«Сейчас гораздо лучше сидеть под санкциями, если ты руководишь российским регионом, чем на тебя будут смотреть и задавать вопросы: «А что это на тебя санкции не распространились, брат? Что с тобой не так?» — комментируют эксперты «БИЗНЕС Online» вчерашнее появление в санкционных списках США Рустама Минниханова и его супруги. Теперь им в числе прочих запрещен въезд в эту страну. Более того, за любое сотрудничество с ними могут грозить вторичные санкции. Собеседники «БИЗНЕС Online» рассуждают о том, как президент Татарстана не оправдал надежды тех, кто записывал его в «партию молчунов», и отразятся ли новые ограничения на работе Минниханова с исламскими странами.
Накануне минфин США опубликовал обновленный санкционный список. В него попали президент РТ Рустам Минниханов, его супруга Гульсина Минниханова, а также ее бизнес — пятизвездочный отель со своим спа-комплексом Luciano
Чета Миннихановых угодила в черный список
Почти год с начала спецоперации на Украине президент Татарстана Рустам Минниханов не удостаивался западных санкций. Но популярный тезис «все там будем» сработал и в данном случае. Накануне минфин США опубликовал обновленный санкционный список из россиян. В него попали президент РТ, его супруга Гульсина Минниханова, а также ее бизнес — пятизвездочный отель со своим спа-комплексом Luciano. Первая пара Татарстана оказалась в достойной компании, где среди прочих вице-премьер РФ Денис Мантуров, а также сооснователь Yota, меценат Сергей Адоньев.
В объяснении минфина США говорится, что Минниханова внесли в список за то, что он является председателем правления ПАО «Туполев», «которое производит стратегические бомбардировщики для ВС РФ», а следовательно, связано с оборонным сектором страны. А жена президента РТ попала под санкции за то, «что является супругой Минниханова», а ее Luciano — потому что принадлежит или контролируется «прямо или косвенно Миннихановой».
Помимо Миннихановых, накануне под американские санкции также попали вице-премьер и глава минпромторга РФ Денис Мантуров, глава ФСИН Аркадий Гостев, глава концерна «Калашников» Алан Лушников, сооснователь Yota Сергей Адоньев и его двое сыновей. В список также включили компании «Интерроса»: Whiteleave Holdings, «Интеррос инвест», «Интеррос капитал», а также топ-менеджера компании Сергея Батехина.
Под ограничениями теперь также лица, связанные с ЧВК Вагнера и ее основателем Евгением Пригожиным. В их числе объединение «Содружество офицеров за международную безопасность», компания «Прайм Секьюрити Энд Девелопмент», АО «Алмаз-Антей», АО «Терра Тех», научно-исследовательский институт «Тяньи» и др.
Визовые санкции введены также против 531 представителя Вооруженных сил России, сообщил госдеп.
Сам Минниханов с начала проведения СВО говорил о необходимости поддерживать все решения президента России. На недавней встрече с Владимиром Путиным президент РТ отчитался, что республика выделила на поддержку спецоперации 2,5 млрд рублей, в том числе на подшефный Лисичанск в ЛНР.
На недавней встрече с Владимиром Путиным президент РТ отчитался, что республика выделила на поддержку спецоперации 2,5 млрд рублей, в том числе на подшефный Лисичанск в ЛНР
На декабрьском заседании Госсовета, где решалась судьба должности «президент РТ», он говорил о важности единства страны. «Идет специальная операция. Вы видите, как мировое сообщество хочет расколоть Россию. <…> Мы обсуждаем свой вопрос, а люди это будут воспринимать [как] „вот Татарстан восстал, у Путина не все нормально, Россия на кусочки разобьется“. Этого допустить нельзя», — отмечал Минниханов.
Минниханов буквально возглавил работу с исламскими странами. В прошлом году делегации из республики посещали Азербайджан, Узбекистан, на прошлой неделе были в Туркменистане
Кроме того, в последнее время на фоне шквала антироссийских санкций Минниханов возглавил по поручению главы государства работу с исламскими странами, в том числе активизировав деятельность группы стратегического видения «Россия — исламский мир», которую возглавляет руководитель Татарстана. В прошлом году делегации из республики посещали Азербайджан, Узбекистан, на прошлой неделе были в Туркменистане.
