Сегодня в столице Татарстана официально стартует самокатный сезон — пока, как и год назад, откроется 500 парковок. Однако, как выяснил «БИЗНЕС Online», Whoosh и URent добиваются резкого расширения их числа, но пока не получили согласия ГИБДД. Также не решен вопрос с картой движения — где можно ездить, а где нельзя. И все-таки договариваться надо: с 1 марта самокаты легализованы на федеральном уровне. О том, по каким правилам будут ездить средства индивидуальной мобильности в Казани, — в материале «БИЗНЕС Online».
Агрегаторы рассматривают СИМ как полноценное средство для передвижения по городу, в какой-то степени в качестве альтернативы такси и личному авто
Самокатная дипломатия
Власти Татарстана изначально крайне настороженно отнеслись к новому способу передвижения. Появление сервисов в Казани в 2021 году обернулось ростом числа ДТП и настоящими репрессиями со стороны ГИБДД: инспекторы начали попросту изымать транспортные средства. В Челнах сервис Whoosh в прошлом году закрылся, не проработав и недели. Мэр автограда Наиль Магдеев заявил, что инфраструктура города не готова к самокатам: «Запасных внуков у меня нет».
И все-таки по мере появления на федеральном уровне законодательной базы отношение меняется: от резкого неприятия к неодобрению. Позицию руководства республики в начале февраля сформулировал президент РТ Рустам Минниханов: «И вообще, не увлекайтесь. Ничего хорошего в этих самокатах нет. Люди должны пешком ходить или на велосипеде ездить. Что тот самокат… И так движения мало, еще и самокаты появились», — говорил он на комиссии по БДД. Вот автоинспекция и «не увлекается».
Наши источники сообщают, что напряженные переговоры между казанскими властями, ГИБДД республики и сервисами кикшеринга (краткосрочная аренда самокатов) Whoosh и URent стартовали еще в декабре. Однако тонкостей и сложностей оказалось настолько много, что стороны не пришли к согласию до сих пор.
Во-первых, стороны долго не могут согласовать карту, показывающую, на каких улицах движение электросамокатов будет разрешено, где полностью запрещено, а где скорость самокатов окажется ограничена. Появления такой карты требуют обновленные правила дорожного движения. Согласно изменениям в ПДД, с этого года самокат считается полноценным транспортным средством — средством индивидуальной мобильности (для краткости в ПДД оно называется СИМ), а это значит, что водители самокатов уже не могут передвигаться так, как им вздумается.
Это два крупнейших игрока на российском рынке кикшеринга. Примерно как «Магнит» и «Пятерочка» на рынке продуктового ретейла.
Сервис краткосрочной аренды самокатов Whoosh был основан в 2019 году Дмитрием Чуйко (экс-заместитель гендиректора S7 Group). Сам Чуйко в многочисленных интервью признавался, что идея о создании подобного сервиса у него возникла после иностранных поездок, там электросамокатами начали пользоваться задолго до появления их в России. В прошлом году выручка компании составила 4,2 млрд рублей, а чистая прибыль — 1,8 миллиарда. «Флот» компании в России на 30 июня 2022 года составил 75 тыс. самокатов.
Сервис кикшеринга Urent был запущен в конце 2018 года в Краснодаре предпринимателем Андреем Колесником и его партнерами Иваном Туринге и Андреем Калининым. Сейчас сервис работает более чем в 100 городах России с 80 тыс. самокатами по всей стране.
За прошлый год выручка компании составила 2 млрд рублей, а прибыль — 37,5 миллиона.
Именно для регулирования движения нужно разработать и согласовать схему разрешенных для самокатов маршрутов. При этом необходимо, чтобы ограничения, работающие в различных зонах, синхронизировались с приложением агрегатора. При подъезде к зоне, где на электросамокате передвигаться запрещено, самокат должен сам замедляться и заставлять водителя спешиваться.
Несмотря на то что в Казани прокатный сезон официально так и не начался, инспекторы ГИБДД уже зафиксировали первое ДТП с электросамокатом
Второй спорной темой стало требование сервисов кикшеринга увеличить количество станций-парковок электросамокатов. Желание агрегаторов вполне объяснимо: они рассматривают СИМ как полноценное средство для передвижения по городу, в какой-то степени в качестве альтернативы такси и личному авто. В условиях ограниченной области (т. е. если станции-парковки будут в небольшом количестве) такая инфраструктура полноценно работать просто не сможет. Логично, что и конкурировать с автомобилями кикшеринг не сможет. К слову, арендодатели самокатов приводят и вполне себе нравственный аргумент: электросамокаты экологичны, не загрязняют воздух выхлопными газами, разгружают трафик на дорогах.
