Совсем недавно «Ак Барс Арена» собрала 41 тыс. болельщиков в матче за Суперкубок между «Зенитом» и ЦСКА, однако посещаемость первой домашней встречи «Рубина» с «Оренбургом» 30 июля вызывает беспокойства. Причина этому — карта болельщика. С данной темой Татарстан должен был столкнуться еще в прошлом сезоне, но после вылета «Рубина» из премьер-лиги свидание пришлось отложить на год. И хотя все уже успели свыкнуться с Fan ID в российском футболе, фанаты по-прежнему бойкотируют карту. Есть проблемы и в технической части. О нюансах подготовки — в материале «БИЗНЕС Online».
«Рубин» впервые столкнется с Fan ID 30 июля на матче с «Оренбургом»
Падения посещаемости не избежать?
Для успешного возвращения в РПЛ «Рубину» мало просто выигрывать — нужно, чтобы эти победы увидели как можно больше людей. Но сделать это с Fan ID трудно. После внедрения карты болельщика вопрос был не в том, упадет ли посещаемость, а в том, насколько она снизится. Картина в других клубах РПЛ не радует. Средняя посещаемость «Зенита» упала с доковидных 39,4 тыс. в сезоне 2019/20 до 30,6 тыс. в 2022/23, «Спартак» зафиксировал падение с 21,8 тыс. до 10,9 тыс., у ЦСКА было 12,6 тыс., а стало 9,1 тысячи.
«Рубин» собирал в прошлом сезоне Первой лиги 7,7 тыс. зрителей и пока рискует не удержать даже эту планку в премьер-лиге. Карту болельщика к текущему моменту оформили 15,4 тыс. человек — такими данными поделились с «БИЗНЕС Online» в пресс-службе минцифры РТ. Это 36% от общей вместимости «Ак Барс Арены», которую сайт РПЛ оценивает в 42 398 мест. Как мы понимаем, все 15,4 тыс. обладателей Fan ID не будут исправно ходить на каждую игру.
Промокампанию по Fan ID «Рубин» начал 27 мая с матча 29-го тура с махачкалинским «Динамо», когда стало понятно, что казанская команда оформит прямой выход в РПЛ (до этого момента в клубе не решались напоминать зрителям о карте болельщика). На игре с «Динамо» получить паспорт можно было прямо на стадионе, после чего пройти на игру бесплатно. В этот день на футболе впервые применили практику выездных МФЦ: грубо говоря, палатка с необходимой аппаратурой. На каждую требуется по три человека, которые прошли специальное обучение. Выдавать карту, к слову, может не каждый сотрудник МФЦ и не каждый центр (из 12 центров, работающих в Казани, только 10 одобряют выдачу Fan ID — их список можно найти на «Госуслугах»).
К тому моменту Fan ID уже был у 4,4 тыс. татарстанцев. В день матча к ним прибавились еще 100 человек. Эксперимент признали удачным, и «Рубин» во взаимодействии с министерством спорта и цифровизации РТ продолжил практику выездных МФЦ.
На матче «Рубина» с «Динамо» 27 мая Fan ID оформили 100 человек
Идем на заводы
Затем палатки были в парке «Урам» во время празднования Дня молодежи, на «Ак Барс Арене» на полуфинальных матчах Медиалиги и игре за Суперкубок, а также на базе «Рубина», где прошла встреча команды с болельщиками.
Выездные МФЦ побывали не только на мероприятиях в Казани, но и на крупных предприятиях. «Казаньоргсинтез», «Нэфис», Казанский авиационный завод, Казанский вертолетный завод и многие другие тоже включились в продвижение карты или включатся в ближайшее время. Сперва сотрудников уведомляли, что к ним придут сотрудники МФЦ, затем они подавали заявку через «Госуслуги», в назначенный день проходили процедуру идентификации личности и получали свой ID. Также заявлялось, что оформить Fan ID предложено всем сотрудникам муниципальных школ, достоянием интернета стало письмо минспорта РТ, разосланное по всем ведомствам, с просьбой поддержать «Рубин».
«Рубин» активно пользуется практикой выездных МФЦ
Но если с административной работой все в порядке, то на разъяснительную акцент явно не делается. К примеру, в клубе не стали призывать к оформлению карты на личных примерах: главный тренер Рашид Рахимов, лидеры команды Джоэль Фамейе, Виталий Лисакович, Олег Иванов и все другие футболисты, включая новичков-легионеров, получили паспорт, но сделали это в закрытом режиме. Представители МФЦ приехали на базу почти сразу после завершения сезона и там присвоили ID всем сотрудникам. Игроков и тренеров планируют подключать к продвижению Fan ID уже после старта сезона.
