«Мы начинаем с нового листа», — объяснял сегодня журналистам необходимость создания АО «Флот РТ» министр транспорта республики Фарит Ханифов «Мы начинаем с нового листа», — объяснял сегодня журналистам необходимость создания АО «Флот РТ» министр транспорта республики Фарит Ханифов Фото: Галия Ягудина

500 тыс. пассажиров к 2025 году

«Мы начинаем с нового листа», — объяснял сегодня журналистам необходимость создания АО «Флот РТ» министр транспорта республики Фарит Ханифов. В конце мая стало известно о появлении в Татарстане компании, которая займется развитием пассажирских перевозок внутренним водным транспортом, а также обновлением и ремонтом пассажирских судов в регионе. Полностью государственное АО «Флот РТ» возглавил Роман Лизалин, который, будучи капитаном судна «Арабелла», 10 июля 2011 года спас с тонувшего теплохода «Булгария» 79 человек. Сегодня на пресс-конференции Ханифов и Лизалин ответили на вопросы о будущем нового предприятия.

Чем богато речное хозяйство сейчас? В Татарстане 1 054 км судоходных линий, начал свое выступление с цифр Ханифов. На сегодняшний день на пассажирских перевозках работает две компании, есть 8 причалов, две паромные переправы, действует 10 социально значимых маршрутов. В навигации 2022 года суда Татарстана перевезли более 350 тыс. пассажиров. «Мы ставим цель к 2025 году поднять планку пассажиропотока на наших реках до 500 тысяч пассажиров», — добавил министр.

Make «Татфлот» great again: капитан «Арабеллы» призван спасать речные перевозки Татарстана

«„Флот Республики Татарстан“ — это стопроцентное предприятие, созданное министерством земельных и имущественных отношений. Думаю, было принято очень правильное решение», — подчеркнул Ханифов. Власти республики ставят амбициозные задачи, для которых пассажирская флотилия должна быть в республиканской собственности, считает он. «Тема речных перевозок становится всероссийской. „Флот Республики Татарстан“ в этой программе займет достойное место», — продолжил министр. Еще одним преимуществом республики он назвал Зеленодольский судостроительный завод им. Горького: именно там был построен новый «Метеор-2020», который 1 июня президент республики торжественно передал «Флоту РТ». По словам Ханифова, стоит задача от Рустама Минниханова довести мощности до 12 «Метеоров» в год.

Еще одним преимуществом республики он назвал Зеленодольский судостроительный завод им. Горького: именно там был построен новый «Метеор 2020» Еще одним преимуществом республики он назвал Зеленодольский судостроительный завод им. Горького: именно там был построен новый «Метеор-2020» Фото: «БИЗНЕС Online»

Ханифов пояснил, что ранее и пассажирский, и грузовой флот находился в компаниях СК «Татфлот» и АО «Татфлот». Сейчас КЗИО ведет отделение пассажирского флота от грузового. Навигацию 2023 года планируется закончить с помощью «Татфлота», чтобы не ломать график и устоявшуюся систему. А со следующей навигации вся пассажирская флотилия будет работать в составе «Флота РТ». «Рустамом Нургалиевичем принято решение о беспрецедентном выделении денежных средств — 2 миллиарда рублей. Цели эти четко прописаны», — продолжил министр. Данные средства будут направлены на покупку судов и ремонт причальной инфраструктуры.

«Мы планомерно движемся по нашей дорожной карте, по получению всех соответствующих нормативно-правовых документов, в том числе и лицензии на пассажирские перевозки», — продолжил выступление министра Лизалин. Сейчас компания ведет набор персонала, обучение команд работе на инновационных «Метеорах-2020». Он проговорил, что цель компании — подхватить социальные задачи «Татфлота» и в то же время расширять возможности туризма по воде. В планах есть и межрегиональные, и круизные перевозки.

А когда новые «Метеоры» начнут возить пассажиров? «Мы планируем до середины июля завершить процесс лицензирования и обучения команды. И тогда поставим суда на маршруты», — ответил Лизалин на вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online». Так как социальными перевозками в 2023-м занимается АО «Татфлот», новые суда встанут на экскурсионные направления: «Метеоры» отправятся по маршруту Казань – Болгар – Казань, а водоизмещающее судно А-217 — на маршруте Казань – Свияжск – Казань. «Планируем начать с этого, прочувствовать аудиторию, собрать отзывы. А уже в следующем году „Метеоры“, наверное, уже будут стоять и на социальном направлении», — добавил Лизалин. Говоря о ценах на эти поездки, Ханифов напомнил, что тарифы на этот сезон уже утверждены. «Если мы будем подключать новую флотилию, то стоимость билетов в эту навигацию останется без изменений», — подчеркнул министр.


