«Компании все налоги уже заплатили, а потом задним числом, когда прибыль распределена, им снова надо заплатить», — удивляются бизнесмены из Татарстана, комментируя введение нового налога на сверхприбыль. Завтра Госдума обсудит соответствующий законопроект во втором чтении. Если он будет принят, то в 2024-м с самого успешного по итогам 2021–2022 годов российского бизнеса снимут налоговые «сливки» в общей сложности на 300 млрд рублей. В зону действия законопроекта, по сведениям депутата Айрата Фаррахова, попадает порядка 50 татарстанских компаний. В комментариях «БИЗНЕС Online» предприниматели отмечают странности нового закона, который невольно дает преференции бизнесу из серой зоны.
В феврале этого года первый вице-премьер Андрей Белоусов сообщил, что власти обсуждают с бизнесом разовый добровольный взнос в бюджет из прибылей, полученных в финансово удачном 2022 году
Заплатил разок и спи спокойно: три вопроса о налоге на сверхприбыль
С 1 января 2024 года в России появится новый налог для самых богатых компаний — налог на сверхприбыль. В феврале этого года первый вице-премьер Андрей Белоусов сообщил, что власти обсуждают с бизнесом разовый добровольный взнос в бюджет из прибылей, полученных в финансово удачном 2022 году.
«Добровольный взнос от бизнеса, да, обсуждается, однократный. Дело в том, что финансовые результаты прошлого года были очень хорошими и у многих компаний, особенно в первом полугодии, за первые три квартала, результаты оказались сильно в плюс», — сообщил Белоусов. Но теперь «добровольный» взнос, похоже, станет обязательным.
Соответствующий законопроект о «стрижке богачей» (№379248-8) был внесен в Госдуму 13 июня, одновременно с поправками к Налоговому кодексу (№379177-8). 28 июня законопроект принят в первом чтении. Во втором чтении документ планируется рассмотреть на пленарном заседании Госдумы уже завтра, 19 июля, а накануне парламентарии на бюджетном комитете активно обсуждали вносимые в него поправки, о чем сообщил депутат Госдумы от РТ Айрат Фаррахов в своем телеграм-канале.
Он «порадовал», что вместе с коллегами «внес ряд поправок, направленных на снижение рисков ухудшения финансового состояния предприятий Татарстана, развития бизнеса». Всего депутатами от РТ предложено четыре поправки в законопроект, задача которых — снизить риски ухудшения финансового состояния предприятий Татарстана. Первые две касались освобождения от налога компаний, которые относятся к нефтедобывающему сектору, но занимаются, например, нефтесервисом, сбытом продукции. Кроме того, депутаты от региона предлагали поднять порог чистой прибыли с 1 млрд до 10 млрд рублей, что помогло бы перенести налог на более устойчивые компании. Еще две поправки связано с порядком расчета налога и сверхприбыли в случае, если компания в 2018 и 2019 годах была в убытке или не фиксировала прибыль.
По словам Фаррахова, из четырех предложенных изменений в несколько доработанном варианте депутатами комитета было рекомендовано принять последнюю поправку о компаниях, у которых в 2018 и 2019 годах не имелось выручки.
Налог не коснется компаний, созданных после 1 января 2021 года, компаний – субъектов МСП, организаций – плательщиков единого сельскохозяйственного налога, компаний нефтегазового сектора и угледобывающих предприятий
Кто заплатит?
Согласно пояснительной записке, такой налог заплатят российские компании, а также иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в России через постоянные представительства, у которых средняя арифметическая величина прибыли за 2021 год и прибыли за 2022-й оказалась выше 1 млрд рублей.
Но есть и исключения. Так, налог не коснется компаний, созданных после 1 января 2021 года, компаний – субъектов МСП, организаций – плательщиков единого сельскохозяйственного налога, компаний нефтегазового сектора и угледобывающих предприятий. Также налог на сверхприбыль не заплатят организации, у которых за налоговые периоды по налогу на прибыль организаций за 2018 и 2019 годы отсутствовали доходы от реализации, кредитные и некредитные финансовые организации, в отношении которых по состоянию на 1 января 2023 года осуществлялись меры по предупреждению банкротства, а также застройщики, реализующие проекты с привлечением эскроу-счетов, которые в 2021 и 2022 годах не выплачивали дивидендов.
Налоговая ставка составит 10%, за налоговую базу примут разницу средней арифметической величины прибыли за 2021 и 2022 годы и средней арифметической величины прибыли за 2018 и 2019 годы
Как будут рассчитывать налог?
Налоговая ставка составит 10%, за налоговую базу примут разницу средней арифметической величины прибыли за 2021 и 2022 годы и средней арифметической величины прибыли за 2018 и 2019 годы.
Если законопроект будет принят, то вступит в силу с января 2024 года, т. е. заплатить налог на сверхприбыль компаниям придется не позднее 28 января 2024 года, а его сумма исчисляется налогоплательщиками самостоятельно.
