«Сейчас для нас, татарской молодежи, не время заниматься политикой», — говорили татарские интеллигенты и меценаты после первой русской революции, а потом мечтали, что после октября 1917 года «угнетенные нации во всем мире обретут равенство и благополучную жизнь». Обо всем этом рассуждают в «интерактивном» спектакле «Җилкәнсезләр» («Без ветрил»), премьеру которого под занавес сезона представили в театре им. Тинчурина. О том, что получилось у главного режиссера «тинчуринцев» Туфана Имамутдинова, — в материале «БИЗНЕС Online».
Что до «Без ветрил», то известный критик Нияз Игламов и вовсе называет ее лучшей татарской пьесой в истории, вспоминая, что в 1926 году, когда Тинчурин писал о судьбах татарской буржуазной интеллигенции, влияние соцреализма еще не было таким тотальным
Премьера в последний день сезона
Театр им. Тинчурина под руководством главного режиссера Туфана Имамутдинова продолжает поиски своего лица и места в современной национальной культуре. И вот уже второй сезон подряд закрывает сезон премьерой, словно в пику «камаловцам», которые традиционно делают это «Голубой шалью».
Если в последний вечер сезона 2021/2022 в здании на улице Горького шла феминистическая опера «Ал яулык, зәңгәр шәл» («Розовый платок, синяя шаль») о татарской женщине и ее роли в становлении нации (правда, выдержавшая только один тот самый шумный показ), то сейчас Имамутдинов представил зрителям трагикомедию «Җилкәнсезләр» («Без ветрил») по пьесе самого Карима Тинчурина, как известно, автора и «Голубой шали». Выбор татарской классики для главрежа театра по-своему неожиданный — настолько мы привыкли к его экспериментальным работам, связанным с национальной темой. Например, команда Имамутдинова только что вернулась со знаменитого Дягилевского фестиваля, где показывала своего знаменитого «Дэрдменда» — работу творческого объединения «Алиф».
Что же до «Без ветрил», то известный критик Нияз Игламов и вовсе называет ее лучшей татарской пьесой в истории, вспоминая, что в 1926 году, когда Тинчурин писал о судьбах татарской буржуазной интеллигенции, влияние соцреализма еще не было таким тотальным. Говоря о ее сценических воплощениях, наверняка многие вспомнят постановку 2016 года в театре им. Камала, которую осуществил некогда главреж Казанского ТЮЗа, а ныне руководитель очень успешного Омского драмтеатра Георгий Цхвирава. Профессионалы о постановке с россыпью отличных актерских работ отзывались тепло, она даже вошла в лонг-лист «Золотой маски», но через пару сезонов была снята с репертуара. Зрительским хитом спектакль не стал — впрочем, об этом заранее предупреждал и сам Цхвирава, остроумно обозначивший жанр той своей работы как «воспоминания о будущем». Видимо, том самом трагическом будущем, ждавшем в том числе и самого Тинчурина. Кстати, режиссер к тому же ушел от гротескности, которую придал своим классово чуждым героям автор пьесы, и пошел в сторону философских размышлений, что не оценил массовый татарский зритель.
Теперь же свое видение переломных, в том числе для татарского мира, событий первой четверти XX века представил Имамутдинов. И, забегая вперед, при всей традиционности подхода к инсценировке пьеса заиграла новыми красками. Получилось нечто совершенно не похожее на спектакль Цхвиравы.
В центре стоял круглый и крутящийся стол. Над ним нависал абажур, а вокруг была дымка и тусклый желтый свет, из-за которого поначалу было затруднительно разглядеть лица зрителей с другой стороны
Старичок-скряга и жеманная жена нэповца
Зрителей удивляли чуть ли не с порога, пригласив их расположиться прямо на сцене (возможно, режиссер здраво оценил нынешний зрительский потенциал «Без ветрил»). Здесь соорудили круглое помещение с высокими стенами, вдоль которого в два ряда стояли скамейки с мягкими сидушками. В центре стоял тоже круглый и крутящийся стол. Над ним нависал абажур, а вокруг была дымка и тусклый желтый свет, из-за которого поначалу было затруднительно разглядеть лица зрителей с другой стороны. Вся эта конструкция стояла на вращающейся платформе сцены, которая в какой-то момент «поехала» вместе со зрителями и актерами. Это помогало постановщику показать смену эпох и выделять акценты в рассказываемой истории.
Главная сюжетная линия осталась неизменной. В центре событий — семья богатого купца Нуретдина (Ирек Хафизов), через которую прослеживается жизнь татарского образованного общества в период с 1910 по 1925 год. Поначалу главный герой дорого-богато живет вместе с сыном Даутом (Ильнур Байназаров), дочерьми Дильбар (Аделя Хасанова) и Рукыей (Венера Низамова) после первой русской революции. У него большие планы по продвижению в Думу от мусульман Казанской губернии представителя татарской интеллигенции в лице молодого Батырхана (Артем Пискунов), которого он также прочит в мужья Дильбар. Затем общественно-политическая жизнь татар показана на фоне Первой мировой войны, когда купцы пытаются и обогатиться, и закрепиться у власти. После Февральской и Октябрьской революций 1917 годов герои продолжают подпольно собираться и планировать сопротивление большевикам…
Из актерских работ хочется отметить Зуфара Харисова в роли Мисбаха-хаджи — старичка-скряги, не желающего больше дать ни копейки в пользу будущего нации. Именно в этом денежном споре ярко отображен раскол общества того времени: поскольку одни озабочены сохранением личного капитала, другие — интересами народа, как Нуретдин, который пачками бросает деньги в общий котел. К слову, т. к. спектакль интерактивный, в какой-то момент купюры стали собирать даже со зрителей, и некоторые с энтузиазмом подыграли героям.
Любопытно наблюдать и за Батырханом (Пискуновым). Кажется, что даже лихие годы, которые впоследствии разоряют его соратников, ему особого урона не причиняют. А Дильбар (Хасанова), еще пару лет назад сорившая отцовскими сбережениями и кидавшая на стол жемчужный калфак в пользу противников большевизма, забыв о родных, укоренилась в роли жеманной жены не менее колоритного нэповца Зайнетдина (Рустем Гайзуллин). Нельзя не отметить роль молодой актрисы Низамовой. Ее героиня по пьесе имеет физические недостатки (у Тинчурина она горбунья), а Имамутдинов сделал ее немой (изъяснения на языке жестов транслировались проектором на стене). При этом она буквально на пальцах смогла передать темперамент и колкий характер Рукыи.
Главрежу театра удалось вместить в двухчасовую постановку целую веху из жизни татарского народа, как это, собственно, и было у Тинчурина, показав, как в миг интеллигенция и баи, участвовавшие в национальном движении, оказались на обочине жизни
В общем, главрежу театра удалось вместить в двухчасовую постановку целую веху из жизни татарского народа, как это, собственно, и было у Тинчурина, показав, как в миг интеллигенция и баи, участвовавшие в национальном движении, оказались на обочине жизни. К кульминации режиссер подводил очень искусно, начав с сатирических диалогов, сменявшихся мрачными тонами, обнажавшими национальный вопрос и проблему самоопределения нации. Смена настроения проявлялась даже в деталях вроде цвета скатерти.
Можно сказать, что «Җилкәнсезләр» претендует на самую значимую работу Имамутдинова на сцене театра, который он сегодня возглавляет.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 0
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.