«У каждой свой художественный мир, но в точках соприкосновения происходит особая магия», — рассуждали гости на открытии новой выставки «Colonisation: Параллельные времена» в галерее «БИЗON». Экспозиция объединила работы москвички Юлии Якубович и уфимской художницы Нелли Акчуриной. Первая экспериментирует с необычными материалами: жженый пластик, рыболовная леска. Даже выброшенная деталь от кондиционера может стать у Якубович частью произведения искусства. Акчурина же творит в редкой технике травописания, виртуозно работает с текстилем, проводит перформансы, создает интерактивные инсталляции и дает вторую жизнь аутентичным предметам, найденным в сундучке в удмуртском селе.
-
В казанской галерее современного искусства «БИЗON» открылась новая выставка «Colonisation: Параллельные времена», объединившая работы москвички Юлии Якубович и художницы из Уфы Нелли Акчуриной.
-
Открытие собрало аншлаг — у входа образовалась очередь из желающих послушать авторскую экскурсию.
-
Художницам несли красивые цветочные композиции, которые часто вписывались в палитру выставки.
-
Арт-директор «БИЗОNа» Александр Шагулин представил авторов: «Впервые произведения Юлии Якубович мы увидели на ярмарке современного искусства Art Russia в Москве. Мы рады показать казанским зрителям работы, которые нас впечатлили тогда. Имя Нелли Акчуриной уже знакомо гостям нашей галереи — два года назад несколько ее работ принимало участие в групповой выставке „М7 и новые кочевники“. Теперь же мы отвели под произведения Нелли целый этаж. Вы можете убедиться, насколько многогранен ее талант».
-
На первом этаже представлены арт-объекты Якубович. Она использует самые разные материалы: обожженный пластик, металл, рыболовная леска. Четыре вертикальные работы из плексигласа из серии «Учителя» посвящены любимым художникам Юлии: да Винчи, Врубелю, Рембрандту и Хокусаю. Если приглядеться, то в застывшем пластике легко считываются узнаваемые паттерны их работ.
-
Экспонаты в центре зала («Рембрандт» и «Да Винчи») можно рассмотреть с двух сторон. Одна сторона матовая…
-
…а другая имеет глянцевый эффект.
-
«Изначально материал выглядит как прозрачный лист, который я покрываю двумя слоями живописи и обжигаю горелкой. Фиксируется все холодной водой. В процессе выделяются ужасный запах и черный пепел, поэтому нужно делать перерыв. Это долгий и кропотливый труд», — объяснила детали необычной техники Якубович.
-
Рядом на стене находятся два круглых арт-объекта — материалом послужили старые мешки из-под кофейных зерен. Художница их распускала, заново сшивала и приклеивала к холсту. По словам Якубович, схожесть их с Акчуриной метода заключена в том, что обе художницы дают вторую жизнь старым предметам — частью произведения искусства становятся самые неожиданные артефакты. К примеру, выброшенная деталь кондиционера, которую Якубович поместила в центр работы «Солнце №1» (на фото), стала своеобразным сердцем небесного светила.
-
«Есть особая фактурность, которую используют обе художницы. Нам кажется, что Юлия больше про неземное, а у Нелли больше понятности и необыкновенного уюта. У каждой свой художественный мир, но в точках соприкосновения происходит волшебство», — делятся впечатлениями коллеги Якубович Виктория Ратникова и Ева Береговая. Также они заметили, как грамотно продумана сама экспозиция и эффектно подсвечены экспонаты.
-
Напротив входа в галерею расположен еще один необычный экспонат — «Ангел города», выполненный из рыболовной лески. Это была первая работа Якубович в этой технике. «Произведение долго находилось у меня в студии, я его никогда не экспонировала. Когда в мастерскую приехала команда „БИЗОNа“, нам пришла идея — „Ангел города“ стал неким мостиком к серии Colonisation, которая представлена во втором зале», — рассказала Юлия.
-
Здесь же — мерч выставки. Броши и коллажи от Акчуриной, блокноты, постеры и открытки разных видов. Футболки с графикой Якубович… Сложно уйти, не оставив что-нибудь себе на память о выставке.
