«Сначала звучали только классики и зрелые мастера, потом добавили молодежь, затем стали включать премьеры, в какой-то год добавили вокальную музыку, хотя это изначально был оркестровый фестиваль. В 2023 году впервые в программе будет исполнена целая опера», — так характеризует VIII фестиваль татарской музыки им. Жиганова «Мирас» его научный консультант, ректор Казанской консерватории Вадим Дулат-Алиев. Первый день музыкального события прошел накануне с успехом — представили сразу несколько премьер, особенно запомнилась симфоническая поэма «Нурлы Казан» Алсу Сунгатуллиной. Тепло зритель встретил и «Коменданта Бугульмы», «Юность КАМАЗа», а также таинственный «Чатыр-Тау». Подробности — в материале «БИЗНЕС Online».
В этом году «Мирас» — это три фестивальных дня (8, 11 и 15 февраля), программа каждого из которых уникальна по-своему. Вчера Госоркестр РТ, которым дирижировал Рустем Абязов, представил концерт «Безнең Татарстан» («Наш Татарстан»)
Мировая премьера и классика 77-летней выдержки
Способна ли музыка перемещать человека во времени и пространстве? Именно эти метаморфозы накануне могли на себе испытать слушатели симфонической поэмы «Кырлай» Назиба Жиганова. Эта проникновенная композиция 1946 года словно перенесла зрителей из БКЗ им. Сайдашева в родовое гнездо Габдуллы Тукая, где будто наяву звучали пение птиц, шелест листвы и дуновение ветра. В динамичном повествовании, переливающемся в медленное звучание, можно было уловить и образы персонажей произведений поэта. Так ярко начался в среду первый концерт фестиваля татарской музыки им. Жиганова «Мирас», который с 2015-го проводится ежегодно по инициативе худрука и главного дирижера ГАСО РТ Александра Сладковского.
В этом году «Мирас» — это три фестивальных дня (8, 11 и 15 февраля), программа каждого из которых уникальна по-своему. Вчера Госоркестр РТ, которым дирижировал Рустем Абязов, представил концерт «Безнең Татарстан» («Наш Татарстан»). Особенность вечера была определена звучанием «музыкально-географических» композиций — звучали произведения, посвященные историческому и культурному богатству республики. Зрители, к примеру, насладились «Волжской симфонией» Александра Ключарева, произведениями недавно ушедших из жизни татарстанских классиков — фрагментом сатирической оперы «Бөгелмә коменданты» («Комендант Бугульмы») Бориса Трубина, увертюрой «КАМАЗ яшьлеге» («Юность КАМАЗа») Анатолия Луппова. Была исполнена и песня-гимн «Әлмәтем» («Мой Альметьевск») Рената Хакимова при участии Государственного камерного хора РТ Миляуши Таминдаровой.
Абязов в разговоре с «БИЗНЕС Online» напомнил, что, помимо классических произведений, «Мирас» всегда радует казанского зрителя премьерой. На этот раз впервые со сцены прозвучала симфоническая поэма «Нурлы Казан» («Лучезарная Казань»). Главная тема работы молодого композитора Алсу Сунгатуллиной символически представляет столицу в виде чаши, где сосредоточено «7 лучей света», такие как любовь, миротворчество, труд, которые подпитывают город и его жителей. По окончании сама композитор под бурные овации зрителей поднялась на сцену для поклонов.
Интересной по звучанию и содержанию получилась симфоническая картина Эльмира Низамова «Борынгы Болгар» («Древний Болгар»), где солировали Алмас Хусаинов (тенор) и Гульнар Ярмиева (курай)
Впервые вместе с хором была исполнена и кантата «Татарстаным» («Мой Татарстан») Рустама Зарипова, написанная на стихи татарского поэта-фронтовика Наби Даули, в качестве солистов здесь выступили именитые Алина Шарипжанова и Амир Ахмадишин. Украшением вечера также стал риваят Эльмиры Галимовой «Чатыр-Тау». Музыкальное повествование о таинственной горе — самой высокой точке Татарстана — под аккомпанемент кыл-кубыза (Дина Закирова). «Редко мы видим такой народный этнический инструмент в качестве солиста симфонического оркестра», — отметил Абязов.
Интересной по звучанию и содержанию получилась симфоническая картина Эльмира Низамова «Борынгы Болгар» («Древний Болгар»), где солировали Алмас Хусаинов (тенор) и Гульнар Ярмиева (курай). Композитор признается, что город Болгар является для него местом силы и вдохновения, достаточно вспомнить его оперу «Кара пулат».
Абязов, который часто выступает на «Мирасе» с ГАСО РТ, подчеркивает, что ему всегда работалось и работается комфортно и с коллективом у него сложились теплые отношения. «За несколько репетиций и прогон успеваем подготовить качественную программу», — сказал худрук и главный дирижер оркестра La Primavera нашему корреспонденту.