К слову, процедура для самого клуба была производственной необходимостью. На «Ак Барс Арену» в дни матчей нельзя будет пройти без Fan ID. Он нужен всем футболистам, тренерам, судьям, стюардам, телевизионщикам. Даже сотрудники службы безопасности, которые станут контролировать наличие карты, должны проверить ее друг у друга. Также без Fan ID не пройдут те, кто пойдет не на футбол, а в фитнес-клуб и к другим арендаторам «Ак Барс Арены».
В «Рубине» прогнозируют, что, как и с продажей билетов, основная масса которых расходится в день матча за считаные часы до игры, люди побегут за Fan ID в последний момент. Абонементная и билетная программы, кстати, тоже были скорректированы с учетом Fan ID. Стоимость билетов на ряд определенных секторов составляет всего 50 рублей. В разработке специальный телеграм-бот, в котором болельщики смогут получить все необходимые сведения о карте болельщика, на сайте размещена информация о получении карты.
«Наш клуб — это огромная часть нашей жизни. Однако в этой жизни есть и принципиальные моменты», — написали фанаты «Рубина»
Болельщики «Рубина» бойкотируют Fan ID
Кто точно не настроен оформлять Fan ID, так это активные болельщики «Рубина». Их количество можно оценить в 100–150 человек — это малочисленная группа на фоне всего стадиона, но очень шумная и авторитетная в определенных кругах. В соцсетях фанаты казанской команды высказали свою позицию еще 4 июля. Они назвали руководителей «Рубина», призывающих оформить Fan ID и ходить на матчи, «временными» (в противовес самим болельщикам, бесконечно преданным клубу), а также заявили, что тем не знакомы понятия «принципы» и «верность своим идеалам».
Также в фан-сообществе напомнили, что поддерживали клуб в самые тяжелые времена, в том числе после вылета «Рубина» в ФНЛ, но делать этого с Fan ID не готовы. «Наш клуб — это огромная часть нашей жизни. Однако в этой жизни есть и принципиальные моменты, переступить через которые сродни измене самому себе», — написано в сообщении. Общий пафос заявления понятен, вот только из него тяжело уловить, какой именно реакции ждали в фанатской среде от «Рубина». Что должен был сделать казанский клуб? Единственным в России восстать против Fan ID?
Причины бойкота рубиновских ультрас лежат на поверхности, подсказывают наши собеседники. Во-первых, фанаты не хотят выделяться на фоне своих собратьев в футбольных кругах. От Fan ID отказались в «Зените», «Спартаке», ЦСКА и фан-сообществе других клубов. «Ахмат» до последнего колебался, но в мае тоже присоединился к этому флешмобу. Болельщики «Балтики», которая вышла в РПЛ одновременно с «Рубином», также не намерены посещать матчи в дальнейшем. Не лезть же вперед всех? Во-вторых, фанаты опасаются остаться без своих лидеров, которые в силу хулиганского бэкграунда вряд ли пройдут через процедуру Fan ID.
В любом случае позиция самого «Рубина» не меняется: не мы вводили Fan ID и не нам его отменять. «Закон принят, и он равен для всех», — говорил в интервью «БИЗНЕС Online» президент казанского клуба Марат Сафиуллин.
Клуб еще пытается найти некий компромисс с фанатами и «уважить» их. Лояльного курса по отношению к фанатам, бойкотирующим Fan ID, придерживаются не только в «Рубине»
Новый фан-сектор?
О позиции фанатов в «Рубине» узнали еще по ходу прошлого сезона, когда клуб провел с ними встречу и попытался навести мосты. Примерно в тот момент на клуб наложили штраф за нецензурные кричалки болельщиков и закрыли целую трибуну на последний домашний матч сезона с «Динамо». Не лучшее начало отношений.
Несмотря на это, клуб еще пытается найти некий компромисс с фанатами и «уважить» их. Лояльному курсу по отношению к болельщикам, бойкотирующим Fan ID, следуют не только в «Рубине». Похожей тактики придерживаются во всех клубах премьер-лиги. Дальше всех в этом продвинулся «Зенит»: питерцы организуют фан-зоны на площадке у стадиона для бойкотировавших Fan ID. Убедительной пропаганды карты болельщика нет и у РПЛ с РФС. Это лишний раз показывает, что решение о паспорте принималось без учета мнений футбольного сообщества и пришло откуда-то сверху. Исполняют его без энтузиазма.
Однако понятна и логика властей. В очередной раз о необходимости Fan ID напомнил тот же матч за Суперкубок, который прошел в субботу в Казани. На самой игре ультрас не жгли фаеров, не использовали нецензурных зарядов, не устраивали драк. Но еще до матча правоохранительные органы задержали 196 человек, которые буянили вне арены.
