I квартал прошел в России и Татарстане под флагом словесной борьбы с ценами на стройматериалы. К началу строительного сезона 2023-го первым тревогу забил глава минстроя РФ Ирек Файзуллин, затем Илья Вольфсон и другие депутаты Госдумы потребовали ФАС и Генпрокуратуру вмешаться на уровне страны. Пока безуспешно — цены растут. И причина не только в увеличении себестоимости. Проблемы создают инфляция и внешние рынки. Новый рост цен на металлы и другие стройматериалы бьет по себестоимости «квадрата». Подробности — в публикации «БИЗНЕС Online».
В марте тонна арматурной стали в регионах в среднем выросла на 26,6% до 50 тыс. рублей, а к концу апреля подорожала еще на 3,6%
«Производителям не нравится, когда цены падают»: три причины нового подорожания металла в России
С начала года в России актуальна проблема роста стоимости строительных материалов. Напомним, в марте тонна арматурной стали в регионах в среднем выросла на 26,6% до 50 тыс. рублей, а к концу апреля подорожала еще на 3,6%. О последнем скачке заявил в Совете Федерации замглавы минстроя РФ Сергей Музыченко. В Казани цена арматуры за I квартал выросла на 24,6% до 48 тыс. рублей за тонну.
О новом витке роста цен на металлы в начале марта заявил глава минстроя РФ Ирек Файзуллин. Ведомство пожаловалось в ФАС. Минпромторг РФ выступил против позиции минстроя. Тогда ведомство Дениса Мантурова отметило обоснованность роста цен на металлы и подчеркивало, что это не должно сказаться на росте стоимости жилья.
«Строители всегда недовольны ростом цен на металлопродукцию. А вот их производителям не нравится, когда цены падают. Рост цен действительно имеет место», — говорит аналитик финансовой группы «Финам» Алексей Калачев. Он приводит три главные причины роста цен:
- Себестоимость. Сталелитейные компании перестали публиковать финансовую отчетность. Но виден рост издержек у производителей цветных металлов и золотодобытчиков. Так, себестоимость тонны алюминия у «Русала» выросла на 32% год к году. Себестоимость продаж «Норникеля» увеличилась на 20%. Денежные затраты на унцию золота в «Полюсе» поднялись в 2022-м на 28%. Затраты металлургов также не могли не увеличиться. Подорожала руда, кокс, металлолом. С 2022 года выросла налоговая нагрузка на отрасль. Растет цена оборудования, запчастей и горной техники из-за отказов поставщиков — это увеличивает затраты на параллельный импорт, обслуживание.
- Инфляция.
- Внешний рынок. Мировые цены продолжают влиять на внутрироссийские пусть и не так заметно, как раньше — три года назад цены на внутреннем рынке опережали экспортные. ЕС запретил импорт российской стали, но мировые цены разгоняет возобновление роста активности в Китае после отмены антиковидных ограничений, восстановление Турции после землетрясения. Цены на сталь поднимаются в КНР, ЕС, США.
«После того как сталелитейщики попали под санкции и потеряли часть экспортных рынков, цены на продукцию в РФ сильно упали, — говорит Калачев. — Производители работали, по сути, на грани рентабельности. И теперь рады получить более высокую цену».
«В текущих условиях государство, конечно, не позволит задирать цены слишком высоко»
Не только черный металл, но и цветной. А еще цемент, бетон, стекло, кирпич
Подорожал не только черный металл, но и цветной. Цена силового кабеля выросла на 22%, рассказал изданию участник строительного рынка РТ.
«Котировки Лондонской биржи металлов остаются ориентиром в силу того, что в России пока нет своего рыночного бэнчмарка, — говорит Калачев о цене цветных металлов. — Но ведь поставки даже с привязкой к биржевым ценам всегда шли с премией или с дисконтом к ним, в зависимости от состояния спроса. В то же время на внутреннем рынке производители цветных металлов могут позволить себе более низкие цены, поскольку доля внутреннего рынка в их выручке заметно меньше экспорта, в отличие от стали. Россия экспортирует более 70 процентов производимых меди и алюминия и более 90 процентов никеля. Увеличение предложения на внутреннем рынке в целом способствует снижению цен на цветные металлы. Однако ниже себестоимости производители не смогут их поставлять».
Дорожают с начала года не только металлы, но и другие материалы. Минстрой РТ по итогам I квартала называл такую растущую в цене продукцию:
- общестроительный цемент м400 подорожал на 31%;
- бетон — на 16%;
- стекло листовое — на 23%;
- щебень м1000, оконные блоки из ПВХ-профилей и многопустотные плиты перекрытия — на 5%;
- кирпич керамический — на 4%.
Важен баланс между интересами потребителей металлопродукции, других стройматериалов и эффективностью работы производителей, напоминают в «Финаме».
«И этот баланс как раз формируется на рынке в виде рыночной цены, — говорит Калачев. — Рост цен позволит производителям не снижать производство. А с другой стороны, в текущих условиях государство, конечно, не позволит задирать цены слишком высоко. Поэтому, я думаю, дальнейший подъем цен будет ограниченным. К своим пикам они вряд ли вернутся. То же касается и строительных материалов, где также выросли затраты на добычу и производство. По всей видимости, государство постарается ограничить рост цен на каком-то уровне. Может, даже заморозить их. Но, если при этом необходимо, чтобы объемы производства не сокращались, нужно дать возможность производителям работать с прибылью».
