«Кто-то видит букву «М», кто-то — человечка с чемоданами, кто-то — тюльпан», — говорит гендиректор МУП «Метроэлектротранс» Айдар Абдулхаков о новом логотипе организации. Вдохновлялись дизайнеры сразу тремя образами: мечетью Кул-Шариф, символической буквой «М» и татарским национальным орнаментом — тюльпаном. Ребрендинг транспорта, спецтехники и одежды сотрудников проведут поэтапно. Новый символ появится и на жетонах метро. Эксперты находят плюс в том, что дизайн-студия «Неон-Арт» отразила в логотипе национальный колорит республики — так появится узнаваемый бренд казанского метро. Критики же считают, что логотип не выполняет главную функцию — помощи с поиском ближайшей станции. Подробнее — в материале «БИЗНЕС Online».
Айдар Абдулхаков: «Получился современный, устремленный в будущее логотип»
«Идущий в ногу со временем»: у казанского электротранспорта появился новый логотип
Сегодня МУП «Метроэлектротранс» представило новый логотип и фирменный стиль предприятия, разработанный казанской компанией «Неон-Арт».
«Получился современный, устремленный в будущее логотип, идущий в ногу со временем, — рассказал изданию гендиректор предприятия Айдар Абдулхаков. — Кто-то видит букву „М“, кто-то — человечка с чемоданами, кто-то — тюльпан».
За основу дизайнеры взяли три образа:
- архитектуру мечети Кул-Шариф, изгиб арок;
- букву «М» как символ метро;
- татарский национальный орнамент, тюльпан.
Над логотипом работали три месяца. Рассматривали варианты даже двух отдельных эмблем для метро и наземного электротранспорта. Выбранный вариант сочли подходящим для всех видов городского электротранспорта. Новый логотип единогласно принял и коллектив, участвовавший в разработке, рассказывают на предприятии.
На перемены предприятие решилось в год 75-летия пуска первого троллейбуса в Казани. Главная цель — сохранить преемственность и национальный колорит. «Надеемся, логотип понравится жителям, гостям города и станет символом качества, безопасности и комфорта пассажирских перевозок», — заявляют на предприятии.
Логотип поэтапно нанесут на электрический транспорт, спецтехнику предприятия, по мере износа заменят форму и спецодежду сотрудников
Логотип поэтапно нанесут на электрический транспорт, спецтехнику предприятия, по мере износа заменят форму и спецодежду сотрудников. В планах обновить фонари у входов в метрополитен, с новым логотипом уже заказали жетоны. «Туристы забирают жетоны на сувениры, поэтому раз в 3–4 года покупаем новые. Это стандартная закупка, напрямую не связанная с ребрендингом. Старые жетоны продолжат находиться в обращении», — уточнили на предприятии.
Подвижной состав пока не украшают новые логотипы. Такая же ситуация и на станциях метро «Кремлевская» и «Площадь Тукая»
В постепенном ребрендинге сегодня убедился и корреспондент «БИЗНЕС Online», побывавший на остановке «Университет» для троллейбусов №2, 3, 5, 7, 8. Подвижной состав пока не украшают новые логотипы. Такая же ситуация и на станциях метро «Кремлевская» и «Площадь Тукая». Форма сотрудников и поезда имеют прежний вид.
Подземка получила символ с буквой «М» и перевернутым тюльпаном в 2005 году, при этом на жетонах использовали традиционную остроконечную букву «М» без тюльпана
Казань упорядочивает символику транспорта, над новым лого думают Самара и Санкт-Петербург
До сегодняшнего дня у МУП «Метроэлектротранс» было два логотипа: предприятия и метрополитена. Разноцветный логотип МУПа со звездой в центре, троллейбусом, трамваем и поездом метро сделали в 2016 году. Подземка получила символ с буквой «М» и перевернутым тюльпаном в 2005-м, при этом на жетонах использовали традиционную остроконечную букву «М» без тюльпана.
При работе над логотипом казанского «Метроэлектротранса» дизайнеры анализировали символику метрополитенов мира и других российских городов. Например, в Нижнем Новгороде пассажиров встречает значок с оленем — символом области, который изображен и на гербе города, а логотип метрополитена в Новосибирске выполнили с использованием основных цветов флага города. Отсылки к особенностям города есть и в знаке метрополитена Санкт-Петербурга. Петербургское метро — одно из самых глубоких в мире, поэтому соединяющиеся линии в букве «М» символизируют эскалаторы, а полукруглые основания — своды туннелей.
Смену логотипа метрополитена обсуждают и в других городах. Например, Самара еще в 2019 году провела голосование за лучший логотип, а петербургские дизайнеры регулярно предлагают ребрендинг метро, но часто сталкиваются с критикой предложенных вариантов.
До 1991 года в городах с метрополитенами использовали единый дизайн логотипов подземок. Различия заключались только в цвете: в Москве логотип был красным, а в Санкт-Петербурге — синий.
«Единственное, что у меня вызывает очень большие сомнения, — будет ли он читаться как логотип метро и тем самым работать как сигнальный знак в поиске человеком станции»
«В этом логотипе зашкаливает количество сильных, мужских, брутальных отсылок»
Сергей Насекин — директор дизайн-студии «Айбат»:
— Что могу сказать о новом логотипе «Метроэлектротранса»? Да, национальный мотив отражен, безусловно, и в принципе он неплохо масштабируется — то есть он работает. Потом логотип дублируется в паттерн, другими словами, из него делается орнамент.
Единственное, что у меня вызывает очень большие сомнения, — будет ли он читаться как логотип метро и тем самым работать как сигнальный знак в поиске человеком станции. Если в Москве или Петербурге я ищу метро, то кручу головой и вижу вот эту узнаваемую букву «М». А здесь у меня появляются большие сомнения, что он будет так же работать для многочисленных туристов и гостей нашего города.
Насколько пришло время делать ребрендинг, делать новый логотип? На самом деле здесь все просто — пока у нас было пять станций метро, им мало кто пользовался. Я прекрасно помню, как садился в метро и ехал в пустых вагонах. Тогда и необходимости особой в бренде не было. А сейчас, когда метро неплохо загружено и соединяет два конца города, когда активно строится вторая ветка, то, конечно, такая необходимость уже есть. Люди выходят из поездов на Северном вокзале и крутят головой: «А где здесь метро?» А по идее, его должно быть видно сразу.
Тимур Мухаметзянов — графический дизайнер:
— Я с вашего разрешения попробую по пунктам. Во-первых, я бы отметил, что здесь есть антропоморфность. Мы видим некий символ в центре, элемент, который похож на человека, поднимающего руки. Это такой радостный символ, потому что вздымающиеся руки делают логотип немножко живым и человечным, можно сказать.
В логотипе читается форма зубцов крепостной стены. Мы их знаем по Московскому кремлю, мы их знаем по Казанскому кремлю, потому это отсылка к истории, истории Казани.
С точки зрения символов этот логотип достаточно брутальный. В нем прослеживается устойчивость, сила, маскулинность. Снизу и сбоку все квадратное, все устойчивое, все вписано в квадрат, что делает логотип крепким. Кроме того, если уж копать глубже, то здесь есть буква «М», которая отсылает нас к некому мужскому началу, и буква Y, которая напоминает о мужской половой хромосоме. То есть в этом логотипе зашкаливает количество вот таких сильных, мужских, брутальных культурных отсылок.
Две параллельные линии, которые расходятся, могут символизировать рельсы, могут символизировать пути трамвая — все что угодно. Это такая хорошая транспортная развилка, хороший транспортный узел. В этом есть отсылка, собственно, к самому транспорту, что добавляет логотипу динамики. А использование транспортной символики в этом логотипе просто необходимо.
Ирина Шмидт — дизайн-директор студии графического дизайна Deza:
— В целом логотип оставил положительное впечатление по очень многим параметрам. И мне кажется, что генеральные задачи были решены. Сохранилась преемственность на уровне буквы, и это хорошо. Причем это было достаточно несложно с учетом того, что у нас основным элементом является буква «М». А она, как говорится, и в Африке буква «М». Появился национальный колорит — и на уровне работы с цветом, и на уровне работы с пластикой знака.
Очень здорово работает типографика. У нас обычно слово «метрополитен» пишут мелкими буквами под знаком, а здесь такое интересное блочное решение: «Казанский метрополитен». Это хорошо читается, это емко, и за счет такого использования достаточно крупная типографика работает со знаком «хорошо».
Так что в целом впечатление положительное. Преемственность сохранилась, при этом знак стал современнее. Он удобен в использовании, это видно на ряде носителей, потому такое обновление я бы отметила как плюс. Мне кажется, что получилось придать новое прочтение знаку в целом. Там читается не только буква «М», цветок тюльпана, но и образ человека. Хороший акцент на том, что метрополитен — это для людей прежде всего.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 73
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.