Тракторы и комбайны американского и европейского производства, ушедшие с рынка РФ, были значительно дороже отечественных, и теперь на их место приходит дешевая китайская техника. Это может уничтожить все усилия по импортозамещению — били в набат директора российских заводов, приехавшие накануне в Казань на «Всероссийский день поля – 2023». Корреспондент «БИЗНЕС Online» поприсутствовал на мозговом штурме по укреплению технологического суверенитета России. О том, где в стране производят тракторы с автопилотом, для чего «Росагролизинг» занялся судостроением и нужны ли отрасли роботы, собирающие яблоки и осеменяющие коров, — в нашем материале.
В «Казань Экспо» накануне в рамках «Всероссийского дня поля – 2023» состоялось заседание комиссии Государственного совета РФ по направлению «Сельское хозяйство»
Как укрепить технологический суверенитет страны?
В «Казань Экспо» накануне в рамках «Всероссийского дня поля – 2023» состоялось заседание комиссии Государственного совета РФ по направлению «Сельское хозяйство». Помощник президента РФ и секретарь Госсовета Игорь Левитин смог подключиться только по видео-конференц-связи. В кратком вступительном слове он напомнил собравшимся о задаче, поставленной в декабре 2022 года президентом РФ Владимиром Путиным, — о необходимости укреплять технологический суверенитет страны. Эта тема и прошла красной нитью сквозь все заседание. В преломлении сельского хозяйства это означает, что в РФ нужно восстанавливать производство собственных тракторов и комбайнов, развивать селекцию и локализовать производства средств химизации.
На мозговой штурм о том, как этого добиться, пригласили замминистра сельского хозяйства РФ Елену Фастову, главу думского комитета по аграрным вопросам Владимира Кашина, премьер-министра РТ Алексея Песошина и других участников аграрного рынка страны. Модератором встречи выступил губернатор Алтайского края Виктор Томенко.
О том, как обстоят дела с технологическим суверенитетом в Татарстане, рассказал глава республиканского кабмина Песошин. Гости узнали, что в РТ реализуется программа технической и технологической модернизации сельскохозяйственного производства, в рамках которой аграриям субсидируют часть затрат на приобретение техники. За годы работы программы в республике было приобретено 28 тыс. единиц техники на 60 млрд рублей. Ежегодно из бюджета региона на это выделяется по 1,8 млрд рублей. В 2022-м было обновлено более 3 тыс. единиц сельхозтехники. Энергообеспеченность на 100 га посевов за прошлый год повысилась до 178 лошадиных сил (в РФ — 155 лошадиных сил на 100 га).
В Татарстане есть успехи в области импортозамещения: в республике всего 11% тракторов и 30% сельхозмашин — иностранные. «Порядка 2 тысяч наименований запасных частей выпускается отечественными производителями, в том числе республиканскими, цены на детали в 2 раза ниже, чем на импортные», — подчеркнул Песошин. Но дело не только в деньгах. В республике используется 117 роботов-дояров и 156 доильных залов западного производства, их остановка может привести к полной выбраковке поголовья, тревожился премьер.
Директор департамента растениеводства, механизации, химизации и защиты растений минсельхоза РФ Роман Некрасов порадовался, что России удалось избавиться от зависимости от западной техники, не допустив сбоев. Российские и белорусские тракторы сегодня занимают 90% рынка, зерноуборочные комбайны — 85%, кормоуборочные — 73%. «Цифры неплохие, но есть критические позиции (свекло- и картофелеуборочные комбайны и гусеничные тракторы, тракторы для садоводства и виноградарства — прим. ред.)», — заметил он. Уход зарубежных компаний привлек на российский рынок игроков из Китая, Индии и Ирана и других дружественных стран. «Они сейчас активно ищут выход на российский рынок, и на площадке „Дней поля“ это можно наглядно видеть», — констатировал докладчик.