Фанаты у «Рубина», может быть, не такие шумные, как в Питере и Москве, но тоже пользуются определенной репутацией. Каждый год в Казани рассматривают по 3–4 дела с запретом на поход на стадион того или иного болельщика. В последний раз фанаты отличились в прошлом году во время матча с «Уфой»: тогда на поле выбежали четыре фаната, один из которых продемонстрировал нацистскую символику, и они устроили драку с болельщиками башкирской команды. Можно вспомнить много других эпизодов, самый яркий из них случился в 2014 году: тогда во время матча с «Торпедо» фанаты вообще устроили пожар на «Ак Барс Арене». После игры задержали порядка 500 человек.
Сейчас вовсю идут разговоры, что «Рубин» якобы создает параллельный фан-сектор. На самом деле на клуб просто вышла группа инициативных студентов, которые выразили готовность активно поддерживать команду на матчах. Мешать им никто в «Рубине» не стал.
«Ак Барс Арене» нужны новые турникеты и камеры
Впрочем, ожидаемый бойкот ультрас не главная болевая точка для «Рубина» в этой теме. Главная — техническая готовность «Ак Барс Арены» к системе Fan ID. Стадион уже сталкивался с паспортом болельщика на Кубке конфедераций – 2017 и чемпионате мира – 2018. Тогда, напомним, карты заменяли иностранным туристам визу. Под систему закупалось оборудование, которое хранится в Казани по сей день. Однако просто взять и перенести его на матчи РПЛ нельзя.
Например, если на международных турнирах требовалось видеонаблюдение по внутреннему периметру (после турникетов), то теперь оно нужно на внешнем (до них). Если раньше на аппаратуре стояло иностранное программное обеспечение, то теперь требуется свое. Если ранее достаточно было одного количества турникетов, то теперь необходимо кратно больше.
С похожими проблемами сталкивались другие клубы, только сделали они это на год раньше. Согласно данным, которые приводил Sports.ru, подстройка к Fan ID обошлась стадионам в следующие суммы:
- «Открытие Арена» («Спартак») потратила 200 млн рублей — больше остальных;
- «ВЭБ-Арена» (ЦСКА) закупилась на 122 млн, а «ВТБ Арена» («Динамо») — на 70 млн;
- арены «Сочи», «Ростова», «Урала», «Нижнего Новгорода» и «Крыльев Советов» — 55,8 млн;
- меньше всего на эту процедуру ушло у «Газпром Арены» («Зенит») и «Лужников» («Торпедо»), но даже им пришлось потратить 10,6 миллиона.
На сегодня у АО «Казань Арена» можно насчитать тендеров на 43,1 млн рублей. Самый дорогой из них касается «модернизации системы видеонаблюдения» — 29,5 миллиона
В Казани, по нашей информации, приняли решение сэкономить на всем что возможно, а также воспользоваться правом РПЛ разделить работы на два этапа: сперва ставим самое необходимое, а все остальное докупаем уже после старта сезона. В итоге получилась сумма, которую можно установить через портал госзакупок. На сегодня у АО «Казань Арена» можно насчитать тендеров на 43,1 млн рублей. Самый дорогой из них касается «модернизации системы видеонаблюдения» — 29,5 миллиона. Камеры — тот пункт, где наследие ЧМ-2018 совсем не помогает: требуется новое оборудование с системой распознавания лиц.
В последнее время высказываются опасения, что у Татарстана не получится все закупить и установить до первого матча «Рубина». Сроки в самом деле экстремальные — осталось меньше двух недель. Но министр спорта РТ Владимир Леонов на прошлой неделе был полон оптимизма. «У нас первый матч будет 30 июля с „Оренбургом“. Мы проведем тесты после Суперкубка, и к этой дате все будет готово. У нас есть дорожная карта по данному вопросу, мы следуем ей», — говорил он на пресс-конференции перед встречей «Зенита» и ЦСКА.
Источник «БИЗНЕС Online», знакомый с ходом работ, заверил, что установить всю систему на «Ак Барс Арене» точно успеют до первого домашнего матча «Рубина». Уже на следующей неделе можно будет проводить тестовые мероприятия. При этом, отметил наш собеседник, с закупкой оборудования в Казани медлили до последнего. Обсуждения велись еще в прошлом сезоне, однако никто не хотел запускать процесс, пока «Рубин» окончательно не завоевал себе право вернуться в премьер-лигу.
Если установить аппаратуру под Fan ID сложно, то оформить саму карту болельщика легче простого. В этом убедился корреспондент «БИЗНЕС Online». Весь процесс занял буквально 15 минут, из которых пять ушло на очередь в МФЦ. Подозвав к себе, сотрудник центра попросил паспорт и номер телефона, после чего моментально отпустил. Номер был присвоен в тот же день. А если вы воспользуетесь системой биометрии или загранпаспортом нового образца, вам даже не нужно будет никуда идти — достаточно пройти несложную процедуру в интернете.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 44
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.