«Там все превратилось в труху»: что предстоит отремонтировать? 

А что будет с причальным хозяйством? По словам Ханифова, деньги на его модернизацию заложены в те же 2 млрд рублей, выделенные на уставный капитал «Флота РТ». За вычетом 1,2 млрд рублей на покупку «Метеоров» и 160 млн рублей на судно А-217 остается около 640 млн рублей. «Эти средства пойдут на ремонт тех пассажирских судов, которые требуют оперативного вмешательства. Напомню, в прошлом году в навигации было 9 судов, а до конца этого года даже без учета „Метеоров“ это число будет доведено до 15», — пояснил министр.

Ремонт причальной инфраструктуры имеет не меньшее значение. По словам Ханифова, технические обследования показали, что железобетонные основания дебаркадеров сохранились хорошо, а надводная часть нуждается в капитальном ремонте. «Одно судно уже отогнали на ремонтный завод в Зеленодольске. Внутренние конструкции в текущем виде оставлять нельзя», — поделился Ханифов. Сейчас его министерство разрабатывает два варианта решения проблемы. Первый — снести всю надводную часть и построить в том же стиле традиционных дебаркадеров. Второй — на случай, если обследования покажут, что конструкции еще могут послужить: тогда будет проведена замена обшивочной доски, кровли, окон, дверей. «Но я думаю, что понадобится подойти к ремонту глубоко и радикально. Электрика уже небезопасна, конструкции могут не выдержать сильный ветер и качку», — рассказал спикер о своих наблюдениях.

«Там все превратилось в труху», — добавил Лизалин, который ранее участвовал в дефектации одного из дебаркадеров. По его оценкам, ремонт «под ключ» с полной заменой надводной части одного судна составит 47 млн рублей. Уже разработан график ремонта, продолжил Ханифов: пока ремонтируется 1–2 дебаркадера, им на замену поставят два дежурных. «В год по 2–3 дебаркадера, 3–4 судна будем ремонтировать. Таким темпом к 2025 году хотим выйти на 85 процентов нормативного состояния. А к 2030-му хотим, чтобы все уже блестело», — обозначил он перспективу.

Напомним, в прошлом году волонтеры-участники «Том Сойер Феста» восстановили волжский дебаркадер 1969 года постройки, пришвартованный на острове-граде Свияжске со стороны набережной реки Свияги. Как сообщила помощник президента РТ Олеся Балтусова в телеграм-канале «Наследие городов», планируется, что в дебаркадере расположится музей «Старая пристань». Ханифов напомнил, что, хотя это и будет музей, он подлежит учету в речном регистре. Кроме того, в планах есть поставить дебаркадер в Чистополе, чтобы подключить город к туристическим маршрутам.

Сколько сегодня «Метеоров» может строить завод в Зеленодольске? По словам Ханифова, он может выйти на 10 судов в год. Заводом также прорабатываете большой пул заказов от «Газпрома» на строительство 20-30 «Метеоров» на газовом двигателе Сколько сегодня «Метеоров» может строить завод в Зеленодольске? По словам Ханифова, он может выйти на 10 судов в год. Заводом также прорабатывается большой пул заказов от «Газпрома» на строительство 20–30 «Метеоров» на газовом двигателе Фото: «БИЗНЕС Online»

Также Ханифов рассказал о проекте совершенно нового дебаркадера. Пока планируется, что будет судно на металлическом основании. Но вариант с железобетонным основанием, разработанным в советское время, тоже рассматривается. Ханифов рассказал, что уже заключено соглашение с заводом в Городце — последним действующим из 7 предприятий на территории СССР, которые занимались производством дебаркадеров. «Нельзя терять уникальное инженерно-техническое решение, которое показало себя на отлично», — подчеркнул министр.