Проблема 2022 года — падение спроса на сельхозтехнику (минус 18% к 2021-му), что связано со снижением цен на зерно и другую сельхозпродукцию. Как заверили участники встречи, в 2023-м идет рост покупок (плюс 35% к прошлому году). Но этого мало. Минсельхоз РФ проанализировал планы регионов по закупкам сельхозтехники до 2030 года и ужаснулся — они в 5–6 раз ниже уровня, который требуется для выполнения Стратегии развития АПК страны.
Как помочь отечественным производителям сельхозмашин? Был разработан план по льготным поставкам тракторов. На белорусские модели цены будут зафиксированы до конца года, а на российские сделают скидки на 10–20%. Некрасов не без гордости продемонстрировал гостям видео со словами «надо же разбавить скучный чиновничий доклад». «Коллеги, вы видите российский гусеничный трактор, который целиком на резиновых гусеницах, его делает Челябинск», — рекомендовал он, добавив, что ознакомиться с новинкой можно на агровыставке «Дней поля».
Алексей Песошин: «Порядка 2 тысяч наименований запасных частей выпускается отечественными производителями, в том числе республиканскими, цены на детали в 2 раза ниже, чем на импортные»
«В аграрной державе должен быть свой трактор»
Думский аграрий Кашин вспомнил, что уже был в Казани в 2017 году, когда город аналогично принимал Российский день поля. «Помню, только погода была дождливая», — тактично вспомнил депутат водный апокалипсис, обрушившийся на участников агровыставки 6 лет назад. По иронии судьбы в этот раз республика встречала аграриев аномально жаркой погодой.
«В аграрной державе должен быть свой трактор, причем с той линейкой, которая необходима исходя из технологического цикла — и в садах, и на овощных плантациях, включая и картофель, и виноградники», — сразу обозначил свою позицию маститый парламентарий.
Для начала он пристыдил, продемонстрировав слайд, где сравнивалось количество тракторов и комбайнов на 1 тыс. га пашни в России (2,7 и 2,2 штуки соответственно) и других странах: в Беларуси (9,3 и 5), в США (25,9 и 17,9), в Германии (65 и 11,5 штуки). Почему это важно? Потому что урожай нужно быстро убрать, в течение двух недель, если дольше, то идут большие потери.
Кашин похвалил «Ростсельмаш», который строит три завода, локализующие производство сельхозтехники и компонентов. «Значит, будет не 6 тысяч комбайнов, а будут другие тысячи комбайнов, которые нужны сегодня селянам», — вдохновлялся Кашин. Он напомнил, что в советское время в год производили по 65 тыс. комбайнов «Дон».
Но в прошлом году скакнули цены, в том числе и на российскую сельхозтехнику. «К сожалению, вздрючивается цена на заоблачную высь, а крестьяне на уровне 2017 года продают свое зерно», — сетовал Кашин. Однако сидящий по соседству с корреспондентом «БИЗНЕС Online» фермер из Красноярского края тихо поправлял выступающего: мол, цены на зерно сегодня на уровне не 2017-го, а 2007 года. Пшеницу в регионе предлагают по 6,5 рубля за 1 кг, что гораздо ниже себестоимости, в итоге никому не нужные хлеба гниют на складах.
Проблема №3 — зависимость от импортных семян. Не без гордости Кашин продемонстрировал отечественные сорта семян пшеницы и гороха, дающие прекрасную урожайность. Но не по всем культурам пока имеются такие успехи — например, по свекле доля отечественных семян в 2022 году составила всего 1,8%, по картофелю — 6,7%, рапсу — 30,6%, кукурузе — 41,8%, сое — 43,5%. «Надо наладить семеноводство!» — требовал Кашин. Правда, добавил, что по свекле на будущий год семеноводы из Крыма обещают обеспечить 50% посевных площадей отечественными семенами.
