47.jpg
На суде выяснилось, что «Перваки» раскололись не на две противоборствующие группы («Бригада Бибика» во главе с Бартовым и «Бригада Феди» во главе с Юсуповым), а на три. Последняя группа заняла в этой войне нейтралитет – их прозвали «Неграми»

КАК «ПЕРВАКИ» ДОИЛИ ЗАВОД В ОТАРАХ

Сегодня в Верховном суде РТ начались допросы бывших участников группировки «Перваки». Первым стал Сергей Ковшин, который рассказал, что знает всех подсудимых с детства и состоял в группировке с 1998 по 1999 год. Правда, выяснилось, что в эти годы «Перваки» раскололись не на две противоборствующие группы («Бригада Бибика» во главе с Альбертом Бартовым и «Бригада Феди» во главе с Фирдинантом Юсуповым), а на три. Последняя группа заняла в этой войне нейтралитет – их прозвали «Неграми». Из-за того что они жили в домах, похожих на трущобы, была проведена аналогия с американским гетто.

Ковшин подтвердил, что у «Перваков» был общак, который часто пополнялся за счет доходов асфальтобетонного завода в Отарах. Там у группировки был свой человек – Хайдар Шакиров, который был негласным владельцем завода и следил, чтобы треть заработанных средств уходила к «Первакам».

«Однажды у «Негров» была сходка, - вспоминал Ковшин. – На ней сначала обсудили, кто будет доить очередного коммерсанта, а потом один из «Негров» Марат Исхаков заявил, о том, что нужно «положить» Сергея Сардаева и Валентина Лукоянова».

Ковшин пояснил, что под словом «положить» Исхаков подразумевал «убить» - якобы ему не нравилось, что Лукоянов, который вырос не на Первых Горках, стоял у руля группировки, а Сардаев ему во всем потакал.

«Я рассказал обо всем, что слышал, Сардаеву, - продолжал свидетель. – Он обещал разобраться, и через несколько месяцев Исхаков был убит.

Смерть настигла Исхакова во дворе одного из домов по ул. Мавлютова. От полученных ранений он скончался в машине скорой помощи. Сторона защиты задавала свидетелю вопросы весьма неожиданные, из которых можно было примерно составить их версию событий. Среди вопросов были: «Исхаков не вымогал у вас автомобиль, не угрожал вам?» или «Вы причастны к убийству Исхакова и Гусева?» На все эти вопросы свидетель ответил отрицательно. Адвокаты подсудимых поинтересовались у Ковшина и о том, не претендовал ли убитый Исхаков на распределение прибыли асфальтобетонного завода в Отарах.

Несмотря на то что свидетель старался придерживаться того, что говорил в рамках предварительного следствия, ряд интересных подробностей адвокатам все же удалось выяснить в ходе допроса. Так, стало известно, что пока отколовшаяся часть «Перваков» в лице Бибика и его друзей вела войну с группировкой «Хади Такташ», «Бригада Феди» как ни в чем не бывало покупала оружие у члена хадитакташинских Сычева по кличке Сыч. Стало известно и о том, что Исхаков был наркоманом со стажем и человеком крайне неуравновешенным, поэтому его угрозу Лукоянову можно было воспринимать всерьез.

088888888.jpg
Стало известно, что пока «Бригада Бибика» вела войну с группировкой «Хади Такташ», «Бригада Феди» как ни в чем не бывало покупала оружие у члена хадитакташинских Сычева

ОФИСНИКИ И ОТМОРОЗКИ

Следующий свидетель Алексей Синачин стоял еще у истоков группировки «Перваки».

«Новый жилой микрорайон построили и заселили в начале 70-х, мы жили в этих новостройках и ходили в школу №40, - издалека начал свидетель. – В параллельных классах вместе со мной учился Фирдинант Юсупов и Сергей Сардаев – нам было тогда по 7 лет. Когда мы стали старше, местные ребята из соседних деревень стали нас притеснять, и мы решили собраться, чтобы дать им отпор. Мы жили по образу группировки «Теплоконтроль», переняли их привычки: занимались спортом, не пили, не курили, не принимали наркотики».

Затем на 20 лет Синачин простился с друзьями. Сразу после окончания школы его посадили в тюрьму – ему тогда было 18 лет. На свободу он вышел в 1997 году, аккурат в те годы, когда у «Перваков» началась междоусобная война. Свидетель рассказал о том, что раскол произошел не только из-за войны с «Хади Такташ», но и потому, что Бибик и Федя по-разному видели свое будущее.

«Понимаете, никто из окружения Фирдинанта тогда не был судим, а у Бибика были сплошные отморозки и уголовники, - рассказал Синачин. – Поэтому Юсупов старался легализовать свой бизнес (его людей даже называли «офисниками»), а люди из «Бригады Бибика» придерживались воровских традиций, их деятельность не меняла своей криминальной направленности».

Оказалось, что именно Синачину Ринат Шагивалеев (который отбывает наказание в тюрьме за серию нападений на ювелирные магазины в Татарстане и Башкортостане) в свое время по секрету рассказал о том, что Лукоянов поручил ему убить Бибика. Напомним, что на прошлом судебном заседании Шагивалеев по кличке Скиппи рассказал о том, как он, сам того не желая, согласился убить Бартова, но всевозможными способами затягивал процесс подготовки. В итоге Скиппи повезло – Бибика посадили в тюрьму, заказ он выполнить не смог и вернул аванс, который дал ему Лукоянов.

«В 2000 году мы со Скиппи оба были в розыске и встретились под Питером: сидели, выпивали, - вспоминал Синачин. – И тогда он мне сказал: «Нужно было голову Бибику отрубить и забрать деньги».

Шокирующим для многих присутствующих стало известие о том, что Шагивалеев все же сдал своих заказчиков Бибику.

«Я знаю о том, что Скиппи поехал к Бартову и предупредил – тебя заказали, поручили мне тебя убить», - невозмутимо сообщил суду Синачин.

Синачин рассказал и о сфере влияния «Перваков». Так, с его слов, в разное время группировка «крышевала» не только асфальтобетонный завод, но и несколько рынков (в том числе известный Чеховский), ночной клуб «Фламинго», гостиницу «Булгар» и рекламное агентство «Лариса». В пользу последней версии намекают и показания Руслана Атнагулова - брата основателя ООО «Агентство радиокоммуникаций RCA» (в конце 90-х - крупнейший в Татарстане оператор пейджинговой связи). Он, выступая в качестве свидетеля, припомнил, что супруга подсудимого Сардаева работала в руководстве известного рекламного агентства. Впрочем, чего только не было в 90-е в нашем бизнесе…

Кстати, газета «БИЗНЕС Online» сегодня предложила владелице РА «Лариса» Ларисе Фоминой прокомментировать заявление, прозвучавшее в зале суда. Предпринимательница заявила, что мнение о причастности ОПГ «Перваки» к ее бизнесу полностью надуманно. "Нет, конечно, мое агентство никогда никто не "крышевал", – сказала Фомина.

Газета также попыталась обратиться за комментариями к руководству Чеховского рынка, однако связаться с ними не удалось.

Газета «БИЗНЕС Online» продолжает следить за процессом над «Перваками».