Ставку российские власти делают и на форум «Россия — исламский мир: KazanForum», который приобрел федеральный статус и активно привлекает дружественные страны к участию в будущем майском саммите.
Миннихановых и Luciano внесли в черный список SDN — перечень особых категорий и запрещенных лиц. Включение в этот лист подразумевает арест счетов и активов, а также запрет на въезд в страну. Кроме того, возникает и риск вторичных санкций
Отметим, Миннихановых и Luciano внесли в черный список SDN (Specially Designated Nationals List) — перечень особых категорий и запрещенных лиц. Включение в этот лист подразумевает арест счетов и активов, а также запрет на въезд в страну. Кроме того, возникает и риск вторичных санкций, под которые могут попасть граждане и организации за любое содействие с тем, кто находится в американских санкционных списках.
Юрий Камалтынов попал в 7-й пакет санкций Евросоюза в июле прошлого года
Камалтынов теперь не главный
До этого самым высокопоставленным чиновником из Татарстана, против кого были введены ограничения со стороны Запада, был заместитель председателя Госсовета РТ и руководитель фракции «Единая Россия» в парламенте республики Юрий Камалтынов. Он попал в 7-й пакет санкций Евросоюза в июле прошлого года. В пояснении ЕС тогда говорилось, что Камалтынов в своих заявлениях «публично поддерживал и продвигал решение о [проведении спецоперации]», а также несет ответственность за подрыв территориальной целостности и суверенитета Украины.
Спикер Госсовета Фарид Мухаметшин в конце года объяснял, что сам не оказался в черных списках из-за того, что в 2017-м ему присвоили звание почетного члена конгресса местных и региональных властей Совета Европы с вручением медали за многолетнюю деятельность и выдающийся вклад в работу европейской институции. «Оттуда позвонили: „Фарид Хайруллович, вышли с инициативой санкции на вас ввести за то, что вы сильно поддерживаете Путина, его политику и так далее“. Выступил один аксакал и сказал: „Как мы можем санкциями наказать его — он у нас орден получил!“ И меня не наказали, но моего зама наказали», — рассказывал политик.
Только накануне Япония ввела санкции в отношении ПАО «КАМАЗ» и гендиректора компании Сергея Когогина. Автомобильный завод также есть в санкционных списках США, ЕС и Великобритании
Отметим, что с начала СВО татарстанские компании и выходцы из республики достаточно часто попадают под ограничения различных недружественных стран. Только накануне Япония ввела санкции в отношении ПАО «КАМАЗ» и гендиректора компании Сергея Когогина. Автомобильный завод также есть в санкционных списках США, ЕС и Великобритании.
Под различными ограничениями также находится и ряд других крупных компаний: Казанский вертолетный завод, ПАО «Туполев», «Татнефть-Нефтехим», Нижнекамский завод грузовых шин, ПАО «Нижнекамскшина», ТД «Кама», АО «Ремдизель», Зеленодольский завод им. Горького, АО «Альметьевский завод „Радиоприбор“», Зеленодольское проектно-конструкторское бюро.
США также уже ввели ограничения против ректора КФУ Ленара Сафина, депутатов Госдумы РФ от РТ Татьяны Ларионовой, Олега Морозова, Марата Нуриева, Максима Топилина, Елены Ямпольской и сенатора Геннадия Емельянова. Аналогичные ограничения введены и со стороны Евросоюза. А в 9-м пакете к ним присоединились экс-замглавы минпромторга РТ Тимур Саматов, член Совета Федерации от РТ Александр Терентьев, а также татарстанские АО «Казанский оптико-механический завод» (КОМЗ) и АО «Эникс». В ноябре Британия также вводила санкции против сына первого президента РТ, гендиректора АО «Татавтодор» Айрата Шаймиева и гендиректора АО «ТАИФ» Альберта Шигабутдинова за поддержку правительства РФ и работу в секторах, имеющих стратегическое значение.
