«Раньше мы ездили в основном на Октябрьскую железную дорогу в порты северо-запада, а сейчас — Азово-Черноморский бассейн и, безусловно, Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Иран», — рассказал на конференции «Prодвижение.Поволжье» начальник Куйбышевской железной дороги Вячеслав Дмитриев. Татарстан стал примером для других регионов, несмотря на трудный год, объемы выгрузки увеличились на 20%, а в контейнерных перевозках РТ приросла на 50%. В ПФО рост пассажирских перевозок, смена направлений движений и крупнейшая инвестиционная программа на триллион. О том, кто заинтересован в развитии железнодорожной инфраструктуры, какое соглашение подписали РЖД и «Алабуга» и что будет с контейнерными перевозками, — в репортаже «БИЗНЕС Online».
Проблемы перевозок обсуждали на транспортно-логистической конференции «Prодвижение.Поволжье» в этом году на площадях ОЭЗ «Алабуга»
Объемы выгрузки у РТ выросли на 20%
Концентрация татарстанских VIP’ов наблюдалась сегодня в Елабуге, куда съехались железнодорожники и транспортники не только из ПФО, но и со всей России и из других стран, например Беларуси. Проблемы перевозок обсуждали на транспортно-логистической конференции «Prодвижение.Поволжье» в этом году на площадях ОЭЗ «Алабуга».
Ранним утром гостям показали выставку техники — среди нее оказался, например, снегоболотоход «Кречет 310-91», который используется как аварийно-спасательное средство на труднодоступных перегонах, и наша гордость — совсем новенький локализованный «КАМАЗ-54901» поколения К5. Потом гости побывали на заводе Aurus (где нельзя ничего фотографировать, можно только смотреть) и в лаборатории «Алабуга-Политех» — там же был и кофе-брейк с эчпочмаками и канапе.
Приезжим такой радушный прием понравился. «В этом году мы его (форум — прим. ред.) решили провести в очень замечательном месте в РТ. Спасибо, что организовали теплый прием», — сказал на открытии заместитель генерального директора — начальник центра фирменного транспортного обслуживания ОАО «РЖД» Алексей Шило.
Алексей Шило: «В этом году мы его [форум] решили провести в очень замечательном месте в РТ. Спасибо, что организовали теплый прием»
Почему именно эта площадка? Шило обосновал это так, что в ОЭЗ очень четко видны тренды в логистике: «В целом по стране в прошлом году у нас были рекордные объемы перевозок контейнеров. Но важно отметить, что РТ приросла в более чем 50 процентов. Это в прошлом году, который был действительно сложным. И потенциал для дальнейшей контейнеризации здесь мы тоже сегодня посмотрели, он просто огромный. Уверен, что темпы останутся такими же».
Хотели здесь видеть, конечно, и президента РТ Рустама Минниханова. Кто-то из присутствующих, ожидая начала, даже спрашивал: «А кого мы ждем? Минниханова?»
Первый вице-премьер РТ Рустам Нигматуллин тем временем из президиума назвал это мероприятие одним из главных бизнес-событий транспортной отрасли ПФО. Шило, в свою очередь, отметил, что на самом деле команда приехала научиться чему-нибудь у Республики Татарстан. Его удивляет, как в условиях нестандартных внешнеполитических воздействий, когда непросто оставаться на плаву, поддерживать свою технологическую независимость, можно и развиваться, давать очень хорошие результаты.
«Если в целом по стране мы видели, что многие предприятия тяжело переносили изменения логистических цепочек, то по РТ мы получили рост как погрузки, так и выгрузки. Причем если говорить о выгрузке, то объемы выросли более чем на 20 процентов», — сказал Шило.
Сегодня же стало известно, что с «Алабугой» будут сотрудничать ОАО «РЖД» и «РЖД-Логистика», подписаны соглашения
РЖД будут обслуживать вагоны ОЭЗ «Алабуга»
Гендиректор ОЭЗ Тимур Шагивалеев объявил, что все резиденты «Алабуги» пользуются железной дорогой: «Кастамону» возит древесину, этанол и карбомид, «Шишеджам» — песок, «Роквул» — кокс и базальт и т. д. Миллион тонн грузов перевозится каждый год.