Передвижение на электросамокате по проезжей части, когда это разрешено, должно осуществляться только по правому краю проезжей части и только в один ряд
Последняя инстанция в спорах — ГИБДД. Там ни с парковками, ни с маршрутами все еще не определились. Главный аргумент против прежний — дополнительные ДТП с пострадавшими. Буквально 29 марта «сезон» открылся и здесь: 62-летний водитель автомобиля KIA Rio на нерегулируемом пешеходном переходе сбил 28-летнюю женщину, которая пересекала проезжую часть на электросамокате. После ДТП пострадавшая была доставлена в больницу для оказания медицинской помощи. К счастью, серьезных травм она не получила.
С 1 марта «библией» для водителей электросамокатов стало Постановление правительства РФ №1769 от 6 октября прошлого года.
Согласно ему, ехать по пешеходным зонам, тротуарам, а также велопешеходным и велосипедным дорожкам можно только на СИМ весом не более 35 килограммов.
Максимальная скорость, которую может развивать водитель электросамоката, — 25 км/ч. Но в случае большого скопления пешеходов ехать нужно не быстрее основного потока. И во всех случаях совмещенного с пешеходами движения пешеходы будут иметь приоритет.
В случае если электросамокат весит больше 35 кг, его водитель обязан ехать по обочинам дорог или на проезжей части только по правому краю и только в один ряд.
В темное время суток электросамокаты должны двигаться с включенными фарами или фонарями, а также руководствоваться сигналами светофора для пешеходов. При пересечении проезжей части вне перекрестка водители обязаны уступить дорогу всем участникам дорожного движения, движущимся по ней.
Детям до 7 лет разрешено кататься на электросамокатах только в сопровождении взрослого. Детям с 7 до 14 лет можно ездить на самокатах в одиночку, не выезжая на проезжую часть. С 14 лет водителям самокатов можно выезжать на автодороги.
На СИМ запрещается обгон, движение по автомагистралям, объезд с левой стороны транспортного средства. Естественно, управлять самокатом запрещено лицам, находящимся в состоянии алкогольного опьянения.
За нарушение правил дорожного движения лицом, использующим для передвижения СИМ, предусмотрена административная ответственность по ч. 2 ст. 12.29 КоАП РФ, санкция которой предусматривает штраф в 800 рублей, а за нарушение ПДД в состоянии опьянения — по ч. 3 данной статьи, штраф составит от 1 тыс. до 1,5 тыс. рублей. На 800 рублей, к примеру, могут оштрафовать за катание по несколько человек на одном самокате.
В случае создания помех в движении транспортных средств нарушение будет квалифицироваться по ч. 1 ст. 12.30 КоАП РФ, санкция данной статьи предусматривает штраф 1 тыс. рублей, а повлекшее по неосторожности причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего — по ч. 2 данной статьи, там штраф составляет от 1 тыс. до 1,5 тыс. рублей.
В переговорах есть и еще один аспект: к ним, по данным наших источников, подключился крупный федеральный игрок. Речь о «Яндексе», который пытается зайти на рынок казанских арендных самокатов или заявляет об этом с 2021 года. По словам собеседника нашей газеты, объем самокатного «флота» у «Яндекса» будет таким же, как и у Whoosh, однако конкретики на данный момент нет.
Как сообщили нашему изданию в исполнительном комитете Казани, сегодня заработает 500 мест для парковки самокатов. Это столько же, сколько и в прошлом году, правда, из них, по официальным данным, использовалось лишь 200
Исполком: Парковок для электросамокатов будет в 3 раза больше
Как сообщили нашему изданию в исполнительном комитете Казани, сегодня заработает 500 мест для парковки самокатов. Это столько же, сколько и в прошлом году, правда, из них, по официальным данным, использовалось лишь 200.
Однако это не все: еще 1,1 тыс. мест — на утверждении в ГИБДД Татарстана. Если все согласуют, то количество парковок по сравнению с прошлым годом вырастет втрое. «На сегодняшний день данные места находятся в стадии согласования», — подтвердили информацию в Госавтоинспекции. Вместимость этих парковок, если все они были согласованы, составит до 16 тыс. самокатов.
В исполкоме также отмечают, что операторам кикшеринга выдвинуты дополнительные требования по эксплуатации СИМ. «Были обозначены требования как по ограничению скорости (не более 20 км/час в целом по городу, 10–15 км/час в зонах спокойного движения), местам, где запрещено движение электросамокатов, так и по оборудованию самокатов. Кроме того, операторами будет нанесена дорожная разметка на парковках», — указано в официальном комментарии.
