«Как бы ни сложилась законотворческая деятельность, без саморегулирования в этой области обойтись нельзя. Это новое направление занятости», — заявляет глава российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин. Цифровые компании на днях подписали меморандум о принципах развития платформенной занятости. При этом эксперты «БИЗНЕС Online» считают, что регуляторика данной отрасли может быть излишней и диктоваться лишь желанием правительства собрать побольше налогов.
Цифровые компании на днях подписали меморандум о принципах развития платформенной занятости.
Цифровые компании создали совет и подписали хартию развития платформенной занятости
Ведущие цифровые сервисы, среди которых «Профессионалы 4.0», «Сбермаркет», Wildberries, Ozon, «Авито Работа», «Яндекс», HeadHunter и YouDo, объединились в совет для решения проблем платформенной занятости. В связи с этим в российском союзе промышленников и предпринимателей (РСПП) подписали соответствующий меморандум. «Мы, участники рынка цифровых сервисов, агрегаторов и платформ, осознаем ценность занятости всех, кто получает доход с помощью цифровых платформ, и стремимся создавать благоприятные условия сотрудничества для всех участников платформенной экономики. Для дальнейшего развития платформенной занятости, а также защиты интересов участников платформенной экономики мы создали совет цифровых платформ», — говорится в тексте документа.
В меморандуме прописано, что под платформенной занятостью следует понимать гибкий формат занятости, предполагающий систематическое использование онлайн-платформ в целях получения определенных услуг или решения конкретных задач.
Все участники совета цифровых платформ обязались руководствоваться следующими принципами:
- прозрачность (стабильность и безопасность взаимодействия поставщиков услуг с заказчиками);
- справедливость (информирование поставщиков услуг о существовании страховых и пенсионных продуктах);
- гибкость (применение лучших рыночных практик);
- доступность (расширение географии присутствия цифровых платформ в регионах);
- открытость (создание и совершенствование условий сотрудничества).
«За последние три года платформенная занятость взрывным образом появилась в российской экономике и в системе занятости. Регулирование платформенной занятости — наша ответственность. Ответственность не только участников и компаний, которые продвигают платформенную занятость, но и ведущих бизнес-объединений», — прокомментировал глава РСПП Александр Шохин.
Александр Шохин: «Как бы ни сложилась законотворческая деятельность, без саморегулирования в этой области обойтись нельзя. Это новое направление занятости»
«Появится закон-спутник по платформенной занятости»
О так называемой платформенной занятости особенно активно стали говорить в «коронавирусный» год. Например, министр труда и соцзащиты РФ Антон Котяков затрагивал соответствующую тему в мае 2020-го на совещании с президентом России Владимиром Путиным, предлагая скорее отрегулировать сферу, бурное развитие которой «связано именно с активной цифровизацией предоставляемых услуг». В 2022 году минтруд разработал концепцию новой редакции федерального закона «О занятости населения в РФ». Предполагалось, что в документе дадут определения платформенной и неконвенциональной занятости. Также указывалось, что оператор платформы получит право устанавливать максимальное количество часов в день для платформенно занятых, осуществлять функции налогового агента и даже предоставлять преференции тем занятым, которые подключились к добровольным системам социальных гарантий и заключили договор с НПФ.
В середине марта этого года Госдума в первом чтении приняла соответствующий законопроект, однако он лишь закрепила понятие «платформенная занятость», под которым понимается организованная через цифровые ресурсы деятельность по личному выполнению работ на основе договоров. Все остальные подробности из документа выбросили.
«Мы сначала рассчитывали, что платформенная занятость будет прописана в законопроекте о занятости в качестве отдельной главы, но договорились немного о другом — о том, что закон о занятости лишь упомянет факт существования платформенной занятости. И появится закон-спутник по платформенной занятости», — пояснил вчера Шохин. Ожидается, что его также могут рассмотреть уже в весеннюю сессию вместе с базовым законопроектом о занятости населения во втором чтении.
Тем не менее крупные игроки рынка решили опередить законодателей, объединившись в совет. «Как бы ни сложилась законотворческая деятельность, без саморегулирования в этой области обойтись нельзя. Это новое направление занятости, наша задача — найти нишу и перевести платформенную занятость в систему правовых отношений, — отметил Шохин. — Это не просто подписание меморандума, это фиксация сообщества. Важно, что сообщество самоорганизовалось».
Александр Аникин: «Нужен прозрачный механизм для разрешения споров. Неплохо было бы создать надплатформенный совет»
«Сегмент платформенной занятости растет намного быстрее, чем любой другой сегмент рынка»
«Хочу поблагодарить от лица „Яндекса” и индустрии, потому что часто происходит нежелание государства и общества вписываться в новую реальность», — отметил генеральный директор ООО «Яндекс.Такси» Александр Аникин. По его словам, Россия сегодня находится на передовой мировой экономики и многие практики нашей страны вызывают интерес за рубежом. В РФ наблюдается большой прогресс в части налогообложения в работе с самозанятыми и индивидуальными предпринимателями. Однако в вопросах социальной защищенности еще необходимо искать новые подходы, считает представитель «Яндекс. Такси». «Мы внутри себя экспериментируем, создаем различные страховые продукты, в рамках которых у платформенно занятых появляются те или иные способы защитить себя от непримиримых обстоятельств», — пояснил спикер. Он также выделил и еще один аспект, который нуждается в разработке, — взаимодействие платформенного занятого с платформой. «Нужен прозрачный механизм для разрешения споров. Неплохо было бы создать надплатформенный совет», — предложил Аникин.
