ЯМАЛ ПРИСОЕДИНИЛСЯ К ПОВОЛЖЬЮ
Сегодня в Уфе стартовал II международный форум «Большая химия», в котором принял участие и президент РТ Рустам Минниханов (кстати, уже через несколько часов он был в Казани и открывал уже другой форум, KazanSummit-2012 - ред.). Центральным событием уфимского форума стало подписание утром протокола о намерениях в области транспортировки нефтехимического сырья, в том числе широкой фракции легких углеводородов (ШФЛУ) и газового конденсата по маршруту Ямал – Поволжье. Подписи под документом поставили президент Башкортостана Рустэм Хамитов, губернатор ЯНАО Дмитрий Кобылкин и Минниханов. Для реализации проекта, подчеркивается в документе, необходимо сформировать производственно-коммерческую структуру на условиях долевого участия субъектов РФ, государственной поддержки и привлечения средств инвесторов.
Это сегодняшнее событие в Уфе означает, что Татарстан, Башкортостан теперь уже вместе с ЯНАО все-таки вернулись к задумке по реализации масштабного многомиллиардного проекта – продуктопровода из Западной Сибири в Поволжье.
В СИБИРИ НЕ ЗНАЮТ КУДА ДЕВАТЬ, А В ПОВОЛЖЬЕ НЕФТЕХИМИЯ НЕ МОЖЕТ РАЗВИВАТЬСЯ
Немного предыстории. В 2009 году Владимир Путин поручил разработать варианты транспортировки широких фракций легких углеводородов (ШФЛУ, производятся из попутного нефтяного газа, используются в качестве сырья для нефтехимии) из Сибири в «районы расположения существующих и наиболее благоприятные для строительства новых нефтегазохимических комплексов», писала в свое время газета «Ведомости». На поручение Путина откликнулись СИБУР и ТАИФ, которые представили в 2010 году свои варианты. Первый предложил строить трубу от Ямала до Тобольска - приоритетный вариант (а в качестве второго варианта - строительство провода до побережья Балтики - в обход Татарстана и Башкортостана), второй - к предприятиям в Поволжье. В Татарстане главным потребителем ШФЛУ должны были стать "Казаньоргсинтез" и "Нижнекамскнефтехим". ТАИФ тогда предложил восстановить разрушенный во время аварии в 1989 году участок трубопровода Тюмень - Уфа – Нижнекамск, который мог бы не только обеспечить фракциями предприятия в РТ и в РБ, но в перспективе и нижегородские. После этого началась оценка проектов.
В работе форума «Большая химия–2012» принимают участие более 500 делегатов, которые обсудят основные проблемы и направления развития нефтегазохимического комплекса страны |
Новый импульс тема получила в мае 2011 года как раз на первом форуме «Большая химия» - тогда Минниханов и Хамитов обратились в правительство РФ с инициативой внесения существенных правок в "План развития нефте- и газохимии РФ до 2030 года", предложенный минэнерго. Два президента настаивали на принятии маршрута Западная Сибирь - Урал – Поволжье при строительстве новой газотранспортной системы для ШФЛУ, добываемых в Западной Сибири. Власти республик отмечали, что «альтернативы продуктопроводу нет» и «для успешного развития химической отрасли в России необходимо решить проблему сырья, которое распределено на территории страны неравномерно». В частности, по словам Хамитова, «в Сибири не знают, куда девать и как использовать попутный нефтяной газ, а на предприятиях ПФО заводы работают не на полную мощность из-за нехватки сырья». При этом дефицит ШФЛУ и сжиженных газов на предприятиях Урало-Поволжья на 2010 год составил 6 млн. тонн, а на перспективу до 2020 года возрастет до 8 миллионов. В Западной Сибири же различными газоперерабатывающими заводами перерабатывается более 30 млрд. кубометров попутного нефтяного газа. Этот объем непрерывно растет, и по данным компаний, ведущих добычу и переработку в Западной Сибири, к 2015 году увеличится втрое. В результате объемы ШФЛУ возрастут с 4,5 млн. тонн до 12 млн. тонн к 2015 году. Единственный переработчик ШФЛУ в Западной Сибири - Тобольский НХК - не в состоянии освоить данные объемы, приводили доводы стороны.
Стоимость продуктопровода в Поволжье оценивалась в 90 - 100 млрд. рублей.
ПРОЕКТ ВРЕМЕННО ПОТЕРЯЛ АКТУАЛЬНОСТЬ
Однако уже в августе 2011 года республики пришли к мнению, что отстаиваемый ими же проект не актуален. Во всяком случае, такое заявление сделал спикер Госсобрания Башкортостана Константин Толкачев.