Представители Whoosh в комментарии «БИЗНЕС Online» отметили, что самокаты для них — это транспорт, альтернатива частным автомобилям, автобусам и метро
Whoosh: В Казани необходимо 2–2,5 тыс. парковок электросамокатов
Представители Whoosh в комментарии «БИЗНЕС Online» отметили, что самокаты — это альтернатива автомобилям, автобусам и метро. Впрочем, чтобы они работали именно как городской транспорт, нужно обеспечить большее покрытие точками проката.
«Необходимо обеспечить доступность сервиса не только в центре, но и на окраинах города, а также большее количество парковок. Как показали расчеты, для полноценной работы транспортной модели в Казани необходимо 2–2,5 тысячи парковок», — говорит пресс-секретарь кикшеринга Денис Балакирев. Те чуть больше тысячи точек, которые на данный момент на согласовании, — это, по его словам, минимально приемлемое количество для работы транспортной модели.
Как и в прошлом сезоне, старт поездки в базовом тарифе Whoosh будет стоить 50 рублей, минута — 7 рублей
Планируется, что в этом году парк Whoosh в Казани будет увеличен до 2,8 тыс. электросамокатов. В прошлом году их было 2 тыс., т. е. планируется увеличение на 40%. Все СИМ с прошлого сезона прошли углубленное техобслуживание и ремонт, уверяют в компании, — во время межсезонья их разобрали по деталям, проверили и при необходимости заменили комплектующие.
Как и в прошлом сезоне, старт поездки в базовом тарифе Whoosh будет стоить 50 рублей, минута — 7 рублей. Как и раньше, в зависимости от спроса и наличия самокатов в определенном районе, стоимость может меняться как в бо́льшую, так и в меньшую сторону.
«Важно форсировать работу по утверждению новых правил, так как сезон начнется в ближайшее время. Необходимо расширять зоны поездок, включая новые и отдаленные от центра районы с массовой застройкой, где есть особенно высокая потребность в общественном транспорте», — добавил Балакирев.
Где разрешат кататься, а где запретят: версия, которую просят агрегаторы
Сервис Whoosh предоставил в распоряжение «БИЗНЕС Online» свой промежуточный вариант карты с зонами движения самокатов, который сейчас находится на согласовании в исполнительном комитете Казани.
Из карты следует, что зона действия электросамокатов простирается через всю столицу РТ многоугольником, начиная от улицы Беломорской в Авиастроительном районе, пересекая Мамадышский тракт, улицу Рауиса Гареева и Кировскую дамбу.
Среди «мертвых зон», где движение самокатов будет запрещено, на карте обозначен спальный микрорайон в треугольнике Карбышева, Даурской и Зорге, участок между Миля, Витера и Дементьева, а также небольшой участок на Чуйкова, возле мечети Булгар.
Кроме того, согласно карте, движение электросамокатов хотят полностью запретить на Лево-Булачной улице, на участке улицы Батурина со стороны Кремля, а также на еще нескольких центральных улицах. Арендные самокаты полностью будут исключены на территории самого Казанского кремля, в зоне строительства Вознесенского тракта и будущей Соборной мечети от Ленинской дамбы до ЖК Atlantis Deluxe, а еще за ТЦ «Парк Хаус» между улицами Чуйкова и Амирхана и на огромных площадях Казанского авиазавода. На карте они обозначены геометрическими фигурами, закрашенными серым цветом.
Ограничить скорость СИМ до 10–15 км/ч планируют на территориях рядом с учебными заведениями, а также больницами, поясняют в Whoosh.
Карта шерингового сервиса Urent уже доступна в мобильном приложении. «Мертвые зоны», где самокатам передвигаться полностью запрещено, также условно обозначены фигурами красного цвета и знаком кирпича. Так, электросамокаты не проедут по парку «Урам», перед зданием Государственного совета РТ, территории Казанского кремля, по набережной пляжа «Молодежный центр», на территории ТЦ «Парк Хаус», KazanMall, а также «Ак Барс Арены». Кроме того, в «мертвую зону» попали Кировская и Ленинская дамбы, почти весь проспект Ямашева, а также улица Декабристов со стороны «Чаши».
Ограничить скорость электросамокатов от 5 до 15 км/ч URent также планирует у участков с узкими тротуарами, популярных туристических мест, а также социальных объектов. На карте они будут обозначены пунктиром серого цвета.