Более того, ОЭЗ строит свою железную дорогу за 3,4 млрд рублей — в рамках строительства логистического комплекса им. Дэн Сяопина будет проложено 16,5 км новых железнодорожных путей в Тукаевском районе Татарстана.
По проекту планируется два примыкания к путям общего пользования ОАО «РЖД» — к станциям Никашновка и Круглое Поле Куйбышевской железной дороги
Сегодня же стало известно, что с «Алабугой» будут сотрудничать ОАО «РЖД» и «РЖД-Логистика», подписаны соглашения. По проекту планируется два примыкания к путям общего пользования ОАО «РЖД» — к станциям Никашновка и Круглое Поле Куйбышевской железной дороги. Известно, что РЖД займется подачей и уборкой вагонов на пути.
«Вся железнодорожная инфраструктура путей необщего пользования будет оборудована устройствами СЦБ для обеспечения безопасного движения поездов», — сообщают в «Алабуге».
Рустам Нигматуллин: «Наш валовый региональный продукт прошлого года — 3 триллиона 865 миллиардов. Рост — 6 процентов»
Татарстан показывает положительный результат по ВРП по итогам I квартала
Модератор Марианна Ожерельева задавала высокопоставленным спикерам вопросы, иногда даже не самые удобные. «Хочется понять по РТ, какие производства остались, кому „кислород перекрыли“, а какие производства в это самое непростое время появятся?» — спросила она у Нигматуллина.
«На самом деле мы — я имею в виду, все мы: это промышленная сфера, предприниматели — [пережили] действительно непростой год, — сказал первый вице-премьер. — Но в целом те меры, которые предпринимались правительством России, республикой, позволили не только стабилизировать работу предприятий, где-то финансовых организаций, малого и среднего бизнеса, но и сохранить тенденцию роста экономики».
Нигматуллин гордо презентовал итоги республики 2022 года. «Наш валовый региональный продукт прошлого года — 3 триллиона 865 миллиардов. Рост — 6 процентов. Пока в I квартале текущего года у нас тоже положительная тенденция — 101,9 процента. Или 944 миллиарда рублей. Что касается инвестиций, прошлый год мы закончили с 888 миллиардами рублей в основные фонды. В I квартале мы ожидаем рост около 9 процентов к прошлому году».
А о пострадавших предприятиях спикер почти ничего не сказал. «Я думаю, не то что пострадавшие, есть решения по санкциям, и Ford условно ушел с „Соллерса“, потому что на сегодня заключены контракты, организована сборка, поставляются комплектующие, и надеемся, что в текущем году „Соллерс“ выходит на плановые объемы выпуска продукции. Что, соответственно, нас радует, как схема по адаптации к тем решениям, которые приняты», — добавил он.
Для Российских железных дорог в этом году выпущена рекордная инвестиционная программа объемом более 1 трлн рублей. Резко начал расти объем пассажирских перевозок
«За четыре месяца у нас на треть пассажирских поездов идет больше, чем год назад»
Еще один высокопоставленный гость — начальник Куйбышевской железной дороги Вячеслав Дмитриев — рассказал аудитории, как железная дорога подстраивалась под изменения в логистических маршрутах. Но в первую очередь отметил, что Республика Татарстан для них важнейший партнер — это 24% погрузки Куйбышевской железной дороги. «В прошлом году мы поставили рекордные цифры, удалось достичь 15,5 миллиона тонн погрузки и 12,3 миллиона тонн выгрузки. Это рекордные цифры за 10 лет», — сказал Дмитриев.
Оценив последствия геополитической ситуации, он метафорично заметил, что раньше мы по железной дорогое ездили «снизу вверх», сейчас же поехали «сверху вниз» и немного изменили потоки. «Раньше мы ездили в основном на Октябрьскую железную дорогу в порты северо-запада, а сейчас — Азово-Черноморский бассейн и, безусловно, Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Иран», — заметил спикер.