«На новые строящиеся объекты будет пересчитана стоимость. К сожалению, все затраты себестоимости строительства ложатся в цену для покупателя»
На почти готовых объектах рост цен не скажется, а вот строящиеся ждет пересчет стоимости «квадрата»
Строителям хотелось бы, наверное, по металлопродукции и другим стройматериалам вернуться на уровень 2019 года, рассуждают в «Финаме». «Но вряд ли они готовы вернуть туда и стоимость квадратного метра, которая за это время тоже выросла. Разве они сами снижают цены продаж?» — задается вопросом Калачев.
За минувший год цена квадратного метра в Казани выросла на 57% с доспецоперационных 112 тыс. рублей до 176,7 тыс. рублей в марте 2023-го. На объекты с высокой степенью готовности рост цен начала 2023 года повлияет незначительно, отмечают застройщики.
«На новые строящиеся объекты будет пересчитана стоимость. К сожалению, все затраты себестоимости строительства ложатся в цену для покупателя», — говорит заместитель генерального директора девелоперской компании «Унистрой» Искандер Юсупов.
Искандер Юсупов: «Закладывать слишком большой процент прогнозного роста нет смысла. Для потребителя это станет слишком большим ростом, и объекты просто будут простаивать»
Конечно, застройщики закладывают в проекты незначительный прогнозный рост цен стройматериалов. «Но он незначительный, — продолжает Юсупов. — Закладывать слишком большой процент прогнозного роста нет смысла. Для потребителя это станет слишком большим ростом, и объекты просто будут простаивать». Впрочем, в 2021 году прогнозы оторвались от реальности настолько, что девелоперы стояли у банков с протянутой рукой: не хватало денег на покрытие затрат.
На стоимость «квадрата» влияют и собственные производственные мощности застройщиков. «Что позволяет нивелировать рост стоимости строительства, удерживая цену квадратного метра в наших новостройках, — отвечают в „Ак Барс Доме“ на вопросы о цене „квадрата“ и обоснованности роста цен на стройматериалы. — Весной традиционно начинается оживление на строительном рынке, это процесс ожидаемый. И большинство крупных девелоперов еще в начале года прогнозируют собственные строительные объемы и количество необходимых материалов, поэтому имеют возможность законтрактоваться с поставщиками заранее».
В столице РТ настала шаткая стабильность, а некоторые застройщики начали давать скидки. Хотя, понятно, желания делать это на фоне роста себестоимости у них и нет
Что ждет цены на квартиры? В Казани настала стабильность
Вместе с тем девелоперы видят, что продажа новых квартир падает. По итогам I квартала в Казани потери выручки по сравнению с I кварталом 2022 года — почти 5,5 млрд рублей. Девелоперы заработали 12,8 млрд рублей, а год назад было 18,2 миллиарда. Потери рынка — более 30% суммы, продано на тысячу квартир меньше. Статистику приводит «Дом.РФ».
Так что здесь, по оценкам экспертов, тоже следует ожидать движения в сторону баланса спроса и предложения. Во всяком случае в этом уверен министр строительства и ЖКХ РФ Ирек Файзуллин, который ранее призывал девелоперов снижать цены. Благо запас между себестоимостью и ценой продажи в Казани существенный.
«Когда закупки будут прекращаться, рынок все равно будет требовать от девелоперов снижения и нахождения компромисса с покупателями. Поэтому я надеюсь, что снижение может начаться в ближайшее время», — цитирует РИА «Новости» слова Файзуллина.
В Сбере тоже ожидают охлаждения. «Если мы возьмем среднее по России, наверное, мы склоняемся к тому, что цены в этом году скорректируются на 5 процентов, а дальше будут только стабилизироваться», — рассказала старший управляющий директор, директор аналитического управления банка Наталья Загвоздина. Предпосылки к этому — не только спрос, но и тренд на удорожание ипотеки, который в мае будет продолжаться из-за ужесточающейся политики ЦБ.
Ирек Файзуллин: «Когда закупки будут прекращаться, рынок все равно будет требовать от девелоперов снижения и нахождения компромисса с покупателями»
Снижение цен — это прекрасно. Но что такое 5%, если в Казани цена «квадрата» превышает 176 тыс. рублей? Это минус 8 тыс., т. е. средняя цена, если верить прогнозам Сбера, будет 166 тыс. рублей. Предпосылки к снижению, в принципе, наблюдаются: судя по данным «Дом.РФ», цены в Казани вот уже полгода плавают у отметки 176 тыс. рублей.
Грубо говоря, в столице РТ настала шаткая стабильность, а некоторые застройщики начали давать скидки. Хотя, понятно, желания делать это на фоне роста себестоимости у них и нет. Но, по оценкам «Домклика», в Татарстане в марте цена первичного жилья снизилась на 2,7% — больше, чем в других регионах России.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 18
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.