Впервые вместе с хором была исполнена и кантата «Татарстаным» («Мой Татарстан») Рустама Зарипова, написанная на стихи татарского поэта-фронтовика Наби Даули, в качестве солистов здесь выступили именитые Алина Шарипжанова и Амир Ахмадишин
«Два поколения не слышали со сцены…»
Научный консультант фестиваля «Мирас», а с недавних пор еще и ректор Казанской консерватории им. Жиганова Вадим Дулат-Алеев отметил в разговоре с «БИЗНЕС Online», что программа «Безнең Татарстан» представила карту республики и страницы ее истории. Он выразил надежду о том, что в будущем появятся достойные сочинения обо всех городах, районах и достопримечательностях Татарстана, чтобы можно было расширить программу.
Впрочем, на этом фестивальные интриги не заканчиваются. В субботу (11 февраля) на «Мирасе» случится мировая премьера оперы Миляуши Хайруллиной «Кави-Сарвар» на либретто Айдара Ахмадиева, которая в прошлом году победила во всероссийском конкурсе молодых композиторов «Партитура». Драматичную историю жизни и любви писателя Кави Наджми и его жены, переводчицы Сарвар Адгамовой, прошедших через репрессии 1930-х, представит зрителям в концертной версии ГАСО РТ вместе с дирижером Большого театра Айратом Кашаевым. Вместе с ним на сцену выйдут полтора десятка солистов, среди которых Артур Исламов, Рустем Асаев, Илюса Хузина, Эльза Исламова, Денис Хан-Баба и др.
Абязов, который часто выступает на «Мирасе» с ГАСО РТ, подчеркивает, что ему всегда работалось и работается комфортно и с коллективом у него сложились теплые отношения
Фестиваль уже много лет целенаправленно поддерживает творчество молодых татарских композиторов (Хайруллиной нет еще и 30 лет), рассказывает Дулат-Алеев. По его словам, творческая группа фестиваля каждый год старается добавить в программу «Мираса» новый аспект. Сначала звучали только классики и признанные мастера, затем подключили молодежь, потом начали включать премьеры произведений и вокальную музыку, хотя изначально это был оркестровый фестиваль.
В заключительный день «Мираса», 15 февраля, оркестр с дирижером Ринатом Халитовом исполнит в программе «Авазлардан картиналар» («Звуковые картины») исключительно произведения татарских композиторов: Жиганова, Ильгама Байтиряка, Резеды Ахияровой, Рашида Калимуллина и др. Солистка — скрипачка Дина Хисанбеева.
«Некоторые принципы фестиваля остаются неизменными из года в год, — продолжает Дулат-Алеев. — Это, конечно, принцип исторической памяти и уважения к традициям академической культуры. Обязательно в программу включаются произведения, связанные с татарской литературой, историей, мифопоэтикой. В программе, по традиции, будут юбилейные и памятные даты. Например, к 70-летию Фарида Шарифуллина прозвучит симфоническая картина „Су анасы“ — явно недооцененное произведение; к 100-летию со дня рождения Масгута Латыпова исполнят „Ноктюрн“ для скрипки, причем впервые в сопровождении оркестра. Хочу поблагодарить Ильяса Камала (казанского композитора и дирижера — прим. ред.), который уже не первый раз делает оркестровку полузабытых произведений, что позволяет им зазвучать на большой сцене».
Всегда на «Мирасе» можно услышать и давно не исполнявшуюся татарскую классику, продолжает ректор Казанской консерватории. В этом году будет Седьмая симфония Жиганова для струнных и литавр, которая прозвучит на закрытии фестиваля. «Если поколение — четверть века, то уже два поколения не слышали эту музыку со сцены», — резюмирует Дулат-Алеев.
«Мирас» — одна из немногих площадок, где можно услышать и симфонии татарских композиторов, и даже, как выясняется, оперы
Есть ли будущее у татарской музыки?
«Это площадка, на которой звучат и наши мэтры, и новые произведения. Здесь композиторы, пишущие национальную академическую музыку для оркестра, могут каждый год демонстрировать ее слушателям. Такая вот арена для национальной академической музыки, — высказал отношение к „Мирасу“ в беседе с „БИЗНЕС Online“ Низамов. — Я уже много лет сотрудничаю с оркестром, для меня это большая честь. Александр Сладковский всегда с большим трепетом относится к тому, что я делаю, и в целом к тому, что делают молодые композиторы».
Между тем нельзя говорить, что день сегодняшний для татарской музыки настолько благополучен. «Мирас» — одна из немногих площадок, где можно услышать и симфонии татарских композиторов, и даже, как выясняется, оперы. В театре им. Джалиля и вовсе первый в календарном 2023 году татарский спектакль — опера «Сююмбике» — запланирован на… конец апреля.
«Я давно уже говорю, что еще один музыкальный театр, площадка для новых произведений, экспериментальных произведений, камерных опер, не только не помешал бы, но и обогатил, — считает Низамов. — Как показывает практика, у нас есть прекрасные певцы, авторы, наследие и каждый год создаются новые произведения. Но, к сожалению, как-то разово исполняются». В пример он привел и свою «Кара пулат», которую минувшим летом показали в исторических декорациях Болгара.
По мнению Низамова, чтобы национальные кадры могли творить, должен быть, как ни крути, бюджет, поскольку, скажем, «опера очень дорогое искусство», поэтому не приходится рассчитывать, что такие спектакли будут окупаться. «Там и зритель должен быть особенный. Но если это не показывать, то зритель вообще никогда не появится», — уверен лауреат премии президента РФ для молодых деятелей культуры.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 0
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.