«В Тобольске сейчас строится большой завод по производству этилена, - сказал тогда "Интерфаксу" Толкачев. - Он расположен гораздо ближе к источнику сырья, чем тянуть (трубопровод) через всю Россию или восстанавливать линии, которые были. После обсуждения всех вопросов со своими коллегами из Татарстана мы приняли решение о его неактуальности».
Попытки лоббирования поволжского проекта, как сообщалось, были прекращены.
ГОТОВИМ ОБРАЩЕНИЕ В АДРЕС ВЛАДИМИРА ПУТИНА
Однако эта тема неожиданно всплыла на прошлой неделе, 12 мая, когда министр экономического развития Башкортостана Евгений Маврин сообщил, что на втором форуме в Уфе 17 мая уже четыре региона России все-таки подпишут соглашение о создании продуктопровода ШФЛУ Западная Сибирь-Урал-Поволжье. К РБ и РТ добавились ЯНАО и Тюменская область (Тюмень, правда, сегодня в подписании так и не участвовала).
«Это соглашение, протокол о намерениях, говорит о формировании консорциума, который начнет делать проект по трубе. Держатели сырья (ЯНАО) готовы предоставлять ШФЛУ, две территории (Башкортостан и Татарстан) готовы его потреблять. Такая нитка нам необходима в обе стороны, несмотря на определенные проекты, которые в Салехарде будут реализовывать, избыток все равно существует», - сказал он.
Маврин также привел новую примерную стоимость проекта – до 120 млрд. рублей. При этом стоимость проведения проектных работ оценивается в пределах 50 - 60 млн. рублей. Предполагается, что регионы-участники проекта будут инвестировать либо бюджетные средства, либо средства компаний. Участие в проекте планируют принять также «Газпром», ВЭБ и Сбербанк, рассказал Маврин. Он также уточнил, что речь идет не о восстановлении старого продуктопровода, а о строительстве нового, который предполагает возможность создания двойной ветки.
Генеральный директор ОАО «Татнефтехиминвест-холдинг» Рафинат Яруллин подтвердил газете «БИЗНЕС Online», что проект по-прежнему «перспективен и интересен». Предположительные сроки его реализации составят, как минимум, два - три года.
Еще два важных сообщения появились вчера, 16 мая. Сначала Хамитов сообщил, что лоббирование проекта продолжается на высшем уровне. "Сейчас с президентом Татарстана готовим обращение в адрес Владимира Владимировича Путина с предложениями не просто поддержать строительство продуктопровода, но и провести совещание по анализу ситуации в отрасли и разработке стратегии развития", - сказал глава РБ.
А затем стало известно, что проект строительства продуктопровода в Поволжье получил поддержку на парламентских слушаниях в Госдуме РФ. Парламентарии рекомендовали включить указанный проект в тот самый "План развития газо- и нефтехимии России до 2030 года".
Центральным событием форума стало подписание протокола о намерениях в области транспортировки нефтехимического сырья по маршруту Ямал – Поволжье. Подписи под документом поставили Рустэм Хамитов, Дмитрий Кобылкин и Рустам Минниханов |
СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ВОПРОС
В итоге сегодня в Уфе и состоялось подписание долгожданного протокола о намерениях. Однако реально рассчитывать на одобрение проекта правительством России Татарстан и Башкортостан смогут только после подготовки технико-экономического обоснования, конкретные цифры должны появиться в течение ближайших нескольких месяцев.
«Протяженность продуктопроводов для транспортировки ШФЛУ в нашей стране составляет всего 2 тысячи километров, а в США, к примеру, - более 128 тысяч километров. Этот вопрос стратегический, - заявил на форуме Хамитов. - Мы считаем, что нужно создать государственную сеть магистральных продуктопроводов с учетом перспектив освоения нефтяных месторождений Западной Сибири и Прикаспия».
СИБУР: МЫ НЕ ПРОТИВ, НО ГДЕ СВОБОДНОЕ СЫРЬЕ?
Однако главная проблема не только в колоссальной стоимости проекта, но и в том, что сейчас в регионе, откуда Татарстан и Башкортостан планируют получать ШФЛУ, в основном, все доступные объемы сырья законтрактованы СИБУРом. А он не планирует принимать участие в создании другого продуктопровода.
В Сибири работают Пуровский завод по переработке конденсата и Сургутский завод по стабилизации конденсата. Сургутский ЗСК в прошлом году заявил, что будет увеличивать мощности и выработка ШФЛУ вырастет, то есть появится перспективный ресурс, который можно направить для переработки. Но в феврале этого года ЗАО «СИБУР Холдинг» и ОАО «Газпром» уже заключили долгосрочный контракт сроком до 2021 года на поставку ШФЛУ с Сургутского завода на «Тобольск-Нефтехим» - предприятие по переработке углеводородного сырья, принадлежащее СИБУРу.