В законопроекте есть дополнение, что сумму налога можно снизить: в случае фактического перечисления в 2023 году «определенной суммы денежных средств (обеспечительного платежа)» в федеральный бюджет размер налога, по сути, может быть равен величине, исчисленной по ставке 5%, а эти перечисленные средства будут зачтены в счет уплаты налога на сверхприбыль.
Фаррахов в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» сообщил, что, по предварительным оценкам, федеральный бюджет получит после введения нового налога около 300 млрд рублей
Сколько дополучит бюджет и куда пойдут средства?
В пояснительной записке утверждается, что налог на сверхприбыль будет зачисляться исключительно в федеральный бюджет и носить разовый характер. Ясно, что нововведение может отразиться и на бюджете Татарстана — за счет снижения базы налога на прибыль.
Фаррахов в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» сообщил, что, по предварительным оценкам, федеральный бюджет получит после введения нового налога около 300 млрд рублей, но отказался уточнить, какие именно предприятия из Татарстана подпадают под действие законопроекта и сколько они заплатят.
Известно лишь, что в общей сложности законопроект коснется «чуть более 50 компаний из Татарстана». По предварительным оценкам, сумма, которую заплатят татарстанские компании по налогу на сверхдоходы в федеральный бюджет, может быть около 7 млрд рублей, пояснил «БИЗНЕС Online» Фаррахов.
«Конечно, это деньги нелишние для любой компании — это и доходы работающих, и дивиденды, и инвестпрограммы на будущее, и так далее. Но мы исходим из того, что на другой чаше весов у нас ситуация, требующая поддержки федерального бюджета», — отметил Фаррахов. Многие развитые страны уже вводили такой налог — например, эта практика неоднократно применялась в Великобритании и США.
Депутат подчеркнул, что налог на сверхдоходы поступит в резервный фонд правительства России и эти средства будут направлены на социальные выплаты, пособия, медицинскую помощь и др. «Безусловно, это важный налог, страна сегодня в этом нуждается. Важно, чтобы условия его выплаты были детально проработаны и он не ухудшил финансового состояния работающих предприятий. Цель наших поправок была именно в этом, чтобы налог не нанес вред экономике», — объяснил спикер.
Реакция бизнеса: «Прибыли нет, но налог ты заплатишь»
В бизнес-сообществе Татарстана очень аккуратно комментируют нормы готовящегося законопроекта. Мол, пусть примут, а потом мы подсчитаем и посмотрим. Но в целом, конечно, мало кто пока понимает, из каких таких суперприбылей им придется платить.
Заместитель председателя ТПП республики Сергей Карпухин отметил, что новый законопроект «коснется в основном крупного бизнеса, у которого, действительно, были большие прибыли в 2021–2022 годах». «Другой вопрос, что тот период уже прошел, ситуация могла поменяться, а деньги-то нужно сейчас найти, чтобы заплатить этот налог. Вероятно, не у всех они есть в наличии, раз изначально они не планировали такие расходы», — считает Карпухин.
Что касается освобождения от налога нефтяных компаний, Карпухин не считает это чем-то «несправедливым», поскольку ранее государство уже увеличило налоговую нагрузку на эту категорию бизнеса. «Скорее всего, все, что можно было взять с нефтяников, государство уже взяло — с помощью других механизмов, а у нефтяников очень непростая система налогообложения, поэтому говорить, что их „освободили“, будет поверхностно», — полагает Карпухин. «Естественно, жизнь этот закон не облегчит никому, денег лишних не бывает. „Жирными“ были результаты в 2021 и 2022 годах, но ситуация поменялась. Компании, которые в те периоды времени чувствовали себя очень хорошо, сейчас чувствуют себя не очень», — добавляет собеседник.
«Налог такой интересный, конечно, — удивляется председатель совета директоров ООО «УК «ТрансТехСервис» Вячеслав Зубарев. — Компании все налоги уже заплатили, а потом задним числом, когда прибыль распределена [им снова надо заплатить]»
— Налог такой интересный, конечно, — удивляется председатель совета директоров ООО «УК „ТрансТехСервис“» Вячеслав Зубарев. — Компании все налоги уже заплатили, а потом задним числом, когда прибыль распределена [им снова надо заплатить].
Бизнесмен объясняет, что порой прибыль, с которой компании платят налоги, они видят разве что на бумаге. «В рублях эта прибыль есть, но фактически — за счет инфляции — ее нет. Например, купили машину за 100 рублей, потом продали за 120 рублей, казалось бы, прибыль 20 рублей, а фактически ее нет, так новую такую же машину ты купишь уже за 120 рублей. Но налог ты заплатишь», — говорит глава ТТС. А теперь, спустя два года, предприятия снова должны будут заплатить. «Мне кажется, это странно, но мы законопослушные, будем исполнять», — заключает Зубарев.
Вместе с тем он обращает внимание на серый бизнес, который в этой ситуации вновь получает преференции по сравнению с честными предпринимателями. Компании, которые и не выходили из серой зоны, не платили в бюджет, так и продолжат «успешно» работать.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 63
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.