Действующий директор Ленар Абдуллин пришел на АСПК в 2019 году, усилив коммерческий блок команды завода Действующий директор Ленар Абдуллин пришел на «АСПК» в 2019 году, усилив коммерческий блок команды завода

В 90-е заводчанам зарплату давали… кирпичами

Сегодня «Арский кирпичный завод» («АСПК») — один из крупнейших производителей кирпича в Татарстане. Его создавали в начале 90-х — за технологическую часть  проекта отвечало чешское госпредприятие «Керамопроект» из города Брно. Разрешение на строительство в те годы подписал председатель исполкома райсовета народных депутатов Рустам Минниханов, а на торжественное открытие приезжал первый президент Татарстана Минтимер Шаймиев.

Зарубежная «начинка» вкупе с качественным сырьем — глину добывают в Сарай-Чекурчинском месторождении в 17 км от предприятия — позволяла выпускать красный кирпич с идеальной геометрией. Однако слабые продажи в кризисное для страны время вызвали вереницу проблем. Дошло до того, что в начале 90-х сотрудники по полгода не получали зарплату. Вместо нее многим заводчанам выдавали кирпич для самостоятельной реализации… Так продолжалось, пока «АСПК» не взяли под свое крыло в «Ак Барс Холдинге». 

«Когда заводчанам выплатили многомесячные долги, они стали миллионерами… Многие купили себе машину», — вспоминает главный технолог «АСПК»  Рашид Гайнуллин, который был одним из первых сотрудников предприятия. Именно он проводил экскурсии для первых лиц республики на торжественном открытии.

По проекту завод был построен для выпуска рядового керамического кирпича. Однако начиная с 2003 года предприятие постоянно обновляло технологическую базу, вкладывая в развитие сотни миллионов рублей. Номенклатура продукции к 2023 году выросла до 40 позиций, а доля лицевого кирпича составляет 91% от общего выпуска.

Мощность предприятия, входящего в «Ак Барс Холдинг», — 34 млн условных единиц кирпича в год. Всего с момента открытия завода выпущено 650 млн штук кирпича. В 2019 году Арский кирпичный завод стал главным поставщиком кирпича на международные соревнования «Ворлдскиллз» в Казани. 

Завод способен изготовить кирпич под требования заказчика в короткие сроки. 

Лицевой кирпич, в частности, представлен в красном, персиковом, шоколадном цветах, одинарного формата и 1,4 НФ. Кроме того, есть «узкий» кирпич евроформата, а также специальный — для кладки скругленных углов, вогнутый, выпуклый, со срезанным углом или в форме пики. Выпускается поризованный блок, забутовочный камень. Есть рустованный лицевой камень — «крокодиловая кожа», «кора дерева». 

Предприятие отгружает кирпич от одной штуки либо в поддонах, их комплектуют вручную. Для исключения сколов и потертостей между рядами кирпича прокладывается гофрокартон, все упаковывается в термоусадочную пленку и стягивается полипропиленовыми лентами. Доставка возможна транспортом, организованным предприятием. 

Действующий директор Ленар Абдуллин пришел на «АСПК» в 2019 году, усилив коммерческий блок команды завода  Абдуллин делает акцент на экономической эффективности работы предприятия, а это обратная сторона высокого качества и стабильных продаж, а также благодаря ему для завода с татарстанской пропиской открылись новые горизонты продаж.

В интервью нашему изданию Абдуллин рассказал, за счет чего ему удалось увеличить оборот предприятия на 25% всего за пару лет, почему за продукцией «АСПК» все чаще обращаются крупные застройщики, в том числе из стран СНГ, где из их кирпича построят «шоколадный дом» в 18 этажей и какие должности на заводе придется роботизировать.