Что касается Пуровского завода, то его владелец - ГК «Новатэк» - объявил о планах по двукратному увеличению мощностей производства. В прошлом году состоялась презентация стратегии «Новатэка» на ближайшие годы. Ожидается, что к 2013 - 2014 гг. половина всех объемов сжиженных газов ШФЛУ будет поставляться СИБУРу. С учетом этих планов, СИБУР сейчас проектирует трубопровод, который пойдет из Пуровска через Южный Балык на все ту же промышленную площадку компании - Тобольский завод. Кроме того, в регионе переработкой газа занимаются Сургутский ГПЗ (ОАО «Сургутнефтегаз»), Локосовский ГПЗ (ОАО «Лукойл»). Но их объемы производства составляют менее миллиона тонн в год на каждом из предприятий.
Ранее в СМИ также появилась информация о том, что СИБУР рассматривает возможность участия в создании продуктопровода ШФЛУ из Западной Сибири в Поволжье. Но как сообщили газете «БИЗНЕС Online» в пресс-службе компании, СИБУР уже реализует собственный капиталоемкий проект по строительству продуктопровода для транспортировки легкого углеводородного сырья из Пуровска в Тобольск, поэтому участие в аналогичных проектах маловероятно.
- СИБУР готов совместно с нефтехимическими компаниями и властями региона участвовать в консолидации сырьевых ресурсов Поволжья для строительства в регионе пиролизных производств на базе нафты с НПЗ Татарстана и Башкортостана и этана из Оренбургской области, - рассказал газете «БИЗНЕС Online» начальник управления по информационной политике СИБУРа Рашид Нуреев. - Этих ресурсов вполне достаточно, они находятся непосредственно в Поволжье и не требуют строительства капиталоемкой инфраструктуры для доставки сырья за 3 - 4 тысячи километров. Мы не являемся противниками самой идеи республик как таковой и поддерживаем усилия органов власти Татарстана и Башкортостана, направленные на развитие нефтехимической отрасли. Более того, совместно с правительством Башкортостана являемся акционерами крупного предприятия ПОЛИЭФ, вкладывая средства в его развитие и расширение. Мы лишь говорим о том, что экономическая рентабельность любой подобной идеи зависит от решения ряда ключевых вопросов. В данном случае - наличия свободных объемов доступного сырья и соответствующих, пусть даже предварительных контрактов с недропользователями. Исходя из существующих оценок, на текущий момент проект ШФЛУ-провода Западная Сибирь - Поволжье остается без достаточной и экономически окупаемой загрузки, - говорит Нуреев.
ЭКОНОМИЧЕСКИ ЦЕЛЕСООБРАЗЕН ЛИШЬ ПРОЕКТ В ТОБОЛЬСКЕ
Сегодня большую часть производимых компанией объемов ШФЛУ СИБУР транспортирует по системе собственных продуктопроводов до Тобольска. В связи с активным развитием нефтехимического комплекса в Тобольске все новые объемы ШФЛУ, как собственные, так и приобретаемые у нефтегазовых компаний, СИБУР будет направлять на собственную переработку. В настоящее время в Тобольске завершается строительство крупнейшего в Европе комплекса по производству полипропилена, ведутся работы по созданию новой газофракционирующей установки на 2,8 млн. тонн ШФЛУ в год, обсуждается проект строительства крупного пиролиза и новых полимерных производств.
«Существующие и прогнозируемые в Западной Сибири доступные ресурсы ШФЛУ на горизонте ближайших десяти лет позволяют полноценно загрузить лишь один продуктопровод, - говорит Нуреев. - И на данном этапе лишь проект «Пуровский ЗПК - Тобольск» в государственном плане развития отрасли признан экономически целесообразным и достаточно проработанным, в настоящее время выполнено ТЭО, ведется разработка рабочей документации».
К ТРУБЕ ПОДКЛЮЧАТ «ЖИРНЫЙ» ГАЗ?
Реализация идеи поставки сырья из центров добычи на перерабатывающие центры важна для развития нефтехимической отрасли страны. Однако вопрос не столько в целесообразности строительства провода в Западной Сибири, сколько в необходимости создания соответствующей инфраструктуры и поиска источников сырья, фактически подтвердил позицию СИБУРа в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» главный редактор отраслевого портала rupec.ru Андрей Костин.