-
А вот и работы из серии Colonisation. Они тоже сделаны из рыболовной лески и посвящены климатическим, географическим и ландшафтным изменениям, происходящим с нашей планетой. Выглядит впечатляюще!
-
В центре зала на вращающейся платформе находится скульптура «Большой всплеск». Она посвящена озеру Байкал, недалеко от которого родилась Якубович. В процессе работы над объектом она не раз окунала его в воду озера, так получился своего рода обряд освящения. «Мне скучно заниматься чем-то одним. Некоторые художники предпочитают только один метод. Мне же нравится переключаться», — признается художница.
-
Затем гости поднимаются на второй этаж и видят работы Акчуриной. «Нелли всегда была творческой девочкой, — рассказывает мама художницы Раиса Акчурина (на фото справа), специально приехавшая в Казань на открытие выставки из Уфы. — У нее были красивые, роскошные немецкие куклы, но она не играла с ними. Вместо этого она сама мастерила их: брала две палки, связывала вместе и играла. У нас до сих пор сохранены ее расписанные камушки», — вспоминает она. Среди любимых работ мамы — ковер «Рождение луны».
-
Ковер «Рождение луны», который за несколько недель Акчурина соткала специально для выставки в «БИЗONе», — прототипом стала гора Сусак-тау в Альшеевском районе Башкортостана. Идея объекта — показать рождение луны в ее 12 стадиях.
-
А за горой можно увидеть лес в форме башкирского орнамента и символ плодородия кускар. «Здесь присутствует 50 оттенков зеленого», — говорит Акчурина.
-
Экспозиция Нелли была создана при поддержке уфимской галереи современного искусства «Мирас». Вместе с Акчуриной в Казань приехала директор галереи Ольга Рамазанова. «Для Нелли это знаковая выставка, — поделилась галерист. — Она показала все, на что способна. Представлены все виды медиумов, с которыми Нелли работает, очень много текстиля, арт-объекты хорошо между собой взаимодействуют. Ощущение полноты и ясности ее творчества дает четкое понимание, кто такая Нелли. Каждый объект хорошо считывается, у многих экспонатов есть авторское описание в табличках. Было очень интересно экспериментировать с этим пространством. Нам понравилось работать в галерее „БИЗON“, и мне хочется верить, что казанская публика почувствует, с какой любовью мы создавали эту экспозицию».
-
Объекты из серии «Сестры» художница нашла на этносимпозиуме в Удмуртии. В те дни она посетила заброшенный дом, в котором когда-то жили две сестры — Матрена и Зоя. Из найденной там доски и зеркальца автор создала арт-объект «Кто я?». Приглядитесь, и вы увидите свое мутное отражение, которое словно смотрит на вас сквозь годы. По правую руку от художницы на стене куклы «пеленашки» без лица, чтобы злой дух во сне не украл ребенка.
-
И масштабная работа в центре зала «Время сеять» тоже появилась после визита в удмуртский дом Матрены и Зои. В их сундуках Нелли нашла различный текстиль: наволочки, подзоры, занавески. Она сшила из них круглую юбку, а в центр положила найденные в сундуке пуговицы: «Я сею новые смыслы и идеи. Возможно, когда-нибудь они прорастут и дадут свои плоды добра».
-
В центре юбки те самые «семена» из красных пуговиц, которые взращивают в себе смыслы.
-
В память о своей бабушке в технике травописания (вместо кисточки используются пучки травы) Акчурина нарисовала картину «Факия». «До войны она носила длинные косы до пояса, гуляла с подругами по полям, ходила на речку и пела татарские песни», — с трепетом вспоминает художница. В день открытия выставки Акчурина заплела себе похожие косы. Это дань памяти родной нәнәйке.
-
Помимо арт-объектов художница представила зрителям видеоролик с перформансом «33». Три часа она наматывала нити вокруг стволов, словно помещая себя в некое закрытое пространство из четырех стен. «Общество с рождения навязывает человеку самые разные установки. Только в определенный момент, а у меня это случилось в 33 года, человек понимает, что можно выйти за рамки. Довериться себе — это значит почувствовать решимость изменить что-то в своей жизни. Ощутить, что ты можешь выйти из состояния, в котором тебя заперли», — рассказывает Нелли. В это время на экране зрители видят, как художница с большим усилием разрывает нити и выбирается из заточения.