Говоря о важности локализовать в стране производство средств защиты растений (СЗР), Кашин перешел к четвертой проблеме. Но для начала отвесил критику в адрес минсельхоза РФ. «Мы отвратительно работаем по защите растений. Мы ни одного килограмма действующего вещества не производим. Наш уважаемый „Август“ и все другие: покупают в Китае действующее вещество, здесь бодяжат и накручивают прибыль, это не импортозамещение», — уверен депутат. Он призвал строить в РФ заводы и производить действующее вещество (ДВ) на территории нашей страны.
Позже гендиректор АО «Фирма „Август“» Михаил Данилов подтвердил, что российские производители СЗР сегодня везут ДВ из-за рубежа. «Мировой химической фабрикой является Китай, с ним не может конкурировать никто. Мультинациональные компании также пользуются ДВ в основном из Индии и Китая, потому что эффект масштаба играет такую роль, что попытки перенести сюда химическое производство не завершились успехом», — констатировал Данилов. По его мнению, есть надежда, что скоро «гранды химической промышленности» все же начнут выпускать ДВ внутри страны, т. к. в нынешней экономической и политической ситуации интерес к инвестированию в химию внутри РФ возрос даже среди тех, кто химией никогда не занимался.
Владимир Кашин: «К сожалению, вздрючивается цена на заоблачную высь, а крестьяне на уровне 2017 года продают свое зерно»
Грузовой флот от «Росагролизинга», трактор на автопилоте от Кировского завода
Генеральный директор АО «Росагролизинг» Павел Косов заявил о том, что компания приступает к судостроению. «Лизинг из финансового посредника становится созидателем», — немного ошарашил руководитель. По его словам, компания приступает к разработке документации на строительство судов-балкеров для экспорта зерна океанского плавания с водоизмещением на 40 тыс. и 60 тыс. тонн. «Это позволит решить логистические задачи, связанные с фрахтом иностранных судов для вывоза зерна на экспорт, — объяснял Косов. — Верфей мало, стапеля заполнены под завязку на годы вперед, поэтому мы начали проектировать суда сами». В планах получить проектную документацию уже в 2023 году, кроме того, необходимо «выровнять» налоговый режим при покупке судов. «Сделки по покупке судна освобождаются от НДС, в отличие от сделок лизинга, что увеличивает финансовую нагрузку на судовладельца-лизингополучателя на 20 процентов», — сетовал глава компании «Росагролизинг».
Потребность в тракторах и комбайнах в России очень высока — более 50% техники в полях за пределами срока эксплуатации, при этом дефицит комбайнов от существующего парка техники составляет 27%, а тракторов — 15%, указал первый заместитель гендиректора «Ростсельмаша» Алексей Швейцов. В норме предприятия должны обновлять 10% парка техники, но имеющиеся проблемы (низкие цены на зерно при рекордном урожае 2022-го, огромные переходящие остатки, высокие экспортные пошлины и рост себестоимости производства зерна) сократили спрос на сельхозмашины в прошлом году.
В 2023-м ситуация улучшилась — по выпуску комбайнов и тракторов компания вышла на уровень 2021 года. Для стимулирования спроса «Ростсельмаш» ввел скидку на технику на 15–25%, радовал присутствующих Швейцов. Но у крестьян оказалось на этот счет свое мнение. «Стимулируют! Они сперва цены подняли в 2021–2022 годах на 30 процентов, а сейчас они на 10 процентов „стимулируют“», — шепотом возмущался аграрий из Красноярска на соседнем кресле.
Далее Швейцов поделился тем, что сделано по части импортозамещения сельхозтехники. Например, американские моторы сummins были заменены на моторы Ярославского моторного завода и КАМАЗа. В целом детали и узлы в сельхозтехнике ростовской компании импортозамещены на 94%.
Гендиректор Кировского завода Сергей Серебряков рассказал о технических новинках своего предприятия — тракторе с автопилотом и техническим зрением на базе искусственного интеллекта («Кировец-Агропилот»). Машина сделана «абсолютно на отечественных компонентах», комментировал руководитель. Кроме того, предприятие оснащает свою технику российской системой параллельного вождения и строит новые цеха, где будет запущено трансмиссионное производство.
