Комплекс дорожно-транспортных решений воплотили в Казани перед Универсиадой-2013. К студенческим играм построили транспортные развязки, новые станции метро, обновили улицы. В те годы Казань простилась с Golden Dragon и Higer — китайские автобусы заменили «МАЗы» и «НЕФАЗы». На улицах появились умные светофоры, полосы общественного транспорта, создали задел для платных городских парковок. Часть решений улучшила обстановку в городе и продолжила развитие, а часть миллиардных вливаний так и не дала ожидаемой отдачи или была съедена выросшей автомобилизацией. Подробности — в материале «БИЗНЕС Online».
Большой строительной площадкой Казань стала в 2009 году. Городу предстояло не только построить, подготовить к соревнованиям 33 спортивных объекта, но и городскую инфраструктуру к приезду спортсменов, спортивных функционеров, туристов
Город и Универсиада-2013: не только и не столько спортобъекты
Универсиада-2013 дала Казани мощный толчок в развитии городского хозяйства. Большой строительной площадкой столица РТ стала в 2009 году. Городу предстояло не только построить, подготовить к соревнованиям 33 спортивных объекта, но и городскую инфраструктуру к приезду спортсменов, спортивных функционеров, туристов. А это десятки дорог, новые станции метро и наземный общественный транспорт, благоустройство тротуаров, улиц.
Право проведения 27-й Всемирной летней Универсиады 2013 года Казань получила 31 мая 2008-го по итогам заседания исполкома международной федерации студенческого спорта FISU. Столица РТ опередила испанский город Виго и южнокорейский Кванджу. Этому событию предшествовала борьба за Универсиаду 2011 года, которую Казань проиграла китайскому городу Шэньчжэнь.
Универсиада-2013 стала самой масштабной. В Казани разыграли 351 комплект медалей по 27 видам спорта среди 11,7 тыс. представителей 162 стран. Это рекорд студенческих спортивных игр, проводимых с 1923 года.
Прошло 10 лет. Посмотрим, какие надежды оправдались, а какие нет в сфере дорожно-транспортного развития города. Что Казани удалось сделать к Универсиаде и закрепить результат, а что — нет?
1. Автовладельцы переварили «транспортную таблетку» Универсиады
У обновленной дорожной сети появилась и обратная сторона в виде роста автомобилизации. Площадь городских дорог Казани с 2005-го увеличилась вдвое до 22 млн кв. м, а число машин за те же 17 лет выросло втрое с 135 тыс. до 450 тысяч
К студенческим играм в городе за 38 млрд рублей обновили 23 городские улицы, возвели 12 транспортных развязок, реконструировали и построили 42 пешеходных перехода. Не удалось включить в программу работ только развязку у бывшего ресторана «Акчарлак». И тогда, и сегодня это напряженный перекресток улиц Николая Ершова, Гвардейской, Сибирского тракта и Патриса Лумумбы. Новых развязок за все это время в Казани не построено.
Да, казанцы вздохнули свободнее. Особенно ярко этот момент проявился после того, как сняли перекрытия дорог на десятках ремонтируемых и строящихся участков. Но эта терапия уже выдыхается, поскольку с каждым годом становится все больше машин. «Город не резиновый! Имея такие вливания в транспортную инфраструктуру, уже с трудом перевариваем количество машин», — говорил в 2022 году мэр Казани Ильсур Метшин.
У обновленной дорожной сети появилась и обратная сторона в виде роста автомобилизации. Площадь городских дорог Казани с 2005-го увеличилась вдвое до 22 млн кв. м, а число машин за те же 17 лет выросло втрое с 135 тыс. до 450 тысяч. Только за два минувших года прирост составил 18%. В результате теперь на один автомобиль приходится меньше дорожной площади, чем было. Если в 2005-м на одну зарегистрированную в Казани машину был 81 кв. м дорог, то теперь в 1,5 раза меньше — 48 кв. метров.
Так автомобилисты с хрустом и аппетитом дожевывают универсиадские дорожные пилюли. И хорошо, что власти республики при поддержке федерального центра подготовили новые проекты вылетных магистралей и улиц.