В свою очередь, управляющий директор ООО «Озон холдинг» Сергей Беляков рассказал, что Ozon работает с самозанятыми в нескольких направлениях, нанимая курьеров и продавая товары реселлеров. Представитель компании подчеркнул, что ни в одной другой стране нет такого количества цифровых платформ, как в России. Регулятору, по мнению Белякова, проще регулировать режим самозанятых через работу с агрегаторами, большими компаниями. «Радует внимание со стороны власти к теме платформенной занятости. Мне кажется, это поможет всем нам сформировать правила на благо самим самозанятым, компаниям и индустрии в целом», — считает директор по развитию ПАР «Газпром нефть» Николай Долгов. Его компания на встрече представила бренд «Профессионалы 4.0».
Вместе с тем управляющий директор «Авито Работы» Артем Кумпель пояснил, что их площадка не является сервисом, представляющим платформенную занятость, но при этом является лидером на рынке сервиса размещения объявлений. «Сегмент платформенной занятости растет намного быстрее, чем любой другой сегмент рынка. Все, что мы видим сейчас, включая минимальную безработицу, говорит о развитии и движении рынка в правильном направлении. Поэтому запрос к государству, РСПП, АНО „Цифровая экономика“, другим общественным организациям, а также представителям бизнеса — вместе понять, как дать рынку возможность и дальше также быстро расти», — прокомментировал он корреспонденту «БИЗНЕС Online».
«У Ozon могут быть одни договоры со складскими работниками, у Wildberries — другие, а у «Яндекс.Маркета» — третьи. Как человеку понять и выбрать? Ему надо изучить договор, понять, где и какие подводные камни есть»
«Не очень понятно, зачем вообще вводить этот термин — «платформенная занятость»
Топ-менеджер ЦЭТ «Маркетплейс.Легко» Инесса Яруллина отметила, что для предпринимателей, которые реализуют свои товары через маркетплейсы, как правило, уже есть договор оферты, которому они четко следуют и понимают, как работают с площадкой. «Я думаю, что речь идет о людях, которые обслуживают платформу, такие как пункты выдачи заказов, складские работники, те же курьеры, которые доставляют продукцию маркетплейсов. Если мы рассматриваем эту категорию, то было бы, наверное, очень удобно, если бы все они понимали правила игры, которые были бы прописаны маркетплейсами», — пояснила она корреспонденту «БИЗНЕС Online». Сейчас, как утверждает Яруллина, правила игры у всех платформ разные. «Например, у Ozon могут быть одни договоры со складскими работниками, у Wildberries — другие, а у „Яндекс.Маркета“ — третьи. Как человеку понять и выбрать? Ему надо изучить договор, понять, где и какие подводные камни есть. Если бы для них было единственное решение, то человек бы просто выбирал, что ему нравится, — один или другой маркетплейс», — считает она. Та же самая ситуация, по мнению Яруллиной, с классифайдами (сервисами типа YouDo и Avito).
Что касается социальных гарантий для платформенно занятых, то топ-менеджер ЦЭТ «Маркетплейс.Легко» полагает, что это двоякий вопрос, который тем не менее может отрегулировать рынок. «Нельзя сказать, нужно или нельзя, пока мы не увидим, что законом будет регулироваться», — заключила Яруллина.
По мнению Смирнова, вопрос платформенной занятости возник лишь потому, что Госдума, правительство и президент заинтересованы, чтобы от занятых в этой модели поступали деньги в бюджет, тот же самый НДФЛ
Ведущий научный сотрудник отдела экономики ИНИОН РАН Сергей Смирнов считает, что термин «платформенная занятость» излишний. «Вопрос не в том, как человек работает, какие технологии использует, а как он вписывается в наши нормативно-правовые акты. А работает курьером — это тоже какая-то занятость? О курьерской службе у нас же нет специального закона, но есть общие нормативы. Если нужно козырнуть каким-то термином, бога ради. Но я не вижу здесь проблемы», — рассуждает он в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online».
По мнению Смирнова, вопрос платформенной занятости возник лишь потому, что Госдума, правительство и президент заинтересованы, чтобы от занятых в этой модели поступали деньги в бюджет, тот же самый НДФЛ. «Как оформляться этим платформенно занятым? Они должны декларировать доходы, регистрироваться как самозанятые или индивидуальные предприниматели? У тех же платформенно занятых могут быть и наемные работники, если, допустим, расширяется бизнес. Но тогда не очень понятно, зачем вообще вводить этот термин — „платформенная занятость”», — пояснил он. Смирнов добавил, что тогда надо как-то отрегулировать и блогерскую деятельность, поскольку это тоже «подвид платформенной занятости». «Они тоже что-то там продают — видео, маски на лица и прочее, получая деньги», — напомнил экономист.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 2
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.