В казанской галерее современного искусства «БИЗON» накануне прошел кинолекторий — зрители посмотрели ключевые сцены из фильма «Мечтатели» Бернардо Бертолуччи с критиком Адилей Хайбуллиной.

Фото: «БИЗНЕС Online»

«Мы должны погрузиться в киноязык Бертолуччи, нужно понимать, каким образом он выстраивает свои фильмы, — обратилась кинокритик к зрителям. — Есть несколько основополагающих принципов его эстетического мировоззрения. Во-первых, он всегда рассуждает от частного к общему, от личного — к социальному. Говоря о „Мечтателях“ — на примере этой камерной, герметичной истории он рассуждает не только о любви. Это его глобальное общественное высказывание! Часто, когда мы говорим о Бертолуччи, упоминается особый эротизм его фильмов. Но эротизм для него всегда метафора социальных отношений. Если вы воспринимаете эти сцены не буквально, вам становится легче его понимать. И, конечно, важна интертекстуальность режиссера — он ориентирован на интеллектуальную публику, разбрасывает по своим фильмам культурные коды, отсылки к произведениям искусства, литературе, историческим фактам».

Фото: «БИЗНЕС Online»

Фото: «БИЗНЕС Online»

По словам Хайбуллиной, многие историки кино равняют Бертолуччи с тремя великими мэтрами, отсылки к которым есть в фильме «Мечтатели», — это стихийность и синефильская революционность Жан-Люка Годара, протестность и провокационность Пьера Паоло Пазолини, стиль и внимание к деталям Лукино Висконти.

«Если мы обозначим кредо фильмов Бертолуччи, то это будет формула „секс плюс кино равно политика“, — продолжает лектор. — В данном случае любовь к искусству является попыткой высказаться политически. Это большой режиссер, который не боится масштабных высказываний и эпических полотен, но может также рассказать и камерные истории — такие как „Ускользающая красота“ и „Мечтатели“».

Фото: «БИЗНЕС Online»

Фото: «БИЗНЕС Online»

Кинокритик отметила, что в «Мечтателях» важна историческая повестка — революционные события 1968 года во Франции.

«Все началось с увольнения руководителя синематеки, из-за поднявшихся восстаний впервые в истории был отменен Каннский фестиваль, — рассказала спикер. — Надо учитывать, что Франция — это родина и колыбель кино, отношение к данному виду искусства там совсем другое. Кино становится эпицентром политической жизни в тот момент. Все начинается с синематеки, куда тянутся прогрессивные и молодые умы в поисках единомышленников. Знание цитат из фильмов, фамилий выдающихся режиссеров — это пароль к тому, что ты политически подкован! Если ты не оперируешь этой культурной терминологией в 1968 году, то не можешь быть двигателем истории. Знаменем этой революционной молодежи было имя Жан-Люка Годара, потому что именно он равнял кино и политику. В СССР подобное было, когда в перестройку появляется рок-музыка и такие фигуры, как Виктор Цой и Борис Гребенщиков, например. Если ты разговариваешь фразами из этих песен, значит, ты то новое поколение, которое может изменить мир».

Фото: «БИЗНЕС Online»

Фото: «БИЗНЕС Online»

Фото: «БИЗНЕС Online»

Кинолекторий прошел в рамках параллельной программы выставки «Время согнутых локтей», которая работает в галерее «БИЗON» до 16 марта — она объединила полотна лидера татарского авангарда Зиннура Миннахметова и скульптора Аделя Халиуллина. Следить за другими мероприятиями, проходящими в галерее, можно в телеграм-канале «БИЗONа». Так, 25 февраля там состоится акустический концерт одной из самых харизматичных рок-групп Казани GAUGA — билеты уже в продаже.


Фото: «БИЗНЕС Online»

Фото: «БИЗНЕС Online»

Фото: «БИЗНЕС Online»

Фото: «БИЗНЕС Online»


18+