-
Мини-перформанс прошел и на открытии выставки. С арт-объектом «Обретение себя» гостям предложили поиграть, разматывая клубки. Наверху инсталляции подвешен все тот же узнаваемый башкирский символ кускар, от которого вниз спускаются нити 34 клубков. Внутри 33 из них есть надпись «Это не Я», и только в одном заключена записка «Это Я». Каждому предложили взять один клубок и размотать, чтобы прочитать послание.
-
Как по волшебству, надпись «Это Я» оказалась в клубке, который размотала мама художницы. Теперь повзаимодействовать с этим арт-объектом гости смогут на еженедельных экскурсиях — они проходят в галерее по средам в 18:30.
-
Открытие посетила известная блогер и медиаперсона Айгуль Мирзаянова. Она давно следит за творчеством Акчуриной. «Нелли — модный художник. Модность раскрывается в этнике, а не в подражании Западу. Мы все рождаемся уникальными, но почему потом становимся чьими-то копиями?» — недоумевала она. Мирзаянова поблагодарила «БИЗON» за возможность увидеть на выставках произведения актуальных художников тюркоязычного мира.
-
«Каждая экспозиция в галерее „БИЗОN“ трогает за живое, иногда я даже со слезами ухожу. Работы Нелли наполнены чувствами боли и тепла, они словно раскрывают нам душу родного края. Мне как человеку, выросшему рядом с деревней, импонируют ее работы», — рассказывает юная художница Анна Тишкина.
-
Оценил выставку и коллекционер Евгений Жудров. По его словам, различные техники художниц и разнообразие работ смотрятся гармонично и едино. «Объединяющим фактором двух концепций художников является женский взгляд на искусство, — говорит он. — В экспозиции представлены работы, посвященные малой родине художниц. Все-таки это их источник силы и творчества, который дает им энергию, вдохновение».
-
Гости из Новосибирска Виктор и Татьяна Тузовские остались под впечатлением от художественной техники Якубович. Им приглянулись полотна «Ночь» и «Сияние», в которых используются «яркие и насыщенные цвета».
-
«Я уже трижды посещала самые разные выставки галереи „БИЗON“, — делится впечатлением Лам Уен Александрова. — На выставке „Я рядом. Яратам“ было весеннее настроение. Выставка „Пацан и вечность“ полнилась чувством безудержного веселья и кринжа. А сегодня в залах галереи царит спокойствие. За счет правильного расположения экспонатов происходит полное погружение в атмосферу. Чем дальше проходишь, тем больше умиротворения испытываешь».
-
Гостья выставки Лариса Белова (справа) приехала в Казань из Москвы с родственницами — Светланой и Анисией. Вместе они пришли в галерею «БИЗON» на открытие выставки. «Работы Якубович пространственно объемные, переливаются различными цветами, создавая интересный визуальный эффект. Разнообразие стилей двух художниц создает уникальную атмосферу, в которой каждый находит для себя что-то знакомое».
-
На зеркальной витрине состоялся особый диалог художниц. Перед открытием они оставили зрителям свое послание. Поочередно дополняя рисунок маркером новыми элементами, авторы выставки безмолвно поговорили. «Ты звезда?» — написала Юлия. В ответ Нелли нарисовала образ девушки-звезды. «Кому ты светишь?» — спросила Якубович. «Себе и другим», — отметила Акчурина. Затем обе художницы совместно нанесли на оракал дополнительные элементы — звезды, рыбы, сказочный пруд с камушками.
-
Посетить выставку «Colonisation: Параллельные времена» можно ежедневно в галерее «БИЗON» в ТЦ «Родина» (ул. Баумана, 44/8) с 12:00 до 20:00. Стоимость билетов — 200 рублей. Пенсионеры и дети до 14 лет могут посмотреть экспозицию бесплатно.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 13
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.