Ленар Абдуллин: «С 2008 года, сразу после института, пришел на работу в «Холдинговую компанию Ак Барс» и через 11 лет мне предложили возглавить  «АСПК» Ленар Абдуллин: «С 2008 года, сразу после института, пришел на работу в «Холдинговую компанию «Ак Барс», и через 11 лет мне предложили возглавить «АСПК»

«80 процентов брака надо отсекать еще на формовке…»

— Ленар Ильгизарович, вас назначили директором «Арского кирпичного завода» в 2019 году. Как вы считаете, почему именно на вас пал выбор?

— Одна из причин — я человек системы. С 2008 года, сразу после института, пришел на работу в «Холдинговую компанию „Ак Барс“», и через 11 лет мне предложили возглавить «АСПК» с задачами: запустить новые виды кирпича, повысить узнаваемость бренда «АСПК» как на территории Татарстана, так и за пределами республики, усилить финансовые показатели.

Ленар Ильгизарович Абдуллин 

Родился 16 марта 1984 года в Казани.

В 2008 году окончил Казанский государственный финансово-экономический институт, специальность «Антикризисное управление».

2008–2019 годы — сотрудник  АО «Холдинговая компания „Ак Барс“».

С 2019 года — Директор АО «АСПК».

— Что надо было сделать в первую очередь?

— Мне повезло, что к моменту моего назначения предприятие имело прекрасную базу. В первую очередь это касается коллектива: ключевые позиции занимали люди, которые работают здесь с первых дней. Речь про главного технолога Рашида Гайнуллина и замдиректора по производству Рашида Яруллина. Это ключевые сотрудники предприятия, которые без преувеличения знают об этом заводе больше, чем кто-либо другой. 

В первую очередь сфокусировались на увеличении номенклатуры продукции. За три десятка лет «АСПК» прославился как производитель кирпича с идеальной геометрией. К слову, в те годы, когда завод только начинал работать, не было понятия «лицевой кирпич». Везде применяли обычный, красный.

Благодаря точной геометрии на арский кирпич всегда был повышенный спрос. В 90-е за ним приезжали покупатели из таких районов, как Атнинский, Балтасинский, Сабинский, Тюлячинский, Апастовский и Буинский.
Ленар Абдуллин директор АО «АСПК»
Ленар Абдуллин директор АО «АСПК»

— В чем секрет эталонного красного кирпича от «АСПК»?

— В первую очередь в сырье — у нас отменная глина на месторождении. Во-вторых, оборудование — у нас современный парк. В-третьих, настройка оборудования. Как отмечает наш главный технолог, 80 процентов брака закладывается при формовке, поэтому здесь его надо отсекать. Если технология нарушена, форма кирпича будет «плясать», что приведет к неприятным последствиям при строительстве. В-четвертых, правильный режим сушки. Наш кирпич изготавливается 6–7 дней. И самое главное — кадры. Каким бы продвинутым ни было оборудование, именно опыт специалистов решает, каким будет продукт на выходе. Большая часть сотрудников нашего завода выросла здесь, и люди досконально знают все процессы.

«Продукцию «АСПК» использовали для строительства ЖК «МЧС», а сейчас заказы поступают от таких крупных игроков рынка, как «Ак Таш» и Унистрой» «Продукцию «АСПК» использовали для строительства ЖК «МЧС», а сейчас заказы поступают от таких крупных игроков рынка, как «Ак Таш» и «Унистрой»

— В центре Арска установлена стела из красного кирпича. Из вашего? 

— Да. Помимо стелы, из нашего кирпича в Арске построен центральный вокзал, здание администрации, мечеть и многое другое… Но много строений и за пределами нашего города. Например, большую часть ЖК «Магеллан» в Казани построили из нашего «абрикосового» и «шоколадного» кирпича. Сейчас строят 18-этажный «шоколадный» дом в Кирове. Также продукцию «АСПК» использовали для строительства ЖК «МЧС», а сейчас заказы поступают от таких крупных игроков рынка, как «Ак Таш» и «Унистрой».

В прошлом году мы вышли за пределы страны! Благодаря большой работе коммерческого директора завода Айрата Ибрагимова удалось выйти на рынок Казахстана. Несколько крупных застройщиков из этой страны оформили крупные заказы.  