Под различными ограничениями США, Евросоюза или Великобритании уже находятся в том числе и руководители соседних регионов — глава Башкортостана Радий Хабиров, глава Чувашии Олег Николаев, губернатор Самарской области Дмитрий Азаров, губернатор Оренбургской области Денис Паслер и многие другие.
В объяснении минфина США говорится, что Минниханова внесли в список за то, что он является председателем правления ПАО «Туполев», «которое производит стратегические бомбардировщики для ВС РФ», а следовательно, связано с оборонным сектором страны
«Отделить агнцев от козлищ и зерна от плевел хотят в том числе и в госдепе США»
Эксперты «БИЗНЕС Online» комментируют новости из США о персональных санкциях в адрес татарстанского лидера.
«Это был вопрос времени, — считает депутат Госдумы от Татарстана Олег Морозов. — Западная бюрократическая машина очень неповоротливая. Проще говоря, руки не дошли до президента Татарстана. И было понятно, что для оставления его вне санкционного списка нет никаких оснований. В нем без преувеличения все лучшие публичные люди России».
«Понятно, что Минниханов попал в хорошую команду в данном случае, — уверен Евгений Сатановский — президент Института Ближнего Востока. — Сейчас гораздо лучше сидеть под санкциями, если ты руководишь российским регионом, чем на тебя будут смотреть и задавать вопросы: „А что это на тебя санкции не распространились, брат? Что с тобой не так?“»
А политолог Констатин Калачев считает, что есть логика в том, что президент РТ почти год с момента начала спецоперации обходился без санкций. «Отделить агнцев от козлищ и зерна от плевел хотят в том числе и в госдепе США, — говорит собеседник газеты. — Минниханов, которого, кстати, Путин мягко пожурил за то, что он редко выезжает в подшефные районы Донбасса, в числе тех, кто составил авангард турбопатриотизма, вроде бы не был замечен. Более того, предполагалось, что у Татарстана есть в достаточной степени автономия. Я все вспоминаю историю, когда турки сбили российский штурмовик, всем регионам было предложено разорвать отношения с Турцией. Тогда Татарстан этого не сделал в силу особых отношений с Анкарой».
Калачев считает, что в Штатах предполагали, что внутри российской элиты могут быть разные точки зрения на СВО: «Партии мира у нас как таковой нет, а вот партия молчунов, партия прагматиков… Не все торопятся выпрыгивать из штанов, показывая, что они настроены воинственно, что они святее папы римского». Однако Минниханов не «оправдал» надежд. «Последние события, связанные с приведением [в соответствие с федеральным] законодательства Татарстана, да и по совокупности последних событий Татарстан теперь рассматривается как один из регионов России», — констатирует Калачев.
Что же касается контактов Минниханова с исламским миром, то эксперт «БИЗНЕС Online» напоминает, что мусульманские страны занимают разную позицию в отношении СВО. «Есть Марокко, которое поставляет Украине танки, но есть Турция, которая пытается играть роль посредника в отношениях, — указывает Калачев. — Но сейчас выясняется, что посредник не нужен, поскольку российское руководство отрицает субъектность Украины, и, значит, надо говорить напрямую с Западом, а здесь Турция не нужна. Есть Иран, который, по слухам, поставляет в Россию беспилотники. В общем, везде все по-разному. Конечно, определенные проблемы могут возникать, но тут, наверное, нет универсального ответа. Попасть под вторичные санкции, конечно, никто не хочет, но думаю, что на некоторые вещи будут просто закрывать глаза. И полагаю, что если какие-то проблемы и могут возникнуть, то скорее в исключительных случаях. Вряд ли как системные».
«Что касается исламских стран, то плевать они хотели, кто там под санкциями, а кто нет, — считает Сатановский. — Посмотрите на Эрдогана, на арабов. Посмотрите тем более на иранцев, которые вообще сами под санкциями. Исламский мир смотрит на американцев с большим прищуром, и это тоже понятно. И чего ради они должны обращать на это внимание?»
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 75
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.