2. Ускорить движение потока: автобусные полосы, запрещающие знаки, задел для платных городских парковок
Начались ужесточения парковки вдоль дорог центра города. Появились массовые запрещающие знаки на стоянку, остановку машин
В период подготовки к Универсиаде в Казани резко увеличили число выделенных полос для общественного транспорта. Разметка появилась сразу на 49 улицах. Штрафовать за езду по выделенной полосе начали еще в 2011 году. Автовладельцы требовали признать полосы незаконными, но прокуратура нарушений не нашла. Выделенные полосы оказались полезны для города — скорость движения автобусов, троллейбусов в среднем увеличилась на 15–30%. Затем это оценили легальные таксисты.
Власти также поняли, что бесконечная хаотичная парковка в центре — это урбанистический кошмар. Начались ужесточения парковки вдоль дорог центра города. Появились массовые запрещающие знаки на стоянку, остановку машин. Но где парковаться? В 2011 году Казань отвела 38 участков под многоуровневые паркинги. Но тогда в массовом сознании казалось абсурдом платить за парковку, и нашлось лишь 12 инвесторов. «Плюшкой» для них стал механизм налоговых послаблений. Так, для построенных до 2013 года паркингов минимум на 150 машино-мест налог на землю уменьшили в 7 тыс. раз, а налог на вмененный доход — в 50 раз. Республиканские власти уменьшили налоги на прибыль и имущество. Бесплатным сделали подключение к сетям. Ну а решающим фактором стали настоятельные просьбы руководства республики к крупнейшим предприятиям и банкам РТ взяться за эти проекты.
Теперь эти паркинги в основном имеют постоянную клиентуру. Но этого было мало — в соответствии с европейским примером освобождать центр города от припаркованных на день машин продолжили в 2015 году. Появились первые платные муниципальные парковки вдоль дорог: их главная цель — обеспечить ротацию машин, чтобы они не стояли на улицах часами, поэтому ценник на них почасовой. Городское парковочное пространство продолжает расширяться и уже шагнуло в спальные районы города.
3. Умные светофоры, первая разметка термопластиком
В преддверии Универсиады на развитие автоматизированной системы управления дорожным движением Казани выделили 980 млн рублей. Это позволило сделать умными 98 светофоров
Ускоряли скорость движения транспортного потока и умными светофорами. В преддверии Универсиады на развитие автоматизированной системы управления дорожным движением Казани выделили 980 млн рублей. Это позволило сделать умными 98 светофоров.
Сегодня в городе 460 светофоров, из которых уже 160 умных — это более трети. Благодаря координированному управлению АСУДД пропускная способность улично-дорожной сети города увеличилась на 15–20%, а средняя скорость движения — до 25%, заявляли в исполкоме Казани в 2022 году. Впрочем, по оценкам экспертов, для эффективного управления транспортными потоками к адаптивной системе должно быть подключено 80% светофоров, а не 34% — так что тут еще шагать и шагать.
Система работает так: детекторы на перекрестках подсчитывают количество проезжающего транспорта и отправляют данные по оптоволоконной связи в центральный пункт управления. Там программа анализирует информацию, после чего выбирает подходящий для такой ситуации режим работы светофора и посылает сигналы изменения работы светофоров.
Дорожная разметка термопластиком тоже впервые появилась в преддверии Универсиады на 25 улицах Казани. Эта технология и сегодня позволяет сохранять на дорогах разметку круглый год. Для сравнения: разметка нитрокраской служит 3–4 месяца.
4. Казань простилась с китайскими «драконами», но обновление автобусов не стало системным
В течение 2012–2013 годов перевозчики Казани заменили 700 из 1,1 тыс. автобусов. На смену пришли низкопольные «МАЗы» и «НЕФАЗы» большой вместимости
В преддверии Универсиады с дорог Казани уехали «золотые драконы» и Higer — эти городские автобусы были многоступенчатыми, резко тормозили и сильно чадили. Такими эти машины запомнили казанцы. В течение 2012–2013 годов перевозчики Казани заменили 700 из 1,1 тыс. автобусов. На смену пришли низкопольные «МАЗы» и «НЕФАЗы» большой вместимости.
Следующее обновление автобусного парка провели к чемпионату мира по футболу. Тогда автобусные предприятия города заменили еще 220 автобусов.
Обновление не стало системным, а остается кампанией к праздничной дате или событию. Например, сегодня в Казани надо менять 36% автобусов, купленных в период подготовки к Универсиаде и ЧМ-2018. Но перевозчики столицы РТ мотивированы только билетной выручкой — городской или республиканский бюджет не покрывает часть расходов на транспортную работу. Это не позволяет ежегодно направлять до 20% бюджета предприятия на покупку нового подвижного состава, как советуют эксперты по транспорту.