Неплохо было бы и «подшаманить» суда. Планируется, что в следующем году они от «Татфлота» перейдут к «Флоту РТ». Во сколько оценивается их модернизация? В среднем ремонт обходится от 7 млн до 15 млн рублей, но может доходить и до 20–25 млн рублей, ответил Лизалин.

Ханифов напомнил, что ремонт не единственный вариант, есть еще утилизационный сбор. «Помните, мы старые „Москвичи“ сдавали, нам 50 тысяч рублей засчитывали?» — привел он пример. Если утилизационный сбор окажется выгодным, старые суда будут сдавать. Также министр подчеркнул, что есть задание от Минниханова найти типовой проект на замену «Москве» и «Омикам». Эти проекты еще предстоит поставить на поток на судостроительном заводе.

Мощности завода Зеленодольска позволяют это сделать, ресурс у проектного бюро огромный, согласился Лизалин. В подтверждение он привел пример судна на сжиженном природном газе «Чайка», которое представили три года назад. «Строительство судна от идеи до поднятия флага заняло 8 месяцев», — выразил спикер свое восхищение работой завода. Как рассказал Лизалин корреспонденту «БИЗНЕС Online», инновационное судно приобрела дочерняя компания «Газпрома» и сейчас «Чайка» работает в Санкт-Петербурге. «Может быть, оно и к лучшему. Она же требует определенной инфраструктуры, заправок. А там они есть», — сказал он.

Сколько сегодня «Метеоров» может строить завод в Зеленодольске? По словам Ханифова, он может выйти на 10 судов в год. Заводом также прорабатывается большой пул заказов от «Газпрома» на строительство 20–30 «Метеоров» на газовом двигателе.

И в завершении встречи, прозвучала хорошая новость для пассажиров и туристов: прорабатывается вопрос запуска онлайн-продажи билетов в текущую навигацию И в завершение встречи прозвучала хорошая новость для пассажиров и туристов: прорабатывается вопрос запуска онлайн-продажи билетов в текущую навигацию Фото: «БИЗНЕС Online»

О Волжско-Камской компании, онлайн-билетах и кадрах

А как поживает амбициозная идея по созданию Волжско-Камской компании, озвученная на ПМЭФ-2022? Напомним, ровно год назад главы нескольких регионов, включая Татарстан, подписали соглашение о взаимодействии в организации речных перевозок. «После этого нами была разработана дорожная карта, как это взаимодействие видит Татарстан», — рассказал Ханифов о ходе работы. Документ уже был представлен в Госдуме РФ, на встречах с федеральным агентством морского и речного транспорта (Росморречфлот). Суть в том, продолжил министр, чтобы все регионы вдоль Волги, от Астрахани до Ярославля, и вдоль Камы до Перми вошли в состав акционерного общества «Волжско-Камская судоходная компания».

В представлении авторов документа, акционерами созданной компании были бы регионы, а представлять их должны министры транспорта и руководители министерств или комитетов по туризму. Первой задачей компании станет аналитика речных перевозок. «После этого будет понятно, где ставить „Метеор-2020“, а где „Валдай“», — объяснил спикер. Как раз сегодня после пресс-конференции запланировано заседание рабочей группы проекта под руководством главы Республики Бурятия Алексея Цыденова и помощника президента РФ Игоря Левитина.

Создание «Флота РТ» ложится в канву Волжско-Камской компании, продолжил Ханифов. «Каждый регион вправе создать свой флот. Можно было бы акционироваться всем регионам и создавать единый флот, но тогда было бы непонятно, чьих прав больше», — объяснил он такой подход. По этому пути уже пошла Республика Чувашия, запустившая в прошлом году три скоростных «Валдая».

А как с кадрами в Татарстане? Лизалин признал, что это большая проблема. Несмотря на существование в Татарстане речного техникума, его выпускникам необходимо наставничество, и такая работа есть в планах «Флота РТ», заверил капитан. Что касается зарплат, компания ставит перед собой цель, чтобы они были не хуже, чем в среднем по регионам вдоль Волги.

И в завершение встречи прозвучала хорошая новость для пассажиров и туристов: прорабатывается вопрос запуска онлайн-продажи билетов в текущую навигацию. «Железно можно обещать, что „Татфлот“ перейдет в онлайн сразу и бесповоротно. В течение 7–10 дней официально дадим ответ, кажется, положительный, что нам удалось вернуться к продаже онлайн», — пообещал министр.