Шило сказал, что те тенденции, которые мы сегодня наблюдаем, не были совсем уж неожиданными: «Мы просто ожидали, что процесс переориентации пройдет более плавно и постепенно. По факту происходит то, что востребовано и восточное направление, и южное».
«В этом году за четыре месяца у нас на треть пассажирских поездов идет больше, чем год назад. Конечно, это оказывает свое влияние»
Осваивается не весь возможный объем по направлениям, отметил он. Но для Российских железных дорог в этом году выпущена рекордная инвестиционная программа объемом более 1 трлн рублей. Резко начал расти объем пассажирских перевозок. «В этом году за четыре месяца у нас на треть пассажирских поездов идет больше, чем год назад. Конечно, это оказывает свое влияние», — отметил Шило. Сейчас РЖД, по его словам, делает ряд строительных решений, чтобы повысить маневренность северо-кавказской дороги.
«В конце апреля на 18 месяцев раньше закончили развязку узла „Тихорецкая“, что позволяет нам сейчас динамично распределять потоки между портами. Мы оценочно считаем, что это порядка 8 миллионов тонн дополнительно в год уже даст. Общая инвестпрограмма до 2025 года позволит выйти со 125 миллионов тонн до 131», — добавил Шило. Но развивать надо все направления, уверен он. И южное, в котором есть один из слабых моментов — это стык «Сызрань». Но его будут реконструировать.
Фарит Ханифов: «Север – Юг» сегодня задача одна из важнейших в нашей стране»
Ханифов: «Бизнесу куда деваться?»
Министр транспорта и дорожного хозяйства РТ Фарит Ханифов рассказал о самом обсуждаемом сейчас проекте «Север – Юг». Ожерельева спросила его, кто будет строить инфраструктуру для этого проекта, сможем ли мы выйти на объем в 100 млн тонн?
«„Север – Юг“ сегодня задача одна из важнейших в нашей стране. Вот буквально на днях проходил форум „Россия – исламский мир“, там руководители страны говорили на эту тему. Потому, сможем или не сможем, здесь уже вопрос не стоит. Мне кажется, вопрос мы должны ставить следующим образом: „Максимально реализовать потенциал железных дорог РФ“», — сказал министр и добавил, что к вопросу будут подходить «комплексно».
Ханифов обозначил, что Нижнекамский узел уже в этом году генерирует в этом году более 16 млн т груза.
«Его нужно вывести не просто по традиционным путям, но идти на юг, это большая работа. Потому сегодня кроме Куйбышевской дороги с нами работают Южно-Уральская железная дорога, Средне-Волжская железная дорога. Ставится задача разработать системно погранпереходы. Казахстанские коллеги и Российские железные дороги написали дорожную карту, как эту работу провести. Мы понимаем ситуацию, которая происходит у южных соседей», — заметил он.
Еще один вопрос, который обсуждал министр: должен ли бизнес сам отвечать за развитие инфраструктуры для перевозок и стимулировать государство создавать более удобные условия работы? Ханифов на примере Нижнекамского узла, рассчитанного на 1,5 тыс. вагонов, но принимающего 2,5 тыс., объяснил, что в развитии инфраструктуры заинтересованы все.
«Инфраструктура РЖД должна развиться до той степени, чтобы потенциально могла выполнить свои обязательства. Бизнесу куда деваться? Он начнет искать дорогу и в порт Калининградский, конечно. Он же будет переплачивать. А перед нашими грузоотправителями также стоит огромная задача — привести свое хозяйство тоже в порядок», — отметил министр.
Модератор заметила, что после ее вопроса Нигматуллин начал что-то обсуждать с Шагивалеевым, и решила воспользоваться моментом, чтобы спросить и его о том, могут ли государство, бизнес и РЖД работать в связке. Республика, несомненно, хочет, чтобы РЖД как одна из крупнейших российских компаний инвестировали в инфраструктуру, отметил Нигматуллин. И только государство как главный акционер РЖД сможет оценить весь синергетический эффект от вложений.