Но и в этот раз автобусы Казани обновят в преддверии событий. В 2024-м город выберет новый состав Госсовета РТ, а в 2025 году — выборы президента республики и Казгордумы. Правительство РТ решило помочь транспортникам с покупкой 400 автобусов в лизинг, из которых Казань заявилась на 263. И таким образом на поток жалоб пассажиров в выборные годы, очевидно, прольется успокоительное «масло».
5. Трамвай №5 так и не стал скоростным, а Большое казанское кольцо закольцевали только в 2020 году
Закольцевать 5-й маршрут трамвая и Большое казанское кольцо получилось только в 2020 году благодаря строительству магистрали 100-летия ТАССР за 5 млрд рублей
К Универсиаде начали строить кольцевую линию казанского скоростного трамвая. Первый некольцевой этап трамвая №5 от ж/д вокзала Казань-1 до «Солнечного города» заработал в октябре 2012 года. И тогда, и сегодня это самый длинный в России и СНГ трамвайный маршрут. Реконструкцию и строительство новых участков трамвайных линий вели с 2009-го. Работы шли параллельно со строительством транспортных развязок Большого казанского кольца.
Для нового маршрута МУП «Метроэлектротранс» за счет бюджетных субсидий купило трехсекционные скоростные трамваи «Белкоммунмаш», сумма сделки составила 1 млрд рублей. Впрочем, пути кольцевого трамвайного маршрута по сей день не на 100% обособлены от автомобильных полос, поэтому пока Казани не удается сделать из 5-го трамвая полноценный скоростной вид транспорта.
Закольцевать 5-й маршрут трамвая и Большое казанское кольцо получилось только в 2020 году благодаря строительству магистрали 100-летия ТАССР за 5 млрд рублей — на тот момент это была самая крупная дорожная стройка в Казани после Универсиады.
6. Стройка метро в Казани потеряла универсиадский темп
Последнюю станцию первой линии — «Дубравная» — после Универсиады «вымучивали» пять лет и сдали только в 2018 году, хотя планировали в 2015-м
Сразу три станции метрополитена Казань обрела в преддверии Универсиады: «Яшьлек», «Северный вокзал» и «Авиастроительная». Для ускорения «Казметрострой» сначала проложил сами линии, а потом приступил к станциям, демонтировав кольца тоннелей в утвержденных местах. Строить начали сразу после открытия станции «Козья слобода» в 2010-м и уложились в три года. На метро тогда выделили 12,5 млрд рублей, из которых 10,5 млрд — это федеральный бюджетный кредит.
Универсиадские темпы стройки метро остались в прошлом. Последнюю станцию первой линии — «Дубравная» — после Универсиады «вымучивали» пять лет и сдали только в 2018 году, хотя планировали в 2015-м.
Первый отрезок второй линии казанского метро — четыре станции с тоннелями длиной 5,7 км — строят с июля 2019 года и планируют завершить в 2027-м при устойчивом финансировании.
7. Как «Аэроэкспресс» стал «вагоном для двоих» за 9 млрд рублей
РЖД реконструировали центральный ж/д вокзал, построили с нуля терминал «Аэроэкспресс» в аэропорту, проложили участок пути Казань – аэропорт, включающий две автодорожные развязки и тяговую подстанцию. В итоге на ветку потратили 9 млрд рублей
Международная ассоциация университетского спорта FISU требовала: дорога из центра Казани до аэропорта должна занимать не более 20 минут. В поддержку автомобильной дороге, проспекту Универсиады, решили строить железнодорожную ветку аэроэкспресса длиной 26 километров.
Для этого РЖД реконструировали центральный ж/д вокзал, построили с нуля терминал «Аэроэкспресс» в аэропорту, проложили участок пути Казань – аэропорт, включающий две автодорожные развязки и тяговую подстанцию. В итоге на ветку потратили 9 млрд рублей.
Расчетные цифры пассажиропотока не сошлись с реальностью. По итогам неполного 2013 года «Ласточка» перевезла 41,9 тыс. пассажиров, что в 2,5 раза меньше трафика казанского метро за сутки и в 12 раз меньше, чем планировали изначально.
«Аэроэкспресс» проиграл конкуренцию такси. В 2015 году место «Ласточек» заняли пригородные электрички компании «Содружество», подконтрольной железнодорожной монополии, правительствам Татарстана и Удмуртии.