— Какова доля организаций в клиентском портфеле?

— Не более 30 процентов. Остальное — частный сектор. Малоэтажное домостроение в последние годы активно развивается. Люди хотят строить из качественных материалов, поэтому выбирают наш кирпич.

«Все 40 видов выпускаемой продукции имеют спрос» «Все 40 видов выпускаемой продукции имеют спрос»

«Немцы кинули, а итальянцы сдержали слово»

— Какой вид кирпича, производимый у вас, пользуется наибольшим спросом?

— Мы не работаем на склад, поэтому все 40 видов выпускаемой продукции имеют спрос. Но есть такое понятие, как тренд. Сейчас в тренде кирпич с флеш-обжигом, который мы предлагаем в разных цветовых решениях.

— Что такое флеш-обжиг?

— Такой кирпич часто называют «баварской кладкой». Современные экологические стандарты требуют нового подхода к процессу производства кирпича: в частности, отсутствия химических красителей. Ответом на новые требования и стала технология флеш-обжига. Используя этот метод, производитель добивается нужного оттенка кирпича без «химии», путем регулирования температуры при обжиге. Изменению цвета способствует реакция, при которой из глины в процессе обжига «вытягивается» кислород. Это естественный принцип окрашивания, дающий широкий спектр оттенков от бордового до черного.

Помимо глубокого, насыщенного цвета кирпича у этой технологии есть и другие преимущества — на поверхности изделия образуется стекловидный слой, который будет надежно защищать кладку от атмосферных явлений. 

У нас вроде бы небольшой завод, но мы даем такой ассортимент, который мало кто может предложить в стране. Еще одно наше преимущество — можем оперативно перенастроить линии под нужный вид изделия всего за 1–3 дня. Крупные производства не настолько «поворотливые».
Ленар Абдуллин директор  АО «АСПК»
Ленар Абдуллин директор  АО «АСПК»

— Много ли такого кирпича у вас купили в этом году?

— Только за последние пару месяцев выпустили его в количестве 1,5 миллиона единицпомимо нас в Татарстане такой кирпич никто не делает. Последние год-полтора кирпич флэш-обжига завозили в республику из Московской области, Мордовии и даже Калининграда. Теперь в этом нет необходимости. Мы готовы закрыть потребность в этом кирпиче как у частного сектора, так и у крупных строительных компаний.

«Только за последние пару месяцев выпустили кирпича с флэш-обжигом  в количестве 1,5 миллионов единиц, помимо нас в Татарстане такой кирпич никто не делает» «Только за последние пару месяцев выпустили кирпича с флэш-обжигом в количестве 1,5 миллиона единиц, помимо нас в Татарстане такой кирпич никто не делает»

— Как пришли к этой технологии?

— Два года назад заметили подобные экземпляры на одной из выставок у итальянских производителей. Изучив технологию, поняли, что нам требуется небольшая модернизация оборудования, и провели переговоры с итальянской Camozzi («Камоцци») о закупке технологий. Несмотря на пандемию и СВО, итальянцы слово сдержали и все поставили. Правда, на это ушло полтора года…

— Сколько вы инвестировали в обновление оборудования?

— Около 30 миллионов рублей. Не так много по сравнению с тем, сколько завод потратил на немецкие линии таких производителей, как Keller, Handle и Siemens, в нулевые. Тогда «АСПК» инвестировал порядка 100 миллионов рублей.

— Как вы обслуживаете немецкое оборудование в текущих реалиях? 

— Немцы вообще не выходят на связь. Проще говоря, кинули нас. Хотя 15 лет были хорошие партнерские отношения, которые вмиг закончились. Понятно, что это политическое решение. Сервис всего зарубежного оборудования лежит на плечах сотрудников нашего завода. Многие узлы и программное обеспечение мы уже заместили. И продолжим двигаться в этом направлении. Иного варианта нет.

