можно исправить отменой, что и было сделано, хотя за это и заплатили триллионы долларов экономического ущерба, сотни тысяч избыточных смертей (если не больше) через подрыв иммунной системы на протяжении трехлетнего третирования с попыткой создания «чистых зон».
Мировой опыт показал, что вакцинация плюс умеренные (в рамках разумности) локдауны — это достаточные меры для стабилизации ситуации (пример Индии), но Китай пошел альтернативным путем и проиграл. Дело не в количестве населения и не в плотности населения, а в попытке «обуздать законы природы». Не вышло.
Есть еще проблема — это демография, которая бьет с двух сторон.
Во-первых, стремительно стареющее население, что оказывает непропорциональную нагрузку на систему здравоохранения и социальную систему, но главное другое — это демографический провал, который в перспективе следующего поколения приведет к затяжному вымиранию Китая.
Демографическая политика «одна семья — один ребенок» стартовала в 1979 г. и была призвана ограничить рождаемость в связи с опасением ресурсного дефицита (в первую очередь по продовольствию после свежих на тот момент воспоминаний массового голода в Китае начала 60-х).
В конце 70-х Китай был достаточно отсталой аграрной страной без развитой промышленности. Китайское руководство опасалось, что неконтролируемая рождаемость создаст целый комплекс проблем, в том числе и политических. Нет достаточного количество жилья, нет соответствующей энергетической, коммунальной и транспортной инфраструктуры, нет необходимого для такого количества населения доступа к образованию и медицине.
Мотивы разумны и понятны, но реализация имела место в китайском стиле. Правила были по-китайски драконовскими (вплоть до стерилизации), существенно ограничивая права и репродуктивные возможности китайского населения, а эффект инерции слишком значительный.
Лишь в 2015 году правила были ослаблены, а с 2016 г. китайским семьям разрешено иметь двух детей. С 2021 г. — очередное послабление и возможность иметь трех детей.
Однако 36 лет очередного эксперимента дают о себе знать. Уровень рождаемости в Китае в 2022 г. стал самым низким среди всех крупных стран мира — 6.77 родившихся на 1000 человек населения или 9.56 млн человек, а смертность составила 10.41 млн человек (7.37 на 1000 населения), в итоге естественная убыль превысила 850 тыс. человек.
Это первое сокращение населения в Китае с 1960 года, когда в трехлетний китайской голод естественная убыль составила 241 тыс. чел. Статистика не охватывает период ранее 1950 г., но однозначно можно сказать, что это самое значительное сокращение населения с Второй мировой.
Фактор демографии, иные стандарты и приоритеты в обществе, существенно искаженные политикой «одна семья-один ребенок» на протяжении двух поколений, создали «вакуум» репродуктивного населения, т. е. как раз до 46 лет.
В итоге в следующее поколение в Китае будет массовое вымирание, которое может превысить 100 млн человек за 25 лет.
Факторы роста экономики Китая до 2009 — это индустриализация, урбанизация и глобализация на траектории растущего населения в трудоспособном возрасте.
С демографией катастрофа полная, активная индустриализация завершена 10 лет назад, урбанизация истощена, т.к с 1980 по 2023 год свыше 45% населения переехали из сел и деревень в города. Теперь темпы урбанизации стремятся к нулю.
С 2009 года Китая решил встать на технологические рельсы и сделать ставку на внутренний спрос и развитие среднего класса. Это должно поддержать долгосрочный рост, но и этот ресурс развития почти исчерпался после превышения разумного порога общенационального долга, который достиг 300% к ВВП по сравнению с 265% в США и Еврозоне.
Средний класс грохнули в 2020 через антиковидный террор.
Важно отметить, что рост экономики Китая продолжится, т. к. внутренний рынок очень емкий, а технологическое развитие в Китае только начинается, но темпы роста будут другого характера.
Spydell_finance, 18.01.2023
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 6
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.