«В итоге мы выигрываем как страна. Отдельный предприниматель при всем уважении за свой бизнес радеет, это его главная задача, и хорошо, что он это делает. Общий эффект может оценить только государство, и государству дано все равно принимать решение», — сказал Нигматуллин.
Есть примеры государственно-частного партнерства и частных веток, но сейчас сделать это непросто, указал он. Хотя с учетом того, что определенные инвестиции вовне прекратились, «может быть, повеселее пойдет», предположил первый заместитель премьер-министра РТ.
«Таким образом, риски станут раздельными, предприниматель будет понимать, что не просто он попросил инфраструктуру, ее создали и потом она стоит. Единственное, чтобы шкуру неубитого медведя не делили, чтобы это был бизнес-проект, посчитанный и при определенном сегодня в мире ограниченном участии, необязательно предприниматель должен за все заплатить», — заключил Нигматуллин.
Шило признал: вопрос с дисбалансом сложный. Ради решения проблемы РЖД вместе с партнерами из Монголии пошли на послабления, чтобы обеспечить подпитку контейнерами
Какое будущее у контейнерных перевозок
Коснулись спикеры и еще одной темы. «Объемы, безусловно, будут, мы видим потенциал. Контейнерные перевозки в республике не просто растут, а темпами 50 процентов в год. Той базы, которая существует, через несколько лет точно будет не хватать», — высказался о перспективах развития начальник Куйбышевской железной дороги Дмитриев.
О развитии и метаморфозах в сфере говорил и исполнительный директор Swift Антон Тихонов. Спикер заявил, что в последнее время в контейнерных перевозках намечается децентрализация в импортном сообщении — грузы начали ехать не в привычную Москву, а в регионы.
«Активно развиваются терминалы не в традиционных крупных городах, таких как Москва, Екатеринбург, а, например, здесь, в „Алабуге“. Появление таких терминалов позволяет создавать сервис, и за полгода мы увидели большой спрос в импортном направлении как со стороны резидентов ОЭЗ, так и резидентов Татарстана. Часто спрашивают: „Как к вам попасть?“ Строительство и развитие нового терминала имени Дэн Сяопина — это большие возможности для предпринимателей малого и среднего бизнеса, чтобы приехать сюда», — высказался Тихонов.
Одно из ключевых преимуществ — сокращение срока доставки. Сейчас груз доставляется за 15–18 дней. Еще одно — увеличение доходов республики от налогов: новый терминал привлечет больше коммерсантов, которые начнут вносить свою лепту в обогащение бюджета Татарстана. Впрочем, бизнес волнует и скорость, с которой он будет получать согласование на новые направления, — рынок заставляет предпринимателей реагировать быстро и менять направления и скорость доставки.
«У нас есть дисбаланс в импорте и экспорте. Да, груз в экспорте есть, спрос также присутствует, — высказался Тихонов. — Мы видим регулирование дисбаланса возможностью отправки сдвоенных или строенных поездов на восточный полигон, и там мы наблюдаем образование определенного дефицита в контейнерах. Эта мера помогла бы в части обеспечения комбинатов контейнерами там и решения дисбаланса здесь».
Шило признал: вопрос с дисбалансом сложный. Ради решения проблемы РЖД вместе с партнерами из Монголии пошли на послабления, чтобы обеспечить подпитку контейнерами.
«Можно попробовать поработать с дозагрузкой контейнерных поездов. Мы видим, что сегодня общая загрузка не до конца оптимальная и нужно использовать их полную вместимость, чтобы ставить там порожние ящики. В июне планируем пробовать такую технологию. А вот сдвоенные и строенные поезда — технология интересная, но для ее дальнейшего использования потребуются дополнительные вложения», — высказался спикер и отметил, что есть и позитивные тренды в лице упавших ставок до Красноярска и Иркутска — люди начали искать для себя попутные грузы.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 8
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.