«Если говорить о проекте продуктопровода ШФЛУ Западная Сибирь - Урал - Поволжье, то прежде, чем эту трубу будут проектировать и строить, надо понять, чем ее можно наполнить. Сегодня свободный объем ШФЛУ, который мог бы пойти по новому трубопроводу в Поволжье, составляет меньше полумиллиона тонн - остальные объемы так или иначе «распределены» по потребителям внутри Западной Сибири», - рассказал Костин нашему изданию.
По его словам, есть проекты, которые в перспективе могут давать новые объемы легких углеводородных смесей, это проекты по добыче «жирного» газа. Проблема в том, что сейчас нет мощностей для его масштабной переработки с выделением ценных для нефтехимии компонентов. Добываемый на нескольких месторождениях валанжинский и ачимовский газ сейчас не перерабатывается полноценно, а лишь подготавливается к транспорту, конкретных же проектов по глубокой переработке «жирного» газа в регионе нет.
«Но так как в проекте ШФЛУ-провода Западная Сибирь - Урал - Поволжье участвует Ямало-Ненецкий округ, то можно с определенной долей условности предполагать, что у участников этого проекта есть намерения по созданию мощностей для переработки «жирного» газа и, соответственно, загрузки продуктопровода ШФЛУ новыми объемами», - считает Костин.
Ранее, когда рассматривалась программа комплексного освоения месторождений ЯНАО и Севера Красноярского края, была идея построить единый завод по переработке «жирного» и попутного нефтяного газа, но проблема заключается в том, что организационно тяжело наладить его сбор. Костин уточнил нашему изданию, что для подачи этого газа на централизованную переработку необходимо в таком случае построить множество трубопроводов большой протяженности (суммарно - тысячи километров), но малой единичной мощности, и стоимость такой системы сбора может превысить стоимость строительства самого завода. Строить такой завод сложно и с точки зрения организации процесса, поскольку производителями «жирного» газа являются разные компании. Их всех нужно собрать и заинтересовать новым проектом.
«Я думаю, что вопрос сырьевого обеспечения магистрального трубопровода ШФЛУ даже важнее чисто практических вопросов его строительства», - говорит Костин.
Ранее «Татнефтехиминвест-холдинг», а также «Газпром» в сотрудничестве с СИБУРом выдвигали примерно схожие инициативы выделить отдельную нитку магистрального газопровода с Ямала в европейскую часть России и загрузить ее «жирным» газом, чтобы сразу подавать сырье для выделения ценных компонентов уже в центрах переработки.
«Эта идея, мне кажется, выигрышнее, чем проект строительства одного газоперерабатывающего завода в центре добычи, поскольку, с одной стороны, позволяет помимо ШФЛУ из «жирного» газа вовлекать в нефтехимическую переработку этан, а также она избавляет от необходимости строить отдельную новую магистральную трубу», - отмечает Костин. Впрочем, и у этих инициатив с выделением отдельной нитки под «жирный» газ есть свои сложности, но в ходе активного диалога между нефтехимическими компаниями, «Газпромом», научными и проектными организациями многие из проблем могут быть преодолены.
НО ДОГОВОРЕННОСТЬ С "ГАЗПРОМОМ" ОТСУТСТВУЕТ
В правительстве России также признают определенные сложности в осуществлении данного проекта.
«Основной проблемой проекта является необеспеченность заявленными объемами сырья, поскольку он конкурирует с комплексным проектом Западно-Сибирского кластера по выработке ШФЛУ, его транспортировке по продуктопроводу до Тобольска и переработке в Тобольске», - отмечается в имеющейся у газеты «БИЗНЕС Online» программе развития газо- и нефтехимии России на период до 2030 года.
Однако в этой же программе упоминается вариант, который может быть заменой ШФЛУ-провода Западная Сибирь - Урал - Поволжье, так как он обеспечит сырьем одних и тех же потребителей - пиролизные мощности Татарстана - ОАО «Казаньоргсинтез» и ОАО «Нижнекамскнефтехим». Речь идет о проекте транспортировки «жирного» газа из Нового Уренгоя в Поволжье (инициатор - ОАО «Татнефтехиминвест-холдинг»). Проект находится на стадии инвестиционной идеи; имеется его технико-экономическое обоснование, выполненное еще в 1998 году.
Однако к реализации данного проекта необходимо привлечение ОАО «Газпром» для организации раздельной транспортировки «жирного» и «бедного» газа до Поволжья путем выделения отдельной нитки в системе магистральных газопроводов. В документе, утвержденном минэнерго России, отмечается, что пока договоренность ОАО «Татнефтехиминвест-холдинг» с ОАО «Газпром» о реализации данного проекта отсутствует.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 22
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.