2.jpg
Владельцу ГК «Софт-трейд» Сергею Николаеву было предъявлено обвинение в мошенничестве в особо крупном размере

СПЕЦПРОЕКТ «ДЕЛО НИКОЛАЕВА»

Напомним, что в разгар мирового финансово-экономического кризиса, в начале 2009 года, появилась ошеломляющая информация, что банк «Татарстан» (входит в структуру Сбербанка) понес серьезные потери - из-за того, что выдал ранее мало кому известному собственнику группы компаний «Софт-трейд» Сергею Николаеву кредиты на сумму 2,5 млрд. рублей. В итоге Николаеву было предъявлено обвинение по ч. 4 ст. 159 УК РФ ("Мошенничество, совершенное организованной группой либо в особо крупном размере"), его арестовали и поместили в СИЗО.

По версии следствия, Николаев с июня 2007 года по октябрь 2008 года незаконно получил в Советском отделении №6669 казанского филиала Сбера не менее 30 кредитов, причем погашать их не собирался. При этом в банк были представлены ложные сведения о финансовых возможностях ООО, а также ряда других подконтрольных Николаеву фирм.

Процесс по громкому делу о мошенничестве в особо крупном размере начался в Казани 22 февраля 2012 года. Газета «БИЗНЕС Online» освещает этот процесс, материалы можно прочитать в спецпроекте нашего издания «Дело Николаева».

КАЗАЛОСЬ БЫ, ПРИЧЕМ ТУТ «СОФТ-ТРЕЙД»?

Вчера в Вахитовский районный суд Казани явился бывший директор салона автокредитования «101 магазин» Валерий Нестеров. Его история во многом похожа на те, что были озвучены в суде ранее другими директорами «дочерних» фирм подсудимого Николаева. Директоров этих фирм предприниматель находил в самых неожиданных местах - например, директор фирмы ООО «Полистройл» Ксения Андронова до того, как стать руководителем фирмы, и прежде чем приступить к заключению кредитных договоров на миллионные суммы, работала в Сбербанке в хозчасти и отвечала за тряпки. Другой управленец Николаева, директор ООО «БулгарРегионСнаб» Юлия Егорова, на которую также было оформлено огромное количество кредитов, работала в компьютерном салоне, который располагался в заброшенном бомбоубежище. А свидетеля Нестерова пригласил работать в салон автокредитования его давний друг Андрей Тарасов, который был директором салона. Нестеров стал заместителем, а уже очень скоро и директором – его друг передал ему все дела.

По словам Нестерова, он занимался автокредитованием «по накатанным рельсам» и заведенные Тарасовым правила не менял. А вот правила и порядки от Тарасова в наследство достались более чем странные – к примеру, у «101 магазин» не было своей бухгалтерии, ее вели люди из компании «Софт-трейд». Как ни пытался сегодня судья выяснить, какое отношение имела бизнес-империя Николаева к салону автокредитования, добиться вразумительного ответа от его директора так и не удалось.

«Я не знаю, кто был учредителем фирмы, которой руководил, - объяснялся Нестеров. – Я пришел, и там уже все было, вы лучше Тарасова об этом спросите. А «Софт-трейд», кажется, был собственником помещения, в котором находился наш салон, мы платили арендную плату».

Правда, затем выяснилось, что арендную плату со «101 магазин» бухгалтерия «Софт-трейда» снимала прямо с расчетного счета салона. Как получилось, что люди Николаева имели доступ к расчетному счету стороннего предприятия, остается загадкой. Нестеров, пожав плечами, заявил, что «так было заведено до меня, так было положено». Сам он ежемесячно получал скромную зарплату в 15 тыс. рублей на пластиковую карточку.

3.jpg
По словам Нестерова, у «101 магазин» не было своей бухгалтерии, ее вели люди из компании «Софт-Трейд»

«МОЖЕТ, ВЫ СЕБЕ СМЕРТНЫЙ ПРИГОВОР ПОДПИСЫВАЛИ?»

Иногда в салон автокредитования «101 магазин» наведывался сам Николаев - справиться о том, как продвигается бизнес. Предшественник Нестерова Тарасов называл его «шефом» (в каком подчинении он, а затем и сам свидетель были по отношению к основателю «Софт-трейда», опять же неясно). Вслед за салоном «101 магазин» Тарасов передал Нестерову в руководство фирмы «Торговый альянс» и «Дельта-М», но, возглавив еще в 2005 году эти компании, Нестеров до сих пор не знает, чем они занимались, и бизнес не вел.

Зато однажды взял кредит в Сбербанке на сумму в несколько миллионов рублей на развитие этого бизнеса – причем подъехать в Ленинское отделение Сбера, что на улице Чуйкова, его попросила сотрудница «Софт-трейда». У нее на руках были все необходимые документы, Нестерову оставалось лишь расписаться, что он и сделал безоговорочно.

«Вы бы хоть посмотрели, может, вы себе смертный договор подписывали?» – возмутился судья, обращаясь к свидетелю. Но тот лишь, неуверенно улыбнувшись, пробубнил что-то о «доверии».

Подписав все необходимые бумаги, Нестеров и ушлая сотрудница «Софт-трейда» сложили деньги в черный целлофановый мешок, даже не пересчитав, и покинули здание Сбера. Больше эти деньги свидетель не видел – посланница Николаева увезла их с собой.

На следующее заседание суда приглашена одна из сотрудниц Сбербанка, которая, возможно, прольет, наконец, свет на то, как удалось провернуть столь немыслимую кредитную аферу под носом у службы безопасности банка. Ведь ситуация, когда свидетель Нестеров буквально за полчаса получил миллионы рублей (без проверки залогового имущества, без ведома кредитного комитета банка), заставляет задуматься.

Рис. Анастасии Бронниковой