«У нас есть конкурентное преимущество — мы продаем от одного кирпича. И это очень нравится клиентам-частникам, которые в моменте могут приобрести столько продукции, сколько им требуется» «У нас есть конкурентное преимущество — мы продаем от одного кирпича. И это очень нравится клиентам-частникам, которые в моменте могут приобрести столько продукции, сколько им требуется»

«В планах — дойти до Владивостока!»: топ задач для Арского кирпичного завода

— В номенклатуре «АСПК» есть поризованный керамический камень разных форматов. Недавно этот вид кирпича был очень востребован…

— Он по-прежнему в топе продаж, потому что альтернативы этому кирпичу для внутренних работ нет. Он очень теплый, поэтому при нормативной толщине кладки его не нужно «обшивать» утеплителем.

— Поризованный кирпич выпускают многие предприятия. Конкуренция высокая?

— Да, по этой позиции конкуренция на рынке серьезная. Но у нас есть конкурентное преимущество — мы продаем от одного кирпича. И это очень нравится клиентам-частникам, которые в моменте могут приобрести столько продукции, сколько им требуется.

Для тех, кому кирпич требуется в большом объеме (от одной палеты), предоставляем дополнительный сервис — сами находим транспорт и привозим на объект заказчика.
Ленар Абдуллин директор АО «АСПК»
Ленар Абдуллин директор АО «АСПК»

— Вы также производите «шоколадный» кирпич. Есть информация, что пигмент для него везете из Москвы. Так ли это?

— Пигмент действительно закупаем в Москве, но производят его в других странах: Южной Корее, Африке и Грузии Пигмент дорогостоящий, но средств на его закупку не жалеем — для нас в приоритете насыщенный цвет и качество.

«За то время, пока завод работает, было выпущено порядка 650 миллионов единиц кирпича. Предприятие работает круглосуточно 7 дней в неделю» «За то время, пока завод работает, было выпущено порядка 650 миллионов единиц кирпича. Предприятие работает круглосуточно 7 дней в неделю»

— Какие задачи стоят перед вами как руководителем предприятия?

— Я вижу для себя несколько задач. Во-первых, по итогам 2022-го мы вышли на абсолютный максимум для себя — 34 миллиона кирпичей в год. За то время, пока завод работает, было выпущено порядка 650 миллионов единиц кирпича. Предприятие работает круглосуточно 7 дней в неделю. Поэтому первостепенная цель — сохранить и приумножить эти темпы. Для этого у нас есть все: 220 человек в штате, поддержка управляющей компании «Ак Барс». За 15 лет работы в этой системе я могу сказать одно — она работает на коллектив, позволяя решать самые смелые задачи. И за такой подход отдельное спасибо генеральному директору АО «Холдинговая компания „Ак Барс“» Ивану Егорову — он всегда держит руку на пульсе.

Во-вторых, моя задача — выпускать на рынок востребованный продукт, поддерживая тренд на строительство кирпичных домов. Продолжим участвовать в выставках, чтобы своевременно реагировать на самые смелые запросы рынка, сохраняя свои лидерские позиции и оправдывая звание одного из лучших кирпичных заводов Татарстана.

В-третьих, расширять географию поставок. В планах — дойти с нашим кирпичом до Владивостока.

В-четвертых, весьма актуальны вопросы автоматизации производства, что в том числе позволяет управлять и себестоимостью продукции. Да, пока у нас ручная укладка кирпича, и это своего рода фишка предприятия — ведь в мире пока нет такого робота, который смог бы оценить качество более 40 видов продукции. Но, видимо, со временем роботы на нашем производстве все-таки появятся.

— Какие у вас прогнозы относительно развития кирпичного рынка Татарстана?

— Рынок активно развивается и продолжит свой рост. Одна из причин — кирпич очень неприхотливый, но экологически чистый материал, который в течение всего жизненного цикла не требует дополнительного обслуживания, хорошо дышит и красиво стареет.