Что в сравнении с Москвой, Петербургом и Нижним и как с самокатами обошлись в Париже
В Москве, где сезон электросамокатов открылся, напомним, еще во второй декаде марта, департамент транспорта намерен увеличить парк самокатов до 60 тыс. штук, что на 20 тыс. больше, чем в прошлом году. В начале апреля в Москве уже начали устанавливать дорожные знаки, запрещающие проезд на самокатах, в частности на Красной и Манежной площадях. Сообщалось, что в ближайшее время такие знаки появятся и на других улицах города.
В Санкт-Петербурге первые самокаты на улицах начали появляться еще 17 марта, несмотря на то что спустя несколько дней Северную столицу накрыл снег. В этом году сервисы аренды самокатов попытались вернуться на главную улицу Петербурга — Невский проспект (движение СИМ там запрещено не первый год из-за большого пешеходного трафика). Компании предлагали снизить скорость на Невском до 6 км/ч, но это не помогло им получить одобрение от муниципалитета.
В Нижнем Новгороде сезон стартовал 25 марта — на две недели позже, чем в прошлом году. В мэрии города отмечали, что расширили список мест с ограничением скорости движения самокатов. К слову, по итогам 2022-го Нижний Новгород вошел в первую пятерку городов России по количеству ДТП с электросамокатами.
В то время как российские города борются за увеличение количества электросамокатов, некоторые иностранные мегаполисы и вовсе настаивают на полном запрете их проката. Так, на прошлой неделе The Guardian сообщила о том, что недовольства вокруг электросамокатов достигли предела в Париже. 90% людей, участвовавших в опросе, проголосовали за то, чтобы избавить улицы французской столицы от арендованных СИМ. Запрет уже поддержала мэр Парижа Анн Идальго. «Красную карточку» водителям СИМ начнут показывать с 1 сентября.
В Москве, где сезон электросамокатов открылся, напомним, еще во второй декаде марта, департамент транспорта намерен увеличить парк самокатов до 60 тыс. штук, что на 20 тыс. больше, чем в прошлом году
Эксперты: «Пока не будут увеличены штрафы до значительных сумм, введены номерные знаки на самокатах, высокая аварийность сохранится»
Эксперты, опрошенные «БИЗНЕС Online», расходятся во мнении, комментируя тему самокатов, — такое количество плюсов и минусов есть у этого популярного средства передвижения. Также мы спросили их о том, насколько нововведения в ПДД помогут регулировать движение данного вида транспорта.
Александр Осипов — руководитель общественного движения «Малый электротранспорт России»:
— Любой человек может зайти на сайт ГИБДД, где каждый год выкладывают статистику. Исходя из этой статистики, можно прийти к выводу, что электросамокаты на данный момент являются самым безопасным способом передвижения. Потому что количество аварий, совершенных с участием средств индивидуальной мобильности в прошлом году, было в 10 раз меньше, чем с велосипедами. А если мы говорим о количестве смертей, то их в 25 раз меньше, чем в авариях с участием велосипедистов.
Учитывая, что сейчас появились новые правила и четкое распределение зон, по которым СИМ могут двигаться, я думаю, это только благоприятно повлияет на общую ситуацию, статистику. А тот вектор движения, который пытается создать минтранс, насколько я понимаю, и другие правительственные структуры касаемо создания новой инфраструктуры для СИМ (велодорожки, велопешеходные дорожки), приведет к тому, что будет становиться лучше и лучше.
Мы этих правил ждали достаточно долго — почти пять лет. Прошел уже месяц, как они были введены. Я думаю, пока не надо в них ничего менять. Откатаем этот сезон, посмотрим, как все отразится на статистике, как воспримут это не только владельцы СИМ, но и другие участники дорожного движения.
Юлия Манн — эксперт по безопасности на транспорте, член экспертной группы комитета Госдумы по транспорту:
— Я считаю, что электросамокаты — это благо. Но нужно ужесточить ПДД и ввести достаточно большие штрафы, чтобы было меньше нарушений. С 1 марта вступили новые правила для средств индивидуальной мобильности, они должны снизить количество аварий, но несущественно. Все равно размер штрафных санкций остается достаточно низким.
Несмотря на то что шеринговые компании ограничили скорость электросамокатов, есть еще большое количество СИМ, которые находятся в личном пользовании граждан. Невозможно поставить патруль у каждого парка и перекрестка, который будет следить за превышением скорости. Самокаты не обозначены номерными знаками, благодаря которым нарушителям можно было бы выписать штраф.
Поэтому, пока не будут увеличены штрафы до значительных сумм, введены номерные знаки на самокатах, высокая аварийность сохранится, а также возможность уклониться от ответственности за нарушения езды на СИМ. Кроме того, повышение осведомленности об ограничениях и правилах безопасности, а также проведение образовательных кампаний могут помочь улучшить ситуацию на дорогах и повысить безопасность.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 169
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.