«Имея третий [по площади] банк земли на планете, мы должны производить все сельскохозяйственные машины и компоненты, а также оборудование для переработки!» — уверен руководитель.
Во второй части своего доклада он обрушился с претензиями в адрес китайских производителей сельхозтехники, которые захватывают рынок и демпингуют по ценам. «В течение последних двух лет мы видим экспансию азиатских производителей, — тревожился спикер. — Рост продаж их техники в РФ за год составил в 5 раз! Китайская экспансия страшна чем? Американские и европейские производители, [ушедшие с рынка РФ], были значительно дороже, китайские производители имеют существенное ценовое преимущество за счет тех макроэкономических условий и эффекта масштаба, которые есть у китайской индустрии».
По словам директора Кировского завода, математически доказано, что произведенная в РФ сельхозтехника при существующих кредитных, налоговых и прочих условиях всегда будет получаться дороже, чем китайская. Как результат, китайская экспансия может задушить на корню развитие отечественного машиностроения.
«В мире идет четвертая промышленная революция. Мы это явно видим. У нас появляются доильные роботы, роботы-сыровары»
«Смотрю на своего механизатора Сашу, ему философия Канта не зайдет!»
С футуристическим взглядом на сельское хозяйство выступил московский фермер и сыровар Олег Сирота. Он сразу предупредил собравшихся, что выступать будет по-простому, по-деревенски, но в секретариат обещал сдать доклад, оформленный по всей форме.
«В мире идет четвертая промышленная революция. Мы это явно видим. У нас появляются доильные роботы, роботы-сыровары», — начал фермер. Он считает, что в стране нужно ввести гранты на разработку новых решений для сельского хозяйства. «Нам нужны роботы-пропольщики, в Швейцарии по полям уже экспериментальные модели гоняют, через 5–7 лет они уже будут у нас на полях, и если не включимся в эту работу, то мы пропустим», — визионировал Сирота. «Японцы уже гоняют роботов, которые собирают яблоки. Понимаю, что сейчас это звучит бредом, но 15 лет назад людей, которые говорили о дронах в сельском хозяйстве и армии, тоже воспринимали как безумцев, — аргументировал он. — Надо включаться, а то мы все потеряем!»
Не помешают отрасли также системы точного посева и прореживания. «Но полный прорыв случится, когда придумают робота-осеменатора, мы этого очень ждем! Я сам осеменял на ферме: ты пять коров осеменил — полдня прошло», — делился опытом аграрий.
«Я уверен, что скоро школьник в Татарстане или Норильске приделает к телефону лазер и отомстит колорадскому жуку! Наверняка вы колорадского жука летом собирали — когда все купаться идут, а у тебя майка на спине выгорает, потому что ты все лето собирал жука, я его ненавижу! Я готов лично дать грант на создание такой технологии», — обещал Сирота.
Еще одна идея от фермера — создание льгот при поступлении в сельхозвузы для выпускников аграрных классов сельских школ. Говорит, что 70% мест в вузах занимают выпускники городских школ, которые потом не пойдут работать на село. А сельские парни и девушки часто проигрывают им по баллам ЕГЭ, а все потому, что на селе не хватает хороших преподавателей. В пример он снова привел себя — в молодости не смог поступить в Российский государственный аграрный университет им. Тимирязева. «Я учился в сельской школе, знаю о чем речь. Я бы сейчас ЕГЭ не сдал на проходной балл в Тимирязевку. У меня были хорошие баллы по биологии и математике, но физики у меня не было. Ну физик был алкоголиком, поэтому физики, по сути, не было», — объяснял он.
Также, по его мнению, нужно поручить минпросвещения ввести дуальное образование для агрокадров: чтобы студенты работали и учились одновременно, как это было в Советском Союзе. Перемен требуют и образовательные программы: «В курсе механизатора 40 часов философии, я смотрю на своего механизатора Сашу, ну ему философия Канта не зайдет! Лучше бы он что-то лишнее о машиностроении узнал, ему это было бы интереснее».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 16
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.