8. Казань простилась со зданием-долгостроем на Северном вокзале
На новый одноэтажный терминал вокзала Казань-2 направили 1,2 млрд рублей, еще 660 млн рублей потратили на реконструкцию пригородных пассажирских платформ
Перед Универсиадой РЖД суммарно вложили в железнодорожную инфраструктуру Казани 13 млрд рублей. На новый одноэтажный терминал вокзала Казань-2 направили 1,2 млрд рублей, еще 660 млн рублей потратили на реконструкцию пригородных пассажирских платформ.
Так столица РТ обрела долгожданный железнодорожный вокзал Казань-2. Строить здание начали в 1974-м, но забросили через два года. Трехэтажный объект стал городским долгостроем, который РЖД снесли в 2011 году и построили новое одноэтажное здание, совместив его с автобусным вокзалом и выходом в метро. Получился новый многофункциональный транспортно-пересадочный узел.
9. Воздушный транспорт: неудачное партнерство с болгарами
После авиакатастрофы у республики не стало своего перевозчика, а банкротство АК «Татарстан» завершили в 2017 году
До начала Универсиады-2013 республиканские власти решили модернизировать аэропорт Казани и придать импульс развитию авиакомпании «Татарстан». В качестве партнера выбрали болгарский инвестиционный холдинг «Химимпорт», с компаниями которого создали совместное предприятие «Тат-Авиа». Ключевой совладелец холдинга Иво Каменов после встречи с тогдашним президентом РТ Минтимером Шаймиевым публично обещал инвестиции в $70 млн на реконструкцию аэропорта «Казань» и обновление парка самолетов авиакомпании «Татарстан».
Получив акции аэропорта Казани и АК «Татарстан», «Химимпорт» передал в субаренду перевозчику четыре старых Boeing болгарской Bulgaria Air (самому новому самолету было больше 15 лет). «БИЗНЕС Online» подробно писал о закупленных Boeing АКТ, в том числе о Boeing 737-53A (24785, VQ-BBN), который приобрели 18 декабря 2008 года. Именно этот борт, выпущенный в 1990-м, разбился в аэропорту Казани 17 ноября 2013 года… После авиакатастрофы у республики не стало своего перевозчика, а банкротство АК «Татарстан» завершили в 2017-м.
В партнерстве с болгарами начали строить терминал 1А, для достройки которого и реконструкции первого терминала требовалось увеличить уставный капитал «Тат-Авиа» на 2 млрд рублей. Болгары настаивали на привлечении кредитов, что не устраивало татарстанскую сторону. В итоге бизнес-партнерство распалось в 2012 году, долю болгар выкупили за 364 млн рублей. Сегодня аэропортом владеет государственный «Связьинвестнефтехим».
К 2018 году аэропорту Казани стало тесновато в двух терминалах — через пять лет после Универсиады воздушная гавань достигла пика пропускной способности. Тогда же появились планы по стройке нового терминала на 7 млн пассажиров.
10. Речной флот: ни новых судов, ни здания речпорта. Но это пока
Еще один несостоявшийся подарок горожанам и гостям столицы РТ к Универсиаде — здание центрального речного вокзала Казани. Структуры главы ПСО «Казань» Равиля Зиганшина безуспешно реконструируют объект с 2005 года
Универсиаду хотели принимать с новым речным флотом. За пять лет до студенческих игр на Чистопольском судостроительно-судоремонтном заводе решили построить 8 прогулочных катамаранов — не удалось. В те годы ни один российский завод не мог предложить новых судов для пригородного сообщения. Не было не то что крупно-, но даже и мелкосерийного производства. В том числе и на Зеленодольском заводе им. Горького.
Ситуация поменялась только спустя 10 лет. В этом году власти РТ создали АО «Флот Республики Татарстан» с 100-процентным участием РТ в уставном капитале. Размер бюджетных инвестиций составил 2 млрд рублей. На покупку двух новых «Метеоров» у Зеленодольского завода им. Горького уже потратили 1,2 млрд рублей, еще 160 млн рублей израсходуют на судно А-217. Оставшиеся 640 млн рублей пойдут на ремонт пассажирских судов.
Еще один несостоявшийся подарок горожанам и гостям столицы РТ к Универсиаде — здание центрального речного вокзала Казани. Структуры главы ПСО «Казань» Равиля Зиганшина безуспешно реконструируют объект с 2005-го. В этом году главный архитектор столицы РТ Ильсияр Тухватуллина заявила, что зданию планируют вернуть исторический облик.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 241
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.