«Нам передали эти 16 парков, а они все частные. Мы им помочь на общих условиях не можем: республика выделяет средства на инженерные сети, строительство помещений только муниципальным паркам», — сетовала накануне глава агентства инвестиционного развития РТ Талия Минуллина на заседании комитета Госсовета Татарстана по экономике. Впрочем, не все так плохо: объем инвестиций в регион прирос, только глэмпинги и другие рекреации принесли в республику больше 3 миллиардов. О том, как глава АИР РТ отчитывалась перед депутатами, — в репортаже «БИЗНЕС Online».
«В прошлом году Татарстан сохранил второе место в национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в субъектах России. По объему поступивших инвестиций за 9 месяцев 2022-го республика занимает 6-е место»
«Одно дело, когда глава района хочет что-то сделать, другое — когда у него команда занимается только этим»
Депутаты Госсовета РТ собрались за 10 минут до начала заседания комитета по экономике, инвестициям и предпринимательству. Ждали только руководителя агентства инвестиционного развития республики Талию Минуллину. «Как английская королева», — прозвучало в сторону отсутствующей главы АИР. А зампредседателя Госсовета РТ Марат Ахметов попросил секретарей позвонить и выяснить, как скоро глава АИР придет на комитет, но тут в коридоре послышались шаги. Минуллина в итоге задержалась всего на пару минут и сразу включилась в работу.
Председатель комитета по экономике, инвестициям и предпринимательству Лутфулла Шафигуллин рассказал, что за 9 месяцев 2022-го рост инвестиций в основной капитал в республике составил 6%, без учета бюджетных средств в регион привлекли 451 млрд рублей. Прогноз на год — более 700 млрд рублей внебюджетных инвестиций. Общая оценка инвестиций в основной капитал составляет 850 млрд рублей.
«В прошлом году Татарстан сохранил второе место в национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в субъектах России. По объему поступивших инвестиций за 9 месяцев 2022-го республика занимает 6-е место. Благодаря частным инвестициями были сохранены существующие и появились новые рабочие места, — отметил Шафигуллин. — Сегодня в республике реализуется 497 проектов с частным капиталом».
Лутфулла Шафигуллин: «Сегодня в республике реализуется 497 проектов с частным капиталом»
Детальную оценку ситуации дала сама Минуллина. Основные тезисы глава АИР озвучила на заседании коллегии в январе, показала она и подготовленную к коллегии презентацию: Минуллина повторила, что, по оценкам АИР, регион «хорошо прирос» в части инвестиций и сложная экономическая ситуация только сыграла на руку, «дала толчок» развитию внутреннего рынка.
«Появилась потребность импортозамещать огромное количество товаров, мы поэтому видим увеличение инвестиционных проектов и инвестиционных вложений. Это инвестиции и в основной капитал в районе 850 миллиардов рублей, и в основной капитал без учета бюджетных средств — это показатель работы агентства инвестиционного развития. На коллегии звучали 700 миллиардов рублей, сейчас мы эту оценку уточнили — 710 миллиардов рублей, но точные данные получим к концу марта», — отметила Минуллина.
Затем на слайде показали районы РТ, которые досрочно (за 9 месяцев) выполнили годовой план по привлечению частных инвестиций. Продемонстрировали и тех, кто план провалил. Среди причин Минуллина отметила незаинтересованность «первых лиц» районов, пассивную команду сотрудников, отвечающих за это направление, или даже ее отсутствие. «Одно дело, когда глава района хочет что-то сделать, другое — когда у него есть команда, которая занимается только этим вопросом, а не так, что в районе один человек, который отвечает за 15 разных направлений работы. Это вопрос команд на местах», — объяснила Минуллина.
Даже налоговые льготы, по ее словам, не гарант привлечения инвестиций. В пример она привела Чистопольский район, на территории которого есть ТОСЭР с федеральными налоговыми льготами, однако план по привлеченным средствам район провалил. «Мы часто слышим, мол, у Елабуги есть „Алабуга“, там льготы, поэтому у них все хорошо. Этот пример — доказательство, что дело далеко не в льготах», — рассказала Талия Ильгизовна.
Талия Минуллина: «Земля у нас не приспособлена под нужды инвесторов, это очевидно!»
«Как только депутаты проголосовали, так у нас пошли заявки»
Среди других сложностей в привлечении инвестиций — не готовые к приему резидентов земельные участки. Минуллина рассказала, что если проект «приземляют» не в промпарках, то с земельными участками почти всегда приходится повозиться: менять градостроительную документацию и виды разрешенного использования. «Земля у нас не приспособлена под нужды инвесторов, это очевидно!» — заявила Минуллина.
Глава АИР рассказала депутатам о некоторых инвестпроектах 2022-го. Она отметила проект крематория, производства пластмасс (ООО «ДАВН» в Набережных Челнах), новое производство железобетонных изделий (ООО «КОГЕН КАЗАНЬ»), «Нижнекамские термы» ижевского инвестора Юрия Бычкова. Отдельно Минуллина остановилась на медицинских проектах, отметив, что «медицина — хорошая инвестиционная ниша», и на глэмпингах и санаториях. Глава АИР напомнила, что в прошлом году в Земельный кодекс РТ внесли изменения и теперь земельные участки под проекты отдыха и реабилитации (глэмпинги, оздоровительные лагеря) выделяют без торгов.
Результаты в виде привлеченных в республику миллиардов не заставили себя ждать. «У нас 11 новых объектов на 3,3 миллиарда рублей запущено в прошлом году в работу благодаря тому, что мы внесли изменения в закон, в приложение к Земельному кодексу РТ, и мы без торгов под аренду предоставляем землю под объекты в сфере отдыха, рекреации — санатории, лагеря, глэмпинги, кемпинги и так далее. Это была действенная мера, чтобы придать ускорение развитию туризма. Как только эти изменения прошли, как депутаты проголосовали, у нас пошли заявки», — рассказала Минуллина.
Талия Ильгизовна пожаловалась на ситуацию с промпарками, которые передали в ведение АИР. Они заполнены, у некоторых даже есть земли для расширения, но нет денег для строительства. Но помочь им ведомство не может. «Нам передали эти 16 парков, а они все частные. Мы им помочь на общих условиях не можем: республика выделяет средства на инженерные сети, строительство помещений только муниципальным паркам», — посетовала Минуллина.
По словам главы АИР, загруженность у этих промпарков составляет 98%, а все помещения заполнены резидентами. «Если мы хотим развивать их, нужно строить новые помещения, а у предпринимателей нет возможности брать кредиты и строить. Они смотрят на нас, а мы им говорим: „Если вы частный парк, как мы можем вам помочь?“» — добавила она.
Артур Абдульзянов поинтересовался, какая доля от общего объема инвестиций в Татарстан пришла из других стран. Минуллина ответила, что по 2021 году 65% доли инвестиций — это реинвестиции уже работающих компаний, т. е. оставшиеся 35% — доля «внешних» вложений
«От всех проектов заморозили треть»
Член комитета Госсовета по экономике, инвестициям и предпринимательству Артур Абдульзянов поинтересовался, какая доля от общего объема инвестиций в Татарстан пришла из других стран. Минуллина ответила, что по 2021 году 65% доли инвестиций — это реинвестиции уже работающих компаний, т. е. оставшиеся 35% — доля «внешних» вложений, но это не только иностранные инвестиции, но и вливания из других субъектов России.
Глава АИР разъяснила, как агентство привлекает инвесторов в регион. «Важно, чтобы предприниматели могли сформулировать свой запрос. У нас с упаковкой проекта есть вопросы. Консалтинговые компании очень дорогие, доступны не всем. Нам надо формировать у бизнесменов Татарстана компетенции в части подготовки, упаковки этих проектов и предложений. И желательно, чтобы это делал не только предпринимательский сектор, но и регион», — отметила она.
Зампредседателя Госсовета РТ Марат Ахметов спросил, сколько согласованных проектов на территории РТ было заморожено «из-за санкционного давления» и какова сумма инвестиций по этим нереализованным проектам. Минуллина признала, что такие проекты есть, но назвать точную сумму замороженных инвестиций она пока не готова. «Есть такие проекты, Марат Готович. Могу сказать, что это где-то треть от всех проектов, которые мы начали. Потому что пришлось менять партнеров, и по оборудованию проблемы у коллег есть, так как они пусконаладку не могли даже провести и с логистикой были вопросы. Есть проблемы, что и говорить», — рассказала Минуллина.
После обсуждения депутаты кратко прошлись по остальным вопросам. Первым рассмотрели законопроект о внесении изменений в закон об уполномоченном по защите прав предпринимателей: бизнес-омбудсмена переименовали в уполномоченного при главе (раисе) Республики Татарстан по защите прав предпринимателей. Также бизнес-омбудсмену республики теперь разрешат без специального разрешения посещать места содержания под стражей и учреждения, исполняющие уголовные наказания в виде принудительных работ, ареста